Группа: 12чс «Экология» 02.12 .2020 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа: 12чс «Экология» 02.12 .2020



Группа: 12чс «Экология» 02.12.2020

Тема урока: «Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод»

Цель занятия: Цели и задачи урока: (Слайд №2)

  • рассмотреть значение воды в жизни человека;
  • оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
  • закрепить знания о водных ресурсах России (понятия, типы вод).

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Ребята на ПК выполняют задание 1 на знание терминов по теме "Водные ресурсы России" на соответствие.

Презентация.

Изучение нового материала. (Слайд №3)

1. План изучения в слайде презентации:

2. Водные ресурсы и их использование.

3. Водный кадастр.

4. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

5. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

6. Стихийные явления.

Водные ресурсы и их использование.

Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится все более дефицитным природным продуктом.

Водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

Значение рек:

А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. (Слайд №4)

Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв. (Слайд №5)

В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

Задание: заполните схему в задании 2 на компьютере (один человек на интерактивной доске).

Слайд №7

Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами. (Слайд № 8)

Задание: заполните схему в задании 3 на компьютере, один человек у доски.

Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.

  • Покажите крупные реки Сибири.
  • Какая река является самой полноводной в России? (Енисей)

Водный кадастр. (Слайд № 9)

Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.

На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т.е. в 12 раз больше. В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

  • Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.

  • В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)

Использование воды

водопользование водопотребление
Рыбное хозяйство Промышленность
Гидроэнергетика Сельское хозяйство
Речной транспорт Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц)
Купание в реке -
Рыбалка на берегу с удочкой -
Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков.
  • Приведите примеры ухудшения качества воды.

А) сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. (Слайд № 12).

Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. (Слайд № 13).

Группа: 12чс «Экология» 02.12.2020

Тема урока: «Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.008 с.)