Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкального искусства «фортепиано»,↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ Год обучения
ГОД ОБУЧЕНИЯ
ГОД ОБУЧЕНИЯ
ГОД ОБУЧЕНИЯ
ГОД ОБУЧЕНИЯ
|
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
«Экскурс в историю музыкальных стилей»
Задачи 1 года обучения:
Важной задачей становится развитие исторического мышления: учащиеся должны представлять себе последовательную смену культурных эпох, причем не только в мире музыки, но и в других видах искусства. Главная задача предмета состоит в том, чтобы интересы учеников в итоге становились шире заданного минимума, чтобы общение с музыкой, историей, литературой, живописью стали для них необходимостью.
Познакомить учащихся с конкретными произведениями всемирно известных авторов;
Научить разбираться в композиторских идеях, особенностях стиля и др.
Приобщить учащихся к осознанию красоты музыки и ее неоспоримого влияния на человека во все периоды истории.
История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко.
Музыкальная культуры эпохи барокко, итальянская школа. Значение инструментальной музыки в эпоху барокко.
Тема 1. «Культура Древней Греции. Мифы и музыка Древней Греции»
В наши дни музыка древних цивилизаций не звучит. Но нельзя забывать, что многие понятия теории музыки, используемые и сегодня зародились в древнем мире. Музыкальная культура которого явилась частью музыкальной истории человечества, ее прологом. Курс начинается с ознакомления учеников с музыкальной культурой Древней Греции. История возникновения нотного письма, Гвидо Аретинский. Изучение сведений о музыке
Видеоматериал: из цикла «Наследие человечества» Афины. Акрополь.Скульптуры Парфенона.
музыкальный материал: К.Глюк опера «Орфей и Эвридика», Скрябин- поэма огня «Прометей».-видеоверсия.
Тема 2 «Искусство иконы и звучащий образ музыки средних веков.
В этой теме необходимо дать краткую характеристику искусства средних веков западной Европы, подчеркнув значение архитектуры – как основного вида искусства в данной эпохе. Так же отметить периоды древнерусского искусства, познакомив учащихся с шедеврами древнерусского зодчества и иконописи.
Примерный видеоматериал:из цикла «Наследие человечества»
Погост Кижи
Троицкий монастырь в Сергиевом Посаде
Архитектурные ансамбли Владимира и Суздаля, Московский Кремль.
Нотр-Дам де Пари
Монастырь Мон-Сен-Мишель
Кёльнский собор.
Примерный музыкальный материал:
Русская хоровая музыка XVI века – Степение, Старинный роспев
Григорианский хорал, ансамбль «Григориан»
Литература, живопись и музыка того времени.
Изменения в отношении русского общества к музыкальному искусству, его социальной роли, проблемам профессиональной музыки, музыкально образования.
Расцвет русской музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители. Яркое созвездие талантливых музыкантов: композиторов, мсполнителей. Новые пути композиторской школы России. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет литературы и искусства. Роль русской музыки в мировой художественной культуре.
Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО, открытие консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. Серов и Стасов, А. и Н. Рубинштейны, Балакирев и
«Могучая кучка».
Видеоматериал: «Путешествие по Петербургу», «Русский музей» «Мариинский оперный театр» «Большой театр».
Примерный музыкальный материал:
романсы и песни:
«Для берегов отчизны дальней», «Песня темного леса», «Спящая княжна»
2 квартет III часть.
Опера «Князь Игорь».
Глубокий интерес Бородина к историческому русскому эпосу на примере симфонии №2 (1876). Внутреннее родство образов «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Очищающая и возвышенная любовь к Отечеству – основа содержания симфонии №2.
Музыкальный материал:
Симфония №2 си минор «Богатырская» 1 часть
Тема 3. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов».
Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Гениальный последователь и приверженец творчества Даргомыжского. Поиск правды в жизни и творчестве. Обращение к крестьянскому фольклору, глубокое знание и понимание народной музыки. Демократические жизненные и творческие позиции Мусоргского и «шестидесятников». Трагизм личной судьбы.
Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба в полку. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым,сближение с демократической молодежью; новые увлечения.
Выход в отставку для серьезных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Эпоха «Бориса Годунова» (1868-1874); судьба оперы. Общение с Римским-Корсаковым и Стасовым. Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжелых переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка».
Обзор творческого наследия. Оперы и вокальные произведения Мусоргского.
«Картинки с выставки» — лучшее инструментальное произведение композитора.
Драматургический дар Мусоргского. Музыкальный театр камерно-вокальной миниатюры Мусоргского. Новые жанры. Традиции Даргомыжского в речевой интонации. Наследие.
Примерный музыкальный материал:
Песни: «По-над Доном»
«Колыбельная Еремушке»
«Светик Савишна»
«Семинарист» «Блоха»«Сиротка»«Озорник»
Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Первоисточники, либретто, редакции, перипетии постановки. Мусоргский и Пушкин. Сквозная драматургия оперы – трагедии. Конфликт народа с царской властью. Сопоставление образа Бориса с характеристикой народных сцен. Композиция и персонажи оперы. Идейное содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. Их раскрытие по ходу разбора и прослушивания сцен и фрагментов согласно календарно-тематическому плану. Новаторский тип хоровых сцен и речитативов.
Общая характеристика, разбор ряда пьес и их прослушивание при знакомстве с циклом «Картинки с выставки». Обращение к нотному тексту.
Примерный музыкальный материал:
номера из оперы «Хованщина»
Опера «Борис Годунов»:
Вступление, Хор «На кого ты нас покидаешь, Хор «Слава», Сцена коронации, первый монолог Бориса, Пролог;
Монолог Пимена и песня Варлаама 11 д.; Сцена галлюцинаций Бориса 2 д.;
Песня Юродивого, хор «Хлеба», хор «Расходилась – разгулялась», 4 д.
Цикл «Картинки с выставки».вокальный цикл «Детская» Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».
Примерный музыкальный материал:
Симфоническая сюита «Шехеразада».
Оперное наследие Римского – Корсакова. Многообразие оперных жанров. Поэзия сказочной музыки оперы и музыка поэтической «Весенней сказки» Островского. «Снегурочка». Рассмотрение оперы с элементами музыкально-литературной композиции. Значение, история создания и постановки, первоисточник, либретто. Чередование чтения текста А.Островского с разбором и прослушиванием музыки. Пантеизм и обрядность берендеева царства. Сказочное и реальное в опере. Природа и люди. Широкое обращение к народно-песенным мелодиям. Основные лейттемы. Музыкальная характеристика Снегурочки.
Примерный музыкальный материал:
Опера «Снегурочка»: Вступление, Песни и пляски птиц, Ария Снегурочки, Проводы Масленицы, Пролог; Шествие и каватина Берендея 2 д.;Третья песня Леля 3 д.;
Сцена таяния Снегурочки, хор «Свет и сила» 4 д.
Дж. Верди.
Верди и итальянская опера. Путь к оперному искусству. Обращение к Шекспиру. Три шедевра. Дюма или Верди: пьеса или опера? «Травиата» - лирико-психологическая драма.В.Гюго «Король забавляется»-опера «Риголетто» Триумф оперы.
Р.Вагнер.
Вагнер – реформатор немецкой оперы.Театральное детство и беспокойная юность. Творческий подъем и жизненные бури. Вагнер и Лист. Вагнер и Людвиг Баварский. Байрейтский театр.Завершение творческой миссии.
Видеоматериал:фильмы о судьбе и творчестве Д.Верди, Р.Вагнера, Ж.Бизе видео версия оперы «Кармен», «Риголетто» «Травиата».
Музыкальный материал: Верди -оперы «Риголетто», «Травиата»,Вагнер «Лоэнгрин» фрагменты из опер: «Гибель богов», «Валькирия», «Тристан и Изольда»
Год обучения.
Музыкальное искусство 20 века.
Пятый год обучения музыкальной литературе является итоговым в музыкальной школе. Его основная задача - при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить подростков ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также знакомить учеников с выдающимися исполнителями современности. Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей.
Тема 1. Импрессионизм во Франции. Музыка и живопись. Клод Дебюсси, Морис Равель.
Импрессионизм – одно из направлений в искусстве Франции конца XIX века. Новые взгляды, идеи, мироощущение. Новаторы – художники и салон «Отверженных». Основные принципы импрессионизма. Художники –импрессионисты.
Музыкальный импрессионизм: причины возникновения, музыкальный язык, ведущее положение одночастных симфонических пьес и циклов, колористические находки.
Примерный музыкальный материал:
К. Дебюсси «Бергамасская сюита»: «Лунный свет»
К.Дебюсси Прелюдии «Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу»
К. Дебюсси «Детский уголок» (по выбору преподавателя)
М. Равель «Игра воды» «Античный менуэт» «Павана памяти умершей инфанты»
М. Равель Цикл «Ночной Гаспар»: «Ундина»
Гений Франции второй половины XIX – XX века. Влияние личности и творчества композитора, пианиста, дирижера на мировую музыкальную культуру XX века. Дебюсси - новатор, создатель нового образного мира, новых средств выразительности. Оркестр и фортепиано в творчестве Дебюсси. Дебюсси и Россия.
Симфонический триптих «Ноктюрны» (1897 – 1899). Оркестр Дебюсси. Взаимосвязь с живописью импрессионизма.
Примерный музыкальный материал:
К.Дебюсси Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены»
«Прелюдии»,
«Послеполуденный отдых Фавна»
Тема 2. Русская музыкальная культура конца XIX- начала XX века.
Литература, живопись, музыка того времени. Состав музыкальной культуры. Творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.
Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.
А. К. Лядов; представитель петербургской школы Римского-Корсакова, профессор консерватории, участник беляевского кружка. Малые формы инструментальной музыки Лядова, своеобразие выразительных средств. Прослушивание с предварительной характеристикой 2-3 сочинений.
А. К. Глазунов. Творческая и музыкально-общественная деятельность композитора. Глазунов и Римский-Корсаков. Жанровое разнообразие сочинений; преобладание инструментальных произведений крупной формы; балеты. Эпическое и лирическое в музыке Глазунова, красочность оркестровой палитры. Высокий авторитет Глазунова на родине и в Европе. Комментарии к озвученной музыке.
С. И. Танеев. Многогранность и своеобразие личности и творческой деятельности. Танеев и Чайковский. Обращение композитора к вокальным и инструментальным жанрам. Опера «Орестея». Основные особенности музыки Танеева. Полифония в сочинениях и научных интересах композитора. Вклад Танеева в музыкальную культуру Москвы. Предпочтение вокальным сочинениям для прослушивания.
Примерный музыкальный материал:
А.К.Лядов «Баба-Яга» или «Кикимора».
Видеоматериал: фильмы «Мир искусства» «С.П.Дягилев»
Тема 3. Судьбы русских композиторов: Творческий облик А.Н. Скрябина.
А. Н. Скрябин. Личность и творческая деятельность. Краткие сведения из жизни композитора. Новый век в музыке Скрябина. Эволюция музыкального языка, его обновление. Сочинения для фортепиано и оркестра. Контрастность образов, сочетание порыва и утонченной лирики в музыке композитора. Отношение современников к музыке Скрябина, ее воздействие на развитие музыкального искусства. Прослушивание с коментариями сочинений для фортепиано раннего и позднего периодов.
Видеоматериал: фильм о А.Н.Скрябине «Поэма огня –Прометей»
Примерный музыкальный материал:
Прелюдии ор. 11,
этюд dis moll соч.8 №12.
Творческий облик С.В. Рахманинова.
С. В. Рахманинов. Композитор, пианист, дирижер. Путь в музыку; школа Н.С.Зверева. Московская консерватория, Чайковский. Начало творческого пути; кризис. Дирижерская работа в опере. Рахманинов и Шаляпин. Расцвет композиторского творчества, создание произведений в разных жанрах. Богатый мелодизм, как определяющая черта музыки Рахманинова. Традиция и современность в музыке Рахманинова.
Перелом в судьбе после отъезда за границу. Жизнь вне родины; творческая пауза. Размах концертной деятельности и ее всемирное признание. Сочинения последних лет, трагические отзвуки в них тоски по родине.
Многогранность творческого наследия композитора. Музыка Рахманинова в наши дни.
Возможные варианты рассмотрения и прослушивания произведений Рахманинова: 1 часть Второго концерта; часть из «Всенощного бдения»; «Вокализ» в оркестровой версии; какие-либо фортепианные сочинения в авторском исполнении. Привлечение учащихся к исполнению фортепианных сочинений композитора.
Видеоматериал: фильм о творческой судьбе С.В.Рахманинова.
Примерный музыкальный материал:
Романсы,
фортепианные сочинения, концерт№2 1ч. Концерт №3 1ч. Вокализ.
Творческий облик И.Ф. Стравинского. Балет «Жар-птица»
Балет «Петрушка».
Жажда обновления в мировой художественной культуре конца XIX — начала XX в. Острота столкновений мировоззрений художников. Уникальность музыкального наследия Стравинского И.
И. Ф. Стравинский. Место Стравинского в музыкальном искусстве ХХ века. Новаторская сущность многогранной творческой деятельности, дань композитора различным направлениям современного музыкального искусства.
Русские истоки музыки Стравинского. Успех ранних балетов. Стравинский и Дягилев. Отъезд за границу; насыщенная жизнь в культурной среде западного мира. Общение с крупнейшими представителями культуры Европы и США. Сочинения композитора во всех возможных жанрах и формах музыки. «Регтайм», как отражение влияния джаза. Театральные, концертные и камерные произведения. Новые композиторские техники и обращение к ним Стравинского. Воздействие его личности и музыки на искусство ХХ века.
Увлечение музыкально-сценическими жанрами. Балет-«улица» — «Петрушка» (1911). Драматургия балета, пародийный язык — источник хореографии.
Общая характеристика балета «Петрушка», рассмотрение и прослушивание 2-3 номеров. «Регтайм» — прослушивание с комментариями.
Полифонические особенности балета. Лейтмотивы, лейттембры, лейтгармонии.
Оркестр Стравинского.
Видеоматериал: фильм-балет «Жар-птица» «Петрушка» фильм о жизни И.Стравинского.
Музыкальный материал:
«Прибаутки»;
Балет «Петрушка»: Фокус, «Русская», 1 к, Петрушка, Балерина, 2 к,;
Танец Арапа, 3 к.; Смерть Петрушки 4 к..
Примерный музыкальный материал:
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»,
Шнитке А.
Творческий портрет
Неординарная, притягательная личность. Композитор-теоретик, композитор – философ.
Прошлое и настоящее, художник и время, композитор и культура — важнейшие темы творчества Шнитке. Контрастная драматургия, трагизм образного мира. Особое внимание к инструментальной музыке.
Примерный музыкальный материал:
Сюита в старинном стиле: «Пастораль»; «Балет»;
Хоровой концерт (1 ч) «О, повелитель сущего всего»;
Concerto grosso № 1, Прелюдия (1 ч.).
Шнитке А. Концерт для виолончели с оркестром № 1 (1 ч,);
А. Петров
Творческий портрет
Крупнейший русский композитор. Влияние кумиров (Глинки, Шостаковича, Моцарта, Шуберта) на музыку Петрова
Художественный мир контрастов. Лиризм музыкальных образов. Освоение крупных музыкальных форм.. Роль и значение кино и театра в творчестве А Петрова.
Примерный музыкальный материал:
Увертюра из к/ф «Укрощение огня», парафраз на тему «Я шагаю по Москве» музыка к к/ф Э Рязанова. «Блистательный Санкт – Петербург» музыка для симфонического оркестра. Уличные мелодии в смокингах- симфонические транскрипции из к/ф.Первая сюита из балета «Сотворение мира».
М. Таривердиев.
Творческий портрет
Эмоциональность самобытного композиторского дара. Интерес к вопросам человеческого бытия. Музыкальный мир в кино и театре. Возрождение жанров прошлого.
Камерная музыка — основа творчества. Активное восприятие и преобразование новейших композиторских техник XX в.
Примерный музыкальный материал:
Произведения для органа «Полифоническая тетрадь», концерт для органа «Кассандра», пять песен на стихи М Цветаевой. Музыка к спектаклю «Король – олень». Музыка из кинофильмов.
Гаврилин В.
Творческий портрет
Глубокая, целостная, бескомпромиссная.личность русского композитора второй половины XX в. Разносторонность интересов и увлечений, Литературный дар. Театральность, зрелищность, конкретная образность музыки композитора. Простота и сила его музыкального языка. Новый взгляд на фольклор, Традиции Даргомыжского и Мусоргского в вокальном творчестве Гаврилина,
Примерный музыкальный материал:
Гаврилин В. Балет «Анюта» (фрагменты);
.Симфония-действо «Перезвоны»: «Вечерняя музыка», «Дудочка»;
«Русская тетрадь» (1 произведение по выбору);
Фортепианный цикл «Картинки из старой книги»: «Генерал идет»;
Оркестровые пьесы: «Извозчик», «Утро».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ».
Предметная область ПО.02.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
ПО. 02. УП. 03. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Содержание
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
Контрольные требования на разных этапах обучения;
VI. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная
литература» (9-й или 6-й класс)
VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VIII. Список учебной и методической литературы
Учебники,
Учебные пособия;
Хрестоматии;
Методическая литература;
Рекомендуемая дополнительная литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение» Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения Форма занятий | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | Итого часов |
Аудиторная (в часах) | 33 | 33 | 33 | 33 | 49,5 | 181,5 |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 165 |
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.
В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка - 82,5 часа.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
• овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
• знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
• умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого учащегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков
Год обучения
№ п / п | Название темы | Количество часов | ||
Экскурс в историю музыкальных стилей. | ||||
Тема 1. | Мифы Древней Греции и Музыка. | 3 | ||
Тема 2. | Искусство иконы и звучащий образ музыки средних веков. | 2
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.015 с.) |