Тенденции современного экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции современного экономического развития



Производство ювелирных украшений из бриллиантов – динамично растущая отрасль мирового производства. Годовой объем продаж в мире – 47 млрд долл. Производством занято около 130 тыс. ювелирных фирм, продажей готовых изделий – около 200 тыс. Стоимость золота и бриллиантов в цене украшений составляет примерно 30 %, остальное – стоимость труда и ноу‑хау ювелиров, дизайн, маркетинг и обслуживание. Основная стоимость бриллиантовых украшений создается на стадии не добычи золота и алмазов и даже не огранки, а распределения: в сфере торговли украшениями, дизайна и маркетинга.

В производстве бриллиантовых украшений проявляется ведущая тенденция современной экономики – та часть производства, которая связана с информацией, созданием нового знания, использованием имеющегося знания. Эта часть производства становится доминирующей и определяющей.

Аналогичные тенденции проявляются в производстве одежды в Италии, где на пошивочных фабриках занято 600 тыс. человек. При этом более 130 тыс. работают специалистами в лабораториях стилистов и 1 млн – коммивояжерами, коммерсантами, служащими магазинов и складов. Даже в такой традиционной отрасли, как производство одежды, преобладает деятельность, в наибольшей степени связанная с созданием нового знания и переработкой информации: большая часть людей в отрасли занята не на производстве, а специализируется на дизайне, продажах, маркетинге, логистике.

 

В экономике, основанной на знаниях, необходимо определить границы и внутреннюю структуру фирмы. В последние годы в ЦЭМИ РАН, прежде всего в работах В. Л. Макарова и Г. Б. Клейнера[3], разработана системно‑интеграционная теория фирм. В соответствии с ней фирму можно рассматривать как объединение семи подсистем: 1) ментальной; 2) культурной; 3) институциональной; 4) когнитивной; 5) технологической; 6) имитационной и 7) исторической. Новая теория позволяет существенно расширить традиционное представление о продукции фирмы, включающей в себя не только товары и услуги, но и институты, знания, поведенческие решения и образцы, корпоративную культуру, корпоративный менталитет и пр. Соответственно, изменяется представление об обмене. Фирмы обмениваются не только товарам и услугами, но и кейсами, институтами и пр.

В традиционной экономике главная роль принадлежала материальной подсистеме, в экономике знаний – когнитивной, ментальной, имитационной и другим подсистемам. В новых условиях смещается фокус управления: с материальных потоков и запасов – к нематериальным, т. е. к управлению информацией, культурой фирмы, ментальными моделями сотрудников, созданием прецедентов, институтов, в том числе доверия, корпоративного духа и обмена знаниями.

Точно так же смещается представление об инвестиционных процессах. Если речь идет об инвестициях в интеллектуальный капитал, то следует наряду с вложениями средств в элементы интеллектуального капитала (в обучение персонала, развитие системы дистрибуции, информационные системы, бренд и пр.) рассматривать источники вложения нематериальной природы. Среди них интеллектуальные инвесторы, изменяющие ментальные модели сотрудников; культурные доноры, оказывающие влияние на корпоративную культуру; институциональные инвесторы, влияющие на изменение институтов внутри фирмы; когнитивные инвесторы, вкладывающие непосредственно свои знания; имитационные доноры, т. е. аналогичные фирмы, генерирующие свой опыт, который можно перенести на другую почву.

 

Образование

 

Экономику, основанную на знаниях, характеризует наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан, развивали их способности адаптироваться к меняющимся требованиям, а также содействовали международному признанию квалификаций и степеней, присужденных образовательными учреждениями в отдельных странах.

Затраты на обучение неуклонно растут. Увеличивается время, расходуемое на подготовку и переподготовку работников, повышение их квалификации, что требует применения новых технологий обучения, таких, например, как дистанционное образование.

Поскольку знания в отличие от материальных ценностей неотделимы от человека, в обществе, основанном на знаниях, происходит нивелирование прежних социальных различий. Вместе с тем наблюдается нарождение нового вида социального расслоения, основанного не на классовых, а на интеллектуальных отличиях. Поэтому социальной проблемой является обеспечение равного доступа к качественному образованию.

В странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы растет доля работников с высшим образованием. Доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 г. возросла с 22 до 41 %, а к 2008‑му году приблизилась к 50 %. Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на квалифицированных специалистов.

В экономической и социологической литературе последних лет получила распространение концепция обучающегося общества, в котором приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением начального образования (во времени). Смысл этой концепции заключается в том, что каждому в течение жизни приходится решать различные задачи, поэтому необходимо продолжать учебу всю жизнь. Кроме того, в обществе, основанном на знании, важнее научиться учиться. Образовательная концепция была практически одновременно выдвинута и в докладе «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра», подготовленном в 1972 г. Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию под председательством Э. Фора. В докладе отмечается, что образование более не является ни привилегией какой‑либо элиты, ни фактом принадлежности к какой‑либо возрастной категории. Оно скорее всего относится ко всему сообществу и к продолжительности существования индивидуума. В то время когда старые модели ставятся под сомнение из‑за происходящих изменений и когда обучение на практике и способность к инновациям приобретают все большее значение, когнитивная динамика наших обществ стала важнейшей задачей. Модель обучения распространилась далеко за пределы мира учителей, проникла в поры экономической и социальной жизни. Образовательная, обучающаяся составляющая в любой организации будет усиливаться вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет. Развитие этой модели совпадает с развитием инноваций во всех сферах человеческой деятельности.

В инновационных обществах спрос на знания будет инициировать постоянную переквалификацию. Сегодня диплом является подтверждением прежде всего социальной квалификации. Не исключено, что в дипломах появится срок действия с тем, чтобы отвечать постоянной потребности в новых компетенциях. Образование на протяжении всей жизни может стать ответом на все возрастающую нестабильность в сфере занятости и профессий. Оно должно развивать способность человека к смене специальности в течение жизни, адаптировать его к социальным и экономическим изменениям. Способность к новаторству, динамика познания становятся приоритетными в успешном развитии и любой организации, и общества. Очевидно, что любая организация (коммерческая или некоммерческая) должна укреплять именно свое «обучающее измерение».

Важный аспект изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке – это короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Именно «жизненный цикл» диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации. В странах ОЭСР традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и ограниченного промежутка времени для получения первой степени после окончания средней школы или для прохождения курса аспирантуры до начала профессиональной деятельности, постепенно заменяется моделью непрерывного образования. Концепция непрерывного обучения для всех, принятая в 1996 г. министрами образования стран ОЭСР, исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки как опоры для развития на основе знаний. Ожидается, что выпускники вузов будут периодически возвращаться в систему высшего образования для того, чтобы приобретать, учиться применять, а также обновлять знания и навыки, необходимые им в профессиональной деятельности. Непрерывное образование скорее подразумевает обновление знаний и повышение образованности, которые необходимы для повышения уровня индивидуальной квалификации и для того, чтобы не отставать от внедрения новых продуктов и услуг.

 

Выводы

 

Экономика, основанная на знаниях, представляет собой закономерный результат развития производительных сил в ходе научнотехнического прогресса, обусловливающего рост роли знаний и информации в создании благ. Экономику, основанную на знаниях, отличают следующие основные признаки:

• знание становится одним из основных факторов производства и одним из ее основных продуктов;

• информация превращается в ключевой ресурс, а электронные информационные технологии формируют основу ее технологического уклада;

• интеллектуальные и творческие способности человека становятся основой богатства как для индивидуумов, так и для организаций и стран;

• удельный вес занятых интеллектуальным трудом увеличивается;

• увеличивается количество занятых в третичном секторе и соответственно уменьшается относительное количество занятых в первичном и вторичном секторах;

• в рамках организаций вся деятельность реорганизуется таким образом, что происходит постоянный обмен знаниями между работниками.

Экономическое развитие многих стран сопровождается изменением структуры общественного производства. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы.

Информационные ресурсы легко тиражируются, их ценность в процессе использования не уменьшается, а увеличивается; для них характерны дискриминационные цены и положительные внешние эффекты. Они являются, как правило, общественным благом, а в ряде случаев, когда задействованы в сетях, обладают повышающейся предельной полезностью.

 

 

Социальный капитал

 

Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Сенека

 

• Концепция социального капитала.

• Доверие.

• Инвестиции в социальный капитал организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.009 с.)