Раздел II. Право собственности и другие вещные права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Право собственности и другие вещные права



 

Глава 13. Общие положения

 

Статья 209. Содержание права собственности

1. Гражданский кодекс не раскрывает понятие "право собственности", о котором идет речь в комментируемой статье, но перечисляет правомочия, составляющие содержание данного права: владение, пользование, распоряжение. Правомочие владения - основанная на законе возможность фактического обладания вещью, хозяйственного господства над ней. Владение не рассматривается как самостоятельное вещное право, а является элементом права собственности, однако, в некоторых случаях, оно все же приобретает самостоятельное значение и даже конкурирует с правом собственности. Например, добросовестное владение может стать основанием для приобретения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК).

Правомочие пользования выражается в извлечении полезных свойств вещи, получении от нее плодов, продукции и доходов. Собственник может осуществлять право пользования лично либо передать его другим лицам на возмездной или безвозмезной основе (договоры аренды, ссуды). Пользование имуществом собственник осуществляет по своему усмотрению, однако, с соблюдением установленных законодательством ограничений. В частности, не допускается бесхозяйное использование особо ценных природных объектов, памятников истории и культуры. Недопустимо пользование исключительно с целью причинить вред другим лицам (шикана) - ст. 10 ГК РФ. Плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности (при передаче в собственность другому лицу), состояния или назначения (при переработке). Собственник также может распорядиться вещью, уничтожив ее, если такая возможность не исключена или не ограничена законом.

2. Возможность осуществлять принадлежащее собственнику право по своему усмотрению означает, что он не связан волей других лиц при осуществлении своих правомочий. Собственник ограничен лишь требованиями, установленными законодательством (например, требованиями земельного и градостроительного законодательства в отношении застройки земельного участка) и правами и охраняемыми законом интересами других лиц, например, правом другого лица на проход (проезд) через земельный участок, возникшим в результате установления сервитута.

Комментируемая статья закрепляет возможность собственника отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, а также передавать им отдельные правомочия, обременять имущество иным образом. При этом передача отдельных правомочий не прекращает права собственности, при отпадении оснований их передачи (например, истечение срока действия договора аренды), эти правомочия восстанавливаются в первоначальном объеме.

3. В п. 3 определяются особенности оборота особой категории объектов гражданских прав - природных ресурсов. Специфика правового режима объектов, относящихся к указанной категории, основана на положении п. 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приведенное конституционное положение в единстве с правом каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), выражает один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П). В силу данного принципа федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования наделен широкими полномочиями по ограничению экономических прав хозяйствующих субъектов. Поэтому, не исключая из оборота земельные участки и иные природные ресурсы, законодатель в то же время указывает, что собственник вправе осуществлять в отношении них свои правомочия свободно, но в той мере, в какой это допускается законом, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Эти положения находят отражение в законодательстве, определяющем правовой режим отдельных видов природных ресурсов. Так, в ст. 1 ЗК РФ закреплены такие принципы как:

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Правомочия собственников объектов, относимых к природным ресурсам, ограничиваются установлением строго целевого назначения этих объектов, а также перечня возможных действий с данными объектами. То есть, свобода собственника ограничена теми рамками, которые установлены законодательством в отношении определенного вида природных ресурсов. К тому же на собственника возлагается ряд обязанностей, направленных на обеспечение сохранности природного объекта, недопущение снижения его качественных характеристик.

4. Возможность собственника передать имущество в доверительное управление, установленная п. 4, основана на положении п. 2 комментируемой статьи о праве собственника, не теряя своего правового титула, допускать других лиц к использованию принадлежащих ему вещей, в том числе с передачей им полностью или частично своих правомочий. Таким образом, в российском праве доверительное управление рассматривается как один из способов реализации правомочий собственника. Доверительный управляющий, по сути, оказывает собственнику услугу по управлению имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (ст. 1012 ГК).

 

Статья 210. Бремя содержания имущества

1. Право собственности подразумевает наличие у собственника не только прав, но и обязанностей, связанных с принадлежащим ему объектом. На собственника возлагается обязанность нести бремя содержания своей вещи, т.е. осуществлять расходы, необходимые для поддержания вещи в надлежащем состоянии и ее эксплуатации. В частности, это расходы по ремонту вещи, уплате налогов и сборов, связанных с этой вещью, внесению иных платежей.

Конкретный круг обязанностей собственника по содержанию имущества, а также порядок исчисления расходов на содержание может определяться законодательством. Например, жилищным законодательством регламентируется состав расходов собственников на содержание общего имущества многоквартирного дома, а также устанавливается, кто и в каком порядке определяет размер этих расходов. При отсутствии в нормативно-правовых актах требований к содержанию имущества, вопрос о надлежащем исполнении собственником своих обязанностей решается с учетом общих требований к осуществлению гражданских прав и исполнению обязанностей, в частности, требований добросовестности и разумности.

2. Законом или договором бремя расходов на содержание имущества может нести лицо, не являющееся собственником. К примеру, указанные расходы, по общему правилу, возлагаются на арендатора предприятия (ст. 661 ГК).

3. Обязанность нести бремя содержания имущества является абсолютной, до определенного момента она неперсонифицирована. Поскольку содержание предполагает расходы различного характера (по ремонту, эксплуатации, коммунальные платежи, уплата налогов), в каждом конкретном правоотношении собственнику будет противостоять конкретный управомоченный субъект, например, органы управления, действующие в публичном интересе, если речь идет об уплате налогов, несению предусмотренных законом расходов на восстановление свойств природного объекта. Передача имущества в пользование третьему лицу сама по себе, не является основанием для освобождения собственника от расходов по содержанию этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Неисполнение обязанности по надлежащему содержанию имущества, бесхозяйственное отношение к нему, может повлечь в установленных законом случаях принудительное прекращение право собственности на это имущество (см., например, ст. 240, 241, 285, 293 ГК РФ).

 

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Случайная гибель или случайное повреждение имущества имеет место, если вред имуществу причинен в силу обстоятельств, за наступление и последствия которых нет субъективных оснований для возложения ответственности на третье лицо. Риск применительно к рассматриваемому положению означает вероятность наступления определенных неблагоприятных имущественных последствий.

Правило комментируемой статьи диспозитивно. Законом или договором риск случайной гибели имущества может возлагаться на иное лицо. Например, если иное не предусмотрено договором, риск случайной гибели по договору финансовой аренды переходит к арендатору (ст. 669 ГК РФ). В некоторых случаях возложение риска случайной гибели на контрагента собственника служит санкцией за ненадлежащее, недобросовестное поведение. Например, риск случайной гибели вещи переносится с собственника (ссудодателя) на ссудополучателя, если вещь погибла или была испорчена в связи с тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (ст. 496 ГК РФ).

 

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится положение, аналогичное закрепленному в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ. Используя понятие "форма собственности", законодатель не дает его дефиниции. Доктринальные подходы к данному понятию различны. Многие считают его исключительно экономической категорией, полагая, что невозможно существование иных форм собственности, кроме частной и публичной. Также распространена позиция о том, что форма собственности отражает особенности правового режима имущества в зависимости от субъекта права собственности.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи субъектами права собственности могут быть все субъекты гражданского оборота: публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), частные собственники (граждане и юридические лица, за исключением юридических лиц-несобственников).

3. Исходя из ст. 8 Конституции РФ, положений ст. 209 Кодекса, устанавливающей единый набор правомочий для всех собственников, а также принципа равенства прав субъектов гражданского оборота (ст. 1 ГК), возможности собственников, по общему правилу, не зависят от категории субъекта права собственности. Однако имеются различия по основаниям возникновения и прекращения права собственности с учетом особенностей конкретной категории субъектов гражданского оборота, их правового статуса, целей деятельности. Особенности приобретения, прекращения и осуществления правомочий для отдельных форм собственности, могут устанавливаться только законом. К примеру, основанием возникновения права собственности организации в момент ее создания является внесение вкладов ее учредителями. Только право собственности юридического лица может прекращаться в случае ликвидации или выдела доли участника при выходе.

Положение абз. 2 п. 3 комментируемой статьи имеет отсылочный характер. Данная норма устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. Разграничение объектов публичной собственности и определение отдельных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности, было проведено в приложениях к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга". Однако данное Постановление было направлено не на установление круга объектов, изъятых из оборота, и принадлежащих только публичным образованиям, а на распределение государственного имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Отдельные объекты, из указанных в приложениях к Постановлению, были впоследствии приватизированы (объекты топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики и др.). На данный момент положения об отнесении имущества к исключительной государственной собственности содержатся в многочисленных нормативных актах, определяющих режим использования отдельных категорий объектов и ведения отдельных видов деятельности. Так, ЗК РФ определяет земельные участки, изъятые из оборота и относящиеся к государственной собственности с учетом назначения этих участков и размещенных на них объектов. В частности, это участки недр, а также находящиеся в общем пользовании водоемы, лесные и земельные участки, земельные участки, занятые государственными заповедниками и национальными парками, участки объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также некоторыми иными принадлежащими РФ объектами (ст. 27 ЗК РФ). К объектам, находящимся в государственной собственности, отнесено имущество, которое именуется общественным достоянием, а также имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные интересы государства. Изъятие имущества из оборота, как правило, сопровождается установлением специальных требований к его содержанию, производству, обороту, контролю за использованием и т.д.

 

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. П. 1 комментируемой статьи закрепляет в качестве общего правила возможность граждан и юридических лиц иметь в собственности любое имущество. В собственности граждан и юридических лиц может находиться как имущество, необходимое для собственного (личного) использования, так и имущество, предназначенное для ведения предпринимательской и иных, не запрещенных законом, видов деятельности. Виды имущества, которые не могут принадлежать частным собственникам или отдельным их категориям, должны быть указаны в законе. Закрепленная в комментируемом пункте норма корреспондирует положениям п. 1, 2 ст. 129 ГК. Законом или в установленном им порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота.

2. В п. 2 установлено правило, запрещающее ограничивать количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК). Ограничения могут быть установлены для всех частных собственников, либо их отдельных категорий. Так, в ст. 4 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица. Иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность не предоставляются (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

3. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что имущество принадлежит юридическим лицам, за исключением унитарных предприятий и учреждений, на праве собственности. В случаях, когда имущество разделено на доли (акции, паи) участников, оно, тем не менее, не становится объектом их долевой собственности, а является объектом права собственности юридического лица. Наличие права собственности создает базу как для самостоятельного участия в имущественном обороте, так и для самостоятельной ответственности организации по принятым на себя обязательствам. Вместе с тем, наличие собственного имущества - не относится к необходимым атрибутам юридического лица. Это следует из ст. 48 ГК, устанавливающей требование о наличии обособленного имущества, а таковое может иметь место, если имущество организации составляют не вещи, а права требования. Для юридических лиц могут устанавливаться требования к формированию минимальной имущественной базы в виде уставного капитала (фонда), созданию фондов с определенным целевым назначением (например, резервный фонд акционерного общества, неделимый фонд кооператива). Также для юридических лиц устанавливаются особые правила учета их имущества.

4. В п. 4 выделены особенности права собственности общественных и религиозных организаций (объединений) и фондов. Эти особенности свойственны и большинству других некоммерческих организаций. Первая из указанных особенностей предопределяется целевым характером правоспособности некоммерческих организаций и заключается в том, что в их собственности может находиться только то имущество, которое соответствует целям их деятельности. Другая особенность заключается в том, что даже в случае ликвидации некоммерческой организации, по общему правилу, имущество не передается учредителям, а направляется на цели, указанные в учредительных документах, и не распределяется между учредителями (ст. 20 ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях").

 

Статья 214. Право государственной собственности

1. В законодательстве советского периода признавалась лишь единая государственная собственность как основная форма социалистической собственности (ст. 94 ГК РСФСР). В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" было закреплено двухуровневое деление государственной собственности и выделена в качестве самостоятельной формы собственности муниципальная собственность, что вызвало необходимость разграничения единой государственной собственности "по уровням" - собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Такое разграничение было закреплено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". При этом, если не предусмотрено иное, в отношениях публичной собственности действует презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации в целом. Данное правило позволяет исключить появление бесхозяйного публичного имущества и позволяет определять принадлежность конкретных объектов публичной собственности, не распределенных между субъектами публичной собственности.

2. Пункт 2 закрепляет принцип принадлежности земли и других природных ресурсов, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, государству. Данное положение фактически должно исключать существование бесхозяйных природных ресурсов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к ст. 125 ГК РФ, устанавливающей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Компетенция государственных органов определяется специальными законами и положениями о соответствующих государственных органах.

4. В п. 4 выделены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства). Российская Федерация и ее субъекты свободно распоряжаются и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, не может быть произвольно изъято у указанных субъектов и на него не может быть обращено взыскание по долгам Российской Федерации и субъектов РФ.

5. В соответствии с п. 5 порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

 

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130). Имущество, находящееся в муниципальной собственности: средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, составляет экономическую основу местного самоуправления. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Исходя из положений данной статьи, муниципальным образованиям может принадлежать имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

2. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, другие муниципальные образования. От имени соответствующего муниципального образования его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять в соответствии со ст. 125 ГК РФ органы местного самоуправления.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется, также как и государственное имущество, на две группы: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну. Однако при всем сходстве правового режима муниципального и государственного имущества, он различен, что объясняется отличием государственных задач от задач местного самоуправления.

 

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Категория вещных прав, помимо права собственности, включает в себя иные (ограниченные) вещные права. Они являются производными от права собственности. Ограниченное вещное право предоставляет управомоченному лицу непосредственное господство над чужой вещью, оно имеет тот же самый объект (индивидуально-определенную вещь), что и право собственности. При наличии ограниченного вещного права собственник обычно лишается возможностей свободного пользования своей вещью, но, как правило, сохраняет возможности распоряжения ею, например, продажи.

2. П. 1 комментируемой статьи содержит перечень ограниченных вещных прав, включающий ограниченные вещные права на земельные участки - право пожизненного наследуемого владения (ст. 265-267 ГК), право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 267-268 ГК), сервитут (ст. 274-276 ГК), а также ограниченные вещные права юридических лиц-несобственников: право хозяйственного ведения (ст. 294-295 ГК) и право оперативного управления (ст. 296-298 ГК). Первые два, из предусмотренных земельных прав, дают возможность владеть и пользоваться земельным участком по назначению, возводить в допустимых пределах объекты недвижимости. Возникновение двух первых видов прав на земельный участок возможно лишь в отношении участков, находящихся в собственности публичных образований. После введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) право пожизненного наследуемого владения земельными участками перестало предоставляться, и в настоящее время оно сохраняется у лиц, получивших участки на данном праве до введения в действие ЗК РФ. До 1 марта 2015 г. в ЗК РФ существовала статья, посвященная праву пожизненного наследуемого владения (ст. 21), с указанной даты она утратила силу. Круг субъектов, обеспечиваемых земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования определен п. 2 ст. 39.9 ЗК. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен. Распоряжение таким участком сведено к предоставлению сервитута или служебного надела.

Сервитут - право ограниченного пользования чужим имуществом. Правила о сервитутах содержатся в ст. 274, 277 ГК и ст. 23 ЗК. Сервитут не предполагает передачи земельного участка или иного объекта недвижимости во владение лица, в пользу которого он установлен, сервитутные права устанавливаются для обеспечения реализации прав на иной объект недвижимости (проход, проезд к соседнему земельному участку).

Право хозяйственного ведения может принадлежать государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Субъектами права оперативного управления могут быть казенные предприятия и учреждения. Рассматриваемые права сходны по своей правовой природе. Их назначение - обеспечение использования организацией имущества учредителя-собственника для ведения определенной учредителем деятельности. Различаются эти вещные права по степени автономии обладателя данных вещных прав от собственника. Так, у субъектов права оперативного управления практически отсутствует возможность самостоятельного распоряжения закрепленным за ними имуществом, собственник может изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

2. Приведенный в п. 1 комментируемой статьи перечень не может рассматриваться как исчерпывающий. В Концепции развития гражданского законодательства предложено изложить перечень ограниченных прав в следующем виде: сервитуты; право владения и пользования земельным участком, участком недр, лесным участком, водным объектом, включая право застройки (эмфитевзис и суперфиций); право личного пользовладения (узуфрукт); ипотека и иное зарегистрированное (учтенное) залоговое требование; право приобретения чужой вещи на ранее согласованных условиях; право на доход, приносимый вещью (вотчинные выдачи); право оперативного управления.

3. Пункт 2 устанавливает, что ограниченные вещные права на соответствующую вещь могут принадлежать только лицам, не являющимся собственниками вещи, иное название рассматриваемых прав - права на чужую вещь.

4. П. 3 комментируемой статьи закрепляется один из признаков ограниченных вещных прав - право следования. Вещное право обременяет вещь и следует за вещью. Так, при продаже земельного участка, обремененного сервитутом, обременение сохраняется. Этот признак неприменим к ограниченным вещным правам на имущество организации - отчуждение такого имущества прекращает соответствующее ограниченное вещное право.

5. Пункт 4 закрепляет возможность защиты ограниченных вещных прав с помощью исков, применимых при защите права собственности. При этом обладатель ограниченного вещного права может использовать такую защиту и против собственника вещи.

 

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

1. Комментируемая статья закрепляет возможность передачи объектов государственной или муниципальной собственности в частную собственность. Процесс такой передачи именуется приватизацией. Положения о приватизации появились в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 25). Обязательными признаками приватизации являются:

- передача имущества из публичной собственности в частную (поэтому приобретателем имущества не может стать публичное образование или организация, имеющая долю участия публичного образования более 25 процентов, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения);

- специальный порядок передачи имущества, установленный законом.

Приватизация имеет целью сокращение государственной и муниципальной собственности в хозяйственном обороте, что способствует развитию конкуренции, а также снижению бремени государства (муниципальных образований) по содержанию нерентабельных, малопривлекательных объектов. Приватизация осуществляется в соответствии со специально принимаемыми нормативными правовыми актами. Единый механизм и принципы приватизации не выработаны. Приватизация имущества унитарных предприятий, а также акций (долей), возникших при преобразовании государственных (муниципальных предприятий, регламентируется ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулируется порядок передачи в частную собственность жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. Отдельные особенности осуществления приватизации содержатся в ряде других законов. Например, в отношении земельных участков применяются правила, установленные ЗК РФ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Наряду с федеральным законодательством, включающем, помимо федеральных законов, нормативные акты, принятые Президентом РФ и Правительством РФ, отношения приватизации могут также регулироваться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

2. Приватизацию нельзя рассматривать в качестве самостоятельного основания возникновения или прекращения права собственности, ибо указанные последствия связываются не с процессом как таковым, а определенным действием, как правило, заключением договора купли-продажи или договора о передаче имущества (при безвозмездной приватизации). Приватизация может производиться на возмездной основе, либо безвозмездно. Условия приватизации зависят от категории объектов, субъектного состава, экономической сферы, некоторых других параметров, устанавливаемых законом. Способы приватизации устанавливаются специальными законами и, как правило, предусматривают заключение сделок в установленном избранным способом приватизации порядке - в частности, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, конкурсе, продажа посредством публичного предложения, без объявления цены, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. Абз. 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет законодательства о приватизации перед положениями Гражданского кодекса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.038 с.)