Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательство в области финансов, банков, бухгалтерского учёта.
Несмотря на немалое количество точек зрения ученых-юристов относительно понятия предмета финансового права как самостоятельной отрасли права и финансового законодательства в системе финансово-правового регулирования общественных отношений, все они имеют много общего. Проанализировав и обобщив их, можно сформулировать общее понятие финансового права – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих финансово-правовые отношения в обществе, возникающие в процессе образования, распределения и использования государством и его органами, а также муниципальными образованиями денежных средств. Потоки финансовых ресурсов движутся в две стороны: с одной стороны, государство выделяет средства из бюджета на различные экономические и социальные программы, под инвестиционные проекты, строительство новых дорог, на выплату зарплаты государственным служащим; с другой – люди и организации платят налоги, штрафы, сборы, которые ручейками и реками текут в государственный бюджет. Со стороны государства требуется управление экономикой и общественной жизнью страны, а это возможно с помощью управления государственными доходами и расходами. В этом немалая роль отводится финансовому праву. Характеристика финансовых правоотношений и основы финансового контроля Финансовые правоотношения – это один из видов общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и его субъектов и регулируемых нормами финансового права. Финансовые правоотношения имеют свои особенности, которые отграничивают их от других видов правоотношений: во-первых, они возникают в процессе финансовой деятельности государства, направленной на образование, распределение и использование денежных фондов; во-вторых, одним из субъектов данных правоотношений является орган государства или орган местного самоуправления (финансовый орган, кредитное учреждение и пр.); в-третьих, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денег – государственные расходы, платежи в доход государства, т.е. являются разновидностью имущественных отношений. Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Финансовые правовые нормы в зависимости от содержания делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют структуру бюджетного устройства, т.е. бюджетной системы государства, объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, объем и направление расходов государства и др. Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения подразделяются на большое количество видов: – бюджетные; – налоговые; – в области кредита (государственного и банковского); – в области страхования; – в области банковской деятельности; – финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства, и др. Во всех этих правоотношениях субъектами являются: государство, государственные образования, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты (юридические лица) и граждане. В отдельных случаях субъектами финансовых правоотношений могут выступать иностранцы, а также и лица без гражданства (апатриды), проживающие и работающие в России или имеющие на территории РФ источники доходов, не запрещенные законом. Государство выступает субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Государство при этом выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные управомоченные специальные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, как участники финансовых правоотношений представлены распорядителями кредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств, за учет и отчетность расходуемых по смете средств. Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Финансово-правовые отношения, как правило, возникают на основании нормативного правового акта или индивидуального юридического акта. Так, нормативным правовым актом в области финансовой деятельности государства является федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый ежегодно Федеральным Собранием РФ. Индивидуальным правовым актом может являться извещение финансового органа гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Прекращение финансовых правоотношений наступает в следующих случаях: – погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа): – выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам; – использование выданных бюджетных ассигнований; – осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и др. Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом (выход на пенсию, призыв на военную или альтернативную службу и др.). Государство не может эффективно реализовать ни внешнюю, ни внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не имея достаточных финансовых ресурсов, а также не осуществляя должный контроль за их формированием и использованием. В настоящее время в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов финансовый контроль имеет особое значение. Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Основными задачами финансового контроля являются: – содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства; – выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; – содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; – обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; – содействие высокой отдаче ВЭД предприятий, в том числе по валютным операциям; – осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; – осуществление контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
– выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; – разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих, и др. Таким образом, финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами. Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется: – на предварительный; – текущий; – последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен: – на государственный (общегосударственный/надведомственный и внутриведомственный); – муниципальный; – внутрифирменный (внутрихозяйственный); – аудиторский.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.009 с.) |