Нарушение функции цветоощущения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение функции цветоощущения



Способность здоровых детей различать цвета во многом зависит от того, какое внимание будут уделять этому вопросу взрослые.
Цветное зрение развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек — фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Считают, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Поэтому для развития цветного зрения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в эти цвета, использовать также предметы, окрашенные в голубой, синий и фиолетовый цвета. Гирлянды шариков в детской коляске следует развешивать на расстоянии 30—50 см от глаз ребенка. Причем в центре помещать оранжевые и зеленые, а на периферии — красные, желтые, голубые, синие и фиолетовые шары. Обычно при правильном развитии и воспитании детей к третьему году ребенок хорошо разбирается в трех основных цветах и может при надлежащем упражнении осваивать и другие. Однако, если у него имеется отклонение в функции цветоощущения, он можт на занятиях рисованием или в игре с кубиками путать цвета. Неосведомленные работники детских учреждений ошибки детей принимают за невнимание, а иногда и за обдуманную шалость, делают им замечания, наказывают, снижают оценки за работу. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденного дефекта зрения.
Нарушение функции цветоощущения у девочек встречается значительно реже, чем у мальчиков.
В зависимости от места и степени поражения нервного аппарата, воспринимающего цвета, симптомы заболевания могут быть различны. Слепые на красный цвет обычно путают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный — с фиолетовым и синим, красный — с серым. Дети, неспособные воспринимать зеленый цвет, путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый — с синим и т. д. Такое расстройство зрения носит название «дальтонизм», по фамилии известного английского естествоиспытателя Джона Дальтона, страдавшего этим дефектом зрения и впервые его описавшего. Дальтонизм передается по наследству и обычно сохраняется в течение всей жизни, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени.
Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности). Так как нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1 — 1,5 года, следующую — в 3 — 4 года и, наконец, в 6 — 7 лет, перед поступлением в школу.

Гигиенические требования к просмотру диафильмов и телевизионных передач

На состояние зрения оказывает влияние просмотр диафильмов и телевизионных передач. Для охраны зрения у детей в дошкольных учреждениях необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач.
Диапозитивные фильмы должны по содержанию соответствовать возрасту детей. Количество кадров в фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25—30, средних — 35—40 и старших — 45—50. Детям 3—5 лет можно показать один-два диапозитивных фильма в течение 12—15 мин, старшим (6— 7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 мин.
Экраны для показа диафильмов должны быть белыми (можно использовать белое полотно или ватманскую бумагу). Лучше всего иметь специальный экран ЭПП-1 или ЭПП-2 с коэффициентом отражения, равным 0,8. Центр экрана располагается на уровне глаз дошкольников, сидящих на стульях (1—1,2 м от пола). Так как яркость освещения экрана зависит от срока службы лампы в фильмоскопе, то надо следить, чтобы этот срок не превышал 20—30 ч, т. е. 40—50 сеансов.
Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний — не более 4 м от экрана.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи чаще двух раз в неделю. Просмотр телевизионных передач одновременно детьми нескольких групп нежелателен, так как содержание передач должно соответствовать понятиям и интересам каждого ребенка, чего трудно добиться, когда их смотрят дети разного возраста.
Телевизор устанавливают на столике высотой 1—1,2 м над полом и по испытательной таблице получают хорошее качество изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, а последний не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4—5 в каждом, на них правильно и удобно можно рассадить одну группу детей.
Продолжительность телевизионной передачи для детей 3—4 лет не более 10—15 мин, для детей 5—7 лет — не более 25— 30 мин.
В помещении, кроме святящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей. Это дополнительное освещение снижает утомление зрения при просмотре телевизионных передач.

Освещение

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на весь организм в целом.
Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение. Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее — перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).
Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.
Для игровых и групповых помещений в городах СССР принята норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило строятся на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается 1:5, 1:6. При площади групповой комнаты, равной 60—62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12—12,5 м2. Световой коэффициент для остальных помещений, имеющих в основном подсобное значение, должен быть не менее 1: 8. Исключение составляют приемная и кабинет врача, где световой коэффициент 1:4, 1:5.
Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1: 2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.
Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25—30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их на кольцах по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом окна в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света.
Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, является то, что они почти не пропускают ультрафиолетовых лучей. Так называемые увиолевые стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике строительства они не получили широкого распространения.
Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона — они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5—1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей воды, мыла и дезинфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают клеевой краской, потолки помещений белят. Определить естественную освещенность той или пной части помещения можно или с помощью люксметра — прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода — удовлетворительной, и если только 1/3 — неудовлетворительной.
Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.
Электрическое освещение в нашей стране является наиболее распространенным: оно не изменяет химических свойств окружающего воздуха и дает возможность обеспечить достаточную освещенность детских учреждений.
Требуемое освещение групповых комнат площадью 50 м2 можно получить при наличии 6 ламп мощностью 300 Вт каждая, подвешенных в два ряда (по 3 лампы в ряду) на уровне 2,8—3 м от пола.
Освещенность веранд, используемых как спальни, палат изолятора и комнат заболевших детей должна составлять 75 лк на уровне 0,5 м от пола.
Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, снижает работоспособность детей. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки — даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. В настоящее время разработаны новые типы светильников СК-300 или КСО-1, допускаются молочные шары (d = 350 мм). Такие светильники свободно вмещают в себя электрические лампы необходимой мощности, создавая отраженное, равномерное, бестеневое освещение. Эту арматуру рекомендуется применять во всех детских учреждениях.
Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источниками света.
Принцип люминесцентного освещения заключается в следующем. В полых стеклянных трубках находятся пары ртути. При прохождении через них электрического тока пары ртути начинают выделять ультрафиолетовые лучи, вызывающие свечение люминофоров (самосветящиеся вещества), которыми покрыты лампы изнутри. От подбора люминофоров зависит цвет свечения лампы.
Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить нормы освещенности детских помещений. Спектр этих ламп близок в видимой своей части к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности. В детских учреждениях рекомендуется применять светильники типа ШОД-2-80, ШЛД-2-40, ШОД-2-40, ШЛД-2-80.
Лучшее естественное и искусственное освещение достигается надлежащим уходом за источниками света, так как замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше; значительно снижается мощность электрических ламп и по мере их эксплуатации.
В целях безопасности детей и предупреждения несчастных случаев от соприкосновения с электрическим током рубильники в детских учреждениях необходимо располагать в нишах на высоте, недоступной детям, и держать их постоянно закрытыми.

Вопрос 24

Вопрос 25

Вопрос 26

Гигиенические требования к одежде

Значение одежды для сохранения здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности человека очень велико. Одежда используется для защиты тела от неблагоприятных воздействий внешней среды: низкой или высокой температуры, метеорологических осадков, химических, механических повреждений и других загрязнений, а также для обеспечения комфортного теплового состояния организма путем создания вокруг него оптимального микроклимата. Эти назначения одежды особенно важны для детского организма, так как особенности его терморегуляции создают возможность более легкого, чем у взрослого, нарушения теплового состояния: перегревания или охлаждения, а кожа детей нежна и легкоранима. Поэтому к одежде детей предъявляются особые, повышенные требования. Эти требования не могут быть едиными для всех видов одежды или тканей, ее составляющих. Они зависят как от метеорологических условий, так и от конкретного назначения одежды и вида деятельности детей. Различны требования и к конструкции одежды.

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — не препятствовать наибольшей теплопотери. Поэтому верхняя зимняя одежда должна достаточно плотно прилегать, иметь более замкнутую конструкцию, препятствующую проникновению холодного воздуха под одежду. Ткани для такой одежды должны иметь низкие показатели воздухопроницаемости. Гигроскопичность тканей также должна быть небольшой, чтобы меньше адсорбировать водяные пары из воздуха.

Летняя одежда, особенно для жаркой и сухой погоды, должна быть максимально открытой и свободной, обеспечивающей хорошую вентиляцию пододежного пространства.

Известно, что кожа принимает активное участие в обменных процессах организма с окружающей средой: поглощает кислород, выделяет жидкие и газообразные продукты обмена. Поэтому одежда не должна препятствовать свободному доступу воздуха к телу, обеспечивая нормальный процесс кожного дыхания. В первую очередь это относится к одежде, прилегающей к телу: белье, легкое летнее платье и т. п. Ткани для таких изделий должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью.

Общими для любой одежды являются следующие гигиенические требования: мягкость, легкость, удобный покрой и красивый фасон, соответствие возрасту и размерам тела детей. Все эти требования направлены на обеспечение свободы движений ребенка. Движения, особенно на свежем воздухе, являются сильнейшим стимулом нормального роста и развития организма. Детям свойственна большая естественная подвижность, и одежда не должна ей препятствовать.

Одежда не должна быть слишком длинной и широкой, а также тесной, затрудняющей свободные движения ребенка. Кроме того, грубая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, тем самым нарушая нормальное функционирование внутренних органов и систем организма. В младшем возрасте, когда скелет очень податлив механическим воздействиям, такая тесная и узкая одежда может способствовать нарушению правильной осанки и развитию различных искривлений позвоночника. Тугие пояса, лифы, резинки, высокие тесные воротнички, стягивающие манжеты и т. п. из ассортимента детской одежды должны исключаться.

Гигиенические требования к обуви

К обуви предъявляются такие же гигиенические требования, как и к одежде. Она обеспечивает защиту организма от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и предохраняет стопу от механических повреждений. Складываются гигиенические требования к обуви из требований к конструкции и размеру, обусловленных особенностями строения стопы в период роста, и к материалам, из которых изготавливают обувь. Рациональная обувь, т. е. соответствующая анатомо-физиологическим особенностям детской стопы, обеспечивает ее нормальное развитие, предохраняет от деформаций и заболеваний, от развития плоскостопия, потертостей, мозолей и т. п. Обувь для детей должна точно соответствовать длине и ширине стопы, не быть слишком узкой или свободной.

Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Температурно-влажностный режим в обуви, как правило, зависит от материала, из которого изготавливается обувь, в том числе стелька, имеющая непосредственный контакт с кожей стопы. Для нормального функционирования стопы стелька должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью; ее изготавливают только из натуральной кожи.

 

Вопрос 27

Мочевыделительная система

 

Мочевыделительная система человека состоит из органов, в которых вырабатывается моча, - почек, а также органов, служащих для накопления и выведения мочи из организма мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

 

Почки имеют бобовидную форму, расположены в забрюшинном пространстве, по обе стороны поясничного отдела позвоночника. Правая почка лежит несколько ниже левой. Каждая почка имеет вес от 120 до 200г и длину от 10 до 12 см. Верхние концы почек приближены к позвоночнику, а нижние удалены от него. В почке различают верхний и нижний полюсы и два края- наружный и внутренний. В центре последнего имеется углубление- ворота, через которые в почку входят почечная артерия и нервы, а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. В совокупности все эти элементы образуют почечную ножку.

 

Почки окружены собственной фиброзной оболочкой, жировой капсулой и соединительно-тканной фасцией, которые удерживают их на месте.

 

Вещество почки состоит из двух слоёв- коркового и мозгового. Корковое вещество имеет в толщину от 4 до 13 мм. Под корковым веществом располагается мозговое вещество, которое представлено 12-15 образованиями конической формы, носящими название почечных пирамид. Между соседними пирамидами проникает корковое вещество, носящее название почечных столбов.

 

Основное назначение мочевой системы- выведение из организма шлаков (конечных продуктов обмена веществ) и других вредно или просто ненужных соединений, при условии сохранения необходимого количества воды и минеральных солей. Эти функции осуществляются путём образования почками мочи определённого количества и состава. С мочой почки выводят мочевину, мочевую кислоту, соли, воду и др. Выделение этих веществ происходит также и через кожу, лёгкие, кишечник, слюнные железы, однако они не в состоянии заменить почки. Процесс образования мочи, включающий фильтрацию жидкости из крови, обратное всасывание и секрецию, происходит в нефронах, из которых построена ткань почек. Каждый нефрон состоит из почечных-мальпигиевых (по имени описавшего их итальянского учёного Мальпиги) телец, в которых происходит фильтрация, и мочевых канальцев. Почечное тельце- полушаровидная двустенная чаша (капсула) с щелевидной полостью между её стенками, охватывающая клубочек капилляров. От щелевидной полости отходит каналец. В обеих почках более 2 млн. Почечных телец, а общая поверхность их капилляров- около 1,5 квадратных метра. Под действием внутрисосудистого давления, равного 70-90мм ртутного столба, жидкая часть крови через поры в стенке капилляров клубочка и базальную мембрану просачивается в капсулу нефрона. Этот процес называют фильтрацией, а просочившуюся жидкость- первичной мочой или фильтратом.

 

Фильтрат состоит главным образом из воды. Низкомолекулярных веществ в нём практически столько же, сколько и в плазме, а высокомолекулярных- меньше. Чем крупнее молекулы веществ, тем с меньшей скоростью они просачиваются в фильтрат и тем меньше их концентрация в фильтрате.

 

Кровоснабжение почек обильное. У человека через почки за 1 минуту протекает в среднем 1200мл крови. За это же время образуется 120 мл фильтрата, а за сутки почки фильтруют около 150л первичной мочи. Уместно напомнить, что в организме взрослого человека около 5л крови. За сутки вся кровь около 350 раз проходит через почки, что обеспечивает достаточное её очищение.

 

Из капсулы нефрона первичная моча начинает движение по канальцам, отдельные части которых имеют неодинаковое строение. На этом пути происходят два процесса, существенно изменяющие как количество, так и качество первичной мочи: реабсорбция и секреция. Эти процессы осуществляются сложными системами клеток канальцев, обладающими способностью активно и выборочно переносить вещества через мембраны клеток из просвета нефрона обратно в кровь (реабсорбция), а из крови в канальцы (секреция). За счёт реабсорбции в кровяное русло возвращается большая часть воды, соли и другие ценные для организма вещества.В процессе секреции организм избавляется от вредных веществ. Секреция и реабсорбция идут с большой затратой энергии. Отводящии канальцы сливаются в более крупные собирательные канальцы, по которым моча собирается сначала в малые чашечки, а оттуда- в большие и в почечную лоханку.

 

Процесс образования мочи находится под контролем нескольких регулирующих механизмов. В зависимости от содержания воды в организме почки выделяют мочу той или иной концентрации.В начальных отделах канальца из фильтрата реабсорбируется 80 % воды. Всасывание же воды и солей находится под контролем антидиуретического гормона (АДГ). Избыток воды в организме угнетает выделение гипофизом АДГ, и всасывание воды в дистальном канальце уменьшается. Недостаток её приводит к возбуждению специальных чувствительных образований (осморецепторов), это в конечном счёте вызывает выделение АДГ в кровь, и тогда реабсорбция воды увеличивается.

 

Фильтрат продвигаясь по канальцам, постоянно изменяет свой состав и становится окончательной мочой, количество которой в среднем 1,5л в сутки. Собравшаяся в лоханках моча переодически стекает по мочеточникам в мо-чевой пузырь и через мечеиспускательный канал выводится из организма.

 

Мочеточники- трубочки диаметром около 4мм и длиной до 30см спускаются в малый таз, где подходят ко дну мочевого пузыря. Стенка мочеточника содержит гладкомышечные волокна, благодоря чему мочеточник может сокращаться и расширяться, прогоняя мочу.

 

Мочевой пузырь представляет собой вместилище для мочи яйцевидной формы, ёмкостью до 500-700мл. Он лежит за лонным сочлением в малом тазу; имеет дно, тело и верхушку. В стенке мочевого пузыря имеется мощная мышечная оболочка, при сокращении которой полость мочевого пузыря уменьшается. Вокруг отверстия каждого мочеточника и внутренего отверстия мочеиспускательного канала круговые мышечные пучки образуют сжиматели- сфинктеры, регулирующие поступление и вытекание мочи из мочевого пузыря.

 

Мужкой мочеиспускательный канал- трубка около 18см длиной, идущая от мочевого пузыря до головки полового члена, где находится наружное отверстие канала. В мужском мочеиспускательном канале различают три отдела: пред-ставительную часть, перепончатую, наиболее короткую и узкую, и губчатую, длиной около 15см, проходящую через губчатое тело полового члена. Мочеиспускательный канал служит не только для выведения мочи, но и для прохождения семени, которое поступает из семявыбрасывающих каналов в предстательную часть.

 

Женский мочеиспускательный канал имеет длину от 3 до 5см. Задняя стенка мочеиспускательного канала тесно сращена с передней стенкой влагалища, наружное отверстие канала открывается под клитором.

 

Мочеиспускание- сложный рефлекторный акт, осуществляющийся благодаря сокращению мышцы, сжимающей стенку мочевого пузыря, и раслаблению сфинктеров мочеиспускательного канала. У здорового человека позыв к мочеиспусканию наступает при накоплении в мочевом пузыре 250-300мл мочи. В нормальных условиях мочеиспускание происходит 4-6 раз в сутки. У здорового человека мочеиспускание учащается при обильном приёме жидкости и становится реже при сухоядении или повышенной потливости в жаркое время года.

Вопрос 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.252.81 (0.038 с.)