Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Системный подход к теории организации. Общие понятия теории систем↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 2. Системный подход к теории организации. Общие понятия теории систем С середины 70-х гг. прошлого века в менеджменте и теории организации сложился и получил большое распространение системный подход. Этот подход рассматривает все процессы и явления, происходящие в организации (а также в менеджменте) в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Изначальный недостаток различных теорий организации заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то важном элементе, а не рассматривают организацию (и/или управление) как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Поэтому другой важной особенностью организаторских учений данного подхода является то, что они все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей. Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе системы будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным. Общее понятие теории систем Система — это целостное и сложное явление, состоящее из различных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действие и функции которых вносят свой вклад в характеристику желаемой цели системы (выхода системы). Такое определение содержит в себе многочисленные явления, начиная от системы вселенной и заканчивая организацией (или частью организации) в качестве системы. Все системы являются открытыми друг для друга, они взаимодействуют и зависят друг от друга. Можно выделить следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Соответственно система - это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, система обработки, конечные результаты и обратная связь (рис.1).
Рис.1.
Также можно выделить свойства систем: 1) система имеет потребность в управлении; 2) система стремится сохранить свою структуру; 3) в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем. Система может иметь слишком большое количество элементов, в этом случае ее делят на подсистемы. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область. Существует несколько классификаций систем, но основной является группировка их в трех подсистемах. 1. Техническая подсистема включает любые работоспособные изделия, имеющие 2. Биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной ограниченности набора решений. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, но процесс принятия решений чаще носит непредсказуемый характер. 3. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обуславливается быстротой изменения сознания человека. Интересным фактом является то, что в социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров. Характерные черты социальной системы: - ясность определенных целей; - всеобщая организационная иерархия; - открытость системы; - ясность проблем согласия, интеграции и порядка; - возможность нахождения более осмысленных и рациональных решений. Взаимосвязь этих систем можно увидеть на рис.2.
Рис. 2. Следовательно, социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая - техническую. Также можно выделить другую классификацию систем. 1. Искусственные и естественные системы. Искусственные системы создаются человеком для реализации задании целей. Естественные создаются природой или человеком для реализации целей мирового существования, 2. Открытые и закрытые системы. Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Открытые - характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. 3. Детерминированные и стохастические системы. Стохастические (вероятностные) характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами. 4. Мягкие и жесткие системы. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Жесткие системы, как правило, авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Соответственно такие системы обладают большей устойчивостью к внешним воздействиям. Каждая организация должна обладать всеми свойствами систем, с этим также связан выбор подходов к анализу и синтезу различных организованных образований. Существует три вида подходов: 1) системный подход требует учета всех ключевых элементов, влияющих на принятие решения; 2) комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов; 3) аспектный подход требует учета отдельных ключевых элементов. Виды социальных систем Рассматривая деление систем на технические, биологические и социальные, следует отметить, что в курсе теории организации в основном рассматриваются социальные, так как основным элементом этих систем является человек. Существуют следующие виды социальных систем: образовательные, политические, экономические, медицинские, правовые. Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Следовательно, в соответствии с видами систем можно выделить, социально-образовательные, социально-политические, социально-экономические и другие организации. Организации охватывают разнообразные сферы деятельности людей в обществе, что создает условия для развития коммуникабельности, установления моральных норм, создания системы контроля, включающей систему поощрения и наказания индивидуумов. В организации происходят объективные и субъективные процессы. К объективным (естественным) процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации. К субъективным (искусственным) относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений. В связи с процессом принятия управленческих решений в организации появляется понятие «лидер». Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников отдела, бригады и т. д. воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. В организации есть формальные и неформальные лидеры. Формальный лидер - это человек, назначенный руководством, имеющий соответствующие права и обязанности. Неформальный лидер - признанный человек в организации либо из-за профессиональных качеств, либо как защитник интересов группы, либо по другим причинам, но не имеющий соответствующих прав и обязанностей. Соответственно, совмещение в одном человеке формального и неформального лидера является одной из целей руководства при назначении на определенную должность. Основой организации является малая группа, которая включает до 30 человек, выполняющих связанные между собой функции и расположенных в территориальной близости. Рис. 16. Продуктовая структура. Департаментизация осуществляется по отдельным продуктовым группам (например, производство мебели и производство сантехники). В свою очередь, структура каждой продуктовой группы строится по линейно-функциональному принципу (рис.).
Продуктовые структуры отличаются большим количеством уровней, расширением и усилением роли среднего звена, а также определенной полицентричностью. В качестве центров второго уровня в организации выступает руководство соответствующих продуктовых групп. Основные структурные связи: вертикальные и горизонтальные в пределах отдельных продуктовых групп. Горизонтальные связи между разными продуктовыми группами минимизированы. Продуктовая структура ведет к умножению количества функциональных служб и общему усложнению структуры организации. Использование ее целесообразно только в условиях крупных диверсифицированных компаний, выпускающих разные группы продуктов, технологически не связанные между собой. Аналогичными продуктовой являются структура, ориентированная на потребителя, и структура, ориентированная на рынок. Деление структуры организации на соответствующие блоки осуществляется исходя из ориентации на конкретные типы потребителей (например, промышленные предприятия и население) или на определенные региональные рынки. Продуктовая структура, а также структуры, ориентированные на потребителя и на рынок, являются структурами дивизионального типа. Завершенный вид дивизиональная структура приобретает в компаниях-гигантах. В таких компаниях резко расширены функциональные службы. Расширение идет как по вертикали (службы компании, отделений, заводов, производств), так и по горизонтали (у разных блоков свои службы). На верхнем уровне иерархии сосредоточены в основном стратегическое управление, общая координация, контроль (особенно финансовый), формирование кадровой политики. Множество остальных функций, особенно оперативных, находится в компетенции руководства отделений. При этом отделения обладают большой самостоятельностью в регулировании собственной деятельности. Таким образом, можно говорить о сложившейся полицентричности дивизиональной структуры. Формируется многоуровневая структура. Тем самым высшее руководство отдаляется не только от рядовых работников, но и от руководителей как низшего, так и среднего звена. Преимущественное развитие получают вертикальные связи. Горизонтальные связи, наоборот, могут быть ослаблены. Связи между отдельными продуктовыми или иными блоками в рамках одного отделения могут быть минимизированы, а межотделенческие связи — практически утрачены. Естественно, что эффективное использование такой сложной многоуровневой структуры с широко развернутой системой функциональных служб возможно только на крупнейших предприятиях, имеющих в своем составе несколько мощных, технологически не связанных между собой производств или региональных центров (рис.).
Рис.18. Матричная структура, департаментизация обеспечивает формирование специальных проектных групп, ориентированных на реализацию соответствующих целевых проектов и программ. Как правило, такие группы являются временными образованиями, рассчитанными на период реализации проекта. Состав проектных групп формируется из работников постоянных структур подразделений организации: функциональных служб, научных отделов, проблемных лабораторий и т.п. Таким образом, проектные группы оказываются в двойной подчиненности: перед руководителем проекта (а может быть, и штабом по реализации проекта) и руководителями соответствующих функциональных служб (рис.).
Занятие 2. Системный подход к теории организации. Общие понятия теории систем С середины 70-х гг. прошлого века в менеджменте и теории организации сложился и получил большое распространение системный подход. Этот подход рассматривает все процессы и явления, происходящие в организации (а также в менеджменте) в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Изначальный недостаток различных теорий организации заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то важном элементе, а не рассматривают организацию (и/или управление) как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Поэтому другой важной особенностью организаторских учений данного подхода является то, что они все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей. Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе системы будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным. Общее понятие теории систем Система — это целостное и сложное явление, состоящее из различных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действие и функции которых вносят свой вклад в характеристику желаемой цели системы (выхода системы). Такое определение содержит в себе многочисленные явления, начиная от системы вселенной и заканчивая организацией (или частью организации) в качестве системы. Все системы являются открытыми друг для друга, они взаимодействуют и зависят друг от друга. Можно выделить следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Соответственно система - это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, система обработки, конечные результаты и обратная связь (рис.1).
Рис.1.
Также можно выделить свойства систем: 1) система имеет потребность в управлении; 2) система стремится сохранить свою структуру; 3) в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем. Система может иметь слишком большое количество элементов, в этом случае ее делят на подсистемы. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область. Существует несколько классификаций систем, но основной является группировка их в трех подсистемах. 1. Техническая подсистема включает любые работоспособные изделия, имеющие 2. Биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной ограниченности набора решений. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, но процесс принятия решений чаще носит непредсказуемый характер. 3. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обуславливается быстротой изменения сознания человека. Интересным фактом является то, что в социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров. Характерные черты социальной системы: - ясность определенных целей; - всеобщая организационная иерархия; - открытость системы; - ясность проблем согласия, интеграции и порядка; - возможность нахождения более осмысленных и рациональных решений. Взаимосвязь этих систем можно увидеть на рис.2.
Рис. 2. Следовательно, социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая - техническую. Также можно выделить другую классификацию систем. 1. Искусственные и естественные системы. Искусственные системы создаются человеком для реализации задании целей. Естественные создаются природой или человеком для реализации целей мирового существования, 2. Открытые и закрытые системы. Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Открытые - характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. 3. Детерминированные и стохастические системы. Стохастические (вероятностные) характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами. 4. Мягкие и жесткие системы. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Жесткие системы, как правило, авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Соответственно такие системы обладают большей устойчивостью к внешним воздействиям. Каждая организация должна обладать всеми свойствами систем, с этим также связан выбор подходов к анализу и синтезу различных организованных образований. Существует три вида подходов: 1) системный подход требует учета всех ключевых элементов, влияющих на принятие решения; 2) комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов; 3) аспектный подход требует учета отдельных ключевых элементов. Виды социальных систем Рассматривая деление систем на технические, биологические и социальные, следует отметить, что в курсе теории организации в основном рассматриваются социальные, так как основным элементом этих систем является человек. Существуют следующие виды социальных систем: образовательные, политические, экономические, медицинские, правовые. Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Следовательно, в соответствии с видами систем можно выделить, социально-образовательные, социально-политические, социально-экономические и другие организации. Организации охватывают разнообразные сферы деятельности людей в обществе, что создает условия для развития коммуникабельности, установления моральных норм, создания системы контроля, включающей систему поощрения и наказания индивидуумов. В организации происходят объективные и субъективные процессы. К объективным (естественным) процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации. К субъективным (искусственным) относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений. В связи с процессом принятия управленческих решений в организации появляется понятие «лидер». Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников отдела, бригады и т. д. воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. В организации есть формальные и неформальные лидеры. Формальный лидер - это человек, назначенный руководством, имеющий соответствующие права и обязанности. Неформальный лидер - признанный человек в организации либо из-за профессиональных качеств, либо как защитник интересов группы, либо по другим причинам, но не имеющий соответствующих прав и обязанностей. Соответственно, совмещение в одном человеке формального и неформального лидера является одной из целей руководства при назначении на определенную должность. Основой организации является малая группа, которая включает до 30 человек, выполняющих связанные между собой функции и расположенных в территориальной близости.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.011 с.) |