Консультантплюс: практический комментарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультантплюс: практический комментарий



КонсультантПлюс: ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2015 ГОДА

 

Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки. Ряд изменений налогового законодательства вступил в силу с 1 января 2015 г. Налогоплательщикам стоит обратить внимание на то, что изменены правила проведения камеральной проверки, уточнена процедура приостановления операций по счетам, вступили в действие механизмы налогового регулирования, направленные на повышение привлекательности инвестиций в ценные бумаги, изменен порядок признания процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли.

 

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,

Привлечение к налоговой ответственности

(часть первая Налогового кодекса РФ)

 

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ,

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ,

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ,

Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ,

Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ

 

Налогоплательщики должны направлять

Налоговому органу квитанцию о приеме документов,

Переданных им в электронной форме

 

С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, введена новая обязанность. Они должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

По новым правилам налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

 

Введено новое основание для приостановления операций

По счетам налогоплательщика

 

С 1 января 2015 г. изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в инспекцию (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. распространяется также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, т.е. налоговыми агентами (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

 

Декларации по НДС

 

С 1 января 2015 г. расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в следующих случаях:

- выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- обнаружены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять такие декларации;

- выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать такие документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

 

Выводы

 

С 1 января 2015 г.:

- налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);

- налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

- решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

- при выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

- при проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);

- физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);

- органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);

- задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ).

 

С 1 июля 2015 г.:

- налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).

 

По НДС в электронной форме

 

До 1 января 2015 г. налоговые агенты, которые не являлись плательщиками НДС или являлись налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей, были вправе представлять декларацию по НДС на бумажном носителе. Это было правомерно в том случае, если такие налоговые агенты не относились к числу крупнейших налогоплательщиков и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 1 января 2015 г. указанные налоговые агенты должны подавать декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи так же, как и остальные плательщики НДС, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. Данная обязанность установлена в том числе для лиц, выполняющих функции застройщика, и для лиц, которые осуществляют деятельность в рамках договора транспортной экспедиции и исчисляют в отношении доходов в виде вознаграждения за исполнение такого договора базу в соответствии с гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ (т.е. перечисляют в бюджет НДФЛ, налог на прибыль, налог, уплачиваемый в рамках УСН или ЕСХН). Такое правило установлено абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ. Если налоговый агент, который не является плательщиком НДС или является налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, не осуществляет посреднической деятельности, то он, как и прежде, вправе представлять декларацию по НДС в бумажном виде и после 1 января 2015 г.

Следует отметить, что в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налоговым агентом предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, имеющиеся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Данное правило содержится в п. 5.1 ст. 174 НК РФ, который также вступил в силу с 1 января 2015 г.

Здесь необходимо обратить внимание, что из формулировки названных положений неясно, относится условие об осуществлении деятельности в интересах другого лица только к посредническим договорам или также к договорам транспортной экспедиции. Однако нормы, касающиеся экспедиторов, содержат дополнительное условие об исчислении налогов с доходов в виде вознаграждения (абз. 2, 3 п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Следовательно, можно предположить, что правила, связанные с посреднической деятельностью, распространяются и на экспедиторов.

Дополнительно следует указать, что на практике экспедитор может учитывать свои доходы и расходы по-разному. В одном случае он как налогоплательщик отражает в качестве налогооблагаемых только доходы в виде вознаграждения. Иные поступления от клиента, направленные на возмещение понесенных в связи с осуществлением экспедиторской деятельности расходов, и соответствующие затраты в налоговой базе не учитываются. В такой ситуации экспедитор, вероятно, может быть приравнен к посредникам и на него распространяются рассматриваемые новые положения. В другом варианте учета расходов и доходов все поступления и затраты отражаются как собственные, поэтому экспедиторы скорее всего не должны применять специальные нормы Налогового кодекса РФ.

 

Журнал учета счетов-фактур

 

С 1 января 2015 г. плательщики НДС не должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 169 НК РФ. Как следует из "дорожной карты" по совершенствованию налогового администрирования (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р), данное изменение направлено на сокращение избыточного документооборота, поскольку отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж. Обязанность по ведению указанных книг сохранится.

Как следствие данной поправки также с 1 января 2015 г. внесены изменения в п. 6 ст. 145 НК РФ. Из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

По вопросу о том, должны ли организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

 

Не считается поданной

 

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной. Следовательно, в такой ситуации налогоплательщика даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе могут привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление отчетности.

Новые правила, установленные в п. 5 ст. 174 НК РФ, касаются деклараций, в том числе уточненных, которые поданы после 1 января 2015 г. (ч. 3 и 7 ст. 5 Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Таким образом, не считаются поданными оформленные на бумажном носителе декларации по НДС за IV квартал 2014 г., поскольку в силу п. 5 ст. 174 НК РФ такие декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Напомним, что начиная с 1 января 2014 г. по общему правилу плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представлять декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

Следует отметить позицию, ранее сформулированную ФНС России: если налогоплательщик своевременно подал декларацию по НДС на бумажном носителе, а затем представил ее в электронном виде с нарушением срока, привлечь данное лицо к ответственности можно только по ст. 119.1 НК РФ. Названная статья устанавливает штраф в размере 200 руб. за нарушение порядка представления декларации. Подробнее о данном разъяснении (Письмо ФНС России от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831) см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 08.05.2014.

 

Применяется полностью

 

С 1 января 2015 г. признан утратившим силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, согласно которому суммы НДС в отношении расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли по нормативам (далее - нормируемые расходы), подлежат вычету в размере, соответствующем таким нормативам. Теперь вычет НДС в пределах нормативов применяется только к расходам, указанным в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ. Это расходы на командировки (на проезд к месту служебной командировки и обратно, пользование в поездах постельными принадлежностями, наем жилого помещения) и представительские расходы. Следует отметить, что в настоящее время из перечисленных расходов нормированию для целей налога на прибыль подлежат только представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ).

До 2015 г. был спорным вопрос о том, распространялись ли положения абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ на все нормируемые в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы или только на те, о которых идет речь в абз. 1 этого пункта. Поскольку конкретные виды нормируемых расходов в норме не были названы, это давало основания предположить, что действие абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ распространялось на все их виды. Данную позицию разделял Минфин России. Судебная практика по рассматриваемому вопросу была неоднозначна, но Президиум ВАС РФ признал, что правило о нормировании вычета применяется только к расходам на командировки и представительским расходам, т.е. к расходам, указанным в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС, Практическое пособие по НДС).

 

Выводы

 

С 1 января 2015 г.:

- налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или являются налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей, декларации по НДС должны представлять в электронной форме. Такая обязанность возникает в том случае, если они выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров или в определенных случаях на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика (абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ);

- налогоплательщики НДС не должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (из п. 3 ст. 169 НК РФ исключено прямое указание, устанавливавшее данную обязанность);

- обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);

- установлено, сведения из каких документов включаются в декларацию по НДС. Это следующие документы: книга покупок и книга продаж налогоплательщика, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры (п. 5.1 ст. 174 НК РФ);

- посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами, должны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур при осуществлении посреднической, экспедиторской деятельности либо деятельности застройщика в том случае, если они освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками данного налога (п. 5.2 ст. 174 НК РФ);

- декларация по НДС, которая должна быть подана в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается поданной (п. 5 ст. 174 НК РФ);

- налогоплательщик, который начинает применять право на освобождение от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, со второго или третьего месяца квартала, ранее принятый к вычету налог обязан восстановить в периоде, начиная с которого он использует указанное право (п. 8 ст. 145 НК РФ);

- операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников-банкротов не признаются объектом обложения НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- закреплена обязанность предпринимателя восстановить ранее принятый к вычету НДС при переходе на патентную систему налогообложения (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ);

- при использовании основных средств и нематериальных активов в операциях, облагаемых НДС по нулевой ставке, восстанавливать принятый ранее к вычету налог не нужно (утратил силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ);

- вычет НДС в отношении нормируемых для целей налога на прибыль затрат, за исключением представительских расходов, производится в полном объеме (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ утратил силу);

- особый порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств, предусмотрен в отдельной статье, а именно в ст. 171.1 НК РФ (утратили силу абз. 5 - 9 п. 6 ст. 171 НК РФ);

- в отношении морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, а также воздушных судов и двигателей к ним применяется порядок восстановления НДС при их использовании в операциях, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (ст. 171.1 НК РФ).

 

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

 

Подакцизными товарами

 

С 1 января 2015 г. перечень подакцизных товаров расширен и в него включены бензол, параксилол и ортоксилол (пп. 12 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Операции с указанными подакцизными товарами, осуществляемые лицом, которое имеет свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, признаются объектом обложения акцизами (пп. 25 - 27 п. 1 ст. 182 НК РФ). При этом согласно пп. 18 п. 1 ст. 183 НК РФ в отношении бензола, параксилола и ортоксилола освобождаются от обложения акцизами операции, указанные в пп. 1, 6 - 13 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, а также случаи приостановления действия такого свидетельства и случаи его аннулирования предусмотрены в ст. 179.4 НК РФ. За выдачу данного свидетельства уплачивается госпошлина в размере 3500 руб. (пп. 9.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Налоговая база по объектам налогообложения, перечисленным в пп. 25 - 27 п. 1 ст. 182 НК РФ, определяется как объем полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении (п. 9 ст. 187 НК РФ). В 2015 г. в отношении указанных подакцизных товаров применяется ставка акциза 2300 руб. за 1 т (п. 1 ст. 193 НК РФ). Исчисленная сумма акциза по операциям с этими товарами в стоимость полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола не включается (пп. 4 п. 4 ст. 199 НК РФ).

Налогоплательщик, имеющий соответствующее свидетельство, при использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола для производства продукции нефтехимии вправе уменьшить сумму акциза к уплате на суммы акциза, исчисленные при совершении указанных в пп. 25 - 27 п. 1 ст. 182 НК РФ операций с данными подакцизными товарами (п. 20 ст. 200 НК РФ). Для получения такого вычета в инспекцию необходимо представить документы, перечисленные в п. 20 ст. 201 НК РФ. При этом подлежащие вычету суммы акцизов в 2015 г. умножаются на коэффициент 2,88. Если выбытие (использование) полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола происходит не для производства продукции нефтехимии, то применяется коэффициент, равный 1 (п. 20 ст. 200 НК РФ).

В случае когда по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму акциза, исчисленного к уплате, налогоплательщики, имеющие свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, вправе заявить к возмещению (зачету, возврату) полученную разницу в порядке, установленном ст. 203.1 НК РФ. Данную сумму на основании п. 24 ст. 250 НК РФ необходимо включить в доходы при расчете налога на прибыль.

 

Признается природный газ

 

С 2015 г. если обложение акцизами природного газа закреплено международными договорами РФ, то он признается подакцизным товаром (пп. 14 п. 1 ст. 181, п. 1 ст. 205.1 НК РФ). При этом, если такие соглашения не предусматривают иного, применяется ставка акциза 30 процентов (п. 5 ст. 193 НК РФ). Особенности установления, исчисления и уплаты акциза на природный газ определены в ст. 205.1 НК РФ.

 

Прямогонного бензина

 

С 1 января 2015 г. уточнено, что понимается под прямогонным бензином для целей налогообложения акцизами (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ). Кроме того, скорректирован порядок обложения акцизами данного подакцизного товара.

Теперь объектом налогообложения помимо приобретения прямогонного бензина в собственность (пп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ) признаются следующие операции, которые совершает лицо, имеющее соответствующее свидетельство:

- оприходование прямогонного бензина, произведенного в результате оказания данному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего ему на праве собственности (пп. 23 п. 1 ст. 182 НК РФ);

- оприходование в структуре такого лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего данному лицу на праве собственности (пп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в пп. 23, 24 п. 1 ст. 182 НК РФ, в стоимость оприходованного прямогонного бензина не включается (пп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ).

Налогоплательщики, которые имеют свидетельство на переработку прямогонного бензина, вправе применить вычет сумм акциза, начисленных при совершении операций, указанных в пп. 23 и 24 п. 1 ст. 182 НК РФ, а также операций, указанных в пп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ, при использовании полученного прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии или для производства бензола, параксилола или ортоксилола (п. 15 ст. 200 НК РФ). При этом в случаях использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если она произведена в результате химических превращений при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения) или в результате дегидрирования бензиновых фракций, сумма вычета в 2015 г. умножается на коэффициент 1,37 (абз. 2 п. 15 ст. 200 НК РФ). Для получения вычета в инспекцию необходимо представить документы, перечисленные в п. 15 ст. 201 НК РФ. В случаях использования приобретенного прямогонного бензина для производства бензола, параксилола, ортоксилола или продукции нефтехимии, не указанной в абз. 2 п. 15 ст. 200 НК РФ, суммы акциза принимаются к вычету с умножением на коэффициент 1. С таким же коэффициентом производится расчет вычета сумм акциза при совершении операций, указанных в пп. 23 и 24 п. 1 ст. 182 НК РФ, при выбытии (использовании) оприходованного прямогонного бензина, за исключением случаев, названных в абз. 2 п. 15 ст. 200 НК РФ.

Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму акциза, исчисленного к уплате, то налогоплательщики, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина, вправе заявить к возмещению (зачету, возврату) полученную разницу в порядке, установленном в ст. 203.1 НК РФ. Данная сумма включается в доходы при расчете налога на прибыль организаций на основании п. 24 ст. 250 НК РФ.

 

Выводы

 

С 1 января 2015 г.:

- повышены в запланированных размерах ставки акцизов на некоторые подакцизные товары: легковые автомобили, разные виды табака, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек (п. 1 ст. 193 НК РФ);

- выше запланированного размера установлена ставка акциза на сигареты и папиросы - 960 руб. за 1000 шт. + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1330 руб. за 1000 шт. (п. 1 ст. 193 НК РФ);

- на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, вина (в том числе игристые), сидр, пуаре, медовуху, пиво и некоторые другие подакцизные товары ставки акцизов оставлены в размерах, применяемых в 2014 г. (п. 1 ст. 193 НК РФ);

- уменьшены ставки акцизов, в частности, на автомобильный бензин, дизельное топливо, топливо печное бытовое и др. (п. 1 ст. 193 НК РФ);

- бензол, параксилол и ортоксилол признаются подакцизными товарами (пп. 12 п. 1 ст. 181 НК РФ);

- авиационный керосин является подакцизным товаром (пп. 13 п. 1 ст. 181 НК РФ);

- природный газ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, признается подакцизным товаром (пп. 14 п. 1 ст. 181 НК РФ);

- уточнен порядок налогообложения акцизами прямогонного бензина (пп. 10 п. 1 ст. 181, пп. 21, 23 и 24 п. 1 ст. 182, п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 15 ст. 200, ст. 203.1 НК РФ).

 

Инвестиционном счете

 

С 1 января 2015 г. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" дополнен ст. 10.3 "Особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов" (п. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ). Согласно п. 1 названной ст. 10.3 под индивидуальным инвестиционным счетом понимается счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента - физлица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента. Данный счет открывает и ведет брокер или управляющий на основании договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, в котором предусматривается открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета.

Согласно абз. 3 п. 12 ст. 214.1 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., финансовый результат по операциям, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно от финансового результата по иным операциям. Налоговая база по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, также определяется отдельно. Соответствующие изменения внесены в абз. 2 п. 14 ст. 214.1 НК РФ.

Согласно новому п. 20 ст. 214.1 НК РФ и новой редакции п. 1 ст. 226.1 НК РФ налоговая база по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, также определяется налоговым агентом в общем случае по окончании налогового периода. Иной порядок может быть установлен ст. 214.1 или ст. 226.1 НК РФ. В последнюю из перечисленных статей также внесены дополнения.

В частности, согласно новому п. 9.1 ст. 226.1 НК РФ суммы налога по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, исчисляет, удерживает и уплачивает налоговый агент на дату прекращения договора на ведение такого счета. Исключения из этого правила содержатся в указанном пункте.

В соответствии с новым п. 15 ст. 226.1 НК РФ налоговый агент, который является источником дохода по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, обязан сообщать об открытии или о закрытии такого счета в налоговый орган по месту своего нахождения. Сделать это необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение трех рабочих дней со дня соответствующего события.

Формы и форматы сообщений предстоит утвердить ФНС России.

 

За пределами РФ

 

В пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., указано, что к доходам, полученным от источников за пределами России, относятся дивиденды и проценты, которые получены от иностранных организаций (за исключением, которое содержится в пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ).

С 1 января 2015 г. в пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ также упомянуты выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок.

 

4. Установлены особенности определения налоговой

По ставке 13 процентов

 

Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные физлицами - налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (ранее ставка равнялась 9 процентам). Соответствующие изменения внесены в гл. 23 НК РФ и вступили в силу с 1 января 2015 г. При этом в абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что база по таким доходам формируется отдельно от иных доходов, к которым применяется ставка 13 процентов.

База по доходам от долевого участия в организации не уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные в ст. ст. 218 - 221 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ).

Как и прежде при расчете базы по НДФЛ в отношении дивидендов необходимо учитывать особенности, установленные ст. 275 НК РФ для определения суммы налога на прибыль на доходы от долевого участия в деятельности организаций (абз. 2 п. 2 ст. 210 и п. 3 ст. 214 (в ранее действовавшей редакции) НК РФ).

 

Выводы

 

С 1 января 2015 г.:

- установлены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (п. п. 12, 14, 20 ст. 214.1, п. 9.1 ст. 226.1 НК РФ);

- введены инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ);

- уточнен перечень доходов, полученных от источников за пределами РФ (пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);

- установлены особенности определения налоговой базы по операциям с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. п. 6.1, 13 ст. 214.1 НК РФ);

- ставка НДФЛ в отношении доходов физлиц - налоговых резидентов РФ от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, составляет 13 процентов (гл. 23 НК РФ);

- база по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется отдельно от базы по иным доходам, облагаемым по ставке 13 процентов (абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ);

- при формировании базы по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, не учитываются налоговые вычеты (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ).

 

По долговым обязательствам

 

С 1 января 2015 г. согласно общему правилу проценты по долговым обязательствам любого вида признаются доходом (расходом) исходя из фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). Если же долговое обязательство возникло в результате совершения контролируемых сделок, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках. В частности, исключение из этого правила установлено п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

Согласно упомянутому пункту по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк, налогоплательщик вправе:

- признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, который установлен п. 1.2 ст. 269 НК РФ;

- признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, который установлен п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

По мнению Минфина России, указанные особенности учета процентов можно применять и в тех случаях, когда такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (Письмо от 12.08.2014 N 03-01-18/40266).

Пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в зависимости от того, в какой валюте они оформлены. Так, например, согласно пп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. по долговому обязательству, оформленному в рублях, установлен интервал от 75 до 180 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ (т.е. от ставки ЦБ РФ, умноженной на 0,75, до ставки ЦБ РФ, умноженной на 1,8). При этом в п. 1.3 ст. 269 НК РФ установлены особенности применения процентных ставок, на основе которых определяются минимальные и максимальные значения интервалов предельных значений.

Отметим, что данные изменения не затронули порядок нормирования процентов, описанный в п. 2 ст. 269 НК РФ, - правила "тонкой капитализации" сохраняются в неизменном виде.

 

Курсовых и суммовых разниц

 

С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключены понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы в существовавшем понимании стали частью курсовых разниц и теперь учитываются по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований и обязательств. Следует обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ суммовые разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, которые заключены до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления указанного закона в силу. Таким образом, новые правила учета применяются к тем суммовым разницам, которые возникают в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.114 с.)