Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные группы учетной музейной документации↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАСПОРТИЗАЦИИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ) Автор-составитель: Е.Е. Жаринова Пенза 2018 ВВЕДЕНИЕ
В письме Министерства образования Российской Федерации «О деятельности музеев образовательных учреждений» сказано: «В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы… Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования…Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи…» «Краеведение – не любопытство, а составная часть педагогической работы и педагогического процесса…» - считал пензенский педагог Г.Д. Смагин, создавший в 1910 году первый школьный музей в Атмисской двухклассной министерской школе Нижне-Ломовского уезда. В статье «Организация пришкольного музея» он писал: «Собираемые в процессе краеведческой работы материалы нужно тщательно хранить, строго памятуя, что ничто не должно пропадать даром и исчезать бесследно… Школьный музей не должен являться только местом хранения пособий, а должен являться рабочим учреждением при школе. Он должен гордиться не дорогими пособиями, а большим набором предметов и материалов, сработанных и добытых самими детьми. Школьный музей должен являться лабораторией, мастерской для оживления работы учащих и учащихся. А потому он должен быть открыт в течение всего дня. Надпись «Руками не трогать!» должна иметь в нем условный характер (а лучше ее и не вывешивать)». СПЕЦИФИКА МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ) Главное отличие образовательно-воспитательной составляющей в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений. Особенностями школьного и детского музея являются: наличие постоянной аудитории возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий; участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций; большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций; возможность проверить себя в будущей профессии; комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом) собственные нормы социального поведения. Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством. Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.
ПРОФИЛИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ) Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей: а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений); б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы; в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры; г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края. е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники. ДОКУМЕНТЫ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ) (Рекомендуемый перечень локальных актов формируется исходя из специфики деятельности школьного музея) Проведя исследование и анализ наличия нормативных документов, регламентирующих деятельность школьных музеев в Российской Федерации, мы предлагаем вниманию руководителей школьных музеев рекомендации по оформлению необходимой нормативно-правовой базы школьного музея. Документация музея состоит из 4 разделов: 1.Учредительные документы 2. Паспортизации музея 3.Локальные акты 4.Учетная документация 1. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 1.1 Положение (Устав) школьного музея с приложениями: - Положение о совете музея - Положение о попечительском совете (при наличии) - Положение о совете ветеранов (при наличии); и т.д. 1.2 Приказ о создании музея 1.3 Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея 1.4 Свидетельство школьного музея 1.5 Договора 1.1. У школьного музея в обязательном порядке должен быть Устав или Положение о школьном музее, заверенное директором учреждения. Это положение (Устав) составляется на основе типового положения РФ о школьном музее. К положению или Уставу музея прилагаются локальные акты - о совете музея, о попечительском совете, о совместной деятельности с различными организациями (советом ветеранов, военкоматом, отделом по делам молодежи и т.д.). В Уставе (Положении) обязательно должны быть отражены: Наличие музейного актива (Совета музея) из числа обучающихся и педагогов (возможно, других заинтересованных лиц), собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов, оформленная музейная экспозиция, прочие условия, которые прописываются в Уставе или Положении о музее. 1.2. Как правило, работа любого школьного музея начинается с принятия решения о создании школьного музея и определении его основной направленности. В школе или организации издается приказ о создании музея. Приказ утверждается руководителем учреждения. 1.3 Обязательным условием является приказ о назначении руководителя данного музея. В приказе указывается, на каких условиях принят руководитель, непосредственно руководителем школьного музея либо с совмещением (например, 1 ставка - педагог, 0.5ставки – руководитель школьного музея). Также в приказе обозначается форма оплаты труда. Здесь возможны следующие варианты: оплата по ставке, по совмещению, в виде надбавок и доплат к основной ставке. Этот приказ обязательно должен быть подписан руководителем учреждения, при котором создан и работает данный музей. Копии этих приказов должны быть в музее. В современных условиях руководители образовательных учреждений самостоятельно определяют должностные обязанности работников школьных музеев 1.4. Каждый школьный музей, занесенный в реестр школьных музеев должен иметь Паспорт школьного музея, номерное свидетельство (если есть). Номерное свидетельство, подтверждающее звание школьного музея, выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Свидетельство музей получает по результатам паспортизации школьных музеев и каждые пять лет подтверждает звание Школьный музей. 1.5. В музейную документацию входят копии договоров, (об аренде или предоставлении помещения (если музей находится не на территории школы), договоры о временном предоставлении экспонатов (например, из другого музея), договоры купли – продажи, приема – передачи экспонатов, и т.д.). Эти договоры должны быть заверены подписью руководителя учреждения и печатью. 2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Паспортизация школьных музеев проходит несколько этапов в соответствии с Положением о паспортизации школьных музеев. Областная и муниципальные комиссии по паспортизации создаются в составе специалистов органов управления образованием, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, ветеранов локальных военных конфликтов и ветеранов труда, членов попечительских советов, сотрудников музеев. Областная комиссия по паспортизации выполняет следующие функции: - Рассматривает результаты работы муниципальных комиссий по паспортизации, составляет реестр музеев образовательных учреждений, присваивает звание «Школьный музей»; - Координирует работу муниципальных комиссий по паспортизации, осуществляет их методическую поддержку; - Состав областной комиссии по паспортизации музеев образовательных учреждений утверждается приказом ГАУДО ПензоблСЮТур. Муниципальные комиссии по паспортизации выполняют следующие функции: - Подробно изучают деятельность каждого музея образовательного учреждения или комнаты, претендующей на звание «Школьный музей». - Организуют постановку на учет в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в музеях образовательных учреждений, или передачу их на хранение в государственные музеи. - Контролируют сверку наличия фондов школьных музеев с учетной документацией, которую проводят руководители школьных музеев. - Составляют акт обследования музея. - Оформляют учетную карточку музея. - Оформляют паспорт и учетную карточку музея для не паспортизированных музеев в случае соответствия музея требованиям звания «Школьный музей». - Дают заключение о состоянии работы музея и возможности присвоения ему звания «Школьный музей». Звание «Школьный музей» присваивается при соблюдении следующих требований: - наличие актива учащихся, способного осуществлять систематическую, поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу; - наличие собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля; - наличие тематических экспозиций; - наличие приказа о создании школьного музея, устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения, в котором организован музей; - наличие помещения (площади) и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их хранения. Муниципальные комиссии предоставляют итоговый пакет документов, сформированный в электронном виде рассмотрения областной комиссией по паспортизации в ГАУДО ПензоблСЮТур. В пакет документов входит: - учетная карточка на музей в формате Exel; - акт обследования музея в формате pdf; - 4 фотографии экспозиций в электронном виде (формат JPEG, размера 640х480); - сводная таблица в формате Exel; - заявка от органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования формате Word и pdf. Вопрос о присвоении или подтверждении звания «Школьный музей» рассматривается на заседании областной комиссии. Музеям образовательных учреждений с присвоением звания «Школьный музей» ГАУДО ПензоблСЮТур выдается паспорт установленного образца. Протокол заседания комиссии направляется в ФГБУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», где при положительном решении выдается номерное свидетельство о присвоении звания «Школьный музей». В паспорте музея обязательно должны присутствовать следующие разделы: * название музея, * его профиль, * юридический адрес и телефон, * дата основания и открытия, * структура музея, включающая описание общей площади и площади экспозиций, площадь фондового хранения, * описание структуры экспозиции по разделам, подразделам, темам. * количество основного и вспомогательного фондов, единиц хранения, выведенных в экспозицию. * средства технического обеспечения, имеющиеся в музее, * оборудование музея, (сколько и какие есть витрины, стенды, подиумы, и т.д.). * какова посещаемость музея в год, кто посещает его, * тематика и разнообразие видов экскурсионной работы. 3. ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ: 3.1. Программа деятельности школьного музея с приложением схемы деятельности 3.2. План работы школьного музея по разделам деятельности при необходимости составляются: - план работы совета музея -план работы попечительского совета (при наличии) -план работы методического объединения (при наличии) -план совместных мероприятий с советом ветеранов) 3.3. Анализ работы 3.1. У каждого музея должна быть разработана Программа деятельности музея, в которой должна быть изложена целостная концепция роли музея в жизни школы, села, района, города. Указаны цели, задачи музея, пути и методы достижения поставленных целей, пути реализации программы, сроки, участники программы, ожидаемые результаты, и т.д. Рекомендации по созданию концепции формируемого школьного музея Место музея. Название музея, принадлежность к учебному заведению. Цель. Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей. Создание фондов музея. Составить план поисково-собирательской работы с привлечением школьного актива, учителей и родителей. Организовать учет и хранение музейных коллекций. Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиций. Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь. Принцип построения экспозиции. Проблемный (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно-сюжетный. Тематическая структура экспозиции. Определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть. Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Составить план помещения с размещением в нем витрин, стендов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект. Основные затраты. Определяется исходя из стоимости экспозиционного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера. Концепция является первым этапом в формирования музея. 4. УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ: 4.1. Инвентарная книга. 4.2 Книга учета научно-методического фонда 4.3 Книга отзывов 4.4. Портфолио достижений 4.5. Журнал учета проведенных экскурсий 4.6. Отражение деятельности музея в СМИ и других изданиях 4.7. Акты приема экспонатов 4.8. Коллекционные описи экспонатов (есть ли есть коллекции) 4.9. Инвентарная картотека и каталоги 4.1 Учет музейных фондов предусматривает две стадии:
УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ) ФОНДЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея и относятся к негосударственному музейному фонду РФ. В состав фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе. В музейный фонд входят: а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки; б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии; в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки. СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ Акт обследования школьного музея - юридический документ, составляемый комиссией по паспортизации школьных музеев. В акте дается оценка деятельности музея и выносится заключение о целесообразности присвоения ему статуса школьного музея с вручением паспорта и соответствующего номерного свидетельства. В состав комиссии необходимо включать представителя государственного музея. Акт приема - юридический документ, удостоверяющий факт приема музеем музейных предметов или научно-вспомогательных материалов от их владельцев на постоянное или временное хранение. Акт сверки наличия фондов - юридический документ, составленный по результатам сверки наличия хранящихся в музее фондов с записями в книге поступлений. Сверка наличия фондов школьных музеев проводится, как правило, во время очередной паспортизации. Составляется специальной комиссией (эти функции могут быть возложены на комиссию по паспортизации) совместно с лицом, ответственным за учет и хранение фондов музея. Акт подписывается всеми членами комиссии, скрепляется печатью вышестоящей организации. Актив школьного музея - группа школьников и педагогов, общественников, причастных к работе данного музея. Из числа актива выбирается совет музея. Архив музея - подразделение музея, в котором хранятся документы, подготовленные в процессе деятельности музея (планы, отчеты, книги отзывов, материалы экспедиций, выставок, сценарии праздников и других мероприятий). Атрибуция - выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. В процессе атрибуции устанавливается связь с историческими событиями и лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет, указывается степень сохранности предмета и описываются его повреждения. Аттрактивность музейного предмета – одно из общих свойств музейного предмета; способность музейного предмета привлекать внимание посетителя своими внешними особенностями (форма, размер, цвет), а также исторической, художественной, мемориальной ценностью. Аудитория музейная – объединение людей, проявляющих интерес к музею. Характеризуется по социально-демографическим признакам (профессия, возраст, образование и пр.), с точки зрения активности по отношению к музею (постоянная и временная, реальная и потенциальная). Имеет подвижный характер: меняется по количеству участников, уровню восприятия. Библиотека музея - собрание литературы, необходимой для успешного функционирования музея. Включает специальную музееведческую литературу и литературу по профилю музея. Биогруппа - экспозиционный комплекс, создающийся в музеях естественнонаучного профиля или в естественнонаучных экспозициях в музеях других профилей (например, в краеведческих); отражает экологические особенности видов растений и животных. Буклет - музейное издание рекламного характера. Отличается лаконичным текстом и компактным размером. Обычно печатается на листе плотной бумаги, сложенном в виде ширмы. Вводный зал - помещение, предваряющее экспозицию музея. Во вводном зале размещается первичная информация о музее, его экспозиции. Он предназначен для подготовки посетителей к более полному восприятию музея, создания определенного настроения. Ведущий экспонат - см. Экспонат. Вернисаж - торжественное открытие музея, выставки. Вещевые источники - один из основных типов музейных предметов. Включает вещи, изготовленные человеком в процессе своей жизнедеятельности. В свою очередь подразделяются на виды: а) по материалу - дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса и др., б) по функциональному назначению - предметы труда, быта, вооружение, нумизматика, геральдика и др. Витрина - элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон. По типу конструкции бывают горизонтальными, вертикальными, настольными, подвесными и др. Вместе с помещенными материалами составляет единый комплекс, призванный решать задачи сохранения музейных предметов, их наилучшего восприятия посетителями. Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной. Выставка новых поступлений - традиционный тип музейной выставки, которая готовится на основе музейных коллекций, собранных относительно недавно. Цель подобной выставки - познакомить посетителей, специалистов, общественность с наиболее яркими новинками музея. Выставка фондов - тип музейной выставки, основу которой составляют материалы, хранящиеся в запасниках музея, т. е. не выставляемые на постоянное обозрение. Гербарий - коллекция специально собранных и засушенных растений, которые монтируются на листах плотной бумаги с указанием видового названия, места и даты сбора. В последнее время в связи с ограничениями сбора многих растений в музейной практике используется реже. Вместо этого используются фотографии, рисунки растений. Главная инвентарная книга – см. Книга поступлений основного фонда. Глиптотека - коллекция камней. Голограмма - объемное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или пленке. Воспроизводится в натуральную величину под воздействием пучка света. Создает иллюзию присутствия реального предмета. Государственные музеи - музеи, являющиеся собственностью государства и финансируемые из государственного бюджета. С 1946 года находятся в ведении Министерства культуры РФ. Государственные музеи призваны оказывать методическую и практическую помощь всем негосударственным музеям, в том числе - школьным. Дар - предмет или коллекция, переданные музею безвозмездно, в дар. Факт дарения фиксируется специальным актом. Датировка - один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета. Заключается в определении времени создания (изготовления) предмета, его бытования. Дезинсекция - меры по уничтожению насекомых, угрожающих музейному собранию. Подразделяются на механические, физические и химические. Дезинфекция - меры по борьбе с микроорганизмами, вызывающими биологические повреждения музейных предметов. Включают профилактику и уничтожение. Главное профилактическое мероприятие - соблюдение необходимого температурно-влажностного режима в музее. Демонтаж - разборка экспозиции, выставки. Диорама - экспозиционный комплекс, включающий живописный фон (задник) и передний план, выполненный в объемных формах (в натуральную величину или в уменьшенном виде). Как правило, является произведением экспозиционного искусства и служит для эмоционального воздействия и более наглядного представления о каком-либо объекте. Документация музейная - к основным документам школьного музея следуют отнести: паспорт, номерное свидетельство, учетные документы (книга поступлений, акты, картотеки), планы работы, книга отзывов. Документирование - одна из социальных функций музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов и другой информации тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети. Реализуется в процессе поисково-собирательской работы по комплектованию фондов, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной работы. Дублет - каждый из ряда идентичных музейных предметов. Группа дублетных предметов образует дублетный (обменный) фонд. Единица учета - предмет или группа предметов (коллекция), зарегистрированные в учетных документах под одним номером. Зал (комната) - обобщенное название помещения для размещения материалов, экспозиции музея. Существуют различные по назначению залы. Вводный зал представляет в обобщенном виде тематику всей экспозиции, готовит посетителя к более целостному её восприятию, создает особый эмоциональный настрой. Мемориальный зал посвящен памяти какого-либо человека или события. Выставочный зал предназначается для размещения музейных выставок. Запасники - см. Фондохранилище. Инвентарная карточка – вспомогательная форма учета основного фонда школьного музея. Составляется на каждый музейный предмет. Дублирует сведения из книги поступлений (инвентарной книги). Является основой для создания различных картотек. Инвентарный номер - порядковый номер учета музейного предмета в книге поступлений (инвентарной книге), проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета). Инсталляция - произведение музейного искусства в виде пространственного сооружения, объекта (композиции) из сочетания различных элементов. В последнее время часто применяется в выставочной деятельности. Информативность – одно из общих свойств музейного предмета, его способность выступать в качестве источника информации. Источниковедение музейное - всестороннее изучение всех типов музейных источников: вещевых, письменных, изобразительных и иных. Источник поступления - лицо, организация или учреждение, которые представили музею принадлежащие им или найденные ими (например, экспедиция) предметы музейного значения. Картотека музейная (каталог) - систематизированная в определенном порядке группа карточек, содержащих сведения музейного характера. Картотеки могут быть систематическими, тематическими, именными, хронологическими, географическими и др. Каталог музейный – перечень музейных предметов, составленный в определённом порядке. Клеймо - официальный унифицированный знак, нанесенный механическим способом на предмет чаще всего в процессе производства. Позволяет определить место и время изготовления предмета (городские фабричные клейма), принадлежность (клеймо мастера, автора или владельца), материал (клейма пробирных мастеров). Книга отзывов - тетрадь, журнал, куда посетители музея записывают свои впечатления (отзывы). Является своеобразным барометром интереса разных людей к музею. Помогает изучить общественное мнение и, в конечном счете, улучшить работу музея. Книга поступлений основного фонда (Главная инвентарная книга) – основной юридический документ учета (регистрации) музейных предметов. Листы книги прошиваются, нумеруются и скрепляются печатью вышестоящей организации. Запись в книге производится по форме, установленной инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей. В повседневной практике школьных музеев в книгу поступлений могут вноситься предметы как основного, так и научно-вспомогательного фондов. Коллекция музейная - совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы коллекции группируются на основе одного или нескольких признаков - по тематическому принципу, общности происхождения или бытования, принадлежности конкретному человеку и др. Комната (зал, уголок) краеведческая - помещение или его часть, где размещены материалы краеведческого характера определенной тематики (комната боевой славы, уголок истории школы и т. п.). Экспозицию данного типа, в которой подчас присутствуют подлинные материалы, нередко ошибочно называют музеем. Однако, являясь прообразом музея, данное краеведческое (музейное) формирование не может таковым считаться, если у него отсутствуют необходимые признаки (коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений, экспозиция, актив, устав). Принадлежность формирования к музею определяет комиссия в ходе паспортизации школьных музеев. Коммуникация музейная - процесс разнообразного общения музея с посетителем. Все чаще рассматривается не столько как передача информации, но как своеобразный диалог двух сторон (организатора и потребителя). Результативность К. м. зависит от умения с помощью музейных средств создать в музее присущую только ему образную систему (особого рода предметный мир), благотворно воздействующую на ум и чувства посетителей. К. м. призвана передать музейными средствами представления о богатствах культурно-исторического, природного наследия. Нередко специалисты связывают её с символическим актом встречи в музее прошлого и настоящего. Результативность К. м. зависит от способности музея помочь посетителю научиться понимать «язык» вещей (музейных предметов), их природу. Комплектование музейных фондов - одно из основных направлений музейной деятельности. Заключается в целенаправленном и систематическом выявлении и сборе предметов музейного значения для пополнения музейного собрания. Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея. Консервация музейных предметов - обеспечение сохранности музейных предметов в том виде, который максимально обеспечивает его функционирование в музее. Предполагает выявление и своевременное устранение причин дальнейшего разрушения и естественного старения предмета, его деформации и непредусмотренных изменений. К. м. п. предполагает создание оптимальных норм освещенности и температурно-влажностного режима при хранении и экспонировании. Концепция музея – словесное выражение сущности, основных идей того или иного музея. К. м. - своеобразная модель музея, на основании которой строится реальная конструкция. В концепцию входит круг проблем, тем, задач, которые определяют организаторы музея. Копия - точное воспроизведение предмета с его особыми приметами, Противоположность подлиннику. Создается для использования в экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала. Входит в научно-вспомогательный фонд. Краеведческий принцип музейной деятельности - основополагающий принцип организации и деятельности музея, связанный с активным взаимодействием музея с местным его природным и историко-культурным наследием. В соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края. К. п. тесно связан с функцией музей по документированию исторического процесса на локальном уровне. Культурно-образовательная деятельность - одно из направлений деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с музейной аудиторией как в самом музее, так и за его пределами. Составная часть музейной коммуникации. К основным формам организации работы с аудиторией относятся: экскурсия (в том числе - учебная), лекция, конференция, музейный праздник, клубная деятельность (кружок, студия и др.), конкурс, викторина, историческая игра, консультация. Культурно-образовательная деятельность тесно связана с музейной педагогикой. Легенда предмета - описание предмета (рассказ о нём), составленное на основе данных, полученных от бывшего владельца или иным способом. Содержит сведения об истории предмета - времени и месте изготовления, прежней принадлежности, среде его бытования, использовании, мемориальном значении. Л. п. составляется на основе тщательной проверки с использованием различных источников. Макет - объёмное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, объекта, выполненное в необходимом для экспонирования масштабе. Марка фабричная - знак, обозначающий место производства предмета. В отличие от клейма часто наносится после его изготовления. Маршрут экскурсионный - путь следования группы в музее во время экскурсии, занятия. Его выбор обусловлен устройством экспозиции, объектами показа, расположенными на пути следования, темой, временем, характером группы и другими факторами. Международный день музеев - профессиональный праздник работников музеев мира, который по решению XII Генеральной ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМа) отмечается с 1978 года ежегодно 18 мая. Международный совет музеев (ИКОМ) - всемирная неправительственная организация, призванная содействовать международному сотрудничеству музеев. Создан в 1946 году в Париже. Основой его структуры являются национальные комитеты. Руководящий орган - Генеральная ассамблея. Высший рекомендательный орган - Генеральная конференция. Имеет Исполнительный комитет и Секретариат. В составе организации действуют международные музейно-отраслевые комитеты и ассоциации, объединяющие представителей музеев различных профилей и типов. Россия (в составе СССР) вошла в ИКОМ в 1957 году. Мемориальность – свойство предмета, связанное с памятью об историческом событии, человеке. Ценность мемориального предмета определяется в первую очередь историей возникновения, бытования, а не атрибутивными свойствами предмета. Мемориальный музей - музей, созданный в память о выдающемся событии, человеке, расположенный на памятном месте в историческом здании, помещении. Модель - 1). Предмет, который использовался в качестве модели в науке или технике. Попадая в музей, приобретает статус и качества музейного предмета. 2).Объемное воспроизведение объекта, создаваемое для демонстрации его вместо другого предмета, механизма или системы. Музееведение (музеология) - научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея как социально-культурного феномена и пути реализации его социальных функций в различных исторических, общественно-поли
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.014 с.) |