Урок развития речи в 9-Б классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок развития речи в 9-Б классе



Урок развития речи в 9-Б классе

Тема: Деловые бумаги. Автобиография.

(Ребята, изучите материал внимательно и серьезно, это необходимо для вашей дальнейшей жизни)

Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля; формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, доверенность, апелляция, автобиография), необходимые в повседневной жизни; совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся;развивать связную речь учащихся; формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное;развивать навыки работы учащихся в коллективе; воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли; воспитывать интерес к предмету

Задачи: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля); закрепить изученный материал;

формировать умение слушать и понимать текст; способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).                

                    Ход урока

                                        При официальных отношениях людей нельзя        о                                      обойтись без официальных выражений и слов.

                                                  К.И. Чуковский. Живой как жизнь.

                 Л ингвистическая разминка.

Задание. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.

а) устранить возгорание (официально-деловой), б) потушить пожар (разговорный, нейтральный), в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);

а) дрыхнуть (разговорный, просторечный), б) находиться в объятиях Морфея (художественный), в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);

а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный), б) стрелка (разговорный, сленг), в) саммит (официально-деловой, публицистический).

Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)

Повторение сведений об официально-деловом стиле.

Вспомните, что вам известно об официально-деловом стиле.

(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.

Назовите стилевые черты официально-делового стиля.

(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.

В чем особенность употребления языковых средств?

        (Лексика: слова только в прямом значении, специальные термины (дипломатические, юридические и др.). Морфология: отглагольные существительные, глаголы в н.ф. и повел. накл., предлоги: в деле, в целях, в связи, ввиду. Синтаксис: стандартные обороты речи.)

Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.

      (Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам. Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой.)

Слово учителя.

Итак, слово официальный значит «правительственный, должностной, служебный». «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.

              Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная. Вспомните, например, форму заявления, справки, расписки и т.п.

               Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки.

                Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал: «… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».

                 Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».

Ознакомление с одним из видов официально-деловой речи – заявлением.

-В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.

Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.

  Когда и по какому поводу пишутся заявления? (Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)

  Чтение заявлений.

Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление?

Запись компонентов в тетрадь.

Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)

Заголовок (заявление.)

Текст заявления.

Что прилагается?

Дата и подпись.

И это не будет ошибкой.

Знакомство с доверенностью.

Обратимся к следующему документу – доверенности. Умение составить подобный документ наверняка понадобится в жизни. К тому же многие современные школьники работают в свободное время. Значит, может возникнуть ситуация, при которой вам придется доверить получение денег надежному человеку.

                         Доверенность

Я, Зайцев Николай Павлович, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за апрель 2005 г. Зайцеву Максиму Николаевичу.

Мой паспорт: (данные).

Паспортные данные Зайцева Максима Николаевича: (данные).

29 апреля 2013 г.                                                         (подпись)

Ознакомление с апелляцией

Не менее важным документом является апелляция. Написание апелляции может пригодиться в случае вашего несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции – крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь. Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже, когда вы станете абитуриентами вузов.

VI. Задание на дом: написать автобиографию в форме официального документа, написать заявление в 10 класс

Урок развития речи в 9-Б классе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.007 с.)