Практическое занятие №3 19.12.20 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №3 19.12.20



Практическое занятие №3 19.12.20

Ответы отправлять на адрес:   lora.pavlovskaya@yandex.ru или в контакте

 

Учебник. БИОЛОГИЯ. Общая биология 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (используйте электронный учебник)

 

Тема: Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания.

Цель: закрепить знание понятий генетики, умение решать различные генетические задачи.

 

Ход работы:

А) Алгоритм  составления схемы моногибридного скрещивания.

1. Прочтите условие задачи.

2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака.

3. Составьте схему скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей.

4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей.

5. Определите генотипы и фенотипы потомства F1.

6. Составьте схему 2-го скрещивания F2.

7. Определите гаметы, которые в данном случае даёт каждая особь.

8. Определите генотипы и фенотипы потомков F2.

9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

Б) Алгоритм  составления схемы дигибридного скрещивания.

1. Прочтите условие задачи.

2. Введите буквенное обозначение доминантных и рецессивных признаков.

3. Составьте схему скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей по двум признакам.

4. Запишите образующиеся у родителей гаметы, учитывая, что признаки могут комбинироваться в разных вариантах.

5. Определите генотипы и фенотипы потомков F1.

6. Составьте схему 2-го скрещивания F2.

7. Определите гаметы, которые в данном случае даёт каждая особь.

8. Составьте решётку Пеннета и определите генотипы и фенотипы потомков F2.

9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

В) Познакомьтесь с учебным материалом:

Основные правила, помогающие в решении генетических задач
Правило 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3: 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.) Правило 2. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1: 2: 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.) Правило 3.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1: 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку. Правило 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)  

 

Пример решения задач

А) моногибридного скрещивания.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

  Р (фенотип) гладкая кожица  Х опушенная кожица

              (генотип)                     АА                               аа

4. G (гаметы)           А             Х                              а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. F 1 (генотип)                     Аа

                 (фенотип)                    гладкая кожица

6.     Р: (фенотип) гладкая кожица       Х гладкая кожица

       (генотип)           Аа                                            Аа

7. G: (гаметы)       А, а                                     А, а

       Гетерозиготные особи дают два типа гамет.

8. F 1 (генотип)        АА,Аа, Аа, аа

Фенотипы

3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2 Аа)

1 часть (25%) – плоды с опушенной кожицей (аа)

Б) дигибридного скрещивания.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов - с круглыми плодами и гладкой кожицей и с ребристыми плодами и опушенной кожицей - в F1 все плоды оказались круглые с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а). Круглые плоды также являются доминантным признаком (В), а ребристые - рецессивным признаком (в)

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

Р (фенотип) гладкая кожица, Х опушенная кожица,       

                   круглые плоды                 ребристые плоды

              (генотип)          ААВВ                                     аавв

4. G (гаметы) АВ                    Х                ав

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. F 1 (генотип)                     АаВв

        (фенотип) гладкая кожица, круглые плоды

6. Р: (фенотип) гладкая кожица    Х гладкая кожица

                круглые плоды               круглые плоды

      (генотип) АаВв                    АаВв

7. G: (гаметы)  АВ, Ав, аВ, ав        Х АВ, Ав, аВ, ав

Гетерозиготные особи дают несколько типов гамет.

 

8. F 2                           генотипы

♀ ♂ АВ Ав аВ ав
АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Ав ААВв ААвв АаВв Аавв
аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
ав АаВв Аавв ааВв аавв

Фенотипы

9 частей – круглые плоды с гладкой кожицей (1ААВВ, 2ААВв, 2АаВВ, 4АаВв)

3 части – круглые плоды с опушенной кожицей (1ААвв, 2Аавв)

3 части – ребристые плоды с гладкой кожицей (1ааВВ, 2ааВв)

1 часть – ребристые плоды с опушенной кожицей (1 аавв)

 

Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.

Дано: А – зелёная окраска а – полосатая окраска Р ♀АА х ♂аа

Решение:

1. Определяем и записываем генотипыскрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

 

F1  и F2 -?_

2. Записываем схему скрещивания.

Р генотип: ♀ АА     х     ♂ аа

   фенотип зел                   пол

G                                                 

F 1 генотип                   Аа                        100%

фенотип             Зел.

 Р генотип ♀ Аа          х                 ♂ Аа

     фенотип зел                                    зел

G                                

  F 2 генотип      АА   Аа     Аа    аа

фенотип зел       зел          зел       пол

   25% 25%    25%25%

по фенотипу 3: 1

по генотипу 1: 2: 1

Ответ: F 1 Аа 100% зел; F 2 АА, Аа, аа  

Задание. Составить схемы моногибридного (задания 1 и 2)

и дигибридного (задание 3) скрещиваний и записать ответы.

1.Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген черной окраски (Д) доминирует над геном красной окраски (д)?

2. У морских свинок черный цвет шерсти (П) доминирует над белым цветом (п). При скрещивании двух черных свинок у них родились два детеныша – черный и белый. Каковы генотипы родителей?

3. У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над левой. Кареглазый правша жениться на голубоглазой левше. Какие могут быть дети, если обе их бабушки были голубоглазыми левшами.

4. Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом  а) АА б) аа в) Аа

5.Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, Сс DD, EeFf, gghh.

Контрольные вопросы.

1. Дать определение понятий «генотип», «фенотип», «гетерозигота», «гомозигота», «доминантный», «рецессивный».

2.    Что такое «чистота гамет»? На каком явлении основан закон чистоты гамет?

Вывод:

Успеху работы Г.Менделя способствовал удачный выбор объекта исследований. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть – рецессивный, называют расщеплением. Это расщепление не случайное, а подчиняющееся определенным количественным закономерностям.

 

Задание изучите материал и выполните тест.

Часть А. Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

Практическое занятие №3 19.12.20

Ответы отправлять на адрес:   lora.pavlovskaya@yandex.ru или в контакте

 

Учебник. БИОЛОГИЯ. Общая биология 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (используйте электронный учебник)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.016 с.)