Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Современные Политические теории и доктриныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, международных отношений и определенным образом объясняющая сущность, структуру, механизмы функционирования политических институтов, их цели и ценностные ориентации. Политическая доктрина (от лат. doctrina — учение) — руководящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления. Понятия "теория", "доктрина" присущи политическим партиям, движениям, идейно-политическим направлениям современной политической мысли. В результате решения многих политических проблем современности различными государствами, партиями, движениями представляется возможным выделить ряд идейно-политических направлений, по которым за последнее время произошла активизация общественно-политической мысли. Важнейшими из них являются: неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, а также этнополитические, религиозно-политические, современные экстремистские и другие течения. Что собой представляет неолиберализм как идейно-политическое течение? Либерализм зародился как идеология молодого класса буржуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политическое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы, разработанная в трудах таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье и других представителей европейского Просвещения. Однако в центре внимания либерального мировоззрения было с самого начала не свободное развитие личности, а "рыночная" интерпретация свободы — как свободы частного предпринимательства. Со второй половиныXIX в. в связи с обострением противоречий капитализма начало обозначаться расхождение между либеральными и консервативными течениями буржуазной общественной мысли по вопросу о путях стабилизации общества. Как и другие идейно-политические течения, либерализм менял свои политические акценты и концептуальные положения. Он эволюционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Джона Стюарта Милля, а затем к идеям кейнсианства и современной своей форме — неолиберализму. Стержнем этой внутренней эволюции было отношение сторонников течения к вопросу о социальной и экономической роли государства.
Начало формированию буржуазно-либерального реформизма в США было положено "Новым курсом" Т. Рузвельта, который сопровождался значительным усилением роли государства. Неолиберализм почти безраздельно господствовал в американской политической жизни в 60-70-е годы, т.е. в период правления демократов. Он сдал свои позиции только в начале 80-х годов, с приходом в США неоконсервативного руководства во главе с Р. Рейганом. Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США. К лагерю неолибералов принадлежат многие известные американские ученые, а также сенаторы и члены правительства. До 2001 г. демократы США стояли у руля государственной власти (президент Б. Клинтон и вице-президент А. Гор), с 2001 г. — республиканцы во главе с Дж. Бушем. Каковы основные элементы теоретической и политической программы либерализма? Центральным положением этой программы (как в теории, так и на практике) является следующее: активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества, требование социальной ответственности бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма, перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества, расширение фондов общественного потребления, распределяемых бесплатно (больницы, школы, экологические программы, поддержка регионов, затронутых экономической депрессией, и т.д.). Иначе говоря, неолибералы ставят в центр своих политических и экономических программ два типа взаимоотношений: между свободным рынком и экономической политикой государства, с одной стороны, и между отдельной личностью и обществом (в лице государства) — с другой. Конкретно это означает обязанность правительства ограждать личность от злоупотреблений и других негативных последствий функционирования рыночной системы. Эту программу, взятую в целом, неолибералы назвали "государством всеобщего благоденствия". Таким образом, оформляясь как политическое мышление и политическая практика, либерализм (а вслед за ним и неолиберализм) воспринял сложившуюся в античной политической культуре идею народовластия. Современная политическая наука ставит в заслугу либералам их традиционное понимание государства как силы, независимой ни от индивида, ни от общества и потому способной защитить их друг от друга.
Либерализм является не только одним из ведущих идейно-политических течений; его представители, в том числе и современные, внесли существенный вклад в развитие мировой общественно-политической мысли. Широкую известность и множество последователей приобрели такие социально-политические идеи либерализма, как концепция "информационного общества", "конвергенция", "социального глобализма" и др. Остановимся кратко на теории конвергенции и ее модификациях. В современном мире уже не существует общественных систем, которые традиционно назывались бы "капитализмом" и "социализмом". Но это не означает, что идея конвергенции изжила себя (точнее, она изжила себя в ее традиционном смысле), став теоретической абстракцией. Сегодня некоторые ученые считают, что идея конвергенции в ее современном понимании близка к признанию принципа универсальности эволюции различных сообществ. При этом они не исключают многообразия путей общественного прогресса, специфику подхода к новой цивилизации различных регионов и стран. Действительно, в современном мире сложилось уже несколько международных сообществ, в том числе: Европейский Союз, Сообщество Северо-Американских государств (США, Канада, Мексика), Сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), членами которого являются "новые индустриальные страны". Также можно говорить об СНГ как специфической форме развития международных интеграционных процессов и т.д. Более того, на территории России сегодня имеет место своеобразное развитие конвергентных процессов. В ходе исторического развития общественная, в том числе и социально-политическая, мысль в развитых странах Запада разделилась на два магистральных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах консервативное направление (неоконсерватизм) представляет собой в области идеологии и политики сложный сплав взглядов, идей и концепций, в которых сочетаются общие черты с национально-специфическими особенностями. Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять) — социально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований. Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с именем замечательного английского мыслителя Т. Гоббса, современника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в США. Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из которых — европейский классический консерватизм XVIII — середины XIX в. (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Среди его идей основное место заняли положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмешательства и регулирования со стороны государства, сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма.
Вторая форма — либерализм. В ней идеи классического консерватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями "классического либерализма", прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе говоря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерватизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX-XX вв. Наконец, третья, самая современная форма американского консерватизма — неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют рождение этого направления). В отличие от первых двух форм неоконсерватизм в принципе признает необходимость вмешательства государства в экономику и выполнение им ряда социальных функций, но требует значительного сокращения и ограничения этих функций. Идейное кредо неоконсерваторов в вопросе о роли государства в обществе формируется в виде лозунга: "Лучшее правительство то, которое правит меньше". Возникновение этой третьей формы консерватизма и ее утверждение в качестве ведущей способствовало падению популярности идей либерализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции "государства всеобщего благоденствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кризиса середины 70-х годов. Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на высшие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль. В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США и Англии стали также консервативные лидеры Дж. Буш и Джон Мейджор. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с политической сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означает полный отход от неоконсервативного курса внутренней и внешней политики государства. Сегодня неоконсерватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве доминирующей интеллектуальной тенденции и господствующей политической силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого течения в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом. Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются крупнейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых центрах" этих стран.
Рассмотрим теперь основные черты идеологии неоконсерватизма. Прежде всего, следует подчеркнуть, что социальную базу этой идеологии составляет так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и представители нового типа трудящихся — высококвалифицированные работники производства. Именно они в конце 70-х — начале 80-х годов были обеспокоены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением научно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи: семья, религия, мораль — с ценностями постиндустриальной эры: творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, образование как главные каналы вложения в так называемый "человеческий капитал"). Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к активному участию в управлении предприятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме трудовой мотивации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвящено немало книг и статей. Такова прогрессивная черта неоконсервативной идеологии. Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представлен наглядно в виде двух научных школ: политической футурологии и "монетаризма ". Несколько слов о концепциях, которые представляют эти школы. Широко известная школа "монетаризма" выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды — идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители школы "монетаризма" —лауреаты Нобелевской премии М. Фридман и Ф. Хайек — сторонники "количественной теории денег". В соответствии с этой теорией денежное обращение и его законы являются центральным элементом хозяйственной системы любого общества, состояния экономической конъюнктуры. Общеизвестно, что все современные идейно-политические течения, так или иначе, определяют свою позицию по отношению к такому глобальному явлению, как научно-техническая революция. Каково же отношение неоконсерватизма к этому социальному феномену?Оно проявляется в концепциях неоконсервативной футурологии, конкретно — в концепциях постиндустриализма. Именно в этих концепциях наиболее ярко проявляется такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политических течений. В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о концепциях, разработанных представителями неолиберализма. Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются американские футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге "Культурные противоречия капитализма" Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом в концепциях "постиндустриализма" преобладает мажорная тональность. И это неслучайно, так как они представляют себе США в роли мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.
Несколько слов о других проявлениях неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли: американский неоконсерватизм в сфере политики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это наглядно проявляется также и во внешней политике. 80-е годы — годы правления в США республиканской партии — ознаменовались резкими поворотами в этой области, прежде всего в развитии процесса американо-советских отношений. Суть этих поворотов в отказе от политики "силового глобализма", вытекающей из имиджа Советского Союза как "империи зла", в отходе от политики "холодной войны" и стремлении к добрососедским отношениям с нашей страной. Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсерваторов оставило мечту о превращении США в единственного ведущего лидера современного мира. События 90-х годов XX в. и первые годы XXI века это наглядно подтвердили. Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями очень широк: от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму. Социализм как идейно-политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли и сегодня остается достаточно популярным. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало существовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. Сегодня в нем просматриваются три направления: умеренное (центристское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное — представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" — "теологией освобождения". Третья ветвь социалистической мысли Запада — "неомарксизм". Современные социал-демократы как представители социалистической мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализма". К концу XX века в мире насчитывалось более 80 социал-демократических партий, из которых 30 являлись правящими. 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации — Социалистическом Интернационале (Социнтерне). Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритетности государственного регулирования экономической жизни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире. Социализм в понимании социал-демократов — это не общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и не имеющий конца. В современных условиях они совершенствуют теорию социализма, особый акцент при этом делается на поиск баланса между индивидуальным и коллективным началами в жизни общества. В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-летний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь общества весьма незначительно. Еще одним направлением современной политической мысли является этнополитическое направление. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем. Получается, что самым надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность даже вопреки мощным интеграционным процессам, существующим в мире. Именно эти идеи и тенденции привели к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации. Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить дальнейшее развитие человечества. Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священнослужители, особенно католических и исламских конфессий. В мире насчитывается свыше 1 млрд. христиан, в том числе около 600 млн. католиков, более 1 млрд. мусульман, подавляющее большинство которых составляют сунниты, к миллиарду приближается количество последователей, исповедующих индуизм и буддизм. Более 100 млн. человек придерживаются разнообразных местных верований. Далеко не все верующие вовлечены в политику, но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется далеко не их базовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, формирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим признаком почти всех религиозно-политических течений является религиозно-этническое обоснование политических целей и поиск религиозно-этнических путей решения общественных проблем. Наиболее активными и влиятельными являются поборники создания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии — бывших республиках СССР, а также в России. Влияние религиозных идейно-политических концепций оказывает заметное влияние на поиск новых решений политических проблем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В 60—70-е годы XX в. появилось еще одно направление общественно-политической мысли — эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающейся экологической катастрофы и необходимости ее предотвращения усилиями всех государств. Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений переустройства общества, способного обеспечить гармонизацию его отношений с природой. Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в общественно-политической мысли весьма активных экстремистских течений. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения: неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм. Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чувствам людей — к зависти, злобе, шовинизму и находят поддерживающих эти идеи людей в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма. Наиболее активными в 80—90-х годах оказались троцкистские и неофашистские концепции. В основном они сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи призыва к вооруженному насилию. Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Но у этих концепций и их основателей есть объединяющий показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия. Все они стремятся опереться на национализм. Контрольные вопросы 1. Изложите основные положения программы неолиберализма. 2. В чем заключается идейное кредо неоконсерваторов? 3. В чем состоит суть концепции демократического социализма? 4. Назовите существующие в современном мире экстремистские политические течения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.23.150 (0.016 с.) |