Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По предмету : « Обществознание (включая экономику право) »

Поиск

Экзаменационная работа

По предмету: «Обществознание (включая экономику право)»

Реферат на тему:

«Человек,индивид,личность»

Выполнила:

Студент 24-1 группы

Евсеева Ангелина Михайловна.

Проверила:

Преподаватель Веселова М.Н.

Оценка:

Санкт-Петербург

2020

Содержание.

 

Введение.

 

Глава I. Человек.

 

1.Сущность происхождения человека

2.Человек и природа

3.Человек и общество

4.Человек и культура

Глава II. Индивид.

 

1.Первое появление понятия “индивид”

2.Индивидуальность человека в обществе

3.Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”

Глава III. Личность.

 

1.Общее понятие личности

2.Типы личности

3.Подходы к изучению личности

4.Общественная сущность личности

5.Духовное богатство личности

 

Заключение.

Цель.

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.

Задачи.

1.О человеке и всё с ним связанном.

2.Подробно об Индивиде.

3. Подробно о личности.

Введение.

 

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.

 

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.

 

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.

 

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

 

В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.

 

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

 

Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

 

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

 

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

 

Глава I.

Человек и природа.

 

Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.

 

Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.

 

Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.

 

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

 

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

 

Другой подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

 

Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

 

 

Человека и общество.

 

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые дают им ориентировку: что можно и что нельзя есть, на кого можно нападать, а кого надо опасаться. Дитя человека после рождения – самое не приспособленное к жизни существо из всего живого. И человеком оно становится только в семье, обществе, которые дают ему знания об окружающем мире, умении трудиться.

 

Человек – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Самосознание является вершиной развития сознания человека, как в филогенезе (истории рода), так и онтогенезе (истории жизни индивида).

 

Создав общественную жизнь, как относительно самостоятельную социальную систему, человек вынужден для поддержания ее нормального функционирования постоянно преодолевать противоречия между биологическим и социальным аспектами своего существования. Это достигается в процессе целесообразной деятельности человека по регулированию взаимодействия и обмена между природой и обществом. Бездумный, потребительский и хищнический подход к решению этой проблемы неизбежно приводит к нарушению равновесия между природой и человеческим обществом и в конечном итоге может привести к деградации и исчезновению человека и общества. Итак: человек – существо биосоциальное. Биологически он включен в природу, но одновременно является активным и сознательно действующим элементом социальной системы. Являясь субъектом исторического процесса, человек постоянно изменяет обе среды своего обитания – природную и общественную – и в этом процессе меняется сам.

 

Человек начинается с желания помочь людям. С заботы о других начинается его нравственная активность. А раз так, то у каждого человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастает в ответственность перед всеми, людьми, а уважение к каждому человеку – в человечность.

 

Понятие “человечность” словарь определяет как моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным отношениям людей. Оно включает ряд более частных качеств: благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность. По этому определению человечность связана с моралью.

 

Слово “мораль” пришло к нам из французского языка, а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, то есть определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова “мораль”. Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Следовать моральным нормам и установлениям совсем не просто, какими бы простыми они не казались. “Простые нормы нравственности” – название условное. За ними скрывается очень важное содержание, и весьма непростое. Именно простые общечеловеческие нормы нравственности указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет, осуждают и запрещают воровство и обман. Они провозглашают необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, благодарность за оказанные услуги, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.

 

К перечисленным нормам нравственности каждый может добавить и другие: их великое множество. Но сколько бы правил поведения не знал человек, они для него мертвый капитал, пока не проявят себя в приложении к нравственной цели. Ведь только нравственная цель объясняет, почему надо делать так, а не иначе. Нравственная цель – не сухое назидание, а отношение к жизни. Причем отношение разумное, требовательное, действенное, честное – иными словами, человечное и человеческое. Именно нравственные качества делают человека человеком. Главная задача нравственных правил, норм, принципов – представить собой образец поведения человека по отношению к другим людям.

 

Нравственная цель в конечном итоге – это то, ради чего человек живет и трудится, в чем видит смысл жизни. Сила нравственных норм огромна, ибо она основана на силе общественного мнения и совести конкретных людей. Ведь никому не безразлично мнение других людей и собственное мнение о себе: радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима ненависть.

 

Человек и культура.

 

Необходимой средой, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, является культура. Она выступает главным показателем уровня развития человека и общества. Создавая материальные и духовные ценности, каждое поколение людей тем самым составляет основу воспроизводства, становления и воспитания следующих поколений. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках и в течение многих тысячелетий.

 

С древних времен люди привыкли связывать с понятием “культура” представление не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было замечено, что где, человек начинает создавать какие-либо предметы, до того не существовавшие в природе, это не проходит бесследно для самого человека. Преобразуя естественные природные материалы (например, дерево, камень, глину, кость), он одновременно преобразовывал и самого себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все эти приобретаемые им свойства и качества тоже становились элементами культуры. Это была уже культура не внешняя – материальная, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах, а внутренняя – душевная и духовная, составлявшая главное достояние и богатство человека.

 

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. В приобщении к ценностям культуры есть два пути. Первый – трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Второй – путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат цели возвысить человека в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путем, лишь снимает только верхние слои культуры. Такие люди часто интересуются только сюжетом книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что произведение ему знакомо, “коснуться до всего слегка с ученым видом знатока”.

 

Культурный человек способен за художественными образами увидеть живую жизнь во всей ее полноте и сложности. Общение с искусством для него – дополнительный источник, пробуждающий к поиску путей и средств решения проблем жизни.

 

Одна из важных задач человека состоит в том, чтобы стремиться к неуклонному восхождению к вершинам художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовное наслаждение, способное сделать его жизнь более интересной, яркой и содержательной.

 

По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний, оставаясь чуждым таким понятиям, как “добро”, “нравственность”, “любовь”. Человеку нужны не только знания для непосредственной работы, ему нужен мир во всем богатстве смыслов, форм, красок и звуков.

 

Одним из проявлений культуры человека является культура общения, непременным ее условием является готовность и способность к сопереживанию и уважению. По- настоящему культурный, интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Такие черты, как скромность, доброта, сострадание к людям, во все времена были характерны для лучших деятелей культуры, эти черты необходимы любому культурному человеку.

 

 

Глава II. Индивид.

Глава III. Личность.

Общее понятие личности.

 

В жизни человека ведущую роль играет его социальная сущность. Человек, прежде всего – это совокупность общественных отношений. И эта высшая значимость социального начала определяется понятием “личность”. Личность – это особое качество человека, которое приобретается им в процессе его социальных отношений с другими людьми, коллективом, обществом в целом. Каждый человек представляет собой личность, поскольку обладает совокупностью социальных функций, определяющих его место в конкретной культурно-исторической среде. Личность – социальная сторона в характеристике человека, имеющая главный смысл его бытия.

 

Человек рождается человеком, а личностью он становится в процессе социализации, в котором главную роль играют воспитание и обучение. Личность формируется постепенно и в ходе ее становления важнее значение имеет не только внешняя среда, но и духовные, прежде всего моральные, качества самого человека. Находясь в одних и тех же условиях, один человек может стать героем, а другой – предателем. Человека можно считать сложившейся личностью, если достаточно ясно проявились его мировоззренческие черты характера, сознательная включенность в систему общественной коммуникации. Каждый человек является личностью постольку, поскольку он не один, а проявляет себя в действии и общении себе подобными. Личность – понятие многогранное, поскольку человек включен в общественную жизнь многообразными связями: через семью, профессию, интересы, культуру и т.д. Главными элементами в характере личности являются его индивидуальность, социальная роль и коммуникативность.

 

Личность является понятием не только многогранным, но и историческим. Каждая эпоха формирует определенный тип личности. Его определяет совокупность существенных черт характера, которые человек усваивает из социальной среды: принадлежность к определенному классу, социальному слою, национальной общности, уровень культуры, традиции и т.д. Например, типичные черты чиновников царской эпохи первой половины XIX в. – самодурство, тупость, корыстолюбие и др., непревзойденно обобщает Н. В. Гоголь в “Ревизоре” через образ городничего.

 

Типы личности.

 

Личности подразделяются не только по типу, но и по характеру, масштабам и результатам деятельности. В этом отношении существует несколько градаций, которые фиксируют данный аспект личности. Говорят, например, о рядовой личности, имея в виду людей, добросовестно и честно осуществляющих свои, необходимые для общества, социальные функции. Подавляющее число людей в обществе и являются такими рядовыми личностями, от добросовестного труда и социальной деятельности которых во многом зависит благополучие общества. Они не лезут в руководящие структуры, не польстятся на чужое добро, последним поделятся в нужде с соседом, приютят, если так уж получилось, в своем доме сироту. На сегодняшний день – это представители среднего класса.

 

В современном обществе не редкостью являются личности, относящиеся к криминальному типу – это люди, совершающие различного рода уголовные, экономические, политические и иные преступления, киллеры, коррупционеры, участники организованных преступных групп и др. Их деятельность, основанная на корысти и личной выгоде любой ценой, эгоизме, тщеславии, предательстве, наносит огромный материальный и моральный ущерб другим людям и обществу в целом. Наличие людей, относящихся к этому типу, определяется как социальная болезнь общества, сложная социальная проблема, которую должно решать прежде всего государство, но обязательно в тесном контакте и единстве с общественностью. Но в решении этого вопроса многое зависит и от самого человека, его жизненных установок, отношения к другим людям, что фиксируется, например, в таких пословицах: “Бог то Бог, да и сам будь не плох”, “Береги честь смолоду”, “Что посеешь, то и пожнешь”, “Не место красит человека, а человек место” и др.

 

В типологии личности выделяется также историческая личность. Критерием отнесения людей к данному типу является участие в значительных исторических событиях, персонификация истории. Историческая личность – лицо, вошедшее в историю, однако без оценки результатов его деятельности. Так, несомненно, историческими личностями являются Наполеон, Бисмарк, Ф. Рузвельт, Петр I, Сталин и др. Некоторые исторические личности могут относиться также к типу великих личностей. К этому типу принадлежат исторические личности, которые обладали и обладают позитивным потенциалом воздействия на ход истории. Великие личности не могут быть противопоставлены народу. Их величие состоит в умении, опираясь на народ, решать назревшие социально-политические и духовные задачи общества. К этому принадлежат прежде всего представители науки, искусства, различных видов профессиональной деятельности, в том числе военной. Великими личностями являются Леонардо да Винчи, И. Ньютон, Дж. Верди, Александр Невский, М. Ломоносов, А. Суворов, И. Павлов, Ю. Гагарин и многие другие. Великая личность от исторической эпохи всегда характеризуется неповторимостью своих индивидуальных качеств, духовной одаренностью, широким кругозором, связями с народом, включенностью в систему общественной коммуникации, большой самоотдачей в своей деятельности.

Заключение.

 

Человек, включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, он приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

 

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.

 

Содержание процесса становления социального “Я” – это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность.

 

Становление социального “Я” возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, т.е. через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального “Я” (впервые этот процесс описал Ч. Кули.). Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального “Я” происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как “узелок” завязывающийся в сети взаимных отношений.

 

Личностью человек станет, когда начнет совершенствовать социальный фактор своей деятельности, т.е. ту ее сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

 

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

Использованная литература.

 

1.Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ерунов. – М.: Интерпракс, 1995, - 416 с.

 

2.Человек, природа, общество: Пособие по обществознанию/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Новая школа, 1997, - 256 с.

 

3.Человек и общество: Учебник обществознания/ Социальный статус личности/ А.Ю. Лазебников. – М.: Просвещение, 2002, - 417 с.

 

4.Общая психология: Учебное пособие для студентов./ В.В. Богословский, А.А. Степанов. – М.: Просвещение, 1998, - 348с.

 

5.Практическая психология: Учебник./ М.К. Тутушкина. – СПб.: Специальная литература, 2001, - 255с.

Экзаменационная работа

по предмету: «Обществознание (включая экономику право)»

Реферат на тему:

«Человек,индивид,личность»

Выполнила:

Студент 24-1 группы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.01 с.)