Темперамент и характер как индивидуально-типологические особенности личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент и характер как индивидуально-типологические особенности личности



Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения ч-ка, их темп, быстроту, интенсивность, скорость возникновения и прекращения. Т-биол. фундамент, на к-ом. формир. лич. он отраж. динамич. аспекты повед., преимущ. врожд. хар-ра. Устойчив в теч. Длит. Врем., не зав-т от содержан. Деят-ти и повед. (мотивов, целей).

 На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Свойство организма, лежащие в основе классификаций тем-та:

1) Гуморальная теория Гиппократа (меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик) – тем-т связан с различным соотношением жидкости в организме.

2)Соматические теории Кречмера 9влияние эндокрин системы) (пикник, астеник, атлетик), Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный), (тем-т связан с особенностями телосложения ч-ка).

3) Нервная теория - Павлова (безудержный, слабый, живой, инертный)– тем-т связан с особенностями функционирования ЦНС, В учении о типах нервной системы И. П. Павлов выделил три основных свойства: силу, уравновешенность и подвижность возб-я и торм-я. Опр сочетание этих 3 св-в дают разные виды темпер-та. 1. сильный, урав, подвижный (сангвиник), 2.сильный, неурав (холерик), 3. сильный, уравнов, инертный (флегматик) 4. слабый (меланхолик)

Теплов и Небылицын выд-ют ещё 2 св-ва н.с.:

- динам-сть (опр-ет скор-ть и легкость обр-я врем-х связей в коре г.м.),

- лаб-сть(скор-ть возн-я и прекр-я н-го проц-са).

По каждому из 5 свойств измеряются 3 показателя: возбуждение, торможение и их баланс). Тип н.с. не идентичен типу тем-та, он составляет природную основу, на которой тем-т формируется.Тем-т не идентичен поведению, характеризует динамическую сторону поведения, но не его содержательную сторону. Подход к изучению тем-та не д.б. оценочным. Павлов оценивал слабый тип н.с. как ущербный. Существование любого типа биологически и социально оправдано. 

Э. Кречмер (20-е годы нашего века) предлагает выделять типы темперамента в соответствии с типами строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела). Кречмер выделяет три основных типа строения тела:

1. пикник, характеризующийся преобла­данием поперечных измерений.

2. астеник, характеризующийся преоб­ладанием вертикальных измерений

3. атлетик, характеризующийся крепким телосложением и хорошо развитым опорно-двигательным аппаратом.

У. Шелдон (40-е годы нашего века) предлагает рассматривать темперамент как функцию строения тела. Шелдон выделяет три типа телосложения:

1. Э ндоморфный. Имеет большой живот, сильно развитые внутренние органы, слабые и короткие конечности.

2. М езоморфный. Имеет могучее телосложение, грудь ко­лесом, развитые члены, широкие ладони и ступни.

3. Э ктоморфный. Худой и высокий.

Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют «пер­вичным компонентам темперамента», которым позднее он дал наименование: висцеротония, соматотония, церебротония. В соответствии с типами телосложения были выделены и типы темперамента: висцеротоник (мезоморф), соматотоник (эндоморф), церебротоник (эктоморф).

Русалов: Тем-т - целостное психическое образование, в основе которого лежат свойства ни одной частной биол. системы, а общая конституция человеческого организма как совокупность всех частей орг-ма: физ. и псих-е свойства индивида, закрепленные в наследственном аппарате.

 Выд-л критерии отнесения того или иного свойства к тем-ту:

1) Данное свойство не зависит от содержания Д. и поведения (мотивов, цели).2) Характеризует меру динамического напряжения и отношение ч-ка к миру, людям, себе и Д.3) Универсально и проявляется во всей жизнеД. 4) Устойчиво на протяжении длительного периода в жизни ч-ка.5) Высоко коррелирует со свойствами биол. подсистем (нерв., гуммор.,телес.).6) Является наследуемым.

7) Может проявляться уже в детстве.

Тем-т выполняет энергетико-приспособительную функцию. По мере созревания у ч-ка складываются общие характеристики тем-та: скорость, эмоциональность, пластичность, которые задают границы, оберегают организм от чрезмерно большого или малого расхода Е, сохраняя его способность выживать. Тем-т, по его мн-ю, не просто проявляется в Д., он не существует до Д. или вне ее, он формируется в процессе самой Д. в результате генерализации ее психических и динамических характеристик. Развитие тем-та по 2 основаниям:

1-вслед за возрастным, биол. развитием;

2-как результат сменяющих друг друга соц.-организованных типов Д.

Влияет на Д. и ее конечный результат. Эф-ть действий индивида, обладающего определенным тем-том, зависит от условий (при норм-х усл-ях нет зав-сти от темп-та), в которых совершается эта Д., а также от структуры самих действий. Темп- т определяет стилевые характеристики Д, но не ее результат. Стилевые характеристики – инд. система приемов и способов действия, которая характерна для данного ч-ка и обеспечивает успешность результатов Д. 

Мерлин: Тип ВНД не опр-ет отн-е лич-ти к действит-ти с сод-й стор., но оказ-ет значимое влияние на исх-е формы этого отн-я. И важно нах-ть для каждого типа темп-та инд-й подход (в обуч-ии, труде, восп-ии).Наиболее полный перечень свойств, входящих в структуру тем-та: сензитивность, реактивность, активность, их соотношение, темп реакции, пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированность, возбудимость внимания, сила эмоций, эмоциональная возбудимость, активность волевой Д., субъективация.

  Структура тем-та.

Русалов: Тем-т м.б. определен по речевому поведению ч-ка. Признаки: перепады интонаций, длительность высказывания, частота обращений к партнеру, легкость включения в беседу, громкость голоса, легкость и плавность речи, быстрота ответов, паузы, использование междометий, присутствие грам. нарушений и неологизмов. В ОСТ Русалова выделяют шкалы:

1) Предметная эргичность (желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил)2) Соц. эргичность (открытость для общения, широта контактов, легкость в установлении связей)3) Предметная пластичность (вязкость или гибкость мышления, способность переключения с одного вида Д. на другой)4) Соц. пластичность (сдержанность или раскованность в общении)5) Предметный темп (скорость мот.-двигательных операций)6) Соц. темп (речедвигательная активность, способность к вербализации)7) Предметная эмоциональность (мера чувствительности к расхождению между желаемым и реальным результатом)8) Соц. эмоциональность (характеризует ощущение уверенности в процессе общения, меру тревоги по поводу неудач в общении, эм. сензитивность.)

Небылицин выд-л Компоненты темп-та:

1) Общая психическая активность характеризует меру взаимодействия субъекта со средой, другими людьми с т.з. энергетической направленности. Сущность закл-ся в тенд-ии личн-ти к самовыр-ю и опр-ся содержат-ми особ-ми лич-ти (интел-м, мотивами).Основные показатели общей активности: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость психической Д.

2) Моторная (двиг-я) активность – движения тела, мимика, пантомимика, речевая моторика. Выражается во все психические состояния. Сост-ет двиг-й комп-т общей акт-сти. Поср-м моторики актуал-ся внутр-я дин-ка псих-х сост-й. Быстрота, сила, резкость, темп.

3) Эмоциональность особ-ти возн-я и протекания ч-в, аф-в, настроений. Наиболее сложный комп-т и обладает стр-й: -впечатлительность (аффективная восприимчивость суб-та к эм. воздействиям),

-импульсивность (быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой без предварительного обдумывания, скорость развития эмоций)- эм. лабильность (скорость, с которой прекращаются эм. состояние или происходит смена его другим). В хар-х эм-сти отраж-ся уст-е форм-е св-ва психики, обобщ-е под влиянием прир-х особ-й ч-ка. Эмоции выр-ют в энергит-м плане отн-е ч-ка к миру, общ-ву, себе.

Характеристика типов темперамента:

1. Сангвиник – высокая психическая активность, выраженность моторики и динамических свойств, эмоциональность, отчего переживания не глубоки, легко сменяемы. Наличие поспешности, поверхностности, направленности вовне. Имеет широкий круг знакомых, любят новую незнакомую обстановку, быстро устанавливают контакты.

2. Холерик – высокая энергичность, стремительность, резкость и выраженность эмоций, которые недостаточно уравновешены, не пластичны. Невыдержен, вспыльчив, низкий самоконтроль, выраж-я мимика.

3. Флегматик – низкая активность поведения, затруднения в переключениях, медлительность, спокойствие моторики и переживаний, ригидность. Предпочитают круг старых знакомств, привычную обстановку. Трудность в установлении соц. контактов, высокая работоспособность.

4. Меланхолик – низкая активность поведения со сдержанностью моторики и речи, с глубиной переживаний и замкнутостью, направленность вовнутрь. Ранимость, восприимчивость к внешним раздражителям, быстрая утомляемость.

 Проявл-я т-та опоср-ны реальными усл-ми и конкр-м сод-ем жизни ч-ка. С т.зр. адапт-х возм-й инд-да наиб. адапт-ны санг-к и фл-к.

Темперамент и личность.

В зав-ти от усл-й формир-я л-сти каждый тип темп-та м. хар-ся комплексом полож-х и отриц-х психол-х черт. Только полож-х или только отриц-х темп-в не сущ-ет. Т-т не хар-ет сод-ю сторону л-сти, не опр-ет цен-сть л-сти или предел возм-х для дан-го ч-ка достиж-й. «Исправить» темп-т м. через формир-е морально-волевых сторон хар-ра.

Климов (способ, ведущий к успешности): Индивидуальный стиль Д. – устойчивая система приемов и способов Д., обусловленная личностными качествами ч-ка, к-я является средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам.

Форм-е признаки инд-го стиля: - уст-я система приёмов и способов д-сти, - обусл-сть опр-ми л-ми кач-ми, - ср-во эф-го приспос-я к О-м треб-ям.

Это инд.-своеобразная система псих-х ср-в, к к-м созн-но или стих-но прибегает ч-к в целях наилучшего уравнов-я своей инд-сти с предм-ми, внешними усл-ми Д.

Структура:

Ядро – способы Д, к-е стих-но провоц-ся в О-й обстан-ке (благ-е и небл-е).

Пристройка – особ-ти, возн-е по мере необх-сти в рез-те поиска (компенс-е).

Природное условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.

Психология характера.

Характер – совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в Д. и общении, обуславливая типичные для ч-ка способы поведения. Это своеобразие склада психич-й д-ти, к-ая проявл-ся в особ-ях соц-го поведения Л. Все псих-ги отмечают: 1)хар-р чел. формир-ся в онтогенезе рано, и на протяж. жизни проявл-ся как более или менее устойч-й; 2)те сочетания черт, к-ые входят в хар-р чел. не явл-ся случайными, они образуют четко различимые типы позволяющие выявлять и строить типологию хар-ра; 3)большая часть людей в соответ. типологии м/б отнесена к той или иной гр.

Хаар-р форм-ся и проявл-ся в общ-ии и Д-ти. Он обусл-ет опред-сть ч-ка как С-та Д, пронизывая все её формы.

Характер и тем-т.

Все подходы к исследованию индивидуальности Ковалев и Мясищев разделил на 4 группы: 1. х-р и тем-т отождествляются (Кречмер, Шелдон); 2. между ними антогонистические отношения (противопоставление-Викторов), 3. тем-т – элемент характера (Руб-н), 4. тем-т – природная основа х-ра (Отеч пс-ги-Выг-й, Ананьев). Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. При таком опр-и характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны (быстрый, подвижный), во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности (собранный, аккур-й). Общим для Т. и Х. явл-ся зав-ть от типа н.с. Формир. Х. сущ-но зав-т от св-в Т., кот. тесно связан со св-ми н.с. Знание Х. поз-ет предвидеть и тем самым коррект. ожидаемые действия. Однако Х-ными можно считать только сущ-е и устойчивые особ-ти.   

Х-р и личность

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: - характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; - характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как "пересекающиеся" образования.

 Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами (Гип-р). Т.е. существует разделение черт личности на мотивированные и инструментальные. Мот-е побуждают личность, направляют, поддерживают ее, а инструментальные придают Д. определенный стиль. Х-р можно отнести к числу инструментальных черт личности, от него зависит не содержание, а манера выполнения Д. Основные свойства л-ти, входящие в состав х-ра:

1. Свойства личности, которые связаны с выбором целей Д. (рациональность)

2. Черты, направленные на достижение поставленных целей (настойчивость)

3. Черты, которые связаны с тем-том (экстроверсия, тревожность, импульсивность)

Характер как система отн-й. Лазурский. Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Наклонность – предраспол-сть к тем или иным псих-м проявл-ям, душ-е качество. Характер вместе с темпераментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя: - эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент, включает в себя все основные псих и психофизиол. функции (память, мышление, воля, быстрота и сила моторики)) и- экзопсихику (приобретенный, обусловленный внешними влияниями и выражающий отношения личности компонент, включает отношение личности к внешним объектам и к самому себе как к внешнему объекту).   В основу положил принцип активного приспособления индивида к среде (психосоц-я классиф-я).

Для классификации хар-ра выделил 2 основания: психический уровень (в проц-се роста) и психическое содержание. Чем выше псих. уровень, тем более успешно идет приспособление. Предложил критерии повышения псих. уровня:

 1-продуктивность Д., богатство и диф-ть интересов ч-ка, 2-сила псих. проявлений, выражающая неравнодушие к результатам своих усилий, 3-сознательность и произвольность псих. проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными, 4-возрастная координация псих. элементов и усиление связи между ними.Содержание псих. жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления в ответах индивида на влияние среды. Они взаимосвязаны. Х-р определяет меру неустойчивости личности, указывает на преимущества и зоны наибольшей уязвимости.

Напр, на низшем Ур-не – рассудочные, афф-е и акт-е; на ср-м – непракт-е теоретики-ид-ты и практики-реалисты; высший – типы-идеалы (альтруисты, религ-е, властные Д-ли…).

Мясищев и Ананьев – теория становления х-ра ч-ка в зависимости от его отношений к действительности. Сначала отношения осуществляются на конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют переживания ч-ка, особенности восприятия действительности, поведен реакции на внешние воздействия. + или – опыт взаимоотношений формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эм. + и – реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами, чертами характера. Х-р – совокупность свойств личности, ее субъективное отношение к обществу, другим людям, которое постепенно реализуется в общественном поведении и закрепляется в образе жизни.

Х-р имеет свою структуру – совокупность черт (свойства ч-ка, из которых с определенной логикой и последовательностью вытекает линия его поведения). Черты проявляются в отношениях ч-ка (Мясищев): 1-к людям (общительный), 2-к делу (ответственный), 3-к себе (самовлюбленный), 4-к собственности (щедрый).

  Ананьев выделяет черты, которые определяют отношения ч-ка:

1. Черты, которые проявляются в поступках личности по отношению к Д.: трудолюбие-лень, ответственность-безответственность, упорство, творческий подход.2. Черты, которые проявляются в поступках по отношению к обществу или другим людям: общительность, тактичность, вежливость, доброжелательность, грубость.3. Отношение ч-ка к самому себе: самообладание, гордость, самокритичность, требовательность.4. Черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость-скупость.

Х-р и мотивация:

Центр звеном личности служит мот.-потр. сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют напр-ть личности. В стр-ру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей ч-к может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность - более высокая инстанция, чем характер. Х-р связан со всеми сторонами Ψ чел, особенно тесно с волей ( он даже долгое время отожд. с волей, выражение чел. с хар-м рассмат-сь как синоним волевой чел.) Воля связ-сь преимущ-но с силой хар-ра, его твердостью. В являющется как бы хребтом Х. Но Х не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, к-ое направляет эту силу. Х включ-ет те св-ва и действенные установки Л, к-ые опр-ют, как в различ-х усл-ях б/функционир-ть воля. В волевых поступках Х с одной стороны, склад-ся и с др – проявляется. Для Х, как и для воли решающим является взаимо-ие м/д общественно и личностно значимым для чел.

  Взаимосвязь Х и поступка опосредована взаимозависимостью св-тв Х и мотивов поведения. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксир-ся в Х. Каждый действенный мотив поведения, кот. приобретает устойчивость-это будущ. черта Х. В мотивах черты Х. выступают в1-е в виде тенденций, действие переводит их в устой-е св-ва. Т.о. путь к формир. Х. лежит через формир. надлнжащих мотивов и закрепл-и их в поступках. Поступок - это форма поведения, в кот осущ-ся самостоятельный выбор целей и способов поведения, иногда противоречащий общепринятым правилам. Х определ-ся не каждым единичным, более или менее случайным поступком, а всем образом жизни чел. Х формир-ся в зависимости от объективных общественных усл-й и конкретных жизненных обстоятельств, в к-ых проходит жизненный путь чел, на основе его природных св-тв прежде всего т-та –в результате его деяний и поступков.

Акцентуации характера (Личко):

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности: явная и скрытая.1. Явная акцентуация - эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

2. Скрытая акцентуация - эта степень, относящаяся к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к " месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Выделил 13 типов:-ГИПЕРТИМНЫЙ (приподн-е настр-е, чрезмерная возбудимость),-ЛАБИЛЬНЫЙ (крайняя изменчивость настроения), -АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ (повышенная чувствительность и истощаемость),-ШИЗОИДНЫЙ (нарушение эм. контактов с людьми) -ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ (нерешительность, тревожная мнительность), -СЕНСИТИВНЫЙ (чрезвычайная впечатлительность, резко выраженное чувство собственной недостаточности),-ЦИКЛОИДНЫЙ (циклические изменения эмоционального фона), -ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ (сильная раздражительность, образование сверхценных идей),-ИСТЕРОИДНЫЙ (демонстративное поведение),

-НЕУСТОЙЧИВЫЙ (тяга к пустому времяпрепровождению, безволие),-КОНФОРМНЫЙ (постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению) -ПАРАНОИДНЫЙ(гневливость, нечувствительность к чужому горю)-МЕЛАНХОЛИЧНЫЙ (склонность к депрессивным аффектам, обидчивость)М.б. смешанные типы. Динамика – транзит-е (аф-е р-ии, нар-я пов-я) и стойкие (в скрытую или пат-ю) изм-я. Акцентуации могут переходить в психопатии.

Психопатия – нарушение в эм.-вол. сфере влечений при нормальном интеллекте (тот-сть, стаб-сть и соц-я дезад-я -Ганнушкин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.038 с.)