Применяй принцип кнута и пряника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применяй принцип кнута и пряника



 

 

Формулировка закона

 

Пряник – хороший стимул для работы, который должен быть в левой руке каждого управляющего. Правой же рукой руководитель должен держать кнут и хлестать им каждого, кто хочет только есть, а не работать.

 

Толкование закона

 

Известно, что индивидуальный стиль деятельности, стиль поведения и общения руководителя оказывает исключительное влияние на общую атмосферу в коллективе, на работу и отношения между собой подчиненных.

Стремление показать себя прежде всего администратором (а потом уже наставником и руководителем – в прямом смысле этого слова), резкость, вспыльчивость, бестактность в отношениях с подчиненными создают нездоровую обстановку и напряженность. Психологи, которые занимаются исследованием психологического климата в трудовых коллективах, нередко отмечают, что стиль работы руководителя не просто влияет на атмосферу в коллективе, но и обладает определенной «заразительностью», проявляющейся в том, что подчиненные в общении между собой в той или иной степени воспроизводят особенности поведения руководителя.

Искусство управления, по мнению многих исследователей, состоит в том, чтобы в каждой отдельной ситуации выбрать оптимальное решение: оперативно реагировать на различные вопросы (от организационных до чисто технических), которые не нуждаются в широком обсуждении, и прибегать к коллективным способам принятия решений, когда это целесообразно; использовать «кнут» (выговоры, штрафы, систему жесткого и унизительного контроля и т. д.) для «усмирения» подчиненных, не имеющих никакого представления о дисциплине и ответственности, и для коррекции их деятельности, или «пряник» (повышение заработной платы, премирование, предоставление отгулов и назначение на более высокую должность) для поощрения наиболее инициативных и исполнительных сотрудников.

Для всех без исключения работников важны не столько профессиональные, сколько моральные, «человеческие» качества руководителя – его объективность в подходе к людям, в оценке их труда, свобода от предвзятости, личных пристрастий, способность сохранять самообладание и не «бросаться» из крайности в крайность и т. д.

К числу наиболее распространенных недостатков в общении руководителя с подчиненными относятся: чрезмерная официальность, недостаток «человечности» в контактах с подчиненными, постоянная демонстрация «кнута» за спиной, повышенная напряженность общения; и, напротив, преувеличенное расположение к некоторым сотрудникам (фаворитам), отсутствие необходимой для начальника требовательности и категоричности.

Наличие подобных недостатков часто очень сильно сказывается на эффективности управления. Начальник, использующий в своем коллективе политику «кнута и пряника» невпопад, по настроению, а не в соответствии с необходимостью, обусловленной спецификой сложившейся на предприятии ситуации, рискует не только потерять доверие и авторитет подчиненных, но и вообще лишиться своего места.

А необходимость в использовании данной стратегии управления возникает довольно часто. Дело в том, что в России культура отношений между начальником и подчиненным очень сильно отличается от моделей других стран (в частности, Западной Европы и Америки). Подчиненный может вбежать в кабинет, оборвать начальника на полуслове или просто выжидательно стоять рядом с ним во время разговора по телефону.

В подобных случаях требуется столько терпения! Однако крик и резкие телодвижения – не для тех, кто хочет добиться действительного успеха в своей управленческой деятельности. Руководитель должен образовывать, ненавязчиво воспитывать людей.

Если одним подчиненным – «плохим» – требуются постоянный надзор и периодическая «порка», то другие, напротив, склонны реагировать на внимательное и одобрительное отношение, на разного рода уступки и поощрения.

Все люди такие разные, что начальник в любом случае не может понравиться всем без исключения. Панибратство – бич, который надо искоренять раз и навсегда. Однако и слишком жестким, «официальным» и чересчур требовательным быть не стоит. Идеальный руководитель, истинный лидер никогда не выполняет деструктивную функцию: не «распускает» свой коллектив, закармливая его членов дармовыми «пряниками», и не превращает его в стайку забитых «мышей», не смеющих пикнуть и шевельнуться при виде постоянно размахивающего своим «кнутом» начальника.

 

Доказательство закона

 

С тех пор, когда между людьми произошло деление на сильных и слабых, бедных и богатых, умных и глупых, они стали задумываться над законами, позволяющими одним повелевать другими, подчинять своей воле мысли, чувства и желания окружающих. И древние мыслители пришли к выводу, что все дело в отношении людей друг к другу, передаваемом на подсознательном уровне. Так, в одной даосской притче рассматривается основополагающий принцип управления всеми живыми существами.

У чжоуского царя Сюаньвана главным пастухом был раб по прозвищу Жердочка Для Птиц. Он умел обращаться с дикими зверями и птицами и, собирая их, кормил из рук во дворе и в саду. Он мог укротить и приручить любого хищника, даже тигра и волка, орла или пеликана. В его присутствии самцы и самки спаривались и размножались, образуя целые стада. Самые разные звери могли пастись рядом друг с другом, не царапаясь и не кусаясь.

Однако раб был стар. И царь, обеспокоенный тем, чтобы его секрет не умер вместе с ним, приказал ему обучать другого раба – Садовода с Мао-горы.

Услышав от последнего царский приказ, обладающий чудесной способностью раб сказал:

– Я, Жердочка, – презренный раб. Какое искусство я могу передать тебе? Но боюсь, что государь обвинит меня в том, что я утаил от тебя свой секрет, и потому расскажу вкратце, как обращаться с тиграми.

Радоваться, когда потакают, и сердиться, когда перечат, – в природе каждого, в ком течет кровь. Но разве радость и гнев проявляются случайно?! Гнев зверя вызывают, когда идут против его воли. Во время кормежки я не решаюсь давать тигру живого зверя: убивая его, тигр обязательно придет в ярость; не решаюсь давать целую тушу: разрывая ее, он придет в ярость. Своевременно кормлю голодного и пытаюсь понять, что приводит его в ярость.

Тигр и человек принадлежат к различным видам. Человек потакает тигру, и тигр к нему ласкается; перечит – и тигр его убивает. Но разве решусь я перечить тигру, чтобы привести его в гнев! Не стремлюсь также потакать ему, чтобы вызывать у него радость. Ведь от радости он непременно вернется к гневу, а от гнева вернется снова к радости. Однако ни тем, ни другим способом невозможно достичь своей цели.

Ныне, когда у меня нет мысли ни потакать им, ни перечить, птицы и звери принимают меня за своего. Я действую по закону природы – предоставлять каждого самому себе, поэтому они бродят по моему саду, не вспоминая о высотах горных лесов и просторах болот; засыпают в моем дворе, не стремясь в глубину гор и тишину долин.

Познакомившись с этой притчей, многие могут справедливо возразить, что, мол, люди – не тигры, и если предоставить их самим себе, то большинство из них вообще перестанут работать и превратятся в ленивцев, привыкших жить на всем готовеньком. На самом деле такое едва ли возможно. Потому что в наше время крайне редко кому-либо удается зарабатывать деньги, не прилагая к этому никаких усилий. Каждый понимает, что если сегодня он не выполнит свою работу, то завтра ему просто-напросто нечего будет есть.

Однако с давних пор среди подчиненных находились такие «ловкачи», которые, пропуская мимо ушей наставления начальника и действуя по собственному усмотрению, надеялись таким образом обогатиться и при этом были совершенно уверены в том, что выйдут сухими из воды.

Одним из таких «ловкачей» был знаменитый сподвижник Петра Великого Александр Меншиков. Этот безродный, но чрезвычайно предприимчивый и практичный человек, добившись расположения царя, всячески пользовался своим исключительным положением, в результате чего стал едва ли не самым богатым и именитым человеком России.

Известно, что великий император проводил большую часть своей жизни в путешествиях по Европе, набираясь опыта у жителей более развитых в экономическом и техническом отношении стран. Однажды, находясь в Голландии, Петр посетил местного богача и пришел в неописуемый восторг при виде его кабинета, оборудованного различными приспособлениями для вычислений, оригинальными письменными и прочими принадлежностями, обставленного изысканной и вместе с тем очень удобной мебелью. Вид этого кабинет настолько поразил воображение юного царя, что он безо всякого промедления написал своему верному Меншикову письмо, в котором подробно описал обстановку кабинета и попросил сделать нечто подобное в своем дворце.

Меншиков, получив государево письмо, отвечал, что примется за порученное ему дело с превеликим удовольствием и просил выделить ему необходимую, по его мнению, сумму. Обрадованный исполнительностью своего помощника, Петр дал согласие на финансирование «прожекта».

Какого же было удивление и возмущение царя, когда, вернувшись на родину, он не увидел в своем дворце ожидаемого кабинета. Он вызвал Меншикова и спросил, чем тот все это время занимался и куда, собственно, дел деньги. Александр Данилович безо всякого смущения сослался на нужды народа и двора, сказав, что деньги пришлось направить на то-то и на то-то. Царь, которому не оставалось ничего, кроме как признать правоту доводов Меншикова, смирился и вскоре позабыл о досадном происшествии. Однако, как оказалось, не надолго.

Один из недоброжелателей царского фаворита донес Петру, что Меншиков («обманщик», «прохиндей» и т. д.), вместо того чтобы исполнить волю царя, соорудил чудесный кабинет в собственном доме, истратив на это все выделенные деньги. Гнев царя был страшен: он собственноручно поколотил проворовавшегося Меншикова и, пригрозив тому смертью, уехал в очередную «командировку».

Впоследствии, помня о царском обещании, Меншиков старался быть более осторожным и осмотрительным. Однако все равно не раз обманывал вечно занятого царя, рискуя оказаться под кнутом и лишиться своего состояния и положения.

 

Обратная сторона

 

Как уже отмечалось выше, есть такие руководители, которые не понимают необходимости чередования «кнута» и «пряника»: одни из них склонны угощать всех подряд даровым лакомством, а другие – ударами. В результате одни подчиненные начинают пользоваться добротой своего шефа и без лишних размышлений «садятся ему на голову», с шуточками и смехом встречая попытки руководителя создать некоторое подобие порядка в организации; а другие большую часть жизни проводят «на больничном», пытаясь восстановить душевное и психическое равновесие, нарушенное постоянными придирками и вспышками гнева слишком требовательного и категоричного начальника.

Следовательно, ни в том, ни в другом случае нельзя говорить об эффективном управлении трудовым коллективом.

С психологической точки зрения, оптимален тот стиль руководства, который обеспечивает руководителю максимально эффективные контакты с подчиненными. Выбор этого стиля должен производиться с учетом ситуации, а также возраста, характера и степени профессионализма подчиненного. Например, если новичок или стажер не станет обижаться на чересчур резкий выговор, хотя и может в качестве оправдания сослаться на возраст и неопытность, то сотруднику, которому осталось два-три года до пенсии, вряд ли понравится не слишком вежливое обращение руководителя.

С другой стороны, раз ты стал начальником, то тебе не остается ничего, кроме как распоряжаться и командовать. И даже если какой-нибудь неоднократно премированный сотрудник, который устроился в данную фирму еще тогда, когда все остальные учились в школе, станет в ответ на настоятельную просьбу молодого начальника возражать, прибегая к выражениям типа: «Да знаешь ли ты, сынок...», не стоит уступать, нужно действовать в соответствии с твердыми принципами. И если кто-то не справляется со своей работой, не желает действовать в интересах фирмы, часто подводит своего руководителя, постоянными ошибками и недосмотрами причиняя значительный ущерб организации, то его следует просто-напросто заменить, даже не прибегая к методу «кнута и пряника».

Однако и здесь не стоит впадать в крайность, устраивая в своем коллективе «казарменные» порядки и действуя по принципу: ты, Иванов, молодец, на тебе за это орден, а ты, Сидоров, лентяй, и за это тебя следует хорошенько наказать. Руководитель ни в коем случае не должен забывать о том, что в его подчинении находятся не бесчувственные роботы, а люди, обладающими уникальными личностными, профессиональными и моральными качествами.

Замахиваясь кнутом, нужно заглянуть в глаза человеку и в пятый, а если потребуется – и в десятый раз, спросить себя: «А правильно ли я поступаю?!». Если человек не хочет работать или же намеренно действует в ущерб предприятию, то обрушенный на него удар будет справедливым. Если же виноват не он, а кто-то другой – то лучше опустить занесенную руку, пока не стало слишком поздно. Баловать «пряниками» своих подчиненных тоже не стоит, в противном случае они превратятся в жирных котов, которые, будучи всегда сытыми и довольными, отказываются ловить мышей даже для развлечения!

 

Образ

 

Дрессировщик тигров бесстрашно входит в клетку, и тигры, пораженные его наглой смелостью, перестают метаться из одного угла в другой и замирают в ожидании. По запаху они понимают, что этот человек не боится их, более того – он чувствует себя намного умнее и сильнее. Но вот раздается резкий удар «хлыста» – и пораженные хищники пятятся назад. Однако в другой руке у дрессировщика – огромный кусок мяса. И он достанется тому, кто будет послушно выполнять волю бесстрашного хозяина. Тиграм хочется полакомиться мясом – и они снова приближаются к человеку, но он, щелкнув хлыстом, указывает им на расставленные тумбы. Косясь налитыми кровью глазами, тигры взбираются на них, а самых нерешительных дрессировщик подгоняет ударами хлыста. «Ап!» – и «тигры у ног его сели...».

 

Самым трудным для руководителя бывает оторваться от своих коллег: ведь до своего назначения он был таким же членом команды, как и они. У них были прекрасные дружеские отношения, и руководитель хочет сохранить их в том же виде, уже будучи руководителем. Однако такое невозможно: лучше сразу расставить все точки над «i» и объяснить подчиненным свои права и их обязанности.

Вместо того чтобы подолгу мусолить какую-либо проблему, анализировать ее, надо смотреть в будущее, думать, как избежать повторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться говорить с человеком прямо: любой откровенный разговор только прибавляет очков.

Известно, что настоящий лидер должен обладать очень тонким социальным интеллектом, ощущать различные нюансы отношений, настроений, в том числе и своих собственных. Руководителю необходимо уметь оценивать и прогнозировать поведение других людей, своих подчиненных. Правда, его постоянно подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. Однако истеричность и лидерство – вещи несовместимые.

Мудрый расчет и самообладание помогут руководителю превратиться в воспитателя для своих подчиненных и таким образом принести ему успех в управленческой деятельности.

 

Авторитетное мнение

 

Суть дела – полдела, не менее существенно – как дело сделано. Грубость вредит всему, даже справедливому и разумному. А любезность все скрашивает: позлащает «нет», подслащает истину. Во всех делах важно «как»: приветливость играет наверняка. Когда отказываешь, помни: любезный отказ легче проглотить, чем сухое согласие. Не отказывай сразу, пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа. Добрые слова заменят отсутствующие дела... Искусный расчет – залог успеха в делах, размышление – лучший помощник. Напоказ расчет не выставляй, тем более не позволяй разгадать, ибо расчет, особенно тонкий, ненавистен и порождает вражду.

А. Смит 

 

Всех правителей можно условно разделить на две категории: на тех, кто в своей управленческой деятельности использовал исключительно «кнут», и тех, кто повелевал с помощью «пряников». Однако если представители первой группы (такие например, как Калигула, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Аракчеев) не пользовались любовью народа, внушая страх и ненависть, то другие (такие, как, например, правившая в XVIII веке в Венгрии императрица Елизавета, которая считала себя прекрасной феей и раздавала направо и налево чины, имения и денежные премии) становятся причиной анархии. И лишь единицы оказываются способными управлять, руководствуясь благоразумием и умеренностью.

К таким «единицам», по мнению некоторых историков, можно отнести внучатого племянника Цезаря – Октавиана, который был настолько ловким политиком, что сумел привлечь на свою сторону сенат и римскую толпу. Он не мог похвастаться полководческим талантом, зато умел подбирать себе хороших главнокомандующих, которые почитали его, как отца, за ум и справедливость.

После всех своих побед (в результате одной из них ему удалось пленить саму Клеопатру), Октавиан принял имя Август, что означает «величественный», и стал первым римским императором. Этот титул (который в переводе с латинского означает «повелитель») солдаты давали своим полководцам после выигрыша крупных сражений. В мирные годы правления Августа наступил расцвет древнеримской культуры, что, по мнению многих исследователей, является свидетельством его умения управлять большим государством.

Следует отметить и тех «великих мира сего», которые, став главой государства, начинали управлять с помощью «пряника», а заканчивали размахиванием «кнута». В качестве примера можно привести сталинский режим, о котором было так много сказано за последние пятьдесят лет. Известно, что Иосиф Виссарионович, став генеральным секретарем компартии, обеспечил высокое положение и безбедное существование многим революционерам из своего ближайшего окружения, которые не могли нарадоваться на доброго и щедрого «вождя». Однако наступил 30-й год – и то тут, то там стали раздаваться свист и удары «кнута», обрушившегося в первую очередь на головы и спины тех, кто вчера считался сталинскими «фаворитами» (Кирова, Бухарина и т. д.). Некоторые полагают, что, изменив столь резко характер своей политики по отношению к подчиненным, Сталин тем самым предотвратил возможность еще одной революции. Однако те, кого сталинские репрессии коснулись непосредственно, склонен видеть причины столь резкой перемены – от «пряника» к «кнуту» – в другом, а именно: в крайней психической неуравновешенности великого вождя.

 

Притча

 

В незапамятные времена у северных славян был бог правосудия по имени Прове (от слов «проведать», «прознать»). Истукан этого божества возвышался на дубовом столбе, держа в одной руке обломок камня как символ преступления, а в другой – копье в качестве знака неотвратимого наказания. Вокруг него на земле стояло неисчислимое количество дву-, трех-, четырехликих идолов: они во все свои деревянные глаза должны были следить за теми, кто нарушал закон и волю бога. Голову Прове обвивал венок, из-под которого высовывались длинные уши: знак того, что от него ничего невозможно скрыть!

Однако пришло время – и славяне свергли идола Прове и посыпали воздвигнутый в честь него жертвенник пеплом: теперь у них был другой Бог – справедливый и милосердный, который пожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы исправить род человеческий.

Однако далеко не все приняли новую веру. Среди славян были и такие, кто не желал менять установленный праотцами порядок и образ жизни. Одним из таких был богатый и знатный купец, владевший несколькими десятками рабов. Опасаясь, как бы они, наслушавшись христианских проповедей, не перестали подчиняться ему, он поставил возле своего терема идол прежнего бога. Однако рабы не испытывали перед божеством прежнего страха. Один из них даже осмелился всунуть в деревянную руку идола вместо камня кусок хлеба. Хозяин, увидев это, пришел в ярость и велел высечь «шутника». Однако присутствовавший при этом товарищ отговорил его, сказав: «Оставь их. Ведь где награда, там и наказание. Возьми в одну руку палку, а в другую – хлеб, и они будут слушаться тебя, как дети».

 

 

ЗАКОН 4

УМЕЙ СТИМУЛИРОВАТЬ РАБОТУ

 

 

Формулировка закона

 

Любые действия человека в этом мире должны быть осмыслены, поэтому каждый управляющий должен уметь создавать стимулы для работы. Есть стимул – есть хорошая работа.

 

Толкование закона

 

Для того, кто стремится управлять людьми, очень важно научиться стимулировать и организовывать работу как свою, так и подчиненных. Всем известно, что человек работает лучше в том случае, если им движет какая-нибудь идея или собственная выгода. Это может стать прекрасным стимулом к работе. Пообещав, а главное – после выполнения задания, хорошо заплатив, руководитель тем самым вызывает у своих подчиненных стремление как можно лучше и добросовестнее работать.

Материальный аспект важен в любом деле, поскольку если работник будет осознавать, что чем больше он выполнит поручений и чем качественнее, тем большее его ждет вознаграждение, то и относиться к своему труду он будет соответственно. Ведь высокая заработная плата несет за собой более высокий уровень жизни, возможность приобретения каких-либо вещей или оплаты различных услуг. Стремясь повысить свое материальное положение, подчиненный станет ответственно выполнять свою работу, и у руководителя не возникнет с таким человеком проблем.

Денежное вознаграждение, безусловно, очень важно для стимулирования работы, однако не менее важным оказывается и предоставление работнику возможности самоутвердиться, почувствовать свою значимость. Если управляющий фирмой не ценит своих подчиненных, обращается с ними, как со своей собственностью, не замечая в них людей, позволяет себе в разговоре с ними грубость и обидные замечания, кричит на них, то как бы хорошо ни оплачивался труд в этой организации, все равно будет текучка кадров.

Любому человеку важно и нужно, чтобы его уважали, считали единственным и незаменимым. Поэтому тому, кто желает управлять людьми, необходимо научиться в каждом из своих подчиненных видеть прежде всего личность, ценного сотрудника и всячески показывать свое уважение. Более высоких результатов работы можно добиться одним только изменением названия должности того или иного сотрудника.

Например, если руководитель фирмы вдруг заметит, что человек, отвечающий за чистоту в офисе, попросту уборщица, начинает пренебрегать своими обязанностями, не стоит торопиться ее увольнять – тем более, если раньше она идеально справлялась со своими обязанностями. В этом случае можно попробовать присвоить ей должность, к примеру, контролера санитарного состояния помещения. Человек сразу же почувствует свою значительность и исправит свое отношение к работе.

 

Байка

 

Однажды один богатый бай отправился на рынок для того, чтобы закупить продукты, а заодно сделать подарки своему многочисленному гарему. Прибыв на место, он несколько увлекся, поскольку от разнообразия всевозможных товаров у него просто разбежались глаза. Чего здесь только не было! Превосходные овощи и фрукты (ароматные персики, сахарные дыни, золотистый виноград), замечательно обработанный рис и огромный выбор великолепных вин. Помимо продуктов он приобрел огромный ковер удивительно тонкой и искусной работы для старшей жены – и множество всяческих приятных мелочей для остальных жен и наложниц.

Когда же бай очнулся, он увидел, что его воз завален всевозможными покупками, а его маленький ослик не желает больше трогаться с места. Сначала хозяин решил проучить непослушную скотину и огрел ее два раза кнутом, ослик сделал два шага, но тут же остановился. Тогда бай решил воздействовать лаской, однако ничего не помогало – ослик стоял, как вкопанный. Наконец, тяжело вдохнув, человек сел на землю и задумался. Вдруг на дороге появился прохожий. Увидев бедственное положение бая, он предложил ему поспорить на несколько золотых, что ослик без всякого понукания довезет хозяина до дома. Владелец животного, конечно же, не поверил ему, однако согласился на спор. Тогда прохожий срезал ветку, прикрепил на тонкий конец морковку и велел баю держать ее перед мордой животного таким образом, чтобы оно могло видеть лакомство, но не доставало до него. Через несколько минут у прохожего довольно позвякивали в кармане золотые, а бай ехал к себе домой.

 

Дейл Карнеги советует создавать своим работникам хорошую репутацию. Если, например, в фирме есть человек, который постоянно опаздывает, то начальнику нужно не ругать своего подчиненного, извергая волны ярости и негодования, а всем и везде говорить, что его служащий – самый пунктуальный человек из всех, кого он знает. Скорее всего, очень скоро работнику станет совестно опаздывать – и он постарается оправдать столь положительное отношение к себе своего начальника.

Этот метод позволяет руководителю влиять на поведение и поступки своих подчиненных без ссор, угроз и разного рода принудительных, воспитательных и прочих мер воздействия. Напротив, акцент в данном случае ставится на доброй воле сотрудников. Даже в личной жизни можно использовать этот безболезненный и эффективный метод. Если, к примеру, жена не умеет готовить, нужно только сказать ей, что поскольку супруг считает ее превосходной хозяйкой, то в следующую пятницу он пригласит к себе на обед своих друзей, чтобы и они убедились в ее мастерстве. Безусловно, женщина постарается соответствовать мнению любимого и постарается за оставшиеся дни постичь премудрости кулинарии и великолепно приготовить праздничные блюда.

Видимо, всем известно, что похвала и одобрение самым благотворным образом воздействуют на человека. Управляющий, замечающий и подчеркивающий каждое, пусть и не значительное, достижение в деятельности своих подчиненных, вдохновляет их на еще больший успех. Человек, стремящийся управлять людьми, обязательно должен уметь не только подмечать в окружающих хорошие качества, но и хвалить их. Подобным образом можно не только расположить к себе людей, но и незаметно заставить человека взять на себя какое-либо обязательство.

Прекрасным стимулом к работе выступает дух соперничества. Если управляющий скажет сотруднику, что в потенциале он мог бы намного лучше выполнить порученную ему работу, чем его коллега, однако ему что-то мешает, то тот постарается превзойти самого себя. Нередко именно соперничество подстегивает людей ко все большим достижениям в своей работе.

Нередко своим личным примером руководитель способен заставить своих работников стремиться к успеху и самосовершенствованию. Если руководящий работник излучает уверенность в себе, заряжая окружающих своей энергетикой, то он невольно будет вызывать уважение у подчиненных, которые захотят быть похожими на своего шефа – и тем более соответствовать возложенным на них обязанностям. Достижения начальника могут вдохновить на личный успех его подчиненных. Поэтому, если кто-то хочет научиться управлять людьми, то он должен избавиться от нерешительности и сам настроиться на успех.

Человеку, стремящемуся к управлению людьми, прежде чем стимулировать работу других людей, необходимо найти стимул для своей собственной деятельности. В противном случае, если руководитель не будет иметь определенных целей и четко сформулированного плана по их реализации, едва ли кто поддастся его влиянию. Вдохновить на организацию своего дела может как стремление к ощущению собственной значительности, так и попытка самореализации, однако и в том и в другом случае очень важным представляется решиться на первый шаг – принять решение полностью перевернуть свою жизнь. Человек может добиться каких-либо результатов только в том случае, если он верит в собственные силы и мыслит категориями успеха.

 

Доказательство закона

 

Однажды одна довольно обеспеченная дама решила нанять себе на службу нового садовника. Им оказался очень молодой человек, который любил время от времени промочить горло, хотя с обязанностями в общем-то справлялся неплохо. Дама позвонила предыдущим работодателям этого садовника, которые рассказали о его пагубной привычке. В первый же день хозяйка вызвала к себе нового служащего и сказала, что она звонила людям, у которых прежде работал этот молодой человек и те сообщили ей, что он замечательный специалист своего дела, однако иногда позволяет себе выпивать горячительные напитки прямо на работе. «Я думаю, – продолжила дама, – что они не правы – и вы наверняка не станете пить во время работы». После этих слов новый работник старался не выпивать в доме хозяйки и содержал сад в идеальном состоянии.

Однажды директор большого универмага делал обход своего учреждения и увидел у прилавка одиноко стоящего покупателя, в то время как продавцы столпились на другой стороне прилавка, совершенно не обращая на него внимания. Опытный и мудрый руководитель не стал делать выговор недобросовестным подчиненным за их халатное отношение к своей работе, а сам встал за прилавок и обслужил покупателя, а потом, ни слова не говоря, передал продавцам покупку для упаковки и продолжил обход. Конечно же, этот случай надолго остался в памяти подчиненных, и подобных казусов в этом магазине больше не происходило.

 

Авторитетное мнение

 

Венцом всех способностей является здравый смысл, а венцом способностей хорошего руководителя является способность правильно организовать работу, успешно стимулировать деятельность своих подчиненных. Мало это сделать хорошо, важно это выполнить в свое время и в подходящем месте. Талантливый руководитель, как правило, знает, как это сделать, а такт подсказывает ему, как это делать и при каких обстоятельствах.

В. Одерье 

 

Томас Крауф – преуспевающий бизнесмен – рассказывает, что своему успеху в большей мере обязан умению не раздувать неприятности и промахи своих подчиненных до огромных размеров, а доказывать им, что любую ошибку можно исправить. Однажды его подчиненный заключил договор, из-за которого компания потеряла несколько тысяч долларов, однако, принимая во внимание его заслуги, Томас не стал отчитывать подчиненного, а, напротив, видя, что тот пребывает в подавленном состоянии, ободрил его, сказав, что все поправимо – и в ближайшем будущем наверняка столь ценный сотрудник сумеет заключить более выгодный контракт.

Поддержка шефа вызвала у подчиненного стремление к более качественному выполнению возложенных на него обязанностей, и вскоре он самостоятельно нашел для компании очень выгодных клиентов. Предприниматель на собственном опыте убедился в том, что нередко одно слово поддержки способно стать стимулом к работе на несколько месяцев вперед.

Когда владелец журналов «Сатердей ивнинг пост» и «Лейдиз хоум джорнэл» только начинал свою профессиональную деятельность, у него совершенно не было средств для того, чтобы оплачивать гонорары маститых писателей, однако он добился того, что известные авторы все же печатались у него. Почему же это происходило? Издатель мастерски умел взывать к самым лучшим, высоким чувствам писателей. Например, он заключил контракт с известной писательницей Луизой Мэй Олкот только после того, как предложил послать чек на сто долларов не ей, а детской больнице от ее имени.

Умение создавать дух соперничества в своих рабочих не раз помогало Чарльзу Швабу добиваться грандиозных успехов. Однажды в одном из цехов завода сложилась такая ситуация, когда подчиненные перестали выполнять даже сменное задание. Не помогали ни уговоры, ни выговоры вышестоящего начальства, рабочие просто не желали хорошо работать. Тогда Шваб зашел в цех в конце смены и попросил мел. Он прямо на полу написал количество ковок, которое выполнила эта смена, и вышел. Новая смена, конечно же, поинтересовалась, что означает данная цифра, записанная на полу.

Когда Шваб зашел в цех на следующее утро, он увидел, что вчерашняя цифра возросла на единицу; другими словами, ночная смена оказалась проворнее дневной; это, естественно, не понравилось пришедшим утром рабочим. Они постарались превзойти своих ночных коллег. В результате этого соревнования рабочие не только стали выполнять почти в два раза большее количество плавок, но и обогнали по выработке рабочих всех остальных цехов.

В одном из провинциальных городков родился мальчик, про которого окружающие говорили, что его обидела природа. Он был очень маленького роста, а на спине у него был огромный горб. Родители отказались от него, когда он был совсем еще крохой, и живя, среди сверстников в интернате, он, конечно же, постоянно подвергался всевозможным насмешкам. Когда он стал взрослее, то к нему пришло осознание того, что едва ли кто из женщин согласится стать его избранницей. Тогда мальчик решил направить все свои силы на трудовую деятельность.

В силу того, что сам был очень некрасив, он решил посвятить себя служению красоте и стать визажистом. Он разработал четкий план действий, который мог бы привести его к успеху, и начал действовать. Первое время ему приходилось работать за более ничтожную плату, нежели его более приятным в плане внешности конкурентам. Однако молодой человек не унывал, он устраивался в лучшие косметические салоны уборщиком, а сам тем временем, обладая удивительной наблюдательностью, схватывал основы мастерства.

Вскоре он сам уже мог превосходно справляться с работой, его заметили и даже пригласили на съемки фильма, где молодой человек показал себя с самой лучшей стороны. Фортуна наконец-то повернулась к нему лицом. Сейчас у этого человека своя фирма, самые красивейшие женщины записываются к нему на прием. Сам он уверен, что смог добиться такого успеха только потому, что у него всегда был стимул, а главное умение так организовывать свою деятельность, что за один только день успевал переделать уйму дел.

Когда на должность своего личного секретаря Дейл Карнеги взял свою племянницу Джозефину Карнеги, то первое время она раздражала его своей нерасторопностью. Однако, вспомнив себя, известный оратор понял, что ее показатели умственного развития выше, чем его собственные, когда ему было девятнадцать лет. Резко критиковать своего личного секретаря не позволяло ему и осознание того, что сам он был в два раза старше и имел уже огромный опыт в общении с различными людьми. Тогда Карнеги решил не критиковать, а найти стимул для работы своей племянницы. Рассказывая ей о своих ошибках, подобных тому, какие совершала она, он стремился к тому, чтобы Джозефина стремилась превзойти того, молодого Карнеги. И у известного американского специалиста в области психологии межличностных отношений это получилось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.088 с.)