Соглашение Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) и Литературного центра конструктивистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соглашение Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) и Литературного центра конструктивистов



В целях сплочения пролетарских и подлинно-революционных литературных сил для организованного, активного участия своим творчеством в освободительной борьбе пролетариата, Московская ассоциация пролетарских писателей и литературная группа конструктивистов заключают между собой следующее межгрупповое соглашение:

{261} Соглашающиеся стороны:

1. Не оставляя разработки принципов организации художественной формы, требуемых современностью, — направляют всю творческую деятельность на организацию психики и сознания читателей в сторону коммунистических задач пролетариата.

2. Путем устных и печатных выступлений проводят неуклонное разоблачение осколков буржуазно-помещичьих и мнимо-попутнических литературных группировок, которые под видом борьбы с «засильем» идеологии в искусстве и под, прикрытием требований технической свободы художника («свободы творчества») затемняют смысл эпохи и тем самым фактически дезорганизуют классовое культурное строительство пролетариата.

3. Организованно вступают во взаимоотношения с издательскими предприятиями, органами печати и различными литературно-художественными объединениями и борются с засильем в них реакционных и мнимо-попутнических групп, обусловливая свое участие лишением этих групп преобладающего влияния.

4. Избегают взаимной полемики, не отказываясь в то же время от дискуссий и деловой товарищеской критики.

5. Для практического осуществления этого соглашения выделяется постоянное согласительное бюро в составе 3 представителей от каждой из групп.

Подписали от МАПП:
А. Безыменский, Г. Лелевич,
Ю. Либединский, С. Родов.
От ЛЦК:
Бор. Агапов, Корнелий Зелинский,
Илья Сельвинский, Г. Туманный.

Декабрь 1924 г. (газета «Известия ЛЦК». Август 1925 г.)

{262} 3. О конструктивизме

Замечали ли вы когда-нибудь страдное обстоятельство, что литература была тесно связана с пиротехникой?

Новые школы появлялись перед читателем, как Мефистофель перед Фаустом, в дыму и бенгальских огнях, с каким-то скандальным привкусом. Русский символизм вышел на свет белый, как неправильный ребенок — ногами вперед. Пресловутое брюсовское — «о, закрой свои бледные ноги» — долго считали чуть ли не боевым кличем символистов. А футуристы? Да что говорить о футуристах? Спросите, сколько читателей запомнили стихи Маяковского, и подсчитайте тех, кто только слыхал о его желтой кофте. Нет, поистине тяжела доля писателя!

Но все это было когда-то. Невиданное десятилетие невиданной революции далеко разметало все «ноги» и «кофты», обстригло длинные шевелюры, а красные поэтические галстухи отдало детям. Мы отвыкли от литературных школ в их старом смысле. Позабывали о них. А новый читатель, вузовец или молодой рабочий, совсем и не слыхивал о таких вещах. Лишь в последние годы, когда начала складываться новая советская, социалистическая культура, начала углубляться и размежевываться литература. По литературе прокатились классовые стычки, начатые журналом «На посту». Возникло и литературное формальное искательство. Эти искания вырастали из потребности развертывания социалистического строительства. Зодчий революции искал своего стиля. Все эти искания шли на основе роста и новых социальных слоев, новых читателей из рабочих, новой интеллигенции, черпающей свой творческий пафос у истоков новой, невиданной для России, энергической, конструктивной, волевой культуры.

Так три года тому назад возник литературный конструктивизм. Он родился под стать своей эпохе без «бледных {263} ног», полосатых кофт, в скромной и деловой обстановке, как объединение поэтов, связанных совместной работой над новым стилем в поэзии, над новыми литературными принципами, какие вытекают из самого существа нашего времени. Кратко можно сказать, что эти принципы являются своеобразным сколком характерных черт нашей эпохи: экономии в расходовании материала, целеустремленности, динамичности, рационализма стройки.

Всякая литературная школа приносит не только одни формальные лозунги. Наоборот, сами эти лозунга возникают на основе формирования новых социальных слоев. Конструктивизм, предъявляя в литературе (а главным образом к поэзии, так как большинство конструктивистов — поэты) те же требования, какие предъявляются социалистическим строительством во всех областях культуры, выражает собою культурнические стремления новой советской интеллигенции, которая ищет для себя участия (наиболее близкого ей) в общем строительстве. Можно сказать, что конструктивизм выражает собой нарождение у нас новой советской интеллигенции, по своей идеологии, по мироощущению чрезвычайно разнящийся от прежней русской богоискательской или нигилистической, обломовской или онегинской, но всегда бессильно-идеалистической интеллигенции.

Литературный центр конструктивистов, являющийся организационным соединением конструктивистов, включает в себя поэтов, писателей и теоретиков литературы и искусства.

Из них можно назвать поэтов: Илью Сельвинского, Э. Багрицкого, Веру Инбер, Влад. Луговского, Бор. Агапова, Н. Адуева, Н. Панова-Туманного; прозаиков: Э. Габриловича, Г. Гаузнера; теоретиков: В. Ф. Асмуса, И. А. Аксенова, А. Квятковского, Корнелия Зелинского. Разумеется, в своей работе конструктивисты представляют из себя индивидуальности, часто решительно отличающиеся друг от друга, но все {264} же творчество конструктивистов может быть отмечено одними общими чертами, тем, что можно назвать стилем, упирающимся в принципы конструктивизма. Эти общие черты: 1. Сюжетность произведений. 2. Экономия изобразительных средств. 3. Характеристика героев, пейзажей, и вообще описываемого словами, близкими к избранной теме (принцип локальной семантики). 4. Введение в поэзию приемов прозы, как организационного средства, помогающего концентрировать внимание читателя, организовывать в желательном для себя смысле.

Как всякий поэт, я — сердце статистики:
Толпоголос мой голый язык.
                                И. Сельвинский.

Любовь к цифрам, к деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события, — все это черты, характерные для конструктивизма. Наиболее ярко это выражено у главы школы, поэта Ильи Сельвинского, соединяющего в себе огромное плодородие речи, богатство пластических средств с внутренней организацией всех избыточествующих красок каким-то своеобразным рационализмом. Такова, например, его эпопея «Улялаевщина», являющаяся демонстрацией победы плана над стихией, рабочего большевизма — над крестьянской повстанщиной.

Конструктивизм идет на смену футуризму и как литературной школе, и как нигилистическому мироощущению. Футуризм сделал свое дело. Он был могильщиком буржуазной декадентщины в предреволюционные годы. В своем новом обличий — Леф’а футуризм продолжает свое старое дело — борьбу с гнилым охвостьем. Но новое дело, новая литература, новая социалистическая культура будет уже твориться не его руками. Эта новая культура созидает свой новый стиль, свои новые методы, и это есть методы конструктивизма.

Корнелий Зелинский

№ 3, «Читатель и писатель», 1928 г.

{265} ВОКП
(Всероссийское объединение крестьянских писателей)

1. Платформа крестьянских писателей,
принятая на расширенном пленуме ЦС ВОКП 15 – 17 мая 1928 года

О крестьянских писателях

1. Большинство писателей СССР материалы для своих произведений черпают из деревни. Писатели эти по своей идеологически-творческой установке, неоднородны, как неоднородно по своему социальному составу само крестьянство. И деревенская беднота, сельскохозяйственный пролетариат имеют своих отобразителей в художественной литературе. Между тем, критики и историки литературы, чуждые марксистскому методу в литературе, продолжают по традиции говорить о писателях из народа вообще, именуя крестьянскими одинаково, и махрового певца кулачества, и пролетарского писателя деревни, что явно неверно по существу. Именно в этом основном вопросе необходимы разграничения и совершенная ясность, ибо от этого зависит дальнейшая судьба крестьянской художественной литературы, как массового литературного движения. Не всякий писатель, пишущий о крестьянстве, является подлинно крестьянским писателем.

{266} 2. Крестьянскими нужно считать таких писателей, которые на основе пролетарской идеологии, но при помощи свойственных им крестьянских образов в своих художественных произведениях организуют чувство и сознание трудовых слоев крестьянства и всех трудящихся в сторону борьбы с мелкобуржуазной ограниченностью — за коллективизацию хозяйства, быта и психики, в сторону строительства социализма, и — в конечном счете — в сторону бесклассового коммунистического общества.

3. Крестьянские писатели, таким, образом, ничего общего не имеют с писателями, выражающими в своих произведениях идеологию и чаяния эксплуататорской части современной деревни — кулачества. А также — крестьянские писатели считают пережитком прошлого творчество тех писателей, которые при диктатуре пролетариата, в эпоху строительства социализма, в обстановке все усложняющейся классовой борьбы в деревне, продолжают по традиции переживать дореволюционные народнические мотивы, пассивно воспринимать и отображать природу, идеализировать патриархальную жизнь и старые деревенские порядки: религию, собственность, национализм. Отличительной чертой крестьянских писателей в области творчества является активно-трудовое восприятие и отображение природы и жизни во всей ее сложности и многообразии.

4. Крестьянские писатели также ограничивают себя идеологически и от так называемых попутчиков.

Но в отношении попутчиков необходимо учитывать их крайнюю неоднородность и идейную шаткость. Правые попутчики сменовеховского толка стараются стать идеологами новой буржуазии в художественной литературе. Колеблющиеся промежуточные слои попутчиков, несмотря на всю их неоднородность, по существу, являются мужиковствующими интеллигентами и в своих произведениях стараются воплотить {267} в разных окрасках идеи своеобразного советского народничества, которые являются отзвуком прежних народнических течений.

5. Отличие крестьян художественной литературы от пролетарской лежит отнюдь не в идеологической области. Своей особой идеологии, отличной от марксистско-ленинской, крестьянские писатели иметь не должны. Крестьянский писатель, осознающий себя в области идеологии до конца, должен становиться и неизбежно становится пролетарским писателем деревни.

Советская художественная литература уже имеет ряд таких писателей.

6. Но в массе своей крестьянские писатели, в том числе и молодая поросль, непрерывно растущая из рядов селькоров, комсомола, из рабфаков, вузов и т. д. культурно мало развиты, законченного мировоззрения еще не имеют. На них, еще в гораздо большей степени, чем на пролетарских писателях, сказываются пережитки мелкобуржуазной революционности, анархизма и народничества в разных его видах и разветвлениях. В психике крестьянского писателя еще глубоко гнездятся пережитки индивидуализма и собственничества. Поэтому основная и постоянная задача руководящих органов крестьянских писателей, по отношению к своим членам в области идеологии, состоит в том, «чтобы переводить растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравляя из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство». (Резолюция ЦК ВКП (б)).

О творчестве

1. Основной задачей крестьянских писателей является творчество — создание полноценных художественных произведений.

{268} Только тот имеет право носить звание писателя, кто дает творческую продукцию. Это обусловливается не только интересами художественной литературы, но и общими условиями нашей современности: строительство социализма в СССР является революционно-творческим процессом во всех областях, который немыслим без культурной революции. В этом процессе — в целях его ускорения — задача крестьянских писателей творчески работать в области художественной литературы, быть писателями-производственниками.

Крестьянские писатели должны всецело и безоговорочно в основу своей деятельности положить резолюцию ЦК ВКП (б), в которой в отношении писателей-художников говорится: «для последних необходимо перенести центр тяжести своей работы на литературную продукцию, в собственном смысле этого слова, используя при этом гигантский материал современности».

2. Основным путем, — по которому должно идти развертывание и углубление творчества крестьянских писателей, является путь художественного реализма. Художественный реализм нужно понимать не в смысле формальной литературной школы, а как общий творческий метод, когда писатель, работая над материалом, даваемым самой жизнью — в ее процессе и во всем ее многообразии, с ее живыми людьми. В их взаимоотношениях со средой и обществом, с ее классами и классовой борьбой, в своих художественных произведениях — дает объективный и углубленный показ своей эпохи, воплощает основные идеи своего времени в художественно-совершенных, живых и обобщенных (синтетических) образах.

Конечно, это не исключает возможности элементов революционной романтики прошлого и будущего в произведениях крестьянских писателей, а также художественных произведений исторического характера.

{269} 3. Писатели, в процессе творчества, зачастую стихийно приближаются к художественному реализму, отдельные исключительно талантливые писатели иногда, овладевают им и создают классические произведения. Но сознательно овладеть методом художественного реализма в целом может только тот писатель, который, стоя на гребне современной культуры, выработал в себе целостное, марксистское мировоззрение и мироощущение и достиг высокой техники писательского мастерства.

Именно, вследствие отсутствия мировоззрения и необходимой писательской культуры, мельчает и хиреет творчество писателей и появляется ряд болезней и искривлений в современной литературе: халтура, упадочничество, плоская агитка, упрощенство, бытовщина, и т. д. Таким отразим само творчество настоятельно выдвигает перед крестьянскими писателями необходимость упорной, повседневной творческой учебы. Одному в большей, другому в меньшей мере, одному — в одной, другому — в другой области, — но учеба необходима каждому крестьянскому писателю без исключения. Не должно быть места самовлюбленности, чванству, замалчиванию своего бескультурья, прокламированию себя со стороны отдельных крестьянских писателей «самородками». Нужно: «поставить перед собой лозунг: учиться и давать отпор всякой макулатуре в отсебятине в своей собственной среде».

4. Пустой фразою является крик о том, чтобы сбросить классиков «с корабля современности». Но с другой стороны, крестьянские писатели не могут пойти на поклон к классикам.

Необходимо критическое усвоение всего богатейшего опыта классической литературы, как русской, так и зарубежной.

Необходимо тщательно прорабатывать классиков, учиться у них, использовать их художественные достижения, признавая {270} особенно ценным их исключительное умение создавать развернутые произведения, отображающие их эпоху. Необходимо учиться у подлинно пролетарских писателей. Учеба у попутчиков имеет значение, главным образом, в смысле их формальных достижений. Но учиться нужно в соответствии с требованиями нашей эпохи и с особенностями крестьянского художественного творчества, а отнюдь не переносить в свои произведения их приемы и технику механически.

5. Крестьянские писатели свободны в выборе тем для своих произведении. Выставляемое иногда ограниченное требование о том, что крестьянский писатель обязан изображать только деревню, должно быть категорически отвергнуто. Но по самой сущности своего творчества крестьянские писатели не могут обойти молчанием основную тему, выдвигаемую нашей эпохой: всесторонний развернутый показ современной деревни в ее строительном периоде, в ее борьбе старого с новым, с ее новым бытом и ее новыми живыми людьми.

Но крестьянским писателям должен быть чужд упрощенный, попутнический подход к деревне, когда писатели, не видя всей сложности и глубины процессов, происходящих внутри деревни, отображают деревню или в сплошных праздничных тонах, слащавым, лже-крестьянским языком, или в сплошных мрачных красках.

6. Стиль крестьянской художественной литературы создается и создастся в процессе углубления творчества. Не вводя никаких ограничений в изыскание форм, в которые должно отлиться художественное произведение, крестьянские писатели все же ставят перед собой задачей — стремление к художественной простоте стиля и чистоте языка. Русский язык в современной литературе зачастую нарочито, без нужды, вопреки художественности, усложняется и этим {271} искусственно закрывается доступ к пониманию художественных произведений со стороны широких масс читателей. Крестьянские писатели не могут забывать о там, что необходимо создание художественной литературы, «рассчитанной на действительно массового читателя — рабочего и крестьянского, нужно смелее и решительнее порывать с предрассудками барства в литературе, и, используя все технические достижения старою мастерства, вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам». Этого ни в коем случае нельзя понимать вульгарно. Задача состоит не в том, чтобы снижать творческую продукцию до технических приемов начинающего селькора, а в том, чтобы творчество селькора, работающего в области художественной литературы, поднимать до предельной высоты.

7. Из всего сказанного вытекает, что деятельность руководящих органов крестьянских писателей должна быть направлена на создание всех необходимых условий, для наиболее правильного и безболезненного собирания, углубления, развертывания и выявления творческих сил крестьянских писателей. Организация не должна идти по линии командования, администрирования и кустарного просветительства, а по производственно-творческой линии.

 

«Читатель и писатель», № 27 1928 года.

{272} Перевал

1. Докладная записка, поданная группой в отдел печати ЦК РКП (б)

Группа «Перевал» является объединением рабочих и крестьянских писателей, ставящих себе целью художественное оформление действительности и целиком связывающих свою судьбу и задачи с задачами и судьбами революции.

Пути развития художественной культуры, равно как и другие пути, вытекающие из дальнейшего развития социалистического строительства, художники «Перевала» видят только в осуществлении и боевой защите ленинской точки зрения. Рабочий класс может удержать свою власть и удержать все предпосылки для роста своей художественной культуры только при условии тесной смычки с крестьянством и трудовой интеллигенцией.

Отсюда вытекает тактическая позиция «Перевала» по отношению, так называемых, «попутчиков». Признавая неустойчивость и сплошь и рядом полную политическую неграмотность этих промежуточных писателей, группа «Перевал» тем не менее, признает необходимость вдумчивого и осторожного отношения к ним, без примеров огульной травли и обвинения; вместе с тем группа признает художественные и культурные {273} достижения этих писателей, давших незаурядные образцы литератур, отражающие нашу современность. Усиленную и углубленную работу по овладению элементами культуры прошлого и формальных достижений мастеров нашего и прошлого времени — группа «Перевал» считает первым условием для всякого писателя из пролетарской среды, приближающегося к культуре, органически опаянной с новым бытом рабочего класса и крестьянства.

Считая себя с общественной стороны целиком, слитой с социалистическим строительством рабочих и крестьян, группа «Перевал» со всей решительностью категорически опровергает какие бы то ни было обвинения в промежуточной «попутнической» позиции и т. д.

Группа в своем составе на 70 % состоит из членов партии и комсомольцев. Все члены группы являются активными участниками революции и гражданской войны, выращены этой суровой школой и в своей работе твердо ориентируются на рабоче-крестьянские массы, на их культурных представителей: рабкоров, селькоров и вузовцев.

Члены группы печатаются во всех лучших советских партийных журналах, как-то: «Красная Новь», «Молодая Гвардия», «Прожектор», «Рабочая Молодежь», «Октябрь» и т. д.

Возможную массовую работу группа «Перевал» видят прежде всего в оформлении читательских масс и молодежи рабочих и крестьян, без которого невозможно органическое развитие художника, тесно связанного со своим классом.

В числе своих организационных и культурных задач, группа в первую очередь ставит вязь с провинцией, с целью привлечения в свои ряды талантливого писателя-молодняка, стихийно возникающего в процессе выявления творческих возможностей рабочего класса, и крестьянства.

{274} С другой стороны задачи группы сводятся к пропаганде общих культурных начинаний, тесно слитых с задачами писателей.

Своей главной задачей группа считает роботу производственную. С этой стороны писатели, члены группы, не ограничены никакими формальными рамками, декларациями и т. п.

Считая невозможным устанавливать какие-либо предположения о формальном выражении литературы будущего, группа, отмечая все расслабленное, сюсюкающее, эстетствующее, считает единственным путем художника органически здорового и восходящего класса — путь углубленного художественного реализма, выковывающего индивидуальный стиль художника, близкий и понятный современному человеку со всем богатством его общественной и внутренней жизни.

Не собираясь в какой-либо мэре вмешиваться в совершенно излишнюю полемику с группами, монопольно претендующими на звание «пролетарской», «Перевал» считает, что при тяжелом экономическом положении страны, борьба со всевозможными упадочными и реакционными мастерскими в молодой писательской среде возможна лишь при взаимной поддержке, тесной общественности и немедленном проведении целого ряда мер.

К числу таких группа «Перевал» относит: 1. Необходимо обратить самое серьезное внимание на ужасающее материальное положение писателя, ставящего его сплошь и рядом перед полной невозможностью творческой работы. С этой стороны «Перевал» находит необходимым немедленное создание специальной комиссии при ЦК для экономически правовой защиты писателей. К числу вопросов, не терпящих никакого отлагательства, относится прежде всего вопрос квартирный, имеющий для писателя решающее {275} значение. 50 % состава «Перевала» живет в невероятно тяжелых условиях. Часть из них квартир совершенно не имеет. Особое внимание нужно обратить на фонд, распределение которого до сих пор висит в воздухе, тогда как целый ряд писателей не имеет постоянной работы и буквально нищенствует.

2. Правовое положение рабоче-крестьянского писателя совершенно невыяснено и приравнено по существующим законоположениям к попам, маклерам, адвокатам в др. лицам, так называемых, «свободных профессий». Необходимо всех писателей, входящих в состав рабоче-крестьянских групп, обеспечить правами, приравнивающими их к рабочим.

Тарифный вопрос стоит для писателей достаточно остро; не говоря уже о мизерной оплате труда писателей, почти все редакции и издательства считают себя в праве задерживать выплату гонорара иногда месяцами и выплачивать его крохами.

3. К тяжелым условиям производственной работы писателя прибавляются все трудности, связанные с изданием своих произведений. Большинство литиздательских отделов руководятся лицами, проводящими в своей работе субъективные интересы групп в ущерб изданию рабоче-крестьянских писателей вообще. Произвол, царящий в издательствах, сплошь и рядом связывается со вкусами, настроениями и расположениями отдельных лиц.

4. Критика, имеющая колоссальное значение для формирования личности писателя, носит у нас совершенно случайный и бессистемный характер. Считаем необходимым усилить внимание к произведениям художественной литературы. Следует расширить соответственные отделы газет и журналов, ввести полную ответственность критики, совершенно запретить отдельным группам печатать свои полемические выпады и заключения в изданиях общеруководящего характера, {276} где должна даваться лишь объективная оценка, не вводящая в заблуждение рядового читателя.

Правление «Перевала»:
Артем Веселый,
А. Костерин,
Н. Зарудин,
В. Наседкин,
Д. Петровский.

«Прожектор», 1925 г., № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.033 с.)