Основные сферы общественной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сферы общественной жизни



Марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации, об истории как естественноисторическом процессе предполагает изучение основных сфер общества, их особенностей и взаимосвязей. Особое значение разработка концепции основных сфер общественной жизни приобретает применительно к развитому социалистическому обществу, в котором резко возрастает взаимосвязь всех сфер общественной жизни. «Исследование... особенностей соотношения экономической, социальной, политической и духовной сфер и возникающих здесь проблем имеет значение для более глубокого понимания природы социализма как функционирующей и развивающейся социально-экономической системы, его экономических и социальных закономерностей, механизмов их действия и форм проявления»19.

Ныне изучение основных сфер общественной жизни приобретает большую актуальность в историческом материализме в связи с развитием, обогащением конкретных знаний об отдельных сторонах жизни общества. Так, существенно обогатились наши знания о социальной структуре общества; исследованы проблемы, связанные с развитием сфер общественной жизни, формированием советского народа как новой исторической общности людей, с изменением принципов внутриклассового деления вследствие стирания классовых различий, с взаимодействием макро- и микросоциальной структур общества;

проанализирована роль малых общностей, коллективов в социальной структуре общества, локальных социальных образований в обществе, семьи и т. д. Многие из перечисленных проблем изучались и ранее, но в на-

19 Исторический материализм сегодня, проблемы и задачи. Вопросы философии, 1972, № 10, с. 12.

46

стоящее время они исследуются более глубоко и основательно, чем прежде.

Значительны достижения в исследованиях духовной жизни общества. Если в первые послевоенные годы тематика в этой области ограничивалась изучением форм общественного сознания, роли идеологии в жизни общества, диалектики общественного и индивидуального сознания, то сегодня философско-социологическая мысль шагнула далеко вперед. Выделены различные аспекты анализа общественного сознания, вычленены разные структуры, уровни, типы его, определены различные состояния, исследованы социологические структуры духовной жизни, установлены их общие закономерности, осуществлен более глубокий философско-социологический анализ таких феноменов, как наука, искусство, идеология, обозначена обширная проблематика социальной психологии и многое другое20.

Каждый шаг в изучении отдельных областей выдвигает на повестку дня новые проблемы, заостряет постановку традиционных. В числе наиболее важных следует указать вопрос о сущности, характере элементов общества как его определенных подсистем. В связи с этим вносятся уточнения, в частности, в трактовку понятия «сфера жизни общества». Данное понятие и прежде широко использовалось для характеристики различных сторон общественной жизни. Но если раньше оно служило формальным обозначением некоторой общественной реальности, а содержание его полностью отождествлялось с содержанием тех специфических общественных областей, которое оно выражало, то теперь положение меняется. Ныне это понятие, фиксируя в обществе такие области, как материальная жизнь общества, политические институты и т. д., все больше приобретает самостоятельное содержание, общее для всех явлений, которое оно обозначает, и в то же время отличное от их специфического содержания. Поэтому оно и выступает как важная и самостоятельная категория исторического материализма.

20 Вопрос о сферах общественной жизни рассматривается в трудах В. Г. Афанасьева, В. М. Краснова, М. В. Лазе См. Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968; его же. Духовная жизнь общества. М., 1980; Бурдина А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979; Духовное производство. М., 1981, и др.

47

шиной, Ю. К. Плетникова, В. П. Рожина, В. П. Тугаринова, А. К. Уледова и ряда других исследователей. Общепризнано, например, что сферы общественной жизни — это составные элементы общества. Так, А. К. Уле-дов пишет: «Сферы общественной жизни обладают наибольшей относительной самостоятельностью и выступают в качестве основных подсистем общества» 21. В. Г. Афанасьев, анализируя структуру социалистического общества, подчеркивает: «Будучи целостной динамической системой, сложнейшим социальным организмом, социалистическое общество в СССР содержит в себе два основных среза: административно-территориальный и по сферам общественной жизни»22.

Вместе с тем многие вопросы трактовки основных сфер общественной жизни еще окончательно не решены. Прежде всего следует подчеркнуть, что до сих пор нет общепринятого научного, теоретически развернутого определения сферы общественной жизни. Это, конечно, не означает, что вообще отсутствует единство в понимании сфер общественной жизни. Все исследователи под сферой общественной жизни понимают элемент общества, его часть, объективно существующую, структурно оформленную, связанную с другими сферами, с обществом в целом.  

Известно положение К. Маркса о том, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»23. Данное положение является основополагающим для материалистического понимания общества, всего современного обществознания.

Рассматриваемое положение К. Маркса, на наш взгляд, многопланово и не только выражает основную зависимость всей общественной жизни от материального производства, но и содержит указание на дифференциацию общественной жизни. При этом обе мысли отнюдь не противоречат друг другу, напротив, именно для того, чтобы выразить основную идею материализма применительно к обществу, показать определяющую роль материального производства в его жизни, К. Маркс соответственно выделил основные сферы. Такая четкая дифференциация сфер общественной жизни позволила ему

21 Уледов А. К. Социологические законы. М., 1975, с. 86.

22 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968, с. 98.

23 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.

48

достаточно точно сформулировать указанную основную материалистическую идею.

Более того, во всех произведениях классиков марксизма-ленинизма четко выделяется проблематика, связанная с анализом материального производства (производительных сил и производственных отношений, их диалектики), социальной области (жизни классов, наций, народов и т. д.), политического управления (деятельности государства, партий, различных организаций) и духовной жизни общества. Исторический материализм ориентирует на исследование каждой сферы как определенной качественной целостности, на раскрытие законов их развития и взаимодействия. Итак, основные сферы жизни общества — это целостные подсистемы общества, имеющие свои законы развития и функционирования, но взаимосвязанные и взаимообусловленные: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная.

Рассмотрим общие определения каждой сферы и их наиболее существенные связи. Поскольку развернутая характеристика экономической сферы содержится в ряде других глав данной книги, то мы остановимся здесь лишь на некоторых основных моментах ее характеристики и роли в жизни общества.

Любое общество на каждом этапе развития не может существовать без материальных благ, которые создаются человеческим трудом. Область общественной жизни, связанная с производством материальных благ, и образует экономическую сферу общества, которая представляет собой сложное, многогранное общественное явление. Она характеризуется исторически развивающимся общественным разделением труда, например определенным соотношением промышленного и сельскохозяйственного труда, добывающей и обрабатывающей промышленности и т. д. Это функционально-производственная структура экономической сферы. Экономическая сфера выступает также как множество производственных ассоциаций, расположенных на определенных территориях и связанных друг с другом пространственными коммуникациями. Это ее регионально-производственная структура. Имеются и иные грани и стороны экономической сферы.

К числу изучаемых историческим материализмом общесоциологических законов развития экономической сферы общества относятся наиболее общие законы раз-

49

вития и функционирования данной сферы, ее определяющее влияние на все другие сферы жизни общества, закономерности дифференциации этой сферы на общие элементы и связи этих элементов.

Каковы основные элементы экономической сферы? Во-первых, это производительные силы общества, являющиеся не просто совокупностью, взаимодействием орудий производства, человека, предмета труда, а общественным процессом материально-предметной деятельности людей. Именно эта деятельность и составляет сущность производительных сил общества. Поэтому не случайно в производительных силах представлены все компоненты человеческой деятельности: субъект и предмет (объект) деятельности, средства и орудия деятельности, ее духовно-идеальные обоснования — цели, мотивы, программы и т. д. Более того, можно вполне определенно утверждать, что в историческом материализме сущность, механизм человеческой деятельности наиболее отчетливо выражены именно в категории производительных сил общества.

Во-вторых, это производственные отношения. Производственная деятельность имеет общественный характер и охватывает огромные массы людей, между которыми складываются самые различные связи и зависимости, она сложна, дифференцированна, многопланова. Взаимосвязи людей в процессе производства обусловливаются прежде всего характером их технологически-организационных контактов. Кроме того, производственные отношения включают и иные многообразные формы общения между тружениками, которые составляют основу всей системы общественных отношений.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории вскрыли истинное значение системы производственных отношений, показали, что они не сводятся только к приспособлению к производственным операциям, но и представляют собой активную силу развития всего общественного производства. Сущностью производительных сил является человеческая деятельность, а производственных отношений — отношения людей в процессе труда.

Производительные силы и производственные отношения неотделимы друг от друга и составляют две стороны, две грани единого общественного процесса производства, экономической сферы общества. Производительные силы раскрывают содержание производственной

50

деятельности, производственные отношения — ее общественную форму. Таким образом, экономическая сфера общества представляет собой органическое единство, диалектическую взаимосвязь деятельности и отношений участников непосредственного процесса производства.

Законы развития и функционирования экономической сферы общества глубоко раскрыты в социально-философских исследованиях. Однако ее внешние связи, влияние на процессы возникновения и развития других сфер общественной жизни изучены еще недостаточно. А между тем именно это влияние и характеризует экономику с точки зрения ее определяющей роли в жизни общества, раскрывает действие основного социологического закона об определяющей роли способа производства в общественном развитии. Эта роль проявляется в разнообразии связей, позволяющих увидеть разные аспекты, и, кроме того, в последовательном усложнении экономического влияния на внеэкономические сферы.

Все сферы жизни общества как бы вырастают из экономической как своей основы. Эту генетическую и вместе с тем сущностную связь экономической сферы с другими раскрыл К. Маркс в письме П. В. Анненкову: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена... и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»24. В конечном счете экономическая сфера является главной детерминантой всего общественного развития.

Экономическая сфера представляет собой и высшее выражение необходимости в общественной жизни25, и высшее проявление свободы общества26, поэтому она образует своеобразный вектор развития всех сфер общественной жизни. Порождая другие сферы, она является в то же время целью их развития, а обеспечение ее нормального и непрерывного функционирования и развития

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 402.

25 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 51.

26 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 109-110.

51

составляет одну из важных задач их функционирования. Наконец, экономическая сфера выступает своеобразным эталоном, по которому «строятся» прочие сферы, также образующие сложные системы различных видов и типов человеческой деятельности и отношений. Сознание людей, формирующееся в процессе производственной деятельности, пронизывает и другие сферы, развиваясь и обогащаясь в каждой из них.

Важной сферой общественной жизни, возникающей на основе экономической и непосредственно связанной с ней, является социальная. Любое общество состоит из определенного множества людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В обществе существуют и взаимодействуют устойчивые группы людей, обладающие различной степенью общности, отличающиеся друг от друга потребностями, интересами и т. д. и находящиеся между собой и всем обществом в разных связях и отношениях. Таким образом, человеческое общество представляет собой сложную совокупность различных общно-стей, их связей и т. д., т. е. социально структурировано. Исторический материализм изучает те законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между ними, законы развития всей социальной сферы, ее роль в общественной жизни. М. Н. Руткевич отмечает, что «социальные отношения — это... отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе»27.

Элементы социальной сферы общественной жизни разнообразны. Это народ, классы, нации, народности, общины, трудовые коллективы, неформальные группы общения по интересам (спортивные, художественные и т. п.). Все они суть определенные социальные общности. Что же представляет собой социальная общность как социальный институт?

В основе социальных общностей лежат устойчивые связи между людьми, которые воплощаются в особенностях образа жизни людей данной группы28. Они выражаются, далее, в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.

27 Руткевич М. Н. Диалектика и социология, с. 198.

28 См. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М., 1976, с. 58.

52

Социальная общность проявляется в определенном сходстве черт личностей, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании социальных типов. В. И. Ленин подчеркивал, что «личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются»29.

Социальная общность, как правило, характеризуется качественной целостностью, существованием границы, отделяющей ее от других общностей. Разделение общностей может быть одного порядка, скажем классы, а также разных порядков, к примеру классы и народности. Однако, несмотря на такое разделение, между представителями различных социальных общностей складываются устойчивые связи и отношения. Это единство выражается в единстве исторических судеб людей, входящих в данную общность, в общих тенденциях и перспективах ее развития.

Социальные общности объективны по своей природе. При характеристике всех социальных общностей и каждой из них исторический материализм исходит из того, что главным фактором их образования и развития является материальное производство, законы его функционирования и развития. Именно материально-производственная жизнь общества с ее различными сторонами, гранями структуры и т. д. выступает той основой, которая вызывает к жизни, обеспечивает существование и функционирование социальных общностей, делает их стабильными и постоянно воспроизводящимися, несмотря на неизбежную смену поколений. К. Маркс, в частности, писал, что классы — это «пустой звук, если я не знаю основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д.»30 А. А. Амвросов отмечает, что социальная структура прямо вытекает из экономической структуры3'.

Положение о том, что способ производства, материальная жизнь выступает в качестве ведущего, главного фактора формирования социальной сферы, является конкретизацией общего диалектико-материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу.

29 Ленин В. И Поли. собр. соч., т 36, с. 207

30 Маркс К., Энгельс Ф Соч., т 12, с. 726.

31 См. Амвросов А. А. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М., 1978, с. 14—15.

53

Кроме того, признание основного социально образующего фактора позволяет понять единство, целостность и разнообразие, структурное богатство социальной сферы жизни общества, которое обусловлено единством и многообразием самой материальной жизни. Рассмотрим в качестве примера взаимосвязь экономической сферы общества и таких социальных общностей, как народ, нация, класс.

Народ складывается как целостность прежде всего на базе общей трудовой деятельности, в которой соединены усилия многих людей. Совместный труд вырабатывает у людей общее отношение к жизни, общие ценности, традиции и т. д., цементирует эту специфическую социальную общность.

Представляется важным подчеркнуть, что если производительные силы, раскрывающие сущность производственной деятельности человека, выступают материальной основой народа как общности, то народ в свою очередь представляет собой своеобразное бытие производительных сил общества. Продолжая эту мысль, следует отметить и непосредственную связь между ролью человека и народа как производительной силы общества. По существу в обоих случаях речь идет об одном и том же содержании, но взятом в разных аспектах. Так, подчеркивая, что человек есть производительная сила общества, мы акцентируем внимание на самой производительной роли человека, на его вкладе в производство материальных благ. Подчеркивая роль народа, мы выделяем то, что люди, будучи производительной силой общества, тем самым сплачиваются в определенную социальную общность, что между ними складываются устойчивые связи именно как производительными силами общества.

Несколько иначе представляются материально-производственные основы национальной общности. Конечно, она формируется тоже на базе общей трудовой деятельности людей, составляющих в эксплуататорском обществе значительную часть нации. Но при этом материально-производственная деятельность как цементирующая национальную общность, как ее основа проявляется иными гранями.

Материально-производственная сфера деятельности исторически развивается. Так, в период капитализма сложилась система фабрик, заводов, сельскохозяйственных предприятий и т. д., между которыми оформились раз-

54

личные производственно-экономические связи. На основе этих связей возник общий рынок, единая система денег, налогов, специфические системы транспортных коммуникаций, средств связи и т. д. Этот сложный и многообразный механизм, расположенный на определенном пространстве, тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их общаться постоянно, вступать в самые различные контакты. И поскольку данные контакты связывали людей многих поколений, постольку это и привело к образованию особой, национальной общности.

Еще одна грань материально-производственной сферы раскрывается, когда речь идет о классовой общности. Само возникновение классов в обществе связано с определенной ступенью развития производительных сил. Но главное, что выделяет классы как социальные группы людей, — это их место и роль в системе производственных отношений, Ф. Энгельс писал: «...общественные классы являются в каждый данный момент продуктом отношений производства и обмена, словом — экономических отношений своей эпохи»32. В. И. Ленин в определении классов подчеркивал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»33. В данном определении классы выделяются, исходя прежде всего из системы производственных отношений — отношений к средствам производства, общественной организации труда, способов получения и размеров общественного богатства и т. д. Как отмечают В. Эйххорн, А. Бауэр и Г. Кох, «отношения, которые Ленин выделил в своем определении классов как коренные при делении общества на классы, являются в то же время существенными отношениями и главными признаками совокупности производственных отношений соответствующей общественно-экономической формации» 34. Если производительные силы составляют мате-

32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 26.

33 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 15.

34 Эйххорн В., Бауэр А., Кох Г. Диалектика производительных сил и производственных отношений. М., 1977, с. 66.

55

риально-производственную основу народа как общности, то производственные отношения суть основа классовых общностей. Иначе говоря, если социальным бытием производительных сил выступает народ, то аналогичным бытием производственных отношений выступают на определенном историческом этапе развития общества классы.

Естественно, формированием указанных общностей не исчерпывается социальнообразующая роль материального производства. На базе определенной дифференциации материального производства складываются различные профессиональные, региональные и прочие общности. Множество микросоциальных общностей типа производственных коллективов также обусловливается в своем становлении и развитии определенными сторонами материального производства, его отдельными звеньями. Вместе с тем экономическая сфера является определяющим, но не единственным социальнообразующим фактором той или иной социальной общности. Так, народ как общность — это не просто трудящиеся массы;

ему присуща и особая роль в общественных преобразованиях, он вносит решающий вклад во все направления общественного прогресса. Нация как общность помимо единства хозяйственной жизни характеризуется общностью территории, языка, духовной культуры, социальной психологии, определенных традиций. Классовая общность также не исчерпывается единством экономических интересов, а предполагает общность образа жизни, классовой психологии, идеологии и т. д.35

Таким образом, в области экономики, материально-производственной деятельности закладываются основы общностей, но сами общности появляются в результате совокупного взаимодействия всех наличных условий общественной жизни — и базисных, и надстроечных. Без этого еще не может быть подлинной социальной общности, социальной группы со всеми запечатленными в ней особенностями конкретной «жизненной обстановки» з6. Понятно, что все общности существуют в тесном взаимодействии, диалектическом взаимопроникновении. Не бывает так, что одни люди составляют класс, другие — народ и т. д. В. И. Ленин подчеркивал, например, что,

35 См. Семенов В. С. Диалектика развития социальной струмуры советского общества. М., 1977, с. 24-25.

36 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 430.

56

«употребляя слово: «народ», Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» з7. К. Маркс подчеркивал, что рабочий класс «составляет основной костяк каждого народа»38. Национальная общность включает в себя народ, классы, а один и тот же класс может состоять из представителей разных наций. Это говорит о сложности социальной структуры общества, о взаимопроникновении, взаимовлиянии и т. д. социальных общностей по самым различным линиям.

Однако взаимопроникновение социальных общностей не означает их взаимопогашения, отсутствия у каждой из них собственной специфики. Так, классы, будучи составной частью народа, отнюдь не перестают быть классами, т. е. устойчивыми объединениями людей с общими экономическими интересами, социально-психологическим обликом и т. д. Нация, включая в себя представителей разных классов, также не утрачивает черт национальной общности. В том и заключается особенность существования, функционирования и развития социальной сферы жизни общества, что в ней социальные общности, переплетаясь и взаимопроникая, сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Между социальными общностями складываются определенные виды отношений. Например, отношения между классами, нациями, народом и отдельными малыми социальными группами — это не просто множество параллельно существующих общественных отношений, не влияющих друг на друга. Отношения между этими общностями, находящимися в сложных, диалектически противоречивых взаимосвязях, также влияют друг на друга. Отношения между классами оказывают огромное воздействие на отношения между нациями, от взаимоотношений наций в свою очередь в большой степени зависят отношения, субъектом которых выступает народ.

Признание целостности социальной сферы общественной жизни закономерно подводит к вопросу о выделении на каждом этапе истории человечества такой общности, такого социального отношения, которое занимает центральное, ведущее место в системе общественных отношений. Какая же социальная общность является главной

37 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 124.

38 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 196.

57

в социальной жизни? Во всех классовых обществах такой общностью являются классы. Именно их существование, развитие и взаимоотношения накладывают отпечаток на исторические судьбы народов, народностей, наций и других общностей. В. И. Ленин подчеркивал, что «деление общества на классы в истории должно стоять перед нами ясно всегда, как основной факт»39. В обществе, строящем коммунизм, сложилась новая социальная общность — советский народ, что не означает ликвидации внутри него других социальных общностей — дружественных классов, наций, народностей и т. д.

Рассмотрение социальной сферы в сопоставлении с экономической позволяет раскрыть важные грани общества как целостности. Прежде всего социальная сфера выступает как конкретизация и развитие экономической. Если в экономической сфере представлены экономические интересы, хозяйственный механизм, предметно-практическая деятельность людей и т. д. как таковые, то в социальной сфере они выступают уже как грани, стороны различных общностей, их социальных отношений. Здесь они конкретизируются и обогащаются, раскрываясь в новом социальном качестве. Тем самым черты экономической сферы как основы, предпосылки, причины других сфер обретают конкретный смысл, реализуясь во взаимодействии экономической и социальной сфер. Анализ этих сфер позволяет глубже понять сущность человека. Так, в экономической сфере человек выступает как главная производительная сила общества, а в социальной сфере он раскрывается как субъект социальных отношений и связей в обществе. Он творец не только материальных и духовных благ, но и своих социальных отношений и связей с другими людьми.

Важную роль в жизни общества играет политическая сфера. Она включает в себя политическое сознание, политические организации и учреждения, политические отношения и действия. Сущностный признак этой сферы заключается в том, что в ней обобщенно, концентрированно отражаются экономические интересы, потребности социальных общностей и общества в целом. В. И. Ленин писал: «…политика есть самое концентрированное выражение экономики» 40. Политика служит не только

39 Ленин В. И. Поли собр соч., т. 39, с. 70.

40 Ленин В. И. Поли. собр соч., т. 42, с. 216.

58

мощным средством познания экономики, но и самым действенным орудием практической реализации ее потребностей, воздействия на нее и управления ею.

Экономика детерминирует развитие политики, но на ее развитие влияют и другие сферы жизни общества, особенно социальные отношения и процессы, прежде всего интересы и отношения классов. Поэтому в ленинских определениях политики важное место занимает характеристика политики как области взаимоотношений классов41. Классовая детерминированность политики имеет важное значение для понимания ее особенностей как самого обобщенного выражения экономики и ее завершения. Политика отражает экономику, состояние производства не непосредственно, а через призму классовых интересов. Собственно, главное назначение политики и состоит в осмыслении, выражении, защите и реализации интересов определенных классов. Эти интересы многообразны: экономические, социальные, идеологические, профессиональные, интересы отдельных социальных групп, слоев и т. д., составляющих тот или иной класс. Внешне они могут выступать как противоречивые, но в действительности представляют собой разные проявления общего для того или иного класса экономического интереса, который видоизменяется в зависимости от местных, профессиональных и прочих условий. Обобщая многочисленные частные, групповые интересы класса до уровня его единого экономического интереса, политика одновременно «поднимается» до наиболее концентрированного выражения экономики, ее основных тенденций, условий их реализации, позволяя этому классу сознательно направлять свою деятельность.

Будучи концентрированным выражением экономики, политика способствует сосредоточению воли, сил и действий того или иного класса вокруг его основных задач. При этом высшая степень концентрации наступает именно тогда, когда класс ведет борьбу за завоевание и использование самого мощного политического учреждения — государства в целях реализации своих интересов. В этом случае политика выступает также средством концентрации общественной инициативы, энергии, деятельности классов, социальных групп, в связи с чем политические отношения и действия по своей массовости

41 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т 43, с. 72.

  59

и результативности оказываются более сильными по сравнению, скажем, с идеологическими отношениями и действиями.

Политические взгляды, учения, программные, стратегические и тактические идеи и концепции сообщают деятельности классов и социальных групп сознательность и целеустремленность, которые обусловливают эффективность общественного развития. Политические организации и учреждения объективируют и опредмечивают политические идеи и концепции, практически реализуют содержание политического сознания, убеждений классов, т. е. реально участвуют в преобразовании жизни общества.

Особую роль в политической сфере жизни общества играют политические партии и государства. Политические партии, которые объединяют наиболее активную (в прогрессивных классах — передовую) часть класса, вырабатывают и распространяют политические идеи, концепции, развивают политическое сознание всех представителей класса, обеспечивают единство между ними, т. е. способствуют конституированию класса как реальной политической силы.

Стремление класса оказывать влияние на жизнь и развитие общества в качестве политически руководящего класса обусловливает потребность в таком учреждении, как государство, которое позволяет партии, классу придать форму общеобязательности их интересам, задачам, используя силу закона. В этом состоит большое значение государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, материально-финансовые средства, армию и т. д. Вследствие этого государство, как отмечалось, является наиболее мощным политическим учреждением, главным орудием в борьбе классов за реализацию их общественно-исторических целей. Именно поэтому в марксизме подчеркивается, что вопрос о государстве является главным вопросом политики, что есть «политика и политика» (В. И. Ленин), т. е. политическая борьба, еще не поднимающаяся до проблем государственной власти, и политическая борьба, деятельность, ставящая именно вопрос о завоевании государственной власти. Политика в полном смысле слова начинается там, где речь идет о завоевании или совершенствовании государственной власти, о реальном использовании ее для осуществления целей определенного класса.

60

Разумеется, проблема использования государственной власти в истории общества может быть правильно понята только с учетом вопросов о происхождении и сущности государства, его основных признаках, эволюции, существовании государств разных типов, в том числе и в особенности о противоположности государств по их классовой сущности: государства как выразителя интересов эксплуататорских классов и социалистического государства — выразителя интересов трудящихся нового общества.

Смысл существования политической сферы общественной жизни заключается в том, чтобы приводить в движение большие массы людей, без чего невозможно осуществлять сколько-нибудь серьезные преобразования общества. Политические отношения — борьба, союз, изоляция, нейтрализация и т. д. — это и есть те взаимосвязи, взаимодействия между классами, при помощи которых вовлекаются в политическую деятельность классы и примыкающие к ним слои общества для проведения достаточно значительных общественных преобразований.

Таким образом, политическая сфера жизни общества определяется экономической сферой с точки зрения ее возникновения, развития, содержания и сущности любых политических явлений. Она зависит от характера, состояния, уровня развития и социальной сферы. Но политика оказывает и обратное воздействие на эти сферы. Она способствует (или препятствует) реализации определенных экономических и социальных задач, ставя их осуществление в зависимость от политических решений и акций. Политика в известном смысле первенствует над экономикой. В классовом обществе это означает, что экономические явления могут существовать только в политических формах (например, отношения собственности, требующие политико-правового, законодательного, государственного закрепления), что вне этих форм задачи экономического и социального развития не могут быть ни выражены, ни решены.

Диалектика экономики и политики может рассматриваться и в более широком плане, предполагающем выяснение их соотношения в жизни общества. В этом плане первенство также принадлежит политике. Если экономика играет определяющую роль в жизни общества, то политика — главенствующую. В экономической сфере формируется совокупность самых разнообразных, внутренне

61

противоречивых возможностей развивающегося общества, выбор и реализация этих возможностей решающим образом зависит от политики. Главенствующее место политика занимает в сфере не только базиса классового общества, но и его надстройки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.054 с.)