Типология и общая организация подземного пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология и общая организация подземного пространства



 

5.1 В целях обеспечения безопасной городской среды, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры следует выбирать рациональную степень использования подземного пространства, включая глубину его освоения.

5.2 Рекомендуется функциональное распределение подземного пространства по четырем уровням глубины:

- первый уровень (малозаглубленный - до 5 м): пешеходные зоны и тяготеющие к ним учреждения, предприятия розничной торговли, культурно-досуговые центры и другие предприятия торгово-бытового обслуживания населения, подземные помещения многоэтажных жилых и общественных зданий, искусственные водотоки, защитные сооружения ГО;

- второй уровень (среднего заглубления - свыше 5 до 15 м): транспортные тоннели различного назначения, транспортно-пересадочные узлы, стоянки автомобилей и гаражи, подземные помещения многоэтажных зданий, подсобные складские помещения, грузовые дворы, служебные коммуникации и т.п., сооружения с кратковременным пребыванием неограниченного количества людей, защитные сооружения ГО;

- третий уровень (повышенного заглубления - свыше 15 до 30 м): автотранспортные тоннели, сооружения метрополитена, резервуары, сооружения предприятий промышленности и энергетики с длительным пребыванием ограниченного количества персонала;

- четвертый уровень (особо глубокий - свыше 30 м): глубокие инженерные коммуникации, сооружения метрополитена, специальные сооружения, эксплуатируемые без пребывания людей или при их кратковременном пребывании (бункеры, резервуары, водозаборные скважины, сооружения инженерной защиты и пр.).

Рекомендуемое функциональное назначение каждого из уровней по глубине подземного пространства приведено в приложении А.

Примечания

1 Объекты капитального строительства, заглубление подземной части которых (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли составляет более чем 15 м, относятся к уникальным объектам [1] класса КС-3 по уровню ответственности (ГОСТ 27751).

2 Геотехнические категории при проектировании подземных объектов капитального строительства в зависимости от глубины устанавливают в соответствии с указаниями СП 248.1325800.

 

5.3 Выделяют следующие основные типологические группы объектов капитального строительства, размещаемых в подземном пространстве:

- "локальные" (точечные) - отдельные объекты в подземном пространстве;

- "линейные" - протяженные объекты и их комплексы (сети и сооружения водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, связи и др., транспортные тоннели);

- "плоскостные" - объекты подземного пространства, расположенные в одной плоскости;

- "объемные" - объединяющие локальные объекты в общее подземное пространство и занимающие отдельные участки подземного пространства;

- "подземные комплексы" - пространственные объединения подземных объектов (как функционально связанных, так и не связанных между собой), имеющих общую инфраструктуру, исходя из целесообразности их увязки в единое целое.

5.4 По длительности пребывания людей объекты, располагаемые в подземном пространстве, должны проектироваться как:

- объекты, эксплуатируемые без пребывания людей;

- объекты кратковременного пребывания (до 1 ч);

- объекты со средней продолжительностью пребывания (от 1 до 3 ч);

- объекты длительного пребывания (более 3 ч).

5.5 Подземные объекты, размещаемые в подземном пространстве, по способу их устройства классифицируются в соответствии с СП 248.1325800.2016 (пункт 5.1).

5.6 Градостроительное проектирование подземного пространства следует выполнять в увязке с зонированием и планировочной структурой муниципального образования в целом и с учетом наличия существующей подземной инфраструктуры в соответствии с генеральным планом.

5.7 Планировку и застройку многофункционального подземного пространства, в состав которого входят как функционально связанные, так и не связанные между собой объекты, следует осуществлять на основании технико-экономического сравнения вариантов.

При планировании размещения многофункционального подземного пространства следует учитывать требования СП 160.1325800.

5.8 При проектировании подземного пространства в условиях сложившейся застройки необходимо учитывать историко-культурные особенности и объекты археологии.

Проектирование подземного пространства в исторической части городских поселений следует осуществлять в целях сохранения и приспособления объектов культурного наследия и охраняемых территорий для современного использования с увеличением их доступности и уменьшением техногенного воздействия на них.

При этом следует обеспечивать улучшение:

- условий пешеходного подхода к объектам культурного наследия и их зрительного восприятия;

- экологической ситуации.

5.9 При освоении подземного пространства следует учитывать возможность его повторного использования, в частности для размещения хозяйственных объектов в неэксплуатируемых бункерах, отработанных горных выработках шахт и неэксплуатируемых карьерах по добыче строительных материалов, соли и др., перепрофилирования и двойного использования объектов специального назначения и пр.

5.10 Показатели объемов и функционального назначения сооружений, размещаемых в подземном пространстве, рекомендуется принимать с учетом положений СП 42.13330 на основании сложившейся и прогнозируемой социально-демографической и транспортной ситуации и прогнозов уровня жизни населения.

5.11 Комплексное использование подземного пространства рекомендуется осуществлять во всех функциональных и территориальных зонах городских поселений с учетом рекомендаций приложений В, Г. Степень и характер использования подземного пространства на той или иной территории городского поселения следует определять дифференцированно в зависимости:

- от расположения территории проектируемого подземного пространства в плане городского поселения, функционального назначения его различных зон и ценности земли;

- характера наземной застройки (ее плотности, степени амортизации, архитектурно-художественной и культурно-исторической ценности);

- уровня обеспеченности транспортной, социальной и инженерной инфраструктурой;

- наличия археологических и иных ограничений;

- совокупности природно-климатических и инженерно-геологических условий.

5.12 Основными зонами комплексного использования подземного пространства в городских поселениях должны являться:

- городской многофункциональный центр;

- главные городские магистрали;

- локальные общественные центры;

- крупные ТПУ.

5.13 Подземные сооружения и объекты допускается располагать под существующими и возводимыми зданиями, свободными от застройки частями улиц и площадей, под скверами, а также под водными объектами. Градостроительные и объемно-планировочные решения должны быть обоснованы соответствующими геотехническими расчетами (СП 22.13330, СП 248.1325800).

5.14 Использование подземного пространства в зонах жилой застройки следует предусматривать в целях размещения подземных частей зданий и отдельных сооружений под жилыми и общественными зданиями, а также под незастроенными участками.

Для предварительных расчетов площади подземных помещений жилых микрорайонов (кварталов) принимают не менее чем по 0,6  из расчета плотности проживания населения в данном микрорайоне (квартале).

5.15 При реконструкции жилой застройки должно быть сохранено и, при необходимости, модернизировано эксплуатируемое подземное пространство. Допускается приспособление существующего подземного пространства в застроенной части города и под отдельными зданиями с увеличением его глубины и габаритов в плане. При этом необходимо обеспечивать возможность замены инженерных коммуникаций и оборудования, находящихся в подземном пространстве.

5.16 При застройке либо реновации районов жилой застройки рекомендуется предусматривать устройство под жилым микрорайоном (кварталом) либо жилой группой единого подземного пространства, в котором должны размещаться:

- подземные стоянки автомобилей и гаражи, включая места для постоянного и гостевого хранения автомобильного транспорта;

- проезды для автомобилей и общественного транспорта; тротуары; остановочные пункты общественного транспорта;

- подъездные пути, разгрузочные площадки и склады;

- предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания и пр.;

- сооружения инженерно-технического назначения, в том числе: районные трансформаторные подстанции; инженерные сети; объекты централизованного сбора и удаления мусора;

- помещения хранилищ и архивов учреждений;

- отдельные помещения медицинских организаций;

- объекты защитных сооружений ГО.

5.17 В промышленных зонах допускается использование подземного пространства при соответствующем обосновании. Целесообразно размещать в подземном пространстве объекты промышленных предприятий, в которых технологические процессы автоматизированы и изолированы от окружающей среды и (или) не требуют пребывания обслуживающего персонала, либо требуют его кратковременное пребывание.

5.18 Использование подземного пространства промышленных и коммунально-складских зон должно отвечать требованиям [4], при этом рекомендуется размещать в этих зонах преимущественно:

- производства, нуждающиеся в полном отсутствии вибраций несущих и ограждающих конструкций, требующие наличия стабильного микроклимата и максимальной изолированности от внешней среды с их заглублением на 15-20 м ниже уровня земли;

- производства, требующие постоянного микроклимата, с внутренними перепадами температур воздуха в точно ограниченных пределах (до );

- производства, которые по различным причинам должны быть максимально изолированы от внешней среды;

- склады, в том числе требующие постоянный температурно-влажностный режим;

- средства организации непрерывного движения интенсивных потоков работающих, производственных изделий и грузов.

Подземное пространство промышленных и коммунально-складских зон должно обеспечивать возможность укрытия наибольшей работающей смены в защитных сооружениях ГО.

Примечание - Объемы подземных складов и хранилищ не должны быть более предусмотренных СП 43.13330, СП 155.13130 (если хранимое вещество небезопасно).

 

5.19 Использование подземного пространства промышленных зон следует осуществлять путем:

- перемещения в подземное пространство объектов и сооружений автоматизированных производств, подсобных помещений и складов;

- создания объемных подземных сооружений на основе максимальной блокировки отдельных объектов;

- создания линейных сооружений для подвоза сырья и доставки готовой продукции.

5.20 В коммунально-складских зонах города в подземном пространстве целесообразно размещать хранилища различного назначения, троллейбусные и автобусные парки, гаражи грузовых и специальных автомобилей, защитные сооружения ГО.

5.21 В подземном пространстве под зонами прибытия и отправления городского и междугородного транспорта может предусматриваться размещение железнодорожных и автобусных вокзалов, ТПУ различной степени сложности, гаражей и стоянок легковых автомобилей и др. в виде комплекса объемных, плоскостных и линейных объектов.

5.22 Подземное пространство под зонами рекреационного назначения городских поселений целесообразно использовать для размещения тоннельных участков транспортной инфраструктуры, гаражей и стоянок легковых автомобилей, предприятий общественного назначения для обслуживания населения и др. в виде локальных (точечных) объектов.

 

6 Основные требования к формированию подземного пространства

 

6.1 При проектировании подземного пространства следует учитывать, что необходимый объем его использования определяется перспективной схемой развития территорий городских поселений, сложившейся исторической застройкой, транспортной инфраструктурой, природно-климатическими особенностями региона, сложностью инженерно-геологических условий.

6.2 В целях компактной организации городской среды при формировании многофункционального подземного пространства должны быть предусмотрены:

- размещение подземного пространства в непосредственной близости от центров концентрации населения (в общественных центрах, многофункциональных подземных комплексах, ТПУ, станциях метрополитена, крупных торговых и развлекательных центрах и др.);

- формирование системы общественных многофункциональных и специализированных зон, градостроительных ансамблей и комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля, объединенных системой подземных пространств;

- многоуровневое функциональное зонирование подземных объектов капитального строительства.

6.3 Многофункциональные подземные объекты и комплексы

6.3.1 Многофункциональное подземное пространство может включать в себя предприятия торговли и сферы обслуживания, объекты культуры, досуга, спортивные сооружения, пешеходные и транспортные коммуникации, в том числе железнодорожные вокзалы, станции пригородной и внутригородской железной дороги и метрополитена, автотранспортные тоннели, гаражи, стоянки автомобилей, объекты инженерной инфраструктуры и другие сооружения и объекты, в том числе запроектированные с учетом требований ГО.

6.3.2 В районах железнодорожных вокзалов следует предусматривать создание многофункционального подземного пространства, включающего ТПУ с устройством подземной пешеходной зоны, связывающей перроны вокзала со станциями метрополитена, торговыми центрами, остановочными пунктами общественного транспорта, стоянками автомобилей. При этом рекомендуется совмещать пешеходные тоннели, подземные подходные коридоры железнодорожных вокзалов и подземные вестибюли станций метро.

6.3.3 Автотранспортные тоннели в составе многофункциональных подземных пространств рекомендуется устраивать для подъезда к стоянкам автомобилей и ТПУ.

6.3.4 В составе ТПУ (по 6.7) на базе станций метрополитена целесообразно размещать в подземном пространстве многофункциональные комплексы, объединяющие объекты торговли и общественного питания, стоянки автомобилей и пешеходные связи между ними и станциями метрополитена.

6.3.5 В подземной части надземно-подземных многофункциональных комплексов целесообразно размещать складские помещения, разгрузочные площадки, стоянки автомобилей и подъезды к ним, гардеробы, технические помещения и другие сооружения кратковременного посещения и (или) эксплуатируемые без постоянного присутствия персонала.

6.3.6 Функциональное распределение площадей подземного пространства в составе многофункциональных комплексов рекомендуется предусматривать: 70% - помещения общественных зданий, включая предприятия торговли; 30% - стоянки автомобилей.

6.3.7 В подземных общественных пространствах, в том числе в ТПУ и многофункциональных подземных комплексах, рекомендуется использование атриумов дневного света в зонах, предназначенных для длительного нахождения неограниченного количества посетителей.

6.3.8 При размещении многофункциональных подземных комплексов в условиях сложившейся застройки следует обеспечивать сохранение исторического облика района строительства.

6.3.9 При строительстве в пределах жилого микрорайона (квартала) многофункционального подземного комплекса, в нем необходимо предусматривать объекты инженерной и социальной инфраструктуры микрорайона, в том числе спортивные объекты (бассейны, фитнес-центры и др.), технические и складские помещения, предназначенные для обеспечения функционирования района (ТП, ЦТП и проч.).

Примечание - Рекомендуется предусматривать в ночное время использование подземной автостоянки в составе такого комплекса для хранения личного автотранспорта жителей жилого микрорайона (квартала), проживающих в зоне пешеходной доступности.

 

6.3.10 Плоские кровли многофункциональных подземных комплексов следует использовать для размещения объектов социальной инфраструктуры, и зон зеленых насаждений.

6.3.11 В подземных сооружениях многофункциональных комплексов и ТПУ могут предусматриваться дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать их в качестве защитных сооружений гражданской обороны для защиты работающих и населения в соответствии с СП 88.13330, СП 165.1325800, СП 263.1325800.

6.4 Подземные сооружения транспортного и инженерно-технического назначения

6.4.1 Подземные сооружения транспортной инфраструктуры должны способствовать обеспечению безопасного скоростного движения автомобильного и рельсового транспорта.

6.4.2 Подземные сооружения транспортной инфраструктуры необходимо размещать, в первую очередь, в центральной части городских поселений, районах сложившейся плотной застройки, охранных зонах, местах пересечения с различными видами транспорта, водотоками и водопадами, участках наиболее загруженных магистральных улиц и дорог, в сложных топографических условиях.

6.4.3 Технические решения автотранспортных тоннелей в городских поселениях определяются:

- выбором автомобильных трасс, на которых целесообразно устройство тоннелей;

- необходимостью пересечения водных преград или существенных перепадов рельефа;

- обеспечением разделения в тоннелях встречного движения.

6.4.4 В местах расположения исторической застройки городского поселения рекомендуется предусматривать строительство автомобильных тоннелей глубокого заложения.

6.4.5 Допускается устройство автотранспортных тоннелей для двухстороннего и одностороннего движения.

Тоннели с односторонним движением должны предназначаться для разведения встречных транспортных потоков при условии их полного разделения, а также при необходимости обхода капитальных сооружений и монументов или для устройства съездов между тоннелями.

6.4.6 Допускается устройство многоярусных транспортных тоннелей при организации на каждом уровне одностороннего движения.

6.4.7 Проектные решения автодорожных и железнодорожных тоннелей следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 24451 и СП 122.13330.

6.4.8 Подземные пешеходные переходы следует проектировать с учетом требований ГОСТ 32944, ГОСТ Р 56521, СП 42.13330, СП 396.1325800. Они могут совмещаться с остановочными пунктами общественного уличного транспорта, среднее расстояние между остановками которого в городских условиях не должно превышать 300-400 м (в отдельных случаях до 500 м) и обеспечивать отдельные выходы в иные объекты, располагаемые в многофункциональном подземном пространстве.

6.4.9 Протяженность подземных переходов следует определять в зависимости от ширины проезжих частей улиц и дорог, а также от условий размещения лестниц, пандусов и других элементов этих сооружений. Для сокращения длины переходов их преимущественно следует располагать перпендикулярно продольной оси пересекаемой улицы или проезда. Трассирование подземных переходов под острым углом к оси улицы или при устройстве переходов сложных конфигураций допускается только при соответствующем обосновании.

6.4.10 В крупных городах следует предусматривать переход от строительства систем отдельных пешеходных тоннелей к созданию взаимосвязанных пешеходных пространств и коммуникаций в составе многофункционального подземного пространства.

6.4.11 При проектировании подземных сооружений транспортного назначения следует учитывать требования ГОСТ 24451, ГОСТ Р 56521, СП 34.13330, СП 42.13330, СП 122.13330, СП 396.1325800.

6.4.12 При проектировании подземных сооружений транспортного назначения следует учитывать наличие подземных сетей инженерно-технического назначения и их сооружений, а также необходимость обеспечения доступа к ним для их переустройства.

6.4.13 Сети инженерно-технического обеспечения в городских поселениях следует располагать преимущественно в подземном пространстве, за исключением территорий распространения многолетнемерзлых грунтов.

6.4.14 При проектировании в подземном пространстве сетей инженерно-технического обеспечения следует руководствоваться требованиями СП 31.13330, СП 32.13330, СП 42.13330, СП 62.13330, СП 124.13330, СП 125.13330, СП 249.1325800, СП 341.1325800.

6.5 Стоянки автомобилей и гаражи

6.5.1 Размещение мест хранения личных легковых автомобилей в подземном пространстве рекомендуется обеспечивать в зоне пешеходной доступности от мест проживания их владельцев (в пределах до 500 м).

6.5.2 Подземные гаражи рекомендуется проектировать непосредственно связанными подземными переходами с жилыми и общественными зданиями. При этом организация хранения автомобилей в подземном пространстве должна быть связана с характером и этажностью застройки.

6.5.3 Для районов с территориями жилой застройки рекомендуется предусматривать встроенные гаражи-стоянки, размещаемые в цокольных и подземных этажах многоэтажных домов, а также заглубленные и подземные гаражи под дворовыми участками, площадями, скверами и бульварами.

6.5.4 В условиях новой малоэтажной многоквартирной жилой застройки подземные гаражи рекомендуется предусматривать как под жилыми, так и под общественными зданиями.

6.5.5 В центральной части города подземные многоуровневые гаражи и стоянки автомобилей должны размещаться с сохранением общего вида надземного пространства, а также, при соответствующем обосновании, под реконструируемой застройкой, улично-дорожной сетью, скверами, акваториями рек, каналов, других водных объектов.

6.5.6 При проектировании подземных гаражей и стоянок автомобилей следует руководствоваться требованиями СП 113.13330.

6.6 Сооружения метрополитена

6.6.1 Перспективная схема развития метрополитена должна проектироваться как каркас системы городского транспорта, обеспечивающий развитие надземной и подземной городской застройки, и быть отражена в генеральных планах городов, проектах планировки и застройки. В их состав должны быть включены основные направления развития трасс, местоположение станций и вестибюлей метрополитена в комплексе с направлениями развития других видов общественного и личного транспорта, проектируемыми подземными пространствами и системой инженерных коммуникаций с учетом требований СП 42.13330.

6.6.2 Размещение сооружений метрополитена в подземных пространствах рекомендуется как приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры крупных городов с населением более 500 тыс. человек или занимающих площадь более 500 .

6.6.3 Рекомендуется предусматривать размещение станций метрополитена в составе ТПУ, крупных многофункциональных комплексов, зрелищных и спортивных сооружений, иных центров концентрации населения в городе.

6.6.4 При проектировании сооружений метрополитена в сложившейся городской среде необходимо обеспечивать его интеграцию в общегородское надземное и подземное пространство.

6.6.5 Использование подземного пространства в зонах, прилегающих к сооружениям метрополитена, должно зависеть от ранее сложившейся и перспективной застройки, рельефа местности, природно-климатических особенностей, инженерно-геологических, гидрогеологических, технико-экономических и экологических условий.

6.6.6 Конструктивные и объемно-планировочные решения сооружений метрополитена следует проектировать в соответствии с требованиями ГОСТ 23961, ГОСТ Р 42.4.03, СП 88.13330, СП 120.13330.

6.6.7 Трассы линий метрополитена следует назначать, исходя из необходимости размещения станций в узлах концентрации пассажиров и минимальных затрат времени пассажиров на поездку.

При этом следует выбирать наиболее экономичный продольный профиль трассы, учитывая расход электроэнергии, а также инженерно-геологические, геоморфологические, гидрологические условия вдоль трассы и коррозионную активность окружающей геотехнической среды.

6.6.8 Следует обеспечить взаимосвязь сооружений метрополитена с основными пунктами концентрации транспортных и пешеходных потоков, стоянок автомобилей и гаражей постоянного и временного хранения транспортных средств, а также с железнодорожными и автобусными вокзалами и с другими сооружениями внешнего (магистрального и пригородного) пассажирского транспорта.

6.6.9 При проектировании подземного пространства метрополитена рекомендуется предусматривать площади для размещения предприятий розничной торговли и коммунально-бытового обслуживания.

6.6.10 При проектировании станций метрополитена на территориях жилых зон рекомендуется предусматривать размещение в пешеходной доступности от станции или в едином с ней конструктивном объеме подземных стоянок автомобилей и гаражей.

Для линий метрополитена мелкого заложения рекомендуется предусматривать размещение стоянок автомобилей, гаражей и объектов инженерной инфраструктуры микрорайона в едином конструктивном объеме с тоннельными сооружениями метрополитена.

6.6.11 Применительно к подземным пространствам метрополитена должны быть определены номенклатура, основные направления градостроительно-планировочной и архитектурно-пространственной организации подземных сооружений, помещений и устройств и показаны возможности их первоочередного, среднесрочного и перспективного проектирования и строительства.

6.6.12 Выделение конкретных основных и сопутствующих объектов, их размещение, мощность, а также очередность строительства подземных сооружений необходимо осуществлять с учетом проектируемого метрополитена. При этом в проекте каждой новой очереди, линии или сети метрополитена должна быть определена программа освоения подземного пространства в зоне размещения перегонных тоннелей, станций и вестибюлей с учетом развития территории, застройки и узлов массового тяготения населения.

6.6.13 Перечень основных и сопутствующих объектов, которые возможно и целесообразно размещать в подземном пространстве метрополитена, в том числе в комплексе с тоннелями, станциями и вестибюлями, следует определять с учетом требований 4.12.

6.6.14 В зависимости от топографических, градостроительных и инженерно-геологических условий, а также от объемно-планировочных решений подземные объекты капитального строительства могут размещаться:

- по трассе линий метрополитена над перегонными тоннелями, под ними и рядом с ними;

- в комплексе с развитыми в плане вестибюлями;

- во вспомогательных выработках - камерах, шахтных стволах и пр.;

- в составе многоэтажных многофункциональных подземных комплексов.

6.6.15 При трассировании перегонных тоннелей метрополитена мелкого заложения рекомендуется использовать охранную зону метрополитена для размещения в ней пешеходных и автотранспортных тоннелей, стоянок автомобилей и гаражей, коллекторов инженерных коммуникаций, а также сопутствующих объектов торговли и бытового обслуживания с учетом требований приложения Д.

В зависимости от типа подземных сооружений, длины и размеров поперечного сечения их можно располагать по всей длине перегонных тоннелей (от станции до станции) или только на части длины. Допускается размещение подземных сооружений под перегонными и станционными тоннелями или рядом с ними.

6.7 Транспортно-пересадочные узлы

6.7.1 Транспортно-пересадочные узлы следует проектировать в соответствии с указаниями СП 395.1325800.

6.7.2 Объемно-планировочные решения ТПУ могут предполагать применение как закрытого, так и открытого способа производства работ в соответствии с разделом 11 и указаниями СП 248.1325800.

6.7.3 Подземное пространство ТПУ по заданию на проектирование может учитывать размещение оборудования для его использования в качестве защитных сооружений ГО.

6.8 Подземное пространство исторических зон

6.8.1 Подземное пространство исторических зон следует проектировать с учетом требований, предъявляемым к историческим зонам городских поселений [1].

6.8.2 Подземное пространство исторических зон может включать все группы и виды подземных сооружений и объектов, если это не противоречит требованиям иных нормативных документов, являться элементом подземно-наземных объектов или самостоятельным объектом исторической зоны города.

6.8.3 При проектировании подземного пространства исторических зон следует учитывать сохраняемые под землей археологические объекты и возможность их вскрытия и музеефикации в условиях естественного расположения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.088 с.)