Выявление возможностей восприятия артикуляционной позы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление возможностей восприятия артикуляционной позы



Испытуемому предлагается 6 картинок с изображением артикуляционного уклада. Взрослый демонстрирует образец собственной артикуляции и просит соотнести его с изображением: «Покажи, где так нарисовано? Теперь сам так сделай».

Каждый правильный ответ дает 1 балл.

Полученные по каждому из шести тестов данные заносятся в таблицу, подсчитывается среднее арифметическое. Оно характеризует уровень развития семантического компонента языковой способности.

Выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков

Испытуемому предлагается произнести звук (м, д, т, н, к, г и их мягкие варианты) и определить:

•   носовое — ротовое произношение: «Носик гудит или нет?»;

•   участие губ и направление активных движений языка: «Язычок говорит тут или там (глубоко во рту)?»;

•   долготу — краткость произнесения;

•   участие голоса: «В горлышке колокольчик звенит или нет?»;

•   твердость — мягкость звука: «Звук "сердитый" или "ласковый"?».

Предварительно ребенку демонстрируются образцы ответов (на примере звука п). Во время следующих заданий осуществляются действия по аналогии.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Выявление сформированное звукослоговой структуры слова и навыков звукового синтеза

Экспериментатор просит ребенка повторить комплекс звуков, складов и затем угадать, какое слово было загадано («Д... о... м. До-м. Что я сказала?»). Всего предлагается 10 слов (3 — односложных, 3 — двусложных, 3 — трехсложных, 1 — четырехсложное слово).

Оценка воспроизведения слова ребенком происходит сле-дующим образом:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления, быстрое опознание слова;

0,5 балла — замедленное поскладовое или позвуковое вос-произведение и затруднения в опознании слова;

0,25 балла — искаженное воспроизведение с сохранением количества складов, существенные трудности в опознании слова.

3.5. Определение уровня развития фонематического восприятия (представление о звуке как смыслоразличителе)

Ребенку последовательно предлагается 2 сюжетные картинки (1 — на проверку восприятия слов с оппозиционными звонкими и глухими звуками; 2 — с оппозиционными твердыми и мягкими звуками). Взрослый называет все предметы и действия, изображенные на картинке, и просит их запомнить. Затем экспериментатор обозначает словом предмет, а ребенок указывает на него (если предлагается название действия, то испытуемый указывает на орудие действия, например, «тшлил» — на пилу, «пылил» — на веник).

1 балл присваивается за правильный ответ.

Исследование навыков языкового анализа и синтеза

В основу исследования положены принципы методик Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой и др. Детям предлагается:

•   повторить предложение и назвать с первого слова до последнего, ориентируясь на графическую модель: например, «Кролик грыз вкусную морковку. Назови первое слово. Потом какое слово идет? Потом какое слово? Назови последнее слово»;

•   повторить слово и отхлопать его ритм (детям младшего дошкольного возраста), определить в нем количество слогов (детям старшего дошкольного возраста);

•   повторить слово по образцу, акцентируя первый или последний слог (детям младшего дошкольного возраста), повторить слово и вычленить первый и последний звук в нем (детям старшего дошкольного возраста): например, «Скажи как я: у-у-утка. Нос-с-с» (младший возраст); «Утка. Какой первый звук в слове? Мак. Какой первый звук? Теперь будешь называть последний звук. Утка. Какой последний звук в слове? Мак...».

Для определения количества слов в предложении предъявляется 2 образца (по 4 слова), слогов в слове — 3 образца (одно-, двух- и трехсложное слова), звукового анализа — 2 слова.

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.005 с.)