Место арбитражных судов в судебной системе РФ: подведомственность дел и ее разграничение с судами общей юрисдикции, разграничение подсудности между арбитражными судами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место арбитражных судов в судебной системе РФ: подведомственность дел и ее разграничение с судами общей юрисдикции, разграничение подсудности между арбитражными судами.



Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

 

Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

 

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

 

Статья 3. Система арбитражных судов в Российской Федерации

 

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

арбитражные апелляционные суды;

(абзац введен Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

специализированные арбитражные суды.

(абзац введен Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

 

 

Часть 1 ст. 24 нового АПК практически ничего не меняет по сравнению

с аналогичной нормой, содержащейся в ч. 1 ст. 23 АПК 1992 г.

В отличие от подведомственности, определяющей разграничение компетенции

арбитражных судов и других органов, в том числе судов общей юрисдикции, подсудность

означает разграничение компетенции между арбитражными судами, их различными

звеньями внутри единой системы арбитражных судов, установленной ст. 3 ФКЗоАС.

В ч. 1 ст. 24 АПК сформулировано общее правило родовой подсудности дел.

Родовая подсудность дает возможность определить, какого уровня арбитражный

суд в системе арбитражных судов вправе рассматривать то или иное дело. Так

как критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то

она и получила название родовой (или предметной) подсудности. Именно родовая

подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела

в зависимости от их рода или предмета спора между арбитражными судами различных

уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

Общее правило родовой подсудности, сформулированное в ч. 1 ст. 24 АПК,

состоит в том, что дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются

арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Это суды, пожалуй, главного,

основного звена в системе арбитражных судов в Российской Федерации. Суды именно

этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории

дел, подведомственных арбитражному суду, за исключением дел, отнесенных к

подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом под судами субъектов Российской Федерации понимаются действующие

в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной

области и автономных округах арбитражные суды (см. ст. 3 ФКЗоАС и ст. 24 АПК).

Причем по содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов Российской

Федерации равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для

определения родовой подсудности дел, поскольку в случае невозможности рассмотрения

того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть рассмотрено в

другом арбитражном суде того же уровня, то есть в арбитражном суде другого

субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 31 АПК).

Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 24 АПК, является

отнесение некоторых категорий дел к подсудности Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации.

Критерием разграничения компетенции Высшего Арбитражного Суда и компетенции

арбитражных судов субъектов Российской Федерации и является родовая подсудность,

поскольку именно род дел, предмет спора предопределяет, какой арбитражный

суд правомочен рассматривать то или иное дело.

Исходя из общего правила родовой подсудности, можно также заключить,

что никакие дела не рассматриваются по первой инстанции федеральными арбитражными

судами округов, также входящими в систему арбитражных судов в Российской Федерации

и являющимися ее новым звеном (ст. З ФКЗоАС). Однако их.назначение состоит

в проверке в кассационном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами

субъектов Российской Федерации (см. комментарий к гл. 21 АПК).

2. В ч. 2 ст. 24 АПК определена компетенция Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации по рассмотрению подведомственных арбитражному суду дел

по первой инстанции. К его подсудности отнесены отдельные категории дел, прямо

названные в данной норме. Причем круг этих дел очень ограничен. В отличие

от АПК 1992 г., позволявшего Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации

принять к своему производству споры, подсудные другим арбитражным судам, при

наличии соглашения сторон о передаче спора на разрешение Высшего Арбитражного

Суда или в случае невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным

судом (чч. 3 и 4 ст. 23 АПК 1992 г.), новый АПК не предоставляет Высшему Арбитражному

Суду таких прав.

Значительно сокращен и круг дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации, по сравнению с тем, что был определен АПК 1992

г., который, кроме того, носил еще и открытый характер. Так, кроме споров,

отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда ст. 23 АПК 1992 г., предусматривалась

возможность отнесения к его ведению законодательными актами Российской Федерации,

межгосударственными соглашениями и международными договорами иных споров.

В связи с этим (ст. 371 ТК) предусмотрено, что Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации рассматривает дела о продлении сроков, установленных для обжалования

актов таможенных органов в административном порядке<10>.

3. АПК относит к родовой подсудности Высшего Арбитражного Суда лишь две

категории дел: это, во-первых, экономические споры между Российской Федерацией

и субъектами Российской Федерации и экономические споры между субъектами Российской

Федерации и, во-вторых, это дела о признании недействительными ненормативных

актов высших органов государственной власти Российской Федерации, не соответствующих

закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан - Президента,

палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела,

независимо от того, касаются ли они имущества, находящегося в федеральной

собственности, или имущества, относящегося к собственности субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований, рассматриваются арбитражными судами

субъектов Российской Федерации.

То же самое относится и к спорам о признании недействительными ненормативных

актов государственных и иных органов. По АПК 1992 г, такие акты, изданные

государственными и иными органами Российской Федерации, обжаловались в Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации. По новому АПК круг органов, акты которых

могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд, ограничен актами высших органов

государственной власти Российской Федерации, Акты других государственных органов,

в том числе федеральных министерств и ведомств, обжалуются в арбитражном суде

субъекта Российской Федерации по общим правилам территориальной подсудности.

29.Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта РФ.

1. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

 1. В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

3. Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации

 1. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации

 Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2) исключен. - Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 N 4-ФКЗ;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации - в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).

В компетенцию арбитражных судов субъектов Российской Федерации входит рассмотрение по первой инстанции практически всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Они же повторно, в апелляционном порядке, рассматривают дела, которые слушались в этом суде по первой инстанции.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации состоит из арбитражных судей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На судей арбитражного суда субъекта РФ полностью распространяется действие положений Закона "О статусе судей в РФ". Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.

Законом "О судебной системе РФ" предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. Но пока их участие находится в стадии эксперимента. Арбитражными заседателями являются лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, достигшие 25 лет. Список арбитражных заседателей утверждает ныне Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъектов Российской Федерации судьей единолично. Лишь при необходимости применения специальных знаний при рассмотрении конкретных дел привлекаются арбитражные заседатели. Тогда образуется состав суда - один судья и два арбитражных заседателя. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов государственного самоуправления и иных органов, дела о банкротстве рассматриваются коллегиально судьями. При этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей. В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, в состав суда входит нечетное количество судей - трое или больше.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Коллегии рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов.

Президиум утверждает членов коллегий по представлению председателя арбитражного суда, рассматривает вопросы судебной практики, а также вопросы организации работы суда.

Организация работы в арбитражном суде субъекта РФ возлагается на председателя суда и его заместителей.

Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. Кроме того, она распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его собраниях и вносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от нее работников аппарата суда, представляет арбитражный суд в отношениях с государственными и общественными органами.

Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации возглавляют судебные коллегии и организуют их работу, осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата арбитражного суда.

30. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда.

1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

1. Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

президиума арбитражного апелляционного суда;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

2. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Полномочия арбитражного апелляционного суда

Арбитражный апелляционный суд:

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

 

31. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда федерального округа.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Полномочия федерального арбитражного суда округа

Федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Каждый федеральный арбитражный суд округа осуществляет свою юрисдикцию на территории нескольких областей, республик, автономных округов и т. д. Существует 10 федеральных арбитражных судов соответствующих округов: Волго-Вятского, Восточно- Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо- Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального.

Главная задача, стоящая перед этими судами, - проверка обоснованности и законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации по делам, рассмотренным ими в первой и апелляционной инстанциях. Федеральным арбитражным судам округов предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционного закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику.

Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной статистики.

Федеральный арбитражный суд округа состоит только из судей. Судьи федерального арбитражного суда округа назначаются Президентом РФ, без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе нечетного количества судей - трое или больше.

Работа в федеральном арбитражном суде округа организуется председателем и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуществления правосудия по арбитражным делам.

Председатель распределяет обязанности между заместителями, формирует из судей федерального арбитражного суда округа судебные составы, созывает президиум, председательствует на его заседаниях, а также вносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает и освобождает от должности работников аппарата суда, представляет федеральный арбитражный суд округов в отношениях с госу- дарственными, общественными и иными органами.

Заместители председателя возглавляют коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел в кассационном порядке, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда. В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.054 с.)