Ракетных войск стратегического назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ракетных войск стратегического назначения



 

Для боевого обеспечения управления 7-го отдельного ракетного корпуса и его частей 16 октября 1961 года был сформирован отдельный авиационный отряд в составе двух Ли-2, двух Ан-2 и двух Ми-4.

Командиром отряда был назначен военный летчик 1-го класса майор Фомин А.С.

Отряд базировался на аэродроме Омск – Центральный.

В 1967 году из штата отряда были выведены вертолеты Ми-4, а в 1969 году введены два самолета Ил-14.

8 июня 1970 года 7-й отдельный ракетный корпус был переименован в 33-ю ракетную армию и при управлении армии был создан авиационный отдел. Первым начальником авиационного отдела был подполковник Нагорный Николай Тимофеевич. Под его непосредственным руководством была объединена авиация армии, состоящая из 105-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи и отдельных вертолётных эскадрилий Алейской, Жангизской и Ужурской дивизий, сформирована отдельная рота аэродромно-технического обеспечения (орато).

Авиационные части на вооружении имели самолёты типа Ан-2, Ил-4 и Ли-2, а также вертолёты типа Ми-4.

Первоначально на вооружении 105-й осаэ стояли самолеты Ан-2, Ли-2 и      Ил-14. В 1976 году Ан-2 и Ли-2 были заменены на Ан-24 и Ан-26. В 1987 году вместо Ил-14 был введен в эксплуатацию отряд самолетов Ан-12 в количестве трех единиц (в 1993 году были переданы на Камчатку).

В 2003 году летный и инженерно-технический состав эскадрильи прошел переобучение на современный военно-транспортный самолет Ан-72 в войсковой части 33782 (город Знаменск) и с августа 2003 года приступил к его эксплуатации.

Этот самолет позволяет значительно «сблизить» раскинувшиеся на просторах Западной и Восточной Сибири ракетные дивизии, поднять на новый, качественный уровень мобильности силы и средства ракетной армии. В 2009 году эскадрилья была расформирована.

В 2008 году на 105-ю осаэ и отдельную роту аэродромно-технического обеспечения была возложена международная миссия по обеспечению перелёта вертолётов Китайской народной республики для проведения совместного учения «ШОС-2008». С этой задачей авиаторы справились успешно.

В декабре 2010 года орато вошло в состав 105-й осаэ, которое в мае 2011 года из подчинения 33-й ракетной армии перешло в подчинения Военно-воздушных сил второго командования (г. Екатеринбург). 1 октября 2011 года 105-я осаэ (в/ч 77126) была переименована в 14-ю авиационную эскадрилью (в/ч 21350-14) и передана в подчинение гвардейской Минской авиационной базы первого разряда.

В ноябре 2011 года 14-я авиационная эскадрилья была объединена с 340-й отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильей, которая имела в составе три звена самолётов Ан-2. Вновь созданной воинской части было присвоено новое наименование – войсковая часть 45097-3.

25 января 2014 года в/ч 45097-3 вошла в состав 117-го военно-транспортного авиационного полка

 

Отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья

Воздушно-десантных войск

340 отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (овтаэ)   сформирована на базе 116 отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи 104 гвардейской Воздушно-десантной дивизии в августе 1960 года (на основании директивы Командующего Воздушно-десантными войсками № 447200 от 1 июля 1960 года.) 

Место формирования эскадрильи город Остров Псковской области. После формирования 340 овтаэ вошла в состав 44 учебной воздушно-десантной дивизии (впоследствии 242 учебный центр подготовки младших специалистов ВДВ).

Главной задачей эскадрильи с момента формирования и до расформирования являлась формирование и поддержание высокого уровня натренированности летного состава, который позволил выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях и при установленном минимуме погоды, а также десантирование личного состава 242 учебного центра ВДВ.

Места базирования 340 овтаэ:

г. Остров Псковской области (с августа 1960 г. по сентябрь 1961 г.г.),

г. Алитус Литовской СССР (с сентября 1961 г. по июль 1969 г.г.).

г. Пренай Литовской ССР (с июля 1969 г. по май 1993 г.),

пгт Марьяновка Омской области (с мая 1993г. по октябрь 1994 г.),               г. Омск (с октября 1994 г. по декабрь 2009 г.)

В декабре 2009 года 340-я овтаэ выведена из состава ВДВ и вошла в состав 6956 гвардейской Красносельской Краснознаменной авиационной базы (1 разряда) военно-транспортной авиации.

В ноябре 2011 года 340-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья была объединена с 14-й авиационной эскадрильей. Вновь созданной воинской части было присвоено новое наименование – войсковая часть 45097-3.

25 января 2014 года в/ч 45097-3 вошла в состав 117-го военно-транспортного авиационного полка

 

В г. Омске родились или проживали в разные годы 22 Героя Советского Союза, летчики, которые были удостоены этого звания, как в годы Великой Отечественной войны, так и после войны. В честь некоторых из них названы улицы г. Омска.

 

Многие омичи, воевавшие в годы Великой Отечественной войны в авиации неизвестны  широкому кругу лиц. Вот только истории некоторых из них.

 

СКАТОВ Пётр Сергеевич

 

Скатов Петр Сергеевич родился в 1915 г. в г. Омске в семье рабочих.

Закончил ФЗУ при паравозо-вагонном ремонтном заводе, затем работал слесарем на деревообделочном комбинате. Без отрыва от производства закончил Омский аэроклуб. Осенью 1937 г. был призван на службу в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке связистом в 28-й тяжело-бомбардировочной авиационной бригаде, а в 1939 г. поступил в Ейское авиационное училище          им. И.В. Сталина, который закончил в 1940 г. по первому разряду.

После окончания училища лейтенант Скатов П.С. был назначен летчиком во 2-й минно-торпедный авиационный полк 63-й бомбардировочный авиационной бригады Черноморского флота, где был зачислен в 5-ю авиаэскадрилью, которая размещалась на аэродроме Сарабуз Симферопольского района (пгт Гвардейское).

После выполнения первого боевого вылета на бомбардировку порта самолет ДБ-3ф, пилотируемый старшим пилотом лейтенантом Скатовым П.С. от огня зенитной артиллерии противника получил повреждения. После бомбометания самолет ДБ-3ф теряя скорость начал отставать от самолетов эскадрильи, возвращающихся на свой аэродром. Одиночный самолет был атакован двумя немецкими истребителями Ме-109. Стрелок – радист Розанов Александр Петрович точным огнем своего пулемета поразил один из истребителей противника. Второй истребитель в одиночку не стал атаковать самолет              Скатова П.С. и удалился. Скатов П.С. проявив высокое летное мастерство и мужество сумел долететь до своего аэродрома, но у самого аэродрома экипажу пришлось столкнуться с новой неприятностью: из-за повреждения, полученного в бою, не вышла левая стойка шасси. Все попытки летчика выпустить левое шасси не увенчались успехом, и тогда он принял решение садиться на одно шасси. При посадке самолет получил незначительные повреждения: была повреждена обшивка и погнут левый винт. Своими грамотными и умелыми действиями летчик спас и самолет и членов экипажа.

Старший пилот 5 аэ 2 мтап лейтенант Скатов П.С. кандидат ВКП (б), секретарь бюро ВЛКСМ за образцовое выполнение боевых заданий в период военных действий был назначен на должность командира звена. После публикации в газетах подвига Гастелло Скатов П.С., как секретарь комсомольской организации, по совету заместителя командира эскадрильи старшего политрука Филиппа Костькина провел на эту тему с комсомольцами беседу, призывая их к самоотверженной борьбе с фашистами.

Командир звена лейтенант Петр Осипов так характеризовал Скатова П.С.: «Делу партии и социалистической Родине предан. Настойчиво изучает труды классиков марксизма-ленинизма и историю ВКП(б). Находчив, обстановку оценивает правильно. Умеет воспитывать у подчиненных боевой дух. Обладает силой воли. Летает уверенно. Летное дело любит.»

В боевом донесении 4-й румынской армии за 17 сентября 1941 г. сообщается, что 15 советских бомбардировщиков и 30 истребителей бомбили и обстреливали пулеметным огнем румынские войска в районе Фрейденталь-Петерсталь,_Ленинталь-хутор Дальницкий, а также Березени-Вакаржаны-Выгоды. Румынским зенитчикам удалось сбить один бомбардировщик.

В наших документах говорится, что днем 17 сентября 1941 г. 6 самолетов ДБ-3 2 мтап вылетели с аэродрома Сарабуз имея задание нанести удар по позициям полевой артиллерии 11 армейского корпуса 4-й румынской армии в районах Ленинталь-Выгода, где держала оборону 25-я Чапаевская стрелковая дивизия.

 Командир звена лейтенант Скатов П.С., вел свое звено из 3 самолетов. Когда все самолеты пролетели над Ленинталем зенитная артиллерия среднего калибра противника открыла огонь. Несмотря на огонь зенитной артиллерии самолеты сделали два захода над целью и произвели бомбовый удар по батареям противника, где были видны сильные взрывы.

Во время первого захода на цель огнем зенитной артиллерии был подбит самолет лейтенанта Скатова П.С. Снаряд попал в левый двигатель, отчего он загорелся, и пламя охватило левую плоскость. Лейтенант Скатов П.С. попытался маневрами самолета загасить пламя и добраться до своей территории, но пламя охватило всю левую плоскость и стала приближаться к фюзеляжу.

Выполняя последнюю волю членов экипажа радист самолета успел передать ведущему группы прощальную радиограмму: «Самолет подбит. Спастись невозможно. Свой долг выполним до конца. Прощайте».  Самолет вошел в спираль, потом со скольжением на крыло стал беспорядочно падать, однако летчику удалось выправить самолет, и он направил горящий самолет со всей бомбовой нагрузкой (10 «ФАБ-100» и 2 «РРАБ-3»)  на скопление танков и пехоты противника. От мощного взрыва столб огня, дыма и земли взметнулся вверх. Это был первый огненный таран в боевой летописи черноморской авиации и этот таран на позиции противника видели жители села Выгода.

14 марта 1942 г. командованием части на имя отца Скатова П.С. направлено извещение о том, что 17 сентября 1941 г. их сын пропал без вести.

В марте 1981 года в честь 60-летия ВВС Краснознаменного Черноморского флота, на проспекте генерала Острякова в г. Севастополе был открыт памятник авиаторам-черноморцам, не имеющим захоронений. На памятнике написано: «Здесь увековечена память летчиков, штурманов, стрелков, радистов ВВС Черноморского флота, погибших в боях за Родину и не имеющих мест захоронений». На памятнике высечены 1297 фамилий, в том числе фамилии всех четырех членов экипажа самолета ДБ-3ф «За Сталина»: Скатова П.С.,           Катурги Л.Ф., Розанова А.П. и Торба И.А. Фамилии всех членов экипажа, высечены также на мемориальной плите среди 340-х имен погибших 40-го бомбардировочного Констанцского Краснознаменного авиационного полка в поселке Октябрьский, Красногвардейского района, Республика Крым.

По официальным данным до настоящего времени считается, что в огненном таране погибли все четыре члена экипажа. Однако в ходе поисковых исследований, проведенных членами ООООВА «Крылатое братство» удалось установить, что  вместе с командиром звена, старшим пилотом лейтенантом Скатовым П.С. погибли члены его экипажа: стрелок – радист младший сержант Розанов Александр Петрович, 1920 г.рождения, призванный Залучским РВК Ленинградской области и воздушный стрелок краснофлотец Торба Иван Андреевич, 1921 г. рождения, призванный Градижским РВК Полтавской области, Украинской ССР.

Штурман самолета лейтенант Катурга Леонид Филиппович, 6 июня 1920 г. рождения, украинец, призванный Алма-Атинским РВК Казахской ССР выпрыгнул из самолета с парашютом и в районе населенного пункта Красный Переселенец попал в плен. Для него это был пятый полет на боевое задание. При нем оказались: удостоверение № 41/1706 от 17 июня 1041 г., в котором указано его звание и сведения идентификации; удостоверение № 1/1406 от 14 июня 1941 г., выданное гарнизоном г. Ялты; членский билет ВКП (б) № 42/11542, выданный 30 августа 1941 г. политотделом 63-й авиабригады ВВС Черноморского флота; две бесплатные продуктовые карточки на завтрак, обед и ужин; три маленькие фотографии его самого. Катурга Л.Ф. трижды предпринимал попытки бегства из концлагеря, однако все попытки были неудачными. В 1945 году освобожден из плена. После прохождения проверки в фильтрационном лагере НКВД уехал к себе на родину в г. Алма-Ата. Закончил университет и работал учителем истории в средних школах № 25 и 94 г. Алма-Ата. Умер Катурга Л.Ф. в 1994 г.

После войны многие захоронения, которые были в районе станции и села Выгода, были перенесены в общую братскую могилу возле школы с. Выгода, в том числе тела Скатова П.С., Розанова А.П. и Торбы И.А. В братской могиле похоронены солдаты и офицеры, погибшие при освобождении с. Выгода в               1944 году (номер захоронения ЗУ380-16-446).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.013 с.)