Глава 1 Теоретическая основы безработицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Теоретическая основы безработицы



Оглавление

 

Введение

Глава 1 Теоретическая основы безработицы

      1.1 Экономическая природа безработицы, её причины

      1.2 Классификация безработицы

           1.3 Закон Оукена. Социально-экономические последствия безработицы

Глава 2 Современные проблемы безработицы в россии

      2.1  Особенности  безработицы в современных условиях в РФ

      2.2 Государственное регулирование занятости

      2.3 Безработица в Пермском крае``

 

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.

Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.

Цель исследования – рассмотреть понятие, структуру и виды безработицы.

Исходя из поставленной цели определенны следующие задачи:

1. Изучить сущность и классификацию безработицы.

2. Определить ситуацию на рынке труда в современных условиях.

3. Проанализировать роль государства в сокращении безработицы.

Объект исследования – экономические проблемы безработицы в РФ.

Предмет исследования – виды безработицы и меры по сокращению безработицы.

Метод исследования: анализ литературы.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе раскрывается теоретические основы рассматриваемой темы - сущность безработицы, её причины и формы. Во второй главе мы изучаем особенности безработицы в современных условиях в России и регулирование занятости. Заключение содержит основные выводы по курсовой работе.


Глава 1 Теоретическая основы безработицы

Сущность безработицы

Одним из признаков макроэкономической нестабильности считается безработица.

Безработица — это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное[1].

Трудоспособное население — это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.

Нетрудоспособное (экономически неактивное) население — это все остальные категории граждан:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;

2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

5) военнослужащие срочной службы;

6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на принудительном излечении;

7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы)[2].

Рабочая сила — это часть трудоспособного населения, которая имеет желание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.

Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизнесе, сфере услуг, государственной службе, принято называть занятыми.

Часть рабочей силы, которая не имеет своего рабочего места, но имеет желание работать, называется безработными.

Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент.

В зависимости от обстоятельства, из_за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:

а) впервые ищущие работу;

б) вышедшие на рынок труда после перерыва;

в) потерявшие работу после увольнения;

г) добровольно оставившие работу.

Для более конкретной характеристики безработицы в экономической теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, полная занятость.

Уровень безработицы — это отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Естественный уровень безработицы — это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5-6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость — это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5—6%).

Кроме того, необходимо различать численность безработных, зарегистрированных на биржах труда (в службах занятости) и общую численность безработных, при расчете которой к безработным относятся все те, кто не имеет работы, активно ищет ее и готов к ней приступить в кратчайшие сроки.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП[3].

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% — то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы:

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные — это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

Большинство зарубежных и отечественных ученых в настоящее время полностью признают отрицательные последствия безработицы, поскольку она приводит к потере квалификации рабочей силы, деморализует психику вынужденно незанятых. Все это закономерно приводит к социальной напряженности и преступности, а в конечном счете - к недополучению объема валового внутреннего продукта (А. Оукен, Э. Долан, К. Макконнелл, Д. Кейнс, А. Пигу и др.).

Между тем некоторые ученые считают вполне допустимым существование определенного уровня вынужденной незанятости (так называемая естественная норма безработицы, в пределах от 5 до 7% численности экономически активного населения). Они объясняют это функционированием и неизбежными издержками как самой рыночной экономики, так и необходимостью постоянного повышения эффективности живого труда (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Гумалензи)[4].

При переходе к рынку с его закономерным проявлением массового высвобождения рабочей силы и перепрофилированием производства, с безработицей приходится считаться как с реальной неизбежностью. Задача в данном случае должна заключаться в умелом и оптимальном стимулировании трудоспособного незанятого населения к своевременной переквалификации и в разумной материальной поддержке безработных со стороны государства. В этом суть современной политики занятости. По отношению к сельской местности решение данной проблемы имеет более важное значение, чем в городе. Это объясняется тем, что на селе выбор вакансий и рабочих мест явно ограничен, а возможности трудоустройства сведены к минимуму.

На селе масштабы и уровень безработицы определяются не только новыми экономическими отношениями, но и сезонным характером самого сельскохозяйственного производства, естественным и миграционным приростом населения, оперативностью работы органов государственной федеральной службы занятости. Поэтому при разработке основных мероприятий по смягчению и предупреждению массовой безработицы следует учитывать указанные моменты.

Основные формы безработицы как на селе, так и в городе могут быть сведены к двум основным: открытой и скрытой. Нередко эти формы называют соответственно явная и неявная безработица.

Первая форма включает в себя официально зарегистрированных по линии органов службы занятости безработных лиц, а также тех, кто самостоятельно прилагает усилия по нахождению работы или доходного занятия. Численность последних может быть определена в соответствии с методикой Международной Организации Труда (МОТв Однако, реальная их численность (по сведениям статистических органов, использующих методику МОТ) нередко превышает 12-14%.[5]

Классификация безработицы

Обычно безработица определяется в виде удельного веса незанятых в общей численности желающих работать. В связи с этим различают добровольную и вынужденную безработицу.

В условиях рыночной экономики в каждой стране есть трудоспособные граждане, которые не желают работать. Эта категория людей, как правило, статистикой не учитывается.

К безработным относят вынужденных безработных, тех, которые хотят работать, ищут работу, но не находят места работы.

Существует множество классификаций безработицы. Ни одна из них не может быть признана безупречной. В современной экономической литературе насчитывается около 60-70 типов безработицы и их классификаций. Это разнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы, а также теми целями, которые преследуются исследователями.

В соответствии с общепринятой в мире классификацией безработица сводится к четырем ее основным типам: фрикционной, сезонной, структурной, циклической. В основу этой классификации положены продолжительность безработицы и главные причины, ее объясняющие.

Фрикционная (от лат. frictio — трение, действующий под влиянием трения) безработица является следствием постоянного перемещения людей, связанного с переменой места работы или места жительства. Этот тип безработицы — результат несовершенства информации в рыночной экономике, а также недостатка времени для того, чтобы работнику и работодателю найти друг друга.

По советской терминологии этот тип безработицы назывался текучестью кадров. Несмотря на постоянную борьбу с этой формой незанятости, жесткость трудового и миграционного законодательства, закрытость городов эта форма временной безработицы вместе с тем носила постоянный характер.

Каждый работник может пребывать в этой форме безработицы недолго.

Однако его место занимает другой, третий и т.д. Точнее говоря, это временно-постоянный тип безработицы.

Даже при достижении равновесия спроса и предложения на рынке труда всегда есть временно безработные, нашедшие или готовые найти новое рабочее место. Эта форма безработицы характеризует работников и предприятия, ищущих наилучшие условия занятости.

При современных методах распространения информации и перемещения работников, не требующих затрат, этот процесс мог бы происходить мгновенно. Однако создание таких идеальных условий нереально. Фрикционная безработица неизбежна, являясь продуктом как динамичности в развитии экономики, так и изменений в спросе и предложении на рынке труда.

Размеры фрикционной безработицы зависят от частоты перемещений рабочей силы и вакансий, скорости и эффективности, с которыми люди ищущие работу, и предприятия ее предлагающие, находят друг друга.

Специфические черты этой безработицы: охватывает относительно большое количество людей во всех демографических группах, сферах деятельности и регионах; относительно непродолжительна для каждого человека; определенная величина этой безработицы неизбежна при любых условиях[6].

Содержание фрикционной безработицы определяет методы государственных служб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.

Сезонная безработица— результат колебаний на труд из-за сезонных изменений в производстве и занятости. Этот тип безработицы часто отождествляют с фрикционной. Но сезонная безработица имеет специфику, отличающую ее от фрикционной. Учет этой специфики способен оказать влияние на своевременность снижения ее размеров и стабилизацию социальной напряженности в регионах, связанных с сезонным производством.

Структурная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу. Несоответствие в предложении и спросе на рабочую силу объясняется особенностями образования, специальной подготовки, географическим размещением производства и рабочих мест, возрастными характеристиками. Структурная безработица возникает в случае создания новых видов производств, требующих специальной подготовки и высококвалифицированных работников, в то время как имеющаяся рабочая сила не отвечает этим требованиям. Структурная безработица является следствием структурных изменений в национальной экономике (отраслевых и территориальных). Она увеличивается и усложняется в период существенных научно-технических преобразований.

Характерные особенности структурной безработицы: в отличие от фрикционной- она затрагивает работников, на которых оказали влияние технологические сдвиги, упадок традиционных отраслей экономики, конверсия военного производства или региональные перемещения рабочих мест; этот тип безработицы носит долговременный характер.

Природа структурной безработицы диктует и необходимость определенной экономической политики государства по ее ограничению. Это программы развития определенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики.

Другой формой безработицы является структурно-технологическая, обусловленная структурной перестройкой экономики, перепрофилированием отраслей и производств, переориентацией их в соответствии с требованиями рыночной экономики. Эта форма безработицы существует постоянно (наряду с фрикционной) и всегда будет себя проявлять, поскольку процесс совершенствования производства неизбежен и неограничен. В то же время данная форма безработицы именно в условиях перехода к рынку проявляет себя в наибольшей степени. Она предполагает постоянную переквалификацию рабочей силы, ее профессиональное совершенствование и качественный рост. Вместе с тем реальный уровень этой безработицы (и, прежде всего, в сельской местности) несколько завуалирован.

Общая численность фрикционных и структурных безработных определяет так называемый естественный уровень безработицы, который, по мнению ученых, не должен превышать 5-7% экономически активного населения страны (региона). Если этот уровень превышает указанный предел, то говорят о наличии циклической безработицы. В нашей стране наиболее отчетливо она проявила себя в середине и конце 90-х годов. В настоящее время появилась надежда на определенную стабильность в занятости, хотя и незначительную[7].

Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской) возникает вследствие неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличие от фрикционной и структурной безработицы, являющейся следствием несоответствия рабочих мест и рабочей силы, циклическая безработица — результат недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из-за снижения темпов экономического роста. Циклическая безработица связана с движением экономического цикла: в фазе подъема она существенно снижается, в фазе кризиса и депрессии резко возрастает.

Однако циклическая безработица возникает не только вследствие цикличности экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя. В этом случае ее называют «долговременной стагнацией».

Особенности циклической безработицы состоят в наличии существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом; как и фрикционная, циклическая безработица распространена в масштабе всей экономики; продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность структурной.

Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на рабочие места.

Наряду с отмеченными явными формами безработицы наблюдается существование скрытой ее формы, или так называемой безработицы на рабочем месте (ряд отечественных авторов называет ее внутрипроизводственной).

Скрытая безработица проявляется прежде всего в превышении численности кадров, в существовании вынужденных простоев и отпусков.

Большей частью это относится к средним и крупным по своим размерам промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которые содержат излишек рабочей силы для выполнения сезонных работ или на случай внезапного повышения уровня деловой активности предприятия. Некоторым предприятиям иногда выгодно иметь скрытых безработных, поскольку затраты на увольнение лишнего работника превышают издержки, связанные с сохранением его на прежнем рабочем месте: выгоднее отправить работника в отпуск без содержания, чем выплачивать ему при увольнении соответствующее пособие.

Скрытая форма безработицы служит в настоящее время своего рода социально-экономическим стабилизатором между занятостью и безработицей. В то же время с течением времени эта неявная ее форма будет трансформирована в явную (открытую). И если не принять соответствующих радикальных мер по ее смягчению, то данная тенденция в скором будущем может привести к социальному взрыву[8].

Масштабы безработицы сохраняются, сдерживаемые в основном скрытой ее формой и ростом неформальной занятости. При этом структурно-технологическая безработица носит не прогрессивный, а скорее регрессивный характер. За годы реформы, численность работников науки сократилась примерно на треть; среди безработных значительно увеличилась доля высококвалифицированных специалистов и молодежи. Молодые трудоспособные лица нередко переходят в разряд не обучающихся иждивенцев, либо занятых в неформальном секторе экономики. Данная тенденция ведет к замедлению процесса обновления кадров в отраслях материального производства.

.

Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения в трудоспособном возрасте.

Для оценки влияния демографической ситуации на безработицу необходимо рассмотреть взаимосвязь безработицы и рождаемости. В теоретическом плане здесь возможны два аспекта: краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимосвязи этих явлений.

В краткосрочной перспективе представляется, что рождаемость может способствовать уменьшению безработицы. Женщины фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, численность безработных при этом может сократиться. Так ситуация развивается в условиях стабильной рождаемости. В России рождаемость с начала 1990-х годов систематически сокращалась. Сегодня она находится на крайне низком уровне. В таких условиях женщины должны предъявлять повышенный спрос на рабочие места и тем самым увеличивать численность безработных. Правда, с 2000 г. рождаемость в России начала расти, и это изменит ситуацию на рынке труда.

Вообще женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Другим проблемным аспектом современной безработицы является молодежная безработица. Она возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.

Возникает вопрос: если молодые специалисты с высшим образованием не могут применить свои знания с пользой для государства на практике, что же говорить о менее образованной молодежи, их вообще необходимо вычеркнуть из списка претендентов на рабочие места? Но ведь все молодые люди - это будущие родители, которые должны уметь обеспечить свои семьи необходимыми средствами к существованию..

 

 

Трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика

 

Для России на современном этапе характерен простой многих крупных промышленных предприятий, которые были закрыты еще в конце прошлого века. При этом работники этих предприятий пополнили ряды безработных, повысив общий уровень безработицы в стране.

 

Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 3,7 млн. человек (8,6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.

 

На фоне общей глобализации возникла проблема трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя они заполняют нишу низкоквалифицированного труда, в целом картина занятости ухудшается, в связи с увеличением численности населения и прежним числом рабочих мест.

 

Последней и одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является размывание границ между официальной и теневой занятостью. В связи с низким уровнем спроса на труд, невысокой заработной платой, и высокими налоговыми ставками растет уровень теневой занятости.

 

По моему мнению, безработица в России, впрочем, как и в других странах, обусловлена ходом социально-экономического развития государства и общества. Она - постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает, как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы развития экономического развития страны. Нельзя обратить внимание на то, что в концепциях объясняющих причины возникновения безработицы, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики. Это обстоятельство учитывается очень редко.

 

Специфика ситуации в России обуславливается отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В Росси только происходит процесс перехода от «социализма» к рыночной экономике. Поэтому еще одной отличительной чертой Российской Федерации является формирование так называемого придерживаемого типа занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

 

Другой особенностью формирования безработицы можно считать, то обстоятельство, что в России в доперестроечный период фактически отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в быстром развитии безработицы в России.

 

Формирование рынка профессий - одно из перспективных направлений регулирования рынка труда, воспроизводства рабочей силы и социальной структуры общества в целом. Одним из важнейших регуляторов рынка труда является служба занятости населения. Поэтому очень важной задачей для государства должно являться укрепление и усовершенствование службы занятости, обеспечение ее соответствующими ресурсами: людскими, материально-техническими и информационными.

 

 

Глава 3

Безработица в Пермском крае

 

Уровень безработицы в Пермском крае в 2010 году снизился почти в два раза с 3,96% (февраль) до 2,3% (декабрь). Соответственно сократилась численность безработных, зарегистрированных в службе занятости: до 34,1 тыс. – в декабре.

Благодаря мероприятиям краевой программы по снижению напряженности на рынке труда удалось обеспечить работой свыше 56 тыс. человек. Это почти на 40% больше, чем планировалось изначально. На общественные работы было трудоустроено свыше 40 тыс. человек, опережающее обучение прошли 7 тыс. человек, почти 2 тыс. выпускников прошли оплачиваемую стажировку. В мероприятиях по самозанятости приняли участие 5780 человек, в т.ч. создано 1812 рабочих мест.

Особое внимание в 2010 г. было уделено занятости жителей моногородов. 7 моногородов Пермского края (п.Пашия, п.Теплая Гора, Добрянка, Красновишерск, Нытва, Очер, п.Юго-Камский) получили поддержку из федерального бюджета в размере более 157 млн рублей, чтобы обеспечить работой жителей.

Основными направлениями краевой программы по снижению безработицы в 2011 г. как и прежде станут: стажировка выпускников, опережающее обучение работников, самозанятость и трудоустройство инвалидов. При организации общественных работ приоритет будет отдан моногородам.

В Пермском крае в 2011 году благодаря бюджетной поддержке нашли работу 100 тысяч человек

 Это произошло благодаря успешной реализации программы по снижению напряженности на рынке труда. В этом году потрачено на трудоустройство 2,2 миллиарда рублей. Из этих средств более миллиарда рублей израсходовали на выплату пособий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным.

539 миллионов рублей было потрачено на услуги по обучению безработных новым специальностям, стажировку учащихся на производстве, поддержку инвалидов и мероприятия по временной занятости. Одним из самых востребованных направлений программы стала поддержка начинающих предпринимателей. В 2011 году было выдано более 4,2 тысяч бюджетных субсидий тем, кто решил открыть свое дело, а также трудоустроил безработных. При этом на каждое созданное рабочее место выплачивается субсидия из бюджета в размере 58 800 рублей.

Опережающее обучение и повышение квалификации прошли более шести тысяч человек, находящихся под угрозой увольнения. Более пяти человек были заняты на общественных работах в моногородах.

 Более полутора тысяч выпускников школ прошли оплачиваемую стажировку, а 617 женщин, которые находятся в декретном отпуске, - переподготовку и повышение квалификации.

Также трудоустроено 800 инвалидов и родителей, воспитывающих детей-инвалидов В следующем году денег на трудоустройство безработных будет выделено меньше - примерно на 600 миллионов рублей. Это связано с окончанием действия программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда.

Пермская служба занятости смогла договориться с министерством финансов России о выделении дополнительных средств для лиц с ограниченными возможностями. Но теперь деньги из федерального бюджета станут выделять на условии софинансирования. 85 процентов необходимых средств для программы поддержки инвалидов поступят из Москвы, остальные расходы, в размере 15 процентов, возьмет на себя краевой бюджет

 Всего на эти цели планируется получить порядка 10-12 миллионов рублей. При этом можно будет трудоустроить 500-600 инвалидов

По данным Росстата, уровень безработицы в Пермском крае составил 5,9%. В количественном выражении число безработных достигает 87,2 тыс. человек.

По этому показателю Пермский край демонстрирует лучшие показатели чем страна в целом и Приволжский федеральный округ в частности, там доля безработных от общего числа экономически активного населения составляет 6,2% и 6,1%, соответственно.

Уровень безработицы в Пермском крае также ниже, чем в ряде соседних регионов. Например, в Свердловской и Челябинской областях она составила 7% и 6,5%, соответственно. В Нижегородской и Кировской областях она также превысила краевые уровни: 7% и 8,3%. В Удмуртии и Башкортостане доля безработных равна 6,9% и 7,6%. Ниже, чем в Пермском крае, уровень безработицы только в Татарстане, где он достигает 4,2%.

По методологии Международной организации труда, за этот же период уровень общей безработицы в Пермском крае составил 5,9%. Это меньше как среднероссийского показателя (6,2%), так и среднего по Приволжскому федеральному округу (6,1%). Как сообщили в городском центре занятости населения, в течение 2011 года в районные отделы занятости населения Перми по различным вопросам обратилось 70 тысяч человек.

По состоянию на 1 января 2012 года численность безработных в Перми составляет 5 183 человека. По сравнению с январем 2011 года этот показатель снизился на 21%. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,98% от численности экономически активного населения и продолжает оставаться ниже краевого (1,83%).

В банке вакансий городского центра занятости насчитывается 20,3 тысячи единиц вакантных рабочих мест, из них 84,7% - по рабочим профессиям.

Благодаря действиям службы занятости, удалось оказать содействие в трудоустройстве почти 16 тысячам пермяков. В программах временного трудоустройства за счет средств субвенций из федерального бюджета приняли участие:

- в общественных работах - 509 человек;

- в программе временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане из малообеспеченных семей) - 199 человек;

- по программе временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет - 6 252 человека;

Кроме того, в рамках "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда" приняли участие:

- в мероприятии "Электронный архив" - 608 человек;

- в мероприятии" «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" - 602 пермяка.

Получили положительное решение 417 бизнес-планов безработных граждан. Предприниматели создали 592 рабочих места для безработных жителей Перми, состоящих на учете в службе занятости.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным

 


Заключение

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.098 с.)