Роман «обломов» в оценке А. В. Дружинина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман «обломов» в оценке А. В. Дружинина.



Темы сочинений

по творчествуИ.А.Гончарова

1. В чём смысл жизни Обломова?

2. «Обломовщина» как явление русской жизни.

3. Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова.

4. Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

5. Что такое «обломовшина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

6. Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Двадцать первое декабря

Сочинение-рассуждение

Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель занятия: совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Задачи:

провести анализ противоречивых оценок литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа;

строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания.

Прогнозируемые результаты:

обучающиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;

строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Основное содержание занятия

Предварительно вы уже познакомились с критическими статьями о романе «Обломов»:

- Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

- А.В. Дружинин. «“Обломов”». Роман И.А.Гончарова»;

- Д.И. Писарев «Обломов».

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», «Роман И.А. Гончарова “ Обломов ”» – критическая статья русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева, написана и впервые опубликована в 1859 году в № 10 журнала «Рассвет», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова». Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткинa», «“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д.

Добролюбов же уже в названиях своих статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно, слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов - «Что такое обломовщина?». И оба они опираются на роман.

 

Сопоставительный анализ критических оценок романа «Обломов». Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова

Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова»;

Д.И. Писарев. «Роман И.А. Гончарова “Обломов”».

Задание

1. Как определяют литературные критики специфику проблематики романа?

2. Как трактуется в статьях образ Обломова?

3. В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и А.В.Дружинина в оценке романа «Обломов»?

4. Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познакомившись с критическими статьями Н.А. Добролюбова, А.В.Дружинина и Д.И. Писарева о романе И.А. Гончарова «Обломов», мы можем сопоставить эти точки зрения на роман, сделать вывод о том, что литературные критики высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.

Интересно, что  критики поначалу берутся определить художественную манеру писателя и видят её в предельно объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за двадцать лет до этого усмотрел в художественности как таковой отличительную особенность Гончарова - писателя. Критики, проявив большое художественное чутьё, точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа в частности. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, затем во многом разошлись. И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила их писать не столько по-разному, сколько о разном.

Необходимо отметить, что статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический. Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев.

 

Темы сочинений

по творчествуИ.А.Гончарова

1. В чём смысл жизни Обломова?

2. «Обломовщина» как явление русской жизни.

3. Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова.

4. Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

5. Что такое «обломовшина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

6. Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Двадцать первое декабря

Сочинение-рассуждение

Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель занятия: совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Задачи:

провести анализ противоречивых оценок литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа;

строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания.

Прогнозируемые результаты:

обучающиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;

строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Основное содержание занятия

Предварительно вы уже познакомились с критическими статьями о романе «Обломов»:

- Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

- А.В. Дружинин. «“Обломов”». Роман И.А.Гончарова»;

- Д.И. Писарев «Обломов».

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», «Роман И.А. Гончарова “ Обломов ”» – критическая статья русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева, написана и впервые опубликована в 1859 году в № 10 журнала «Рассвет», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова». Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткинa», «“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д.

Добролюбов же уже в названиях своих статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно, слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов - «Что такое обломовщина?». И оба они опираются на роман.

 

Роман «Обломов» в оценке А. В. Дружинина.

  «Автор “Обломова”, - писал Дружинин, - есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по целости того, что им сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не даёт и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством, к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе». «Гончаров является перед нами, прежде всего, художником... объективное творчество его не смущается никакими предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно», - пишет Добролюбов.

Дружинин рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений; современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане», - пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз; о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

«...Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь - и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.017 с.)