VI. Посвящение во второй градус. Церемония 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Посвящение во второй градус. Церемония



Повторение церемонии посвящения в первый градус. За- тем – экзамен.

– О пяти чувствах.

– Об искусстве и его социальной пользе.

– Науки (математика, физика, естественные науки, нравст- венность, общественные науки).

– Благодетели человечества: художники, изобретатели, люди искусства, ученые, моралисты, политические деятели.

– Прославление труда.

– Разъяснение эмблем. Полярная (или Северная) звезда – звезда свободной мысли, отсутствия суеверий и предрассуд- ков.

 

VII. Переход в третий градус. Церемония

Переход в 3°. Повышение в градусах называется «повыше- нием жалованья». Усложнение символики, устной и в движе- ниях. Возглас: «Мы – дети Хирама, сына вдовы!»49

VIII

Устройство Мастерской. Ритуал ее открытия.

IX

Открытие храма. Ритуал.

X

Агапа (банкет). Стол – подковой. В середине – Восток, место Мастера. Направо от него – 1-й Наблюдатель (Эксперт). Налево – 2-й Наблюдатель и Дародатель.

 

48 Сроки для повышения были следующие: От 3° до 9° – два года, от 9° до 14° – 9 месяцев, от 14° до 16° – 2 мес. и от 16° до 18° – 4 месяца. На этом иерархия Ве- ликой Ложи кончалась. Иерархия Великого Востока после 18°, в зависимости от заслуг братьев, шла до 33°.

49 Хирам – один из строителей храма Соломона.


 

Глава вторая. Масоны в эмиграции

 

Секретарь, Оратор, Казначей, Мастер банкета, Церемоний- мейстер. У каждого – в руках шпага. Сложный ритуал при по- садке каждого. Все встают каждый раз и опять садятся.

Специальный брат вносит предложения, за чье здоровье пить. После этого официальная часть заканчивается.

XI

Похоронная церемония. Минимум один раз в три года прово- дится заседание памяти умерших. Брат Оратор берет себе в по- мощники других братьев. На черных занавесях, покрывающих стены храма, – надписи:

 

В каждой колыбели – зерно могилы. Сегодня – живые, завтра – мертвые. Жизнь – работа, смерть – отдых.

 

Катафалк, в виде пирамиды, впереди, в центре. Все – в чер- ном. Четверо стоят у (символического) гроба. Гроб называется

«символическая цель».

Гости из других лож сидят тут же. Ритуальные жесты: «Цепь единения». Речи Оратора и его помощников50.

 

50 Хотелось бы обратить внимание читателей этой книги на некрологи, которые в течение пятидесяти лет писались – сначала в России, а потом в эмиграции – о ма- сонах. Их писали масоны. Начну со случая, теснейшим образом связанного с этим наблюдением: в одном из своих писем Б. И. Николаевскому, в конце 1940-х гг., Ма- клаков сообщал ему из Парижа в США о погибших в немецких лагерях или убитых во Франции русских. Он дает ему список: Мать Мария, Пьянков, Бунаков, Апостол, Трахтерев, Вольфсон, Левин. Здесь, кроме матери Марии, все названные – масоны. Читатель в недоумении остановится перед таким перечнем: а где же все осталь- ные? О них нет ни слова. Раиса Блох, Михаил Горлин, Вика Оболенская, Ариадна Скрябина, Вильде-Дикой, Клепинин, Рафалович, О. Б. Марголина-Ходасевич, Ле- вицкий, Л. С. Гавронская… Все забыты! Маклаков не пишет, что он дает только имена «друзей» или близко знакомых. Он не дает объяснения этому странному поступку. Но когда мы обратимся к некрологам, то перед нами возникнет картина еще более разительная: Тыркова пишет некрологи о Шаховском, Маклакове; Кар- пович – о Кусковой, Авксентьеве; Вакар – о Демидове; Керенский – о Карповиче; Гурвич – об Осоргине; Газданов о Тер-Погосяне; Мабо – о Федорове; В. Оболен- ский – о Юреневе; историк Н. Андреев – об Элькине… И это информация – из од- ного или двух эмигрантских периодических изданий. Можно легко найти десятки примеров. Газета «Возрождение» следовала этой традиции, только в «Последних новостях», где часто сам редактор, Милюков, писал некрологи, можно найти не- крологи о масонах, написанные «профанами».


 

Глава вторая. Масоны в эмиграции

 

 

При посвящении кандидата в ученики, ему задают следую- щие вопросы: Что такое Свобода? Равенство? Братство?

При переходе из 1-го во 2-й градус задаются вопросы не- сколько сложнее:

Вопрос: Как следует приветствовать братьев?

Ответ: Ковшом, полным до краев раскаленных углей. (Ковш – стакан; раскаленные угли – вино).

При переходе ученика в подмастерье его спрашивают: «От- куда он пришел? Куда он идет? Каким способом он туда дойдет?»

* * *

Для того чтобы стать Учеником, требовалось свидетель- ство Префектуры о несудимости; голосование производилось, как когда-то в России, шарами. После экзамена ученику вру- чали лист, где перечислялись некоторые особые масонские со- бытия: раз в год – торжественная агапа в день солнцестояния. Непосредственно за этим в книге идет любопытная глава о ма- сонском воспитании детей. Среди прочих масону разрешенных действий мы находим также и «одновременное состояние брата в двух Уставах». От него требуется при этом «соблюдать дружбу в строгих правилах этикета». Этот пункт относится к уже упомя- нутым «прикосновениям»: в нем говорится о границе, которую необходимо провести не только в прикосновениях мужчины к женщине, но и мужчины к мужчине.

«Гостями», которые приглашались на сессии и агапы, назы- вались не просто знакомые профаны, а друзья из других лож и Уставов. Такие визиты поощрялись – никаких ограничений в этом я не нашла.

«Трудами» называлось то, что делалось на сессиях: сперва читался отчет последнего собрания, затем обносили мешок, за- тем обсуждали кандидатов, голосовали, выбирали делегатов в Совет и Конвент. Иногда читали доклады, принимали новичка или говорили надгробные речи об умершем брате; тогда стены затягивались черной материей и вешались траурные эмблемы в память брата, уснувшего на Востоке Вечном.

Все было основано на строгом регламенте: посвящение, исключение, повышение в степени, выборы Мастера. Церемо- ния посвящения была сложной, церемония повышения – тоже. Диалог, который велся между Мастером и братом, должен был


 

Глава вторая. Масоны в эмиграции

 

быть выучен этим последним наизусть. Первый Эксперт (или Секретарь) помогал Мастеру вести церемониал, а Первому Се- кретарю помогал Мастер Церемоний (или Церемониймейстер). Все действующие лица имели в храме свои постоянные места: Досточтимый сидел на Востоке, два Великих Эксперта (Секре- таря) сидели по двум сторонам его. Они же иногда назывались Надзирателями: они смотрели за порядком и производили под- счет при выборах.

Все эти высокие должности часто в русском переводе назы- ваются по-разному: масонский словарь – вещь совершенно неу- становленная. В разных документах можно встретить различные названия применительно к одним и тем же должностям. Воз- можно, что здесь играет роль конспирация, но возможно, что это просто небрежность, безразличное отношение к слову. Не исключено, что разнобой происходил и от того, какой из двух традиций – славянской или западной – следовал автор, пере- водя должность брата, сочиняющего меню ближайшей агапы, либо как «дародатель», либо как «церемониймейстер».

В списке, который дается ниже, читатель увидит последст- вия обеих традиций.

Досточтимый Мастер сидел на председательском месте за столом. (Три года должны пройти между назначением Масте- ром и Д. М.)

Два Великих Эксперта (Секретаря, Надзирателя) сидели слева и справа от него.

Хранитель печати. Блюститель порядка.

Мастер церемоний (Обрядоначальник и Носитель Священ- ного Огня). Среди других его обязанностей было обходить ряды с мешком, куда клались предложения – как, например, соби- раться на полчаса позже, или закрыть окно, или давать больше света в храме.

Оратор (Вития). Говоривший речи.

Казначей – сборщик денег, обносивший мешок.

Привратник (Страж дверей), впускающий и выпускающий братьев – церемония сложная, с ритуальными стуками в дверь с обеих сторон.

Архитектор – заведующий помещением.

Кроме того, у каждого ряда стоял Ассистент и наблюдал за поведением братьев. Таким образом, должностных лиц


 

Глава вторая. Масоны в эмиграции

 

оказывалось – если рядов было 6–8 – около 20. Бутафория со- стояла из уже упоминавшихся передников, перчаток, молотков (или молоточков), а также орденов. В некоторых ложах было два-три Привратника. Дародателя не надо путать с Казначеем, который ничего не дарит, а только берет. Дародателя прове- ряют раз в год51.

 

 

51 В одном документе я нашла следующие чины (звания), которые, видимо, были взяты из масонского обихода 18 века, и не были объяснены: Великий Гроссмейстер, Наместный Мастер, Помощник Надзирателя и Помощник Се- кретаря, Исполнитель, Брат Часовой, Брат Гармонии, Обрядоначальник, Брат Доверия, Брат Зодчий и Брат Устрашитель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.009 с.)