Основы методологии научно-исследовательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологии научно-исследовательской деятельности.



Лекция №2

Основы методологии научно-исследовательской деятельности.

Понятие методологии и методики научных исследований.

Методология теоретических исследований.

Основы методологии исследований эмпирического уровня.

Познавательные приемы и формы научных исследований.

Лекция №3

Лекция №4

Выписки.

В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный̆ конспект, который̆ представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом.

В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

1.Что такое педобщение? Многоплановый процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопонимания, взаимодействия между учителем и учащимися, порождаемый̆ целями и содержанием их совместной̆ деятельности.
2.Какие существуют стили ПО? Авторитарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктата и опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).
Демократический (субъектное взаимодействие, открытое, свободное обсуждение проблем, сотрудничество).
Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей̆ равнодушие, незаинтересованность учителя, низкая дисциплина и успеваемость)
3.Как установить целесообразные взаимоотношения с уч-ся? Влияние личности учителя; взаимопонимание; апатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деятельности уч-ся; педагогическое требование.

Очень удобно пользоваться схематической записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространёнными являются схемы типа "генеалогическое древо" и "паучок". В схеме "генеалогическое древо" выделяются основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности "сверху-вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме типа "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который̆ составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме так, что они образуют "ножки паучка". Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно присоединить к каждой̆ "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

Можно воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты представляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:- подзаголовки, - абзацные отступы, - пробельные строки.

Все это организует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

-делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчёркивай (например, вертикальные),

- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки, -пользоваться при записи различными цветами,-писать разным шрифтом.

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

3). Систематизация и хранение информации

Отберите нужный̆ материал, собранный̆ при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей̆, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой̆ выпиской̆ указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый̆ существенный̆ материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой̆ научной̆, учебной̆, методической̆ литературой̆ и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей̆ исследовательской̆ работы, использую правила.


 

Лекция №5

Конспектирование источников

Конспектирование источников

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания, на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:

· выборочное и сквозное;

· репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Формы конспектирования:

· выписки;

· составление плана;

· тезисы;

· аннотация;

· рецензия.

Лекция №2

Основы методологии научно-исследовательской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)