Статья 43. Концепция проекта нормативного правового акта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 43. Концепция проекта нормативного правового акта



 

1. В начале подготовки значительного по объему, сложного по содержанию и (или) наиболее значимого по степени важности регулируемых общественных отношений проекта нормативного правового акта разрабатывается его концепция.

2. Концепция проекта нормативного правового акта должна содержать:

информацию о целях подготовки проекта нормативного правового акта и предмете его правового регулирования;

информацию о проведенном анализе актов законодательства, международных договоров и иных международно-правовых актов, актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта, и практики их применения. При этом указываются наличие противоречий и пробелов в законодательстве (правовом регулировании), устаревших либо неэффективных норм, причины недостаточной эффективности норм, наиболее рациональные способы устранения недостатков правового регулирования соответствующих общественных отношений;

оценку предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций о необходимости изменения правового регулирования соответствующих общественных отношений;

обзор результатов научных исследований в области права и правового мониторинга, публикаций в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращений граждан и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта;

предложения, направленные на изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений;

оценку возможного изменения концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствий такого изменения;

вывод о необходимости подготовки проектов новых нормативных правовых актов, изменения, признания утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта;

оценку обоснованности выбора вида нормативного правового акта и способа оформления проекта нормативного правового акта в виде нового нормативного правового акта либо новой редакции нормативного правового акта;

предложения по примерной структуре и основным положениям проекта нормативного правового акта;

всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта.

При изложении в концепции проекта нормативного правового акта его основных положений указываются круг лиц, на которых предполагается распространить действие нормативного правового акта, их новые права и обязанности, иные положения, впервые подлежащие закреплению в законодательстве, определения терминов, которые будут использованы в проекте нормативного правового акта, особенности формулирования заключительных положений проекта нормативного правового акта, дается оценка необходимости формулирования переходных положений.

 

Статья 44. Подготовка пакета проектов нормативных правовых актов и перечней нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта

 

1. Подготовка пакета проектов нормативных правовых актов осуществляется по решению соответствующего нормотворческого органа (должностного лица) или государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта основного нормативного правового акта, в случаях введения принципиально новых подходов правового регулирования в определенной сфере общественных отношений либо изменения концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства, если иное не установлено вышестоящим государственным органом (должностным лицом). По решению соответствующего нормотворческого органа (должностного лица) или государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта основного нормативного правового акта, подготовка пакета проектов нормативных правовых актов может осуществляться в иных случаях.

В пакет проектов нормативных правовых актов включаются проект основного нормативного правового акта, а также проекты нормативных правовых актов, конкретизирующие или направленные на установление порядка реализации проекта основного нормативного правового акта.

Введение в действие нормативных правовых актов, включенных в пакет нормативных правовых актов, осуществляется одновременно либо, если это не противоречит основному нормативному правовому акту, с минимальным промежутком времени.

В случае, если подготовка и принятие пакета нормативных правовых актов не могут быть осуществлены одновременно, в заключительных положениях основного нормативного правового акта предусматривается соответствующее поручение государственным органам (организациям) о подготовке, внесении на рассмотрение нормотворческого органа (должностного лица) либо принятии соответствующего нормативного правового акта с указанием срока выполнения данного поручения.

2. Перечни нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта того же вида, что и принимаемый (издаваемый) нормативный правовой акт, если иное не предусмотрено частями второй и третьей настоящего пункта, пунктами 4 и 5 статьи 33 настоящего Закона, должны содержаться в заключительных положениях этого нормативного правового акта либо в приложении к нему.

Если имеется значительное число (более десяти) законов (их структурных элементов), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием закона, их перечни могут оформляться в виде самостоятельного проекта нормативного правового акта и представляться одновременно с проектом закона.

Подготовка перечней законов (их структурных элементов), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием закона, после его принятия допускается в случаях, если эти перечни законов значительные по объему, сложные по содержанию и их подготовка требует длительного времени, а закон вступает в силу через длительный промежуток времени. В этом случае в заключительных положениях проекта закона предусматривается поручение государственным органам (организациям) о принятии мер по приведению законодательства в соответствие с этим законом с указанием срока выполнения этого поручения.

 

КонсультантПлюс: примечание. О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2019 N 54.

Статья 45. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов

 

1. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта - исследование, направленное на проведение оценки возможности достижения целей принятия (издания) нормативного правового акта, вариантов развития общественных отношений, обусловленных его принятием (изданием), а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят (издан).

При прогнозировании осуществляются оценка финансово-экономических, социальных, экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта, оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также оценка иных последствий, которые возникнут в результате принятия (издания) нормативного правового акта.

2. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на стадии планирования нормотворческой деятельности государственным органом (организацией), который инициирует подготовку проекта нормативного правового акта, а на стадии подготовки проекта нормативного правового акта - государственными органами (организациями), ответственными за подготовку проекта нормативного правового акта.

К прогнозированию последствий принятия (издания) нормативного правового акта государственным органом (организацией), инициирующим либо ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, могут привлекаться представители иных государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, общественных объединений (союзов, ассоциаций общественных объединений), которые выполняют функции по защите интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах, а также эксперты и специалисты, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, иные заинтересованные лица.

3. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта включает:

объективную оценку правового регулирования соответствующих общественных отношений;

общий анализ предполагаемых состояний, вариантов развития общественных отношений, обусловленных принятием (изданием) нормативного правового акта, а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят (издан);

выявление позитивных и негативных последствий (в том числе выгод, рисков и издержек социальных групп, общества и государства), которые могут возникнуть в процессе применения положений нормативного правового акта, а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят (издан);

оценку возможности достижения целей, на которые направлены подготовка и принятие (издание) нормативного правового акта, с учетом полноты предлагаемого правового регулирования общественных отношений и реализуемости предусмотренных нормативных правовых предписаний;

выбор оптимального варианта правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется посредством:

анализа прогнозной информации, в том числе данных социологических исследований, для выявления позитивных и негативных тенденций правового регулирования общественных отношений;

проведения сравнительно-правовых исследований, изучения последствий правового регулирования аналогичных общественных отношений в иностранных государствах, привлечения к участию в этих исследованиях иностранных экспертов, специалистов международных организаций, межгосударственных образований (их органов) и межгосударственных органов, а также посредством обмена информацией в иных формах;

проверки и оценки проекта нормативного правового акта субъектами нормотворческой деятельности и правоприменения, в том числе по результатам правового мониторинга;

моделирования ситуаций, вызывающих наибольшие затруднения в практике правоприменения, и анализа вариантов их разрешения на основании положений проекта нормативного правового акта;

изучения результатов публичного обсуждения проекта нормативного правового акта;

принятия (издания) нормативного правового акта в порядке эксперимента;

проведения обязательной юридической, криминологической, финансово-экономической, экологической, лингвистической и иных экспертиз;

применения иных способов, не противоречащих законодательству.

4. Прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на основе оценки влияния последствий принятия (издания) нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц.

5. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности проводится в целях выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Оценке регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности подлежат проекты нормативных правовых актов, предусматривающие:

введение новых административных процедур, установление и (или) увеличение размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, увеличение сроков осуществления административных процедур, расширение перечней документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административных процедур, сокращение сроков действия справок, иных документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

иные дополнительные обязанности, запреты и ограничения, расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Не подлежат оценке регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности проекты нормативных правовых актов, предусмотренные абзацами вторым - шестым части третьей пункта 2 статьи 7 настоящего Закона.

При проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности учитываются результаты публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, если оно проводилось.

6. Прогнозирование социальных последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется в целях оценки влияния проекта нормативного правового акта на правовой статус граждан, процесс их взаимодействия с государственными органами (организациями), уровень доходов и качество жизни граждан.

Прогнозированию социальных последствий подлежат проекты нормативных правовых актов:

предусматривающие изменение правового статуса граждан (наделение их новыми правами (социальными льготами и гарантиями) либо ограничение круга их прав (социальных льгот и гарантий), возложение на них дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими либо уменьшение круга их обязанностей, а также иные возможные изменения их статуса), введение или усиление ответственности граждан, а также смягчающие или отменяющие ответственность граждан;

предусматривающие снижение (увеличение) финансовых, временных и иных затрат граждан в процессе их взаимодействия с государственными органами (организациями), уменьшение (увеличение) количества представляемых ими документов;

оказывающие влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, качество и доступность образования, жилищные права.

7. Прогнозирование экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется в целях выявления в проекте нормативного правового акта положений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду и (или) связана с нерациональным использованием природных ресурсов.

Прогнозированию экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта подлежат проекты нормативных правовых актов, предусматривающие регулирование общественных отношений:

в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе в области охраны и использования земель, недр, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, охраны и использования вод, животного мира, растительного мира, охраны атмосферного воздуха; в сферах сельского хозяйства, промышленности, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и туризма;

в иных сферах общественных отношений, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду.

8. Результаты прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта включаются в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта по формам, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Обоснованность выводов, сформулированных в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта по результатам прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта, оценивается государственными органами, которые реализуют государственную политику, осуществляют правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности), и другими заинтересованными государственными органами (организациями) при согласовании проекта нормативного правового акта.

По результатам прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта субъектом, осуществляющим прогнозирование последствий, может быть принято решение:

о целесообразности принятия (издания) нормативного правового акта;

о нецелесообразности принятия (издания) нормативного правового акта в связи с отсутствием необходимости правового регулирования общественных отношений определенной сферы;

о внесении необходимых изменений в проект нормативного правового акта, в действующие нормативные правовые акты, которые позволят обеспечить более полное и эффективное правовое регулирование общественных отношений определенной сферы;

о принятии иных мер, необходимых для устранения факторов, которые предположительно будут оказывать негативное влияние на применение норм нормативного правового акта.

9. Методическое обеспечение прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.022 с.)