Место и роль государства в политической системе общества. Правовое государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль государства в политической системе общества. Правовое государство



Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же лю­бого другого социального института в лучшем случае распространя­ется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений государственных органов обусловле­на самим фактом существования общества, нормальное функциони­рование которого невозможно без решения общих для него проблем.

Именно в этом качестве государство играет особую роль в поли­тической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

 Термин “государство” в политологии обычно упот­ребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общест­во, народ, расположенные на определенной территории и представ­ляемые органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и в узком, собственном смысле слова. Последнее понимание — строго научное. В его рамках государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осущест­влению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, рели­гиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со­впадающей с населением страны, материализованной в специфичес­ких принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрь­мы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материаль­ного обеспечения государственной политики: экономической, соци­альной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и заня­тых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т.д.);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей тер­ритории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического при­нуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государст­венная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественны­ми организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие “политическая власть” тождественно понятию “государственная власть”, так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отноше­ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

5. имеет систему налогов;

6. делит население по территориальному признаку.

Функции государства

Сущность государства, его общественная роль отражается также и через исследование его же функций. Функ­ции отражают главные направления деятельности государ­ства по выполнению им своего предназначения. Если говорить в самом общем виде, то государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфлик­ты в конечном счете могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны­ми интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть стремится предотвратить опасность прямого столк­новения между ними.

Понятно, что в ходе выполнения данной функции го­сударство в конечном счете разрешает конфликты в инте­ресах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон. В некоторых случаях правящая группа ставит гос­подствующие социальные силы перед необходимостью со­глашаться с не устраивающими их решениями, если в конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс. При подобных обстоятель­ствах правящая группа идет на существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во имя сохра­нения основ социальной системы и целостности общества и государства.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями. Правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Между различными составляющими этой группы мо­гут возникать достаточно острые противоборства. Как и конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для общества в цепом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства вплоть до принуждения.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повыше­ние ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического сущест­вования.

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельно­сти, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресур­сов, производством продуктов питания, развитием здраво­охранения, образования, социального обеспечения, судо­производства и т. д. Задачей государства является воздей­ствие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование соци­ально-классовых отношений. От того, с какой эффектив­ностью она выполняется, зависят общественная ста­бильность и престиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции — посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литера­туре все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции:

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обес­печения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества);

2) экономическая функция (здесь весьма важны вопросы о пре­делах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регу­лируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посред­ством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в экономи­ческой сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнепо­литической и т.п.);

4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­печении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно тру­диться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здра­воохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическая функция (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой инфор­мации, науки, образования).

Внешние функции:

1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержа­ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечаю­щего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресече­ния угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов);

2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обяза­тельного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий; участие в урегулиро­вании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функция сотрудничества с другими государствами (это разно­образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отно­шений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в совре­менных условиях будет эффективной и плодотворной лишь при ба­зировании ее на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Следует также отметить, что эффективное осуществление этих функций в современном государстве невозможно, если оно не является правовым.

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Можно выделить следующие общие признаки правового государства:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация госу­дарственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предус­мотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.017 с.)