Перечень подводных лодок, погибших в результате аварий в период С 1900 Г. По настоящее время 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень подводных лодок, погибших в результате аварий в период С 1900 Г. По настоящее время



    Водоизмещение     Число погибших
Дата гибели Название (страна) надводное, т Характер аварии Глубина на месте гибели,м (спасенных) моряков, чел.
11916 г.          
18.01 Н‑6 (Англ.) 365 ПМ . * __
12.03 UC‑12 (Герм.) 170 Взр. 31* 12(‑)
.08 Е‑41 (Англ.) 730 Ст. 14*  
09.10 «Диккерен» (Дан.) 105 Ст. 9* 1(8)
.11 № 5 (Яп.) 108 Взр.   14
1917 г.          
29.01 К‑13 (Англ.) 1880 ПВ 18* 32(48)
14.02 F‑8 (Ит.) 260 Неизв. .* 20(‑)
23.02 UC‑32 (Герм.) 435 Взр.   22(‑)
19.03 UB‑25 (Герм.) 260 Ст. . * 16(‑)
10.05 UC‑76 (Герм.) 435 Взр. . * 16(‑)
24.07 А‑7 (США) 105 Взр. . 8
14.09 D‑2 (США) 280 ПВ 10*
17.09 UC‑45 (Герм.) 435 Неизв. . * 25(‑)
29.10 U‑52 (Герм.) 650 Взр. . * 5
06.12 С‑79(Герм.) 435 Ст.   11(15)
07.12 UB‑84 (Герм.) 520 Ст. . *  
17.12 F‑1 (США) 330 Ст. 100 19(‑)
  С‑16 (Англ.) 290 Ст.    
  С‑12 (Англ.) 290 Ст.  
1918 г.          
31.01 К‑4 (Англ.) 1880 Ст.   55(‑)
31.01 К‑17 (Англ.) 1880 Ст.   50(_)
06.03 Н‑5 (Англ.) 365 Ст.    
15.03 UB‑106 (Герм.) 520 Неизв. . * 35(–)
29.04 «Прайриаль» (Фр.) 400 Ст.    
08.08 «Флориаль» (Фр.) 400 Ст. .  
05.09 UC‑91 (Герм.) 490 Ст. . *  
21.10 UB‑89 (Герм.) 520 Ст. . * 7
29.11 G‑11 (Англ.) 700 Пр.    
1919 г.          
02.06 «Рукумилья» (Чили) 360 ПВ 30* – (25)
  С‑5 (США) 240 ПВ    
1 30,07 С‑2 (США) 400 Пр. 24* 3(1)1
1920 г.          
12.03 Н‑1 (США) 360 ПМ 15 4
01.09 S‑5 (США) 850 ПВ 52* –(38)
1921 г.          
20.01 К‑5 (Англ.) 1880 Неизв. 900 57(‑)
25.06 К‑15 (Англ.) 1880 ПВ 10* –(6)
26.09 R‑6 (США) 570 ПВ 10* 2(18)
.10 0‑8 (Голл.) 365 ПВ 8* –‑‑
07.12 S‑48 (США) 875 ПВ 20* –(41)
1922 г.          
13.03 Н‑42 (Англ.) 440 Ст. 915 26(‑)
24.10 «Р. Мориллот» (Фр.) 260 ПВ    
1923 г.          
17.07 S‑38 (США) 850 ПВ 31*
18.08 L‑9 (Англ.) 890 ПМ 12* –(4)
21.08 Ro‑31 (Яп.) 780 ПВ 48* 88(5)
29.10 0‑5 (США) 520 Ст. 13 3(18)
30.10 Ro‑52 (Яп.) 900 ПВ 15*
1924 г.          
10.01 L‑24 (Англ.) 890 Ст. 55 43(‑)
19.03 Ro‑25 (Яп.) 735 Ст. 48* 43(‑)

 Дата гибели Название (страна) Водоизмещение надводное, т Характер аварии Глубина на месте гибели, м Число погибших (спасенных) моряков, чел.
16.05 Ro‑26 (Яп.) 735 ПВ 52 ___ 1
1925 г.          
26.08 25.09 12.11 «С. Веньеро» (Ит.) S‑51 (США) М‑1 (Англ.) 7608751600 Ст. Ст. Ст. 90 40* 150 54(‑) 33(3) 69(‑)
1926 г.          
09.08 Н‑29 (Англ.) 440 ПВ 10* 6
1927 г.          
17.12 S‑4 (США) 850 Ст. 31* 33(6)
1928 г.          
06.08 03.10 F‑14 (Ит.) «Ундина» (Фр.) 260 600 Ст. Ст. 37* 1500 ЗЦ‑) 43(‑)
1929 г.          
09.07 Н‑47 (Англ.) 440 Ст. 90 27(2)
1931 г.          
11.05 09.06 «Нереус» (Гр.) «Посейдон» (Англ.) 700 1400 Ст. Ст. 36 ЗО(‑) 20(37)
1932 г.          
26.01 07.07 М‑2 (Англ.) «Промети» (Фр.) 1600 1380 ПВ ПВ 35 70 60(‑) 64(7)
1936 г.          
20.11 U‑18 (Герм.) 280 Ст. . * 8(12)
1939 г.          
02.02 23.05 01.06 15.06 I‑63 (Яп.) «Сквалус» (США) «Тетис» (Англ.) «Феникс» (Фр.) 1800 1500 1095 1380 Ст. ПВ ПВ Неизв. 100* 73* 48* 115 81(6) 26(33) 99(4) 7Ц‑)
1940 г.          
30.01 06.03 29.04 15.06 29.08 30.09 06.10 U‑15 (Герм.) 0‑11 (Голл.) «Юнити» (Англ.) «Макалле» (Ит.) I‑67 (Яп.) U‑57 (Герм.) «Джемма» (Ит.) 280 400 545 690 1800 290 690 Ст.Ст.Ст.ПМ Неизв.Ст.Ст.**   9** 25(‑) 3(27)4 45(‑) 89(‑)6
1941 г.          
20.06 19.07 02.10.10 11.11 15.11 16.12 17.12 29.12 0‑9 (США) «Ампайр» (Англ.) I‑61 (Яп.) U‑579 (Герм.) U‑580 (Герм.) U‑583 (Герм.) U‑557 (Герм.) Ro‑66 (Яп.) Ro‑60 (Яп.) 520 545 1800 770 770 770 770 995 995 Неизв.Ст.Ст.Ст.Ст.Ст.Ст.Ст.ПМ К с Ю8Ю* ЗЗ(‑) 16(16) 70(‑)12(‑) 45 42
1942 г.          
20.01 24.01 19.02 21.06 14.07.07 S‑36 (США) S‑26 (США) «Сюркуф» (Фр.) Р‑514 (Англ.) «Атилай» (Тур.) «Грунион» (США) 850 8503300 570 9351525 ПМСт.Ст.**Ст.Неизв.Неизв.** 90 46(3) 126 (‑) ЗЗ(‑) 50(‑) 85(‑)
    Водоизмещение     Число погибших
Дата     Характер Глубина (спасенных)
гибели Название (страна) надводное, т аварии на месте гибели, м моряков, чел.
06.08 U‑612 (Герм.) 1 7701 Ст.1 Г*
14.081 S‑39 (США) 850 ПМ
02.09 U‑222 (Герм.) 770 Ст.   42(‑)
04.09 «Шёборрен» (Шв.) 580 Ст. 9* 1 (33)
12.11 U‑272 (Герм.) 770 Ст.   28(‑)
  Ro‑44 (Яп.) 1115 Неизв. •* 80(‑)
1943 г.          
24.02 U‑649 (Герм.) 770 Ст.   35
19.03 U‑5 (Герм.) 254 Ст.   2Ц‑)
23.03 «Дельфино» (Ит.) 940 Ст.   49(‑)
03.05 U‑439 (Герм.) 770 Ст.    
03.05 U‑659 (Герм.) 770 Ст.    
30.05 «Антеймед» (Англ.) 545 ПВ 49* ЗЦ‑)
.05 «Ожел» (Пол.) 850 Неизв.    
12.06 R‑12 (США) 570 ПВ 180 42(6)
14.07 I‑179 (Яп.) 1785 Отк.**    
06.08 U‑34 (Герм.) 625 Ст.   4
12.08 «Иллерн» (Шв.) 430 Ст. 8* 1 (30)
21.08 U‑670 (Герм.) 770 Ст.   2К‑)
08.09 U‑983 (Герм.) 770 Ст.   5
20.09 U‑346 (Герм.) 770 ПМ  
17.11 U‑718 (Герм.) 770 Ст.   43(‑)
20.11 U‑768 (Герм.) 770 Ст.    
28.12 «Аксум» (Ит.) 690 ПМ    
  «Катионис» (Гр.) 605 Неизв.    
1944 г.          
14.02 U‑738 (Герм.) 770 Ст.   9
18.02 U‑7 (Герм.) 280 Ст.**   26(‑)
17.03 U‑28 (Герм.) 625 Отк.  
17.03 U‑1013 (Герм.) 770 Ст. . * 25
20.03 Р‑715 (Англ.) 770 ПМ
26.03 «Таллиби» (США) 1850 Взр.   85(1)
04.04 I‑169 (Яп.) 1785 ПВ**    
08.04 U‑2 (Герм.) 255 Ст.   27(‑)
14.05 U‑1234 (Герм.) 1120 Ст. . * 13(‑)
19.05 U‑1015 (Герм.) 770 Ст.   36
14.06 I‑33 (Яп.) 2585 ПМ    
04.07 S‑28 (США) 850 Неизв. 2600 50(‑)
22.07 U‑1166 (Герм.) 770 Взр. . *  
26.07 «Робало» (США) 1850 Взр.**   60(4)
20.08 U‑129 (Герм.) 1120 Ст.**    
10.10 U‑2331, (Герм.) 235 Неизв. . *  
19.10 U‑957 (Герм.) 770 Ст.**    
24.10 U‑673 (Герм.) 770 Ст.    
24.10 «Тэнг» (США) 1850 Взр.   80(9)
.10 U‑2323 (Герм.) 235 Отк.**    
15.11 «Л. Сеттембрини» (Ит.) 940 Ст.    
28.11 U‑80 (Герм.) 770 Неизв.    
12.12 U‑416 (Герм.) 770 Ст.   36
18.12 U‑737 (Герм.) 770 Ст.   31
18.12 ! U‑1209 (Герм.) 770 ПМ  
1945 г.          
12.02 U‑2344 (Герм.) 235 Ст.   7
15.02 U‑1053 (Герм.) 770 Неизв.   44
12.04 U‑1024 (Герм.) 770 ПВ**    
14.04 U‑235 (Герм.) 770 Ст.    
14.04 U‑1206 (Герм.) 770 Неизв.**    
08.07 0‑19 (Голл.) 1 970 ПМ
19.09 «Минерв» (Фр.) 600 ПВ    
1946 г.          
27.06 С‑4 (Исп.) 915 Ст. 330 46(‑)
    Водоизмещение     Число погибших
Дата гибели Название (страна) надводное, т Характер аварии Глубина на месте гибели, м (спасенных) моряков, чел.
05.12 Быв. U‑2326 (Фр.) 235 Неизв. • * 26(‑)
12 «Труант» (Англ.) 1095 ПМ
1947 г.          
21.11 Р‑511 (Англ.) 570 Неизв.  
1949 г.          
15.03 «Ланчетфиш» (США) 1850 ПВ 10*
25.08 «Кочино» (США) 1850 Взр.1 250 7(77)
1950 г.          
12.01 «Трукьюлент» (Англ.) 1095 Ст. 18* 61(15)
1951 г.          
17.04 «Эфрей» (Англ.) 1120 Неизв. 84 75(‑)
07.10 Быв. U‑2513 (США) 1620 Неизв.    
1952 г.          
23.09 «Сибиль» (Фр.) 715 Неизв. 800 47(‑)
1953 г.          
.02 «Сирдар» (Англ.) 715 пР. 10* –‑‑
04.04 «Думлумпинар» (Тур.) 1850 Ст. 84 81 (5)
1954 г.          
15.12 «Тэлент» (Англ.) 1095 Пр. 5* 4
1955 г.          
16.06 «Сайдон» (Англ.) 715 Взр. 10* 13(43)
  «Миль» (Фр.) 770 пм1 15* 40(‑)
1 1958 г.          
03.02 «Иллерн» (Шв.) 785 ПВ 8*
29.05 «Стиклбек» (США) 1850 Ст. 2700 – (82)
  «Тарпон» (США) 1315 ПВ  
1 1963 г.          
10.04 «Трешер» (США) 3750 Неизв. 2500 129(–)
  «Ютсира» (Нор.) 545 ПВ   – 1
1966 г.          
14.09 «Хай» (ФРГ) 235 ПВ 48* 19(1)
1968 г.          
26.01 «Дакар» (Изр.) 1095 Неизв.   65(‑)
27.01 «Минерв» (Фр.) 850 Неизв. 52(‑)
21.05 «Скорпион» (США) 3100 Неизв. 3000 99(‑)
1969 г.          
15.05 «Гуиттэро» (США) 4140 ПВ 10*
1970 г.          
04.03 «Эридис» (Фр.) 850 Неизв. 2300 57(‑)
1971 г.          
01.07 «Эртемис» (Англ.) 1120 ПВ 9* – (23)
1981 г. (КНР)   Взр.    
1988          
28.08 (Перу) 1870 Ст.   31(22)

Примечания. 1. Принятые сокращения: ПВ – поступление воды внутрь прочного корпуса; Ст. – столкновение с другими кораблями или судами; Взр. – взрыв или пожар; ПМ – посадка на мель, камни, удар о скалу и т.п.; Отк. – отказ технических средств; Пр. – прочие аварии; Неизв. – обстоятельства и причины гибели неизвестны 2. Точка означает отсутствие данных;* – случаи, когда погибшие подводные лодки были подняты на поверхность; ** – случаи, когда имеется также версия гибели подводной лодки по боевым причинам.

 


[1] Шершов А.П. История военного кораблестроения. М. – Л., 1940, С. 187.

 

[2] Горз Дж. Н. Подъем затонувших кораблей. Л., 1978, С. 157.

 

[3] Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, С. 90.

 

[4] Шершов А.П. История военного кораблестроения. С. 190.

 

[5] Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963. С. 124‑126.

 

[6] Узел – мера скорости, равная одной морской миле (1852 м) в час.

 

[7] Известия по подводному плаванию. 1907. Вып. 1. С. 85‑89.

 

[8] Там же. С. 74, 83, 84.

 

[9] Морской сборник. 1904. № 4. С. 12, 13; № 5, С. 11, 12.

 

[10] Известия по подводному плаванию. 1907. Вып. 1. С. 83.

 

[11] Морской сборник. 1911, № 1. С. 75, 76.

 

[12] Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. С. 209, 210.

 

[13] Морской сборник. 1910. № 6. С. 31, 32; 1938. № 5. С. 80.

 

[14] Одной из первых боевых подводных лодок с дизельным двигателем была русская подводная лодка „Минога“, построенная на Балтийском заводе в Петербурге в 1909 г.

 

[15] Морской сборник. 1930. № 10. С. 111‑113.

 

[16] Морской сборник. 1923. № 7‑8. С. 145.

 

[17] Морской сборник. 1933. № 10. С. 126; № 11. С. 141.

 

[18] Роско Т. Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне. М., 1957. С. 287, 288.

 

[19] Красный флот. 1949. 28 авг.

 

[20] Советский флот. 1955. 2 апр.

 

[21] Правда. 1988. 27 апр.

 

[22] Локвуд Ч. Топи их всех. М., 1960. С. 335.

 

[23] Советский флот. 1955. 17. 24 июня.

 

[24] Our Navy. 1963. I. V 58. № 1. P. 28.

 

[25] Красная звезда. 1981. 17 окт.

 

[26] Marine Rundschau. 1985. V – VI. № 3. S. 189.

 

[27] Красная звезда. 1986. 1 мая.

 

[28] Исаков И. С, Еремеев Л.М. Транспортная деятельность подводных лодок. М., 1959. С. 127.

 

[29] Советский флот. 1956. 18 авг.

 

[30] Палмер Н. Атомные подводные лодки. М., 1965. С. 129, 130.

 

[31] Шноркель (шнорхель) – устройство, обеспечивающее поступление в лодку на перископной глубине наружного воздуха для работы дизелей, компрессоров, вентиляции отсеков и т.п.

 

[32] Вокруг света под водой. М., 1965. С. 58‑61.

 

[33] Marine Rundschau. 1966. X. № 5. S 276‑282.

 

[34] Морской сборник. 1923. № 6. С. 115.

 

[35] Морской сборник. 1929. № 10. С. 132.

 

[36] Советский флот. 1957. 31 марта.

 

[37] Советский флот. 1958. 14 авг.

 

[38] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. Л., 1968. С. 12.

 

[39] The Daily Telegraph. 1979. 7 Jan.

 

[40] Ships Monthly. 1978. 13 Aug.

 

[41] Френсис Чизхолм – американский физик. Известен как автор сформулированных в ироническом ключе „законов“, управляющих научно‑технической деятельностью человека (см. Чизхолм Ф. Физики продолжают шутить. М., 1968. С. 141‑144).

 

[42] Морской сборник. 1932. № 6. С. 135; № 9. С. 145‑150.

 

[43] Иностранное военное кораблестроение. 1939. IX. С. 41, 42; 1940. III. С. 3‑35.

 

[44] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. М., 1963. С. 100‑130.

 

[45] Локвуд Ч. Топи их всех. С. 336.

 

[46] Our Navy. 1959. VIII. V 54. № 8. P. 20.

 

[47] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 13, 14.

 

[48] International Herald Tribune. 1978. 15 Aug.

 

[49] Вокруг света под водой. М., 1965. С. 444‑446.

 

[50] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 14.

 

[51] Резервными называются элементы, выполняющие те же функции, что и основные, но вступающие в действие после выхода из строя последних. Дробление мощности – замена одного элемента несколькими, выполняющими совместно те же функции.

 

[52] Говоря современным языком – начальник ОТК (отдела технического контроля).

 

[53] Морской сборник. 1936. № И.С. 78.

 

[54] Морской сборник. 1938. № 1. С. 46.

 

[55] Морской сборник. 1916. № 3. С. 173; 1920. № 1‑3. С. 167; 1936. № 11. С. 79.

 

[56] Морской сборник. С. 114, 115.

 

[57] Гайер А. Германские подводные лодки в войну 1914‑1918 гг. Л., 1933. С. 120.

 

[58] Морской сборник. 1927. № 7. С. 34.

 

[59] Морской сборник. 1955. № 7. С. 123‑127.

 

[60] Морской сборник. 1917. № 4. С. 107; Lockwood С. A., Adamson H. С. Hell at 50 fathoms. N. Y., 1962. P. 270.

 

[61] Морская пограничная охрана США.

 

[62] Морской сборник. 1926. № 2. С. 128‑132.

 

[63] Морской сборник. 1933. № 11. С. 141.

 

[64] Роско Т. Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне. М., 1957. С. 40, 41.

 

[65] Там же. С. 41.

 

[66] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 283.

 

[67] Там же. С. 11.

 

[68] Морской сборник. 1971. № 2. С. 106‑111.

 

[69] Известия. 1986. 3 мая.

 

[70] Морской сборник. 1924. № 7. С. 186, 187.

 

[71] Морской сборник. 1927. № 1. С. 89.

 

[72] Еремеев Л.М., Шергин А.П. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне. М., 1962. С. 302, 303.

 

[73] Локвуд Ч. Топи их всех. С. 282‑284.

 

[74] Мориссон С. Битва за Атлантику выиграна. М., 1959. С. 299, 300.

 

[75] Советский флот. 1955. 24 дек.

 

[76] Красная звезда. 1977. 25 сент.

 

[77] Чжунго далу. 1982. 15 дек.

 

[78] Красная звезда. 1986. 6 мая.

 

[79] Труд 1988 11 марта.

 

[80] Кабельтов – принятая в морской практике мера длины, равная 0,1 морской мили, или 185,2 м.

 

[81] Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. С. 210, 211.

 

[82] Морской сборник. 1929. № 8‑9. С. 97‑117.

 

[83] Там же. С. 173, 174; 1931. № 5. С. 136, 137.

 

[84] Морской сборник. 1931. № 6. С. 100.

 

[85] Грэнд‑флит (буквально большой флот) – употреблявшееся в то время название английского флота метрополии.

 

[86] Это обстоятельство подтверждает, что лодка всплывала на поверхность, а не шла на перископной глубине, где линкор с осадкой 9 м не смог бы разрезать ее корпус.

 

[87] Морской сборник. 1924. № 2. С. 146, 147.

 

[88] Морской сборник. 1924. № 4. С. 143, 144; Marine Rundschau. 1966. № 5. С. 276‑282.

 

[89] По мнению специалистов, в сложившихся условиях проведения работ американские спасатели, используя существовавшую в то время технику, сделали все, что было в их силах (Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 68, 69).

 

[90] Морской сборник. 1928. № 1. С. 104, 105; № 4. С. 121.

 

[91] Морской сборник. 1928. № 9. С. 148.

 

[92] Морской сборник. 1932. № 10. С. 104

 

[93] Морской сборник. 1974. № 7. С. 104.

 

[94] Исаков И. С, Еремеев Л.М. Транспортная деятельность подводных лодок. М., 1959 С. 162.

 

[95] За рубежом. 1984. № 4 (1229). С. 18, 19.

 

[96] Там же.

 

[97] «Сообщение» было скорее всего предлогом, ибо в тот же день английский флот атаковал французские корабли в Оране (Северная Африка), в результате чего были повреждены 3 линкора и потоплены 2 эсминца. Одновременно в Александрии были интернированы французский линкор, 4 крейсера, несколько эсминцев и подводных лодок.

 

[98] Красный флот. 1947. 2 июля.

 

[99] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 245‑265; Marine Rundschau. 1966. X. № 5. S. 276‑282.

 

[100] Красный флот. 1952. 17 июля.

 

[101] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 98, 99; Советский флот, 1956. 9 февр.

 

[102] Navy. 1968. I. № 1. Р. 10‑14.

 

[103] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 11.

 

[104] Морской сборник. 1971. № 2. С. 106‑111.

 

[105] United States Naval Institute Proceedings, 1975. V. № 5. P. 50.

 

[106] United States Naval Institute Proceedings, 1976. XI. № 11. P. 114.

 

[107] Navy International. 1979. II. V 84. P. 52.

 

[108] Комсомольская правда. 1981. 7 мая.

 

[109] Красная звезда. 1981. 2 июня.

 

[110] Правда. 1988. 26, 28 июля.

 

[111] Советский флот. 1957, 25 окт., 1959. 7 марта.

 

[112] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 11.

 

[113] Marine Rundschau. 1975. X. № 10. S. 629.

 

[114] Marine Rundschau. 1975. III. № 3 S. 145.

 

[115] О таких авариях рассказывалось в главе «Все, что может испортиться, – портится».

 

[116] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 12.

 

[117] Советский флот. 1960. 19 апр.

 

[118] Советский флот. 1957. 28 ноября.

 

[119] Вокруг света над водой. М., 1965. С. 58, 63‑65.

 

[120] Калверт Д. Подо льдом к полюсу. М. 1962. С. 201‑206.

 

[121] Там же. С. 200.

 

[122] Морской сборник. 1971. № 2. С. ПО.

 

[123] Правда. 1968. 31 мая.

 

[124] Правда. 1988 15 фев.

 

[125] Electronic Engineering. 1957. II. V 29. № 2. P. 3.

 

[126] Marine Rundschau. 1973. VI. № 6. S. 374.

 

[127] Что и было, по существу, на первых подводных лодках.

 

[128] Navy Times 1965. 3 Маг.

 

[129] «Цезарь» – американская система освещения подводной обстановки в Атлантическом океане, предназначенная для обнаружения подводных лодок.

 

[130] Морской сборник. 1969. № 7. С. 95, 96.

 

[131] Underwater. 1968. 15 Jul.

 

[132] Горз Дж. Подъем затонувших кораблей. С. 161, 162.

 

[133] Морской сборник. 1936. № 11. С. 84.

 

[134] Морской сборник. 1915. № 12. С. 185; 1916. № 2. С. 189.

 

[135] Морской сборник. 1932. № 2. С. 150‑155.

 

[136] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 76, 77.

 

[137] Marine Rundschau. 1966. X. № 5. S. 276‑282.

 

[138] Роско Т. Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне. q gg__ 99

 

[139] Там же. С. 190, 191.

 

[140] Локвуд Ч. Топи их всех. С. 218.

 

[141] Коммандос – диверсанты‑разведчики английского флота.

 

[142] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 133‑149.

 

[143] Морской сборник. 1971. № 2. С. 109.

 

[144] Такова была оговоренная между командирами «Трешера» и «Скайларка» максимальная периодичность сеансов связи.

 

[145] UQC – гидроакустический телефон, QRB – ультракоротковолновая радиостанция.

 

[146] «Сабсанк» – сокращение от английских слов «Submarine has sunk» – «подводная лодка затонула». Принятый в США и Англии сигнал бедствия, передаваемый по флоту в случае исчезновения или гибели подводной лодки.

 

[147] Нарусбаев А.А., Лисов Г.П. Тайна гибели «Трешера». Л., 1964. С. 100.

 

[148] Против гипотезы взрыва (любого) говорит также тот факт, что на «Скайларке» не был зафиксирован его звук. См. Нарусбаев А.А., Лисов Г.П. Тайна гибели «Трешера». Л., 1964. С. 72‑79.

 

[149] Navy Times. 1965. 24 Febr.

 

[150] Navy Times. 1965. 20 Jan.

 

[151] Морское сражение (31 мая – 1 июня 1916 г.) между главными силами флотов Англии и Германии. Обе стороны не достигли поставленных стратегических целей – изменить ход войны в свою пользу.

 

[152] Ошибка была двойной, поскольку на «Изьюриле» не только неправильно классифицировали силуэты, но и ошиблись в счислении, приблизительно на 7,5 мили, «сократив» длину пропускаемой колонны.

 

[153] Морской сборник. 1933. № 4. С. 12‑17.

 

[154] Gunston В. Submarines in Colour. Poole – Dorset. 1976. P. 111‑112, 186‑187.

 

[155] Морской сборник. 1936. № 11. С. 84.

 

[156] Морской сборник. 1932. № 2. 163, 164.

 

[157] Navy. 1932. Jul.

 

[158] Marine Rundschau. 1966. X. № 5. S 276‑282.

 

[159] Морской сборник. 1922. № 3‑6. С. 180.

 

[160] Морской сборник. 1921. № 7‑12. С. 120.

 

[161] Морской сборник. 1924. № 2. С. 148, № 11‑12. С. 197.

 

[162] Статистика свидетельствует, что в результате аварий в те годы гибла одна из 20‑25 построенных подводных лодок.

 

[163] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 52.

 

[164] Морской сборник. 1925. № 12. С. 103; 1931 № 5. С. 135, 136, 1932. № 2. С. 154.

 

[165] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 64.

 

[166] Морской сборник. 1929. № 8‑9. С. 174.

 

[167] Морской сборник. 1931. № 3 С. 125.

 

[168] Хасимото М. Потопленные М. 1956. С. 67.

 

[169] Guston В. Submarines in Colour. P. 134.

 

[170] Там же. Р. 158, 159.

 

[171] Морской сборник. 1930. № 7. С. 150‑152; Пузыревский К.П. Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы. М. – Л., 1942. С. 169‑173.

 

[172] Известия по подводному плаванию. 1907. Вып. 1. С. 91.

 

[173] Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. С. 211‑214.

 

[174] Там же. С. 209.

 

[175] Известия по подводному плаванию. 1907. № 1.С. 83, 96.

 

[176] Lockwood С. A. Adamson H. С. Hell at 50 fathoms. P. 266.

 

[177] Заместительная цистерна предназначена для приема воды, компенсирующей массу расходуемых грузов (торпед, продовольствия и т.п.). Уравнительная цистерна служит для размещения небольших количеств воды, компенсирующих малые разности между массой лодки и вытесненной ею воды (например, из‑за изменения ее солености).

 

[178] Navy. 1932. Маг.

 

[179] Шелфорд Ч. Спасение с затонувших подводных лодок. С. 58, 59. В этой книге указан год гибели подводной лодки (1924), не подтверждаемый другими источниками.

 

[180] Lockwood С. A., Adamson H. С. Hell at 50 fathoms. P. 271, 272.

 

[181] Marine Rundschau. 1966. X. № 5. S 276‑282.

 

[182] Морской сборник. 1926. № 10. С. 99, 100.

 

[183] Our Navy. 1970. № 4. P. 42.

 

[184] Советский флот. 1958. 6 февр.; 26 июня.

 

[185] Трю Э. За два часа до рассвета// Волга. 1973. № 4. С. 121‑146; № 5. С. 91‑130.

 

[186] Короткий И.М. Аварии и катастрофы кораблей. Л., 1977. С. 231, 232.

 

[187] Морской сборник. 1916. № 2. С. 117.

 

[188] Морской сборник. 1922. № 12. С. 129.

 

[189] Морской сборник. 1923. № 9. С. 161.

 

[190] Морской сборник. 1923. № 12. С. 178.

 

[191] Морской сборник. 1934. № 7. С. 136.

 

[192] Морской сборник. 1937. № 2. С. 138.

 

[193] Хасимото М Потопленные. С. 71.

 

[194] Lipinski J. Druga wojna swiatowa na morzu. Gdynia, 1962. S. 501.

 

[195] Беккер К. Немецкие морские диверсанты. М., 1958. С. 200.

 

[196] Иностранные военные флоты. 1946‑1947. М., 1948. С. 229.

 

[197] Biskupski S. Uwaga peryskop! Warszawa, 1962. S. 229.

 

[198] HMS (Her Majesty Ship) – общее название кораблей ВМФ Великобритании.

 

[199] Красный флот. 1953, 3, 4, февр.

 

[200] Морской сборник. 1967. № 12. С. 77, 78.

 

[201] Морской сборник. 1974. № 6. С. 97.

 

[202] Scientific American. 1963. XI. P. 66‑69.

 

[203] Авария (итал. avaria, араб, avar – повреждение, ущерб), неожиданный выход из строя машины, транспортного средства, летательного аппарата и т.д., их повреждение (БСЭ. 3‑е изд. 1970. Т. 1. С. 48).

 

[204] Синонимом слова «кораблекрушение» можно было бы считать термин «катастрофа», однако «Советская военная энциклопедия» (М.: Воениздат, 1977. Т. 4, С. 121) трактует последний более расширенно: «Катастрофа (греч. katastrophe – переворот, уничтожение, гибель), внезапное бедствие; событие, влекущее за собой трагические последствия – разрушение, уничтожение, гибель чего‑либо, кого‑либо… В вооруженных силах катастрофой считается также происшествие с военной техникой (танком, самолетом, кораблем, автомашиной и др.), повлекшее за собой гибель людей».

 

[205] Морской сборник. 1908. № 9. С. 26, 27.

 

[206] Хасхаген Э. На подводной лодке. М., 1937. С. 54, 55.

 

[207] Navy, 1932, Маг.

 

[208] Морской сборник. 1923. № 10. С. 140.

 

[209] Морской сборник. 1931. № 7. С. 110.

 

[210] Морской сборник. 1932. № 2. С. 178.

 

[211] Советский флот. 1954. 25 дек.; 1955. 23 янв.

 

[212] Советский флот. 1956. 1 апр.

 

[213] Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. С. 11.

 

[214] Там же. С. 14.

 

[215] Комсомольская правда. 1981. 28 ноября.

 

[216] Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война. 1914‑1918 гг.

 

[217] Красная звезда. 1979. 8 марта.

 

[218] Marine Rundschau. 1984. VI. № 6. S. 290.

 

[219] Marine Rundschau. 1985. I‑II. № 1. S. 52.

 

[220] Автору удалось найти в периодической печати сведения о 146 авариях, происшедших с подводными лодками капиталистических государств в 1946‑1980 гг., 63 из них – столкновения, посадки на мель и другие навигационные аварии.

 

[221] Морской сборник. 1967. № 12. С. 78.

 

[222] Marine Rundschau. 1981. № 3. S. 172.

 

[223] Некоторые случаи гибели подводных лодок в годы первой и второй мировых войн, а также во время гражданской войны в Испании не могут быть достоверно классифицированы как небоевые потери.

 

[224] Короткий И.М. Аварии и катастрофы кораблей. Л., 1977. С. 51.

 

[225] Кампании войны на Тихом океане. М., 1956. С. 115.

 

[226] Там же. С. 112, ИЗ.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.568 с.)