Контрольно-измерительные материалы. Методические рекомендации для решения тестов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-измерительные материалы. Методические рекомендации для решения тестов



Методические рекомендации для решения тестов

 

В учебном процессе может применяться несколько форм контроля - текущий, промежуточный и выходной.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по результатам освоения конкретной темы дисциплины.

Промежуточный контроль заключается в проверке и оценке знаний студентов не всей совокупности материала дисциплины, а лишь по результатам конкретным блоков проблем. Промежуточный контроль необходим для корректировки хода освоения студентами теоретического и практического материала, для выстраивания внутренне согласованной полной системы знаний по дисциплины. Проведение промежуточного контроля содействует регулярной и последовательной работе студента над предметом, стимулируя его самостоятельность в освоении и запоминании материала дисциплины, что требует от него повседневного усилия для устранения пробелов.

Весь учебный материал разделен на относительно самостоятельные блоки, включающие в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем курса. Каждый блок должен обладать некоторой целостностью, логической завершенностью учебной информации.

Выходной контроль предполагает сдачу студентами зачета в устной форме или в письменной форме (тест).

Выбирая на тот или иной ответ на вопрос теста, студент должен прежде всего внимательно прочитать условия вопроса теста, вдумываясь а его смысл. Затем следует выбрать, по мнению студента, правильный ответ. Если по мнению студента несколько ответом являются правильными, то он должен выбрать тот, который максимально охватываем ответ на поставленный вопрос.

Тест состоит вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы, что не позволяет охарактеризовать всю полноту того или иного правового явления. В ходе тестирования студент не имеет возможности давать свои комментарии к ответам. Однако основная суть выносимых на тестирование вопросов отражается в предлагаемых вариантах ответов.

В зависимости от формы контроля (текущий, промежуточный, выходной) преподаватель определяет точное количество вопросов теста и устанавливает время для решения теста, при этом текущий контроль может занимать от 10 до 15 минут, промежуточный от 30 до 40 минут, выходной до 1,5 часов.

 

Тестовые задания

1. Понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор»:

A. Тождественны

B. Совпадают частично применительно к определенным конституционно-правовым отношениям

C. Различны

2. Конституционный Суд РФ состоит из:

A. 20 судей

B. 19 судей

C. 18 судей

3. Конституционный Суд РФ это государственный орган:

A. Конституционного контроля и надзора

B. Конституционного надзора

C. Конституционного контроля

4. Конституционный Суд РФ:

A. Не обладает правом законодательной инициативы

B. Обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения

C. Обладает правом законодательной инициативы по любым вопросам

5. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

A. Между федеральными органами государственной власти

B. Споры физических лиц и органов государственной власти

C. Споры между юридическими лицами и федеральными органами государственной власти

6. К полномочиям Конституционного суда РФ не относится:

A. Разрешение дела о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью человека

B. Толкование ст.135 Конституции РФ

C. Решение вопроса о соответствии ст.48 Устава Кемеровской области Конституции РФ

7. Конституционный Суд РФ решает вопросы:

A. Права и фактических обстоятельств дела

B. Исключительно вопросы права

C. Исключительно вопросы фактических обстоятельств дела

8. Судей Конституционного Суда РФ назначает на должность:

A. Государственная Дума по представлению Президента РФ

B. Совет Федерации по представлению Председателя Правительства РФ

C. Совет Федерации по представлению Президента РФ

9. Срок полномочий Конституционного Суда РФ составляет:

A. 15 лет

B. Не ограничен определенным сроком

C. 12 лет

10. Решения Конституционного Суда РФ:

A. Обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений

B. Обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц

C. Обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений

11. Возраст кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ:

A. Не менее 40 лет

B. Не более 40 лет

C. 40 лет

12. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ должен:

A. Обладать признанной высокой квалификацией в области международного и государственного права

B. Обладать признанной высокой квалификацией в области конституционного права

C. Обладать признанной высокой квалификацией в области права

13. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ длятся:

A. 15 лет

B. 12 лет

C. Не ограничены сроком

14. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не могут быть приостановлены в случае если:

A. Было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности

B. Судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности

C. Судья Конституционного Суда РФ подал ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации

15. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются:

A. По требованию Президента РФ

B. По требованию 1/3 судей Конституционного Суда РФ

C. Судья не способен по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи Конституционного Суда РФ

16. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела:

A. В пленарных заседаниях и заседаниях палат

B. Только в пленарных заседаниях

C. Только в заседаниях палат

17. Конституционный Суд РФ внутренне подразделяется на:

A. Три палаты

B. Две палаты

C. Не имеет внутреннего деления на палаты

18. В пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ участвуют:

A. Все судьи Конституционного Суда РФ

B. 1/3 судей Конституционного Суда РФ, определяемых путем жеребьевки

C. Судьи, входящие в состав палаты, определяемой Председателем Конституционного Суда РФ

19. Председатель Конституционного Суда РФ

A. Отчитывается перед Президентом РФ по вопросам компетенции Конституционного Суда РФ

B. Осуществляет надзор за порядком назначения судей Конституционного Суда РФ Советом Федерации

C. Представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и другими

20. Судьи Конституционного Суда РФ:

A. Независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

B. Зависимы от воли и решений Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ

C. Независимы и руководствуются исключительно нормами международного права и государственного права

21. Дела в Конституционном Суде РФ рассматриваются:

A. Коллегиально

B. Группами судей от 3-8 человек

C. Единолично

22. Решения Конституционного Суда РФ могут выноситься в форме:

A. Только постановлений

B. Постановлений, заключений, определений

C. Только постановлений и определений

23. Решения и другие акты Конституционного Суда РФ:

A. Выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, основанную на политических пристрастиях большинства судей Конституционного Суда РФ

B. Выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий

C. Выражают соответствующую Конституции РФ политическую позицию судей

24. Рассмотрения дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводятся:

A. Только в открытой форме

B. Только в закрытой форме

C. Возможны как открытые, так и закрытые заседания

25. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме:

A. Иска

B. Запроса, ходатайства или жалобы

C. Протеста или представления

26. Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае если:

A. Разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ

B. В Конституционный Суд РФ обратился законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ

C. Обращение не содержит в себе всех необходимых реквизитов

27. Предварительное изучение обращения в Конституционный Суд РФ должно быть завершено:

A. Не позднее одного месяца с даты поступления обращения в Конституционный Суд РФ

B. Не позднее четырех месяцев с момента регистрации обращения в Конституционном Суде РФ

C. Не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения в Конституционном Суде РФ

28. Участниками процесса в Конституционном Суде РФ являются:

A. Стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики

B. Судьи, стороны и их представители

C. Судьи, свидетели, эксперты, переводчики

29. Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ и соответствующие документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за:

A. 30 дней до начала заседания

B. 15 дней до начала заседания

C. 10 дней до начала заседания

30. Сторонами в конституционном судопроизводстве не являются:

A. Заявители, органы государственной власти и должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке

B. Государственные органы, компетенция которых оспаривается

C. Истцы и ответчики

31. Решение о толковании Конституции РФ принимается:

A. Большинством не менее 2/3 от общего числа судей

B. Большинством не менее 1/2 от общего числа судей

C. Большинством не менее 2/3 от числа голосов судей, принявших участие в голосовании

32. Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется:

A. Заключением

B. Постановлением

C. Определением

33. В итоговом решении Конституционного Суда РФ излагаются мотивы его принятия:

A. Обязательно

B. Не обязательно

C. Зависит от предмета рассмотрения

34. Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается:

A. Всеми судьями, участвующими в голосовании

B. Всеми судьями Конституционного Суда РФ

C. Председателем Конституционного Суда РФ

35. Судья Конституционного Суда РФ:

A. Излагает свое особое мнение в каждом деле

B. Излагает свое особое мнение, если он не согласен с решением Конституционного Суда РФ

C. Не излагает свое особое мнение ни при каких обстоятельствах

36. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ

A. Приобщается к материалам дела, но не публикуется

B. Публикуется отдельно от решения Конституционного Суда РФ и не приобщается к материалам дела

C. Приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ

37. Решение Конституционного Суда РФ состоит из следующих частей:

A. Вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной

B. Мотивировочной и резолютивной

C. Водной, описательной и резолютивной

38. Решения Конституционного Суда РФ:

A. Провозглашаются в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания

B. Провозглашается в полном объеме в открытом заседании не позднее 10 дней с момента удаления в совещательную комнату

C. Провозглашается резолютивная часть решения в открытом заседании немедленно после его подписания

39. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ публикуются:

A. Незамедлительно в официальных изданиях органов государственной власти РФ и субъектов РФ, которых касается принятое решение

B. В течение 7 дней с момента оглашения в официальных изданиях органов государственной власти субъектов РФ, которых касается принятое решение

C. Незамедлительно в официальных изданиях органов местного самоуправления, расположенных на территории субъектов РФ, которых касается принятое решение

40. Решение Конституционного Суда РФ:

A. Окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения

B. Окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу с момента его опубликования

C. Может быть обжаловано и вступает в силу после его опубликования

41. Решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению:

A. Немедленно после провозглашения

B. Немедленно после опубликования

C. Немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если сроки специально в нем не оговорены

42. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверки конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними не обладает:

A. Президент РФ

B. Генеральный прокурор РФ

C. Правительство РФ

43. Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится Конституционным Судом РФ:

A. По форме нормативного акта или договора

B. По содержанию норм

C. С точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

44. Конституционный Суд РФ не реже одного раза в год обращается с посланием о состоянии конституционной законности в РФ:

A. К Президенту РФ

B. К Федеральному Собранию РФ

C. К Правительству РФ

45. По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти Конституционный Суд РФ не может принять решения:

A. О признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ

B. О признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими нормам международного права

C. О признании нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ

46. В случае если Конституционный Суд РФ признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу:

A. Со дня вступления в силу решения Конституционного Суда РФ

B. Со дня провозглашения решения Конституционного Суда РФ

C. Со дня, указанного в решении Конституционного Суда РФ

47. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод не допустима если:

A. Закон затрагивает конституционные права и свободы граждан

B. Гражданин ее подающий полагает, что тот или иной акт неконституционен, независимо от того затрагиваются или нет в нем права и свободы граждан

C. Закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющим закон

48. При Конституционном Суде РФ действует:

A. Научно-консультативный Совет

B. Научно-информационный Совет

C. Консультативно-информационный Совет

49. Конституционный Суд РФ с органами конституционного контроля субъектов РФ:

A. Взаимодействует

B. Органы конституционного контроля субъектов РФ подотчетны и подконтрольны Конституционному Суду РФ

C. Независимы друг от друга

50. В случае если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, такое дело:

A. Рассматривается только в том случае если производство по делу приостанавливалось

B. Пересматривается только в том случае если гражданин заявит об этом ходатайство

C. Во всяком случае подлежит пересмотру компетентными органами в обычном порядке

51. Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом:

A. Только в первой инстанции

B. В любой инстанции

C. Только в надзорной инстанции

52. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ в частности обладают:

A. Органы законодательной власти субъектов РФ

B. Органы исполнительной власти субъектов РФ

C. Органы судебной власти субъектов РФ

53.Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом РФ является:

A. Не официальным, но обязательным

B. Официальным и обязательным

C. Факультативным

54. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ не может дать заключение:

A. О соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

B. Об отстранении Президента РФ с занимаемой должности

C. О несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

55. Официальным изданием Конституционного Суда РФ является:

A. Собрание законодательства РФ

B. Российская юстиция

C. Вестник Конституционного Суда РФ

56. К символам судебной власти Конституционного Суда РФ не относится:

A. Государственный флаг РФ

B. Государственный гимн РФ

C. Судейские мантии

57. В Аппарат Конституционного Суда РФ входит:

A. Секретариат

B. Аналитический отдел

C. Справочный отдел

58. Местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является:

A. Г. Москва

B. Г. Санкт-Петербург

C. Г. Новосибирск

59. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» был принят и вступил в силу:

A. В 1996 году

B. В 1995 году

C. В 1994 году

60. Судебный конституционный контроль есть:

A. Наличие в государстве Конституционного Суда

B. Проверка конституционности актов, решений и действий субъектов права

C. Проверка соответствия нормативных актов нормам международного права

61. Конституционный контроль это:

A. Специфическая функция компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства

B. Возможность судебных органов власти проверять нормативные акты на предмет их соответствия Конституции РФ

C. Возможность судебных органов власти проверять нормативные акты на предмет их соответствия нормам международного права

62. Конституционное правосудие составляет:

A. Конституционная юрисдикция

B. Конституционная юрисдикция и конституционное судопроизводство

C. Конституционное судопроизводство

63. Место Конституционного Суда РФ среди органов государственной власти определяется:

A. Иерархической подчиненностью ему других судов

B. Особой ролью в осуществлении правосудия

C. Его компетенцией, характером деятельности

64. Не является органом конституционного контроля:

A. Конституционный Суд РФ

B. Генеральная прокуратура РФ

C. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

65. Конституционный Суд РФ в своем становлении и развитии прошел:

A. Четыре этапа

B. Три этапа

C. Два этапа

66. Процессуальной формой деятельности Конституционного Суда РФ является:

A. Конституционное судопроизводство

B. Гражданское судопроизводство

C. Арбитражное судопроизводство

67. Конституционный Суд РФ осуществляет:

A. Как правило, последующий конституционный контроль, но возможен и предварительный конституционный контроль

B. Только предварительный конституционный контроль

C. Только последующий конституционный контроль

68. Источником норм конституционного правосудия являются:

A. ФЗ «О Правительстве РФ»

B. ФКЗ «О судебной системе РФ»

C. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

69. Конституционный Суд РФ является:

A. Федеральным судом

B. Органом государственной власти субъекта РФ

C. Государственным судом

70. Финансирование Конституционного Суда РФ осуществляется за счет средств:

A. Федерального бюджета и бюджета субъекта РФ

B. Бюджетов субъектов РФ

C. Федерального бюджета

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Контрольная работа выполняется студентами очной формы обучения самостоятельно с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных занятий и практических занятий, а также приобретения навыков самостоятельного понимания и применения нормативно-правовых актов и специальной литературы.

Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины.

Контрольная работа выполняется студентом в срок устанавливаемый преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Текст контрольной работы должен быть выполнен таким образом, чтобы его прочтение не было затруднено. В случае не разборчивого текста контрольной работы она не засчитывается и возвращается студенту для исправления.

Контрольная работа должна содержать: Ф.И.О. студента, наименование факультета, курс, группу (подгруппу), вариант контрольной работы, ответы на вопросы с указанием используемых нормативно-правовых актов.

Студент, не сдавший контрольную работу в срок, не допускается к зачету.

 

Методические рекомендации по выполнению рефератов и докладов

Реферат представляет собой письменное индивидуальное или коллективное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих нормативных, литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Доклад представляет собой устное публичное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих нормативных, литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Реферат и доклад является сокращенным устным или письменным пересказом содержания нормативно-правовых актов, документов правоприменительной практики, содержащих фактические сведения, в совокупности с общими научными представлениями и выводами по выбранной проблематики.

Написание рефератов и подготовка докладов практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимых профессиональных навыков и подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: исследования и изучения нормативных правовых актов, судебных решений, изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материалов, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью докладов и рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса учится логично, последовательно и лаконично излагать материал, свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своей работы публично.

Подготовка рефератов и докладов позволяет способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать разнообразные общественно-политические явления современности, вести дискуссию.

Процесс написания реферата включает:

1. Выбор темы и составление примерного права;

2.  Подбор и изучение нормативных правовых актов, правоприменительных актов и иных официальных материалов;

3. Подбор и изучение специальной литературы;

4. Написание текста работы и е оформление;

5. Устное изложение реферата (по желанию студента).

Процесс подготовки доклада включает:

1. Выбор темы и составление примерного права;

2.  Подбор и изучение нормативных правовых актов, правоприменительных актов и иных официальных материалов;

3. Подбор и изучение специальной литературы;

4. Подготовка текста устного доклада;

5. Устное публичное изложение реферата.

Рефераты и доклады подготавливаются по наиболее актуальным темам. Темы рефератов и докладов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса, которые отражают передовые научные идеи, обобщают тенденции юридической практики, учитывают изменения в текущем законодательстве. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения, взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.

Рекомендованная в рабочей программе курса тематика рефератов и докладов является примерной, поэтому по желанию студента может быть выбрана иная тема, которая должна быть предварительно согласована с научным руководителем.

Работу над докладом или рефератом следует начинать с общего ознакомления с выбранной темой через прочтение учебника, учебного пособия, конспектов лекций. Затем следует приступить к изучению нормативных правовых актов, судебных решений и иных материалов правоприменительных органов. После этого следует изучать литературные и иные источники, рекомендуемые преподавателем. При этом перечень рекомендуемых источников не обязывает студента строго следовать им, студент может использовать и иные источники по собственной инициативе, если они являются актуальными и позволяют наиболее полно и объективно отражать материал реферата или доклада. Самостоятельно студент подбирает источники информации с использованием библиографии библиотек, электронные ресурсы. Следует уделить особое внимание литературе по выбранной проблематике публикуемой в специальных юридических периодических журналах, таких как Государство и право, Журнал российского права, Правоведение, Конституционное и муниципальное право, Черные дыры в Российском законодательстве и другие.

В процессе изучения нормативных правовых актов и специальной литературы рекомендуется делать выписки, последовательно и постепенно группируя и накапливая информацию, теоретический и практический материал.

План реферата или доклада должен быть составлен таким образом, чтобы раскрывалась выбранная тема.

Реферат или доклад, как правило, состоит из введения, основного материала, заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная и практическая значимость, цели и задачи поставленные студентом. Основной материал содержит информацию, раскрывающую суть избранной проблемы и пути ее решения, а также различные взгляды на нее. В заключении формируются выводы, оценки, предложения, которые должны содержать личную правовую позицию студента по рассмотренной им теме.

Изложение материала реферата или доклада должно быть кратким, точным, логичным, последовательно. Необходимо использовать термины, свойственные теории государства и права, науке конституционного права, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания могут быть сокращены по тексту, но смысл сокращений должен быть ясен и понятен из контекста.

В текст рефератам или доклада можно включать схемы и таблицы, которые помогают раскрыть содержание и суть выбранной для исследования проблемы, а также систематизировать полученные студентом в процессе исследования знания.

Объем реферата от 5 до 10 машинописных страниц формата А4. Реферат может быть подготовлен в рукописном виде, позволяющим его прочтение. 

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию, инициалы, форму обучения, номер группы, а также фамилию, инициалы, ученую степень, звание научного руководителя, а в самом конце - дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформление научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок, которые делаются постранично внизу основного текста. Сноска на нормативный правовой акт должна содержать полное и точное название акта, дату его принятия и дату последних изменений или редакции акта, номер, официальный источник публикации, с указанием названия, года издания, номера, статьи. Сноска на иной источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующе положение. Для статей из журналов и сборников следует указывать фамилию, инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника с указанием года издания, номера (или выпуска), страниц. При ссылки на газету указываются название, год, дата.

Сноски следует оформлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для оформления библиографического списка, установленными действующим законодательством.

Объем доклада до 4 машинописных страниц формата А4. Доклад в устной форме должен занимать не более 10 минут аудиторного времени. Способ фиксации материала для доклада определяется студентом самостоятельно.

Текст реферата или доклада после его окончательной подготовки и оформления подлежит тщательной проверке студентом. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Срок подготовки реферата или доклада определяется научным руководителем, но не может быть менее 7 календарных дней.

Содержание доклада обязательно устно освещается студентом на семинаре, научной конференции. Содержание реферата может освещаться студентом на семинаре устно по его желанию.

Докладчик должен освоить основные нормативные предписания и дополнительную литературу и эффективно донести ее до слушателей доклада, которые могут фиксировать главные идеи доклада. Студент в течение 7-10 минут в устной форме кратко излагает основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты с указанием на слабые и сильные стороны доклада. Докладчику предоставляется возможность аргументировать свою позицию по указанным оппонентами «недостаткам» доклада. На основе обсуждения студенту выставляется оценка.

 

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

 

Зачет - это конечная форма изучения дисциплины, представляющая собой механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета - завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым зачет содействует решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции зачета - обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение зачета состоит в том, что студент в период зачетного периода вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебник, нормативно-правовые акты и другие материалы. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, при подготовке к зачету знания по дисциплине обобщаются и систематизируются, превращаясь в упорядоченную совокупность данных, что позволяет понять логику дисциплины в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе подготовке к зачету по вопросам не освещенным на лекция и практических занятиях (семинарах): новые нормативные правовые акты, постановления и определения конституционных судов, монографии, статьи, а также по тем темам, рекомендованным к самостоятельному изучению студентами.

Оценивающая функция зачета заключается в том, что он подводит итог знаний студента полученных в процессе изучения дисциплины. В том числе зачет является формой оценки результатов учебно-педагогической деятельность преподавателя дисциплины (самооценка).

Зачет принимается преподавателем объективно и доброжелательно, что играет определенную воспитательную роль - стимулирует трудолюбие, принципиальность, ответственность, развивает чувство справедливости и уважения.

При подготовке к зачету, прежде всего, следует запомнить основные понятия и категории дисциплины, что в общей системе знаний будущего юриста, формирует правовую культуру, профессиональное правосознание. Конституционное правосудие как учебная дисциплина специализации имеет свою систему понятий, запоминание которой позволяет студенту расширять свои правовые знания и изъясняться юридическим языком.

На зачете преподаватель проверяет не только уровень запоминания и воспроизведения студентом учебного материала, но и понимание им тех или иных правовых категорий и реальных правовых проблем, способность, мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять юридическим языком правовую проблему. Студент должен сочетать запоминание и понимание, воспроизведение информации и мыслительный процесс.

При подготовке к зачету студенту следует тезисно конспектировать ответ на каждый вопрос выносимый на зачет, т.к. письменное закрепление информации включает дополнительные ресурсы памяти.

Подготовку к зачету не следует откладывать на последние дни и часы перед зачетом. Такая экстремальная подготовка к сдаче зачета не образует прочных знаний по дисциплине, не связывает ее понятия и категории с другими правовыми явлениями, не позволяет видеть все возможные разрешения практических правовых ситуаций. Приобретенная таким способом информация ненадежна и бессистемна и, как правило, не остается в багаже знаний студента.

Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах, в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных тем, вопросов дисциплины позволят студенту подойти к зачету подготовленным и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя темы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для зачета. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса.

При подготовке к зачету особое внимание следует уделять конспектам лекций и материалам, полученным на практических занятиях (семинарах), а уже за тем учебникам, учебным пособиям и иные материалам. Лекции детально, кратко, иллюстрировано, оперативно и четко дают основной понятийный аппарат, признаки и правовые характеристики правовых явлений. Для опубликования печатной продукции требуется значительный промежуток времени, поэтому некоторый учебный материал быстро «устаревает», особенно в нормативно-правовой части. Кроме того, печатная информация, как правило, ограничена в свободном доступе.

Студенту следует помнить, что идеальных учебников не бывает, т.к. они пишутся отдельными учеными или коллективами авторов, представляющих ту или иную школу в науке или направление исследования конкретного вопроса, поэтому в каждом из них есть сильные и слабые стороны. Для подготовке к зачету студенту следует использовать два и более учебника и (или) учебного пособия, а также юридические словари, справочники и хрестоматии.

Отвечая на конкретный вопрос на зачете, необходимо исходить из принципа многообразия мнений, суждений, позиций, что позволяет студенту по дискуссионным вопросам придерживаться любого из высказанных мнений по проблематике, но любая правовая позиция студента должны быть им достаточно аргументирована и обоснована.

На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.142 с.)