Причины, типы и виды инфляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, типы и виды инфляции.



Можно выделить важнейшие из действительно инфляционных причин роста цен. Во-первых, отсутствие контроля со стороны государства над денежной массой, выбрасываемой в обращение. Во-вторых, это несбалансированность государственных расходов, выражающихся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем печатания новой денежной массы, что приводит к росту массы денег в обращении. Особенно инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с милитаризацией экономики. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах. В-третьих, общее повышение уровня цен в ХХ веке связано с изменением структуры рынка, который все в большей степени приобретает очертания рынка несовершенной конкуренции. Современный рынок в значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой. В-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции. В-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в частности, характерно для российской экономики.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающийся многократным ростом цен на сырье, нефть. Инфляционный процесс в России, например, усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью российского экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.

Зададим вопрос - кто повышает цены? Первый инициатор - само правительство. Оно утверждает тарифы на электроэнергию и энергоносители, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ. Именно рост цен на инфраструктурные услуги в последние годы на 40-50% определяет инфляцию на потребительском рынке.

Вторая заинтересованная группа - олигархи. Неумеренное стремление к обогащению и потреблению толкает их на путь использования любого повода для повышения цен. Эти действия проявлялись в 2005-2006 гг. в решениях нефтяных монополий страны, способствующих увеличению внутренних цен на горючесмазочные материалы до мирового уровня.

Третья массовая группа - торговые и финансовые посредники. Достаточно привести пример хлебного рынка, на котором доля сельскохозяйственных производителей составляет 15-20%, а посредников - 40-50% конечной цены.

Четвертый источник инфляции - теневая экономика. Действительный избыточный денежный спрос создает частный бизнес. В покупательные фонды перекачиваются обналиченные оборотные средства предприятий, не учитываемая оплата труда. Согласно статистике теневой оборот средств, на наш взгляд, занижен. Так, теневая заработная плата в 2004 г. оценена в 11% публикуемой в отчетах.

Различают два типа инфляции:

Скрытая (подавленная) инфляция и открытая инфляция.

Выделяют следующие виды инфляции:

  1. По проявлению:
    • внутренняя инфляция (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);

 

    • внешняя (снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты)
  1. По причинам возникновения:
    • инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;
    • инфляция издержек;
    • инфляция спроса.

3. По темпам нарастания:

    • умеренная (ползучая) инфляция;
    • галопирующая инфляция;
    • гиперинфляция.

4. По степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. В случае же определения цен централизованно-директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция. Данные понятия были ведены шведским экономистом Б.А. Хансеном. Скрытая инфляция имела место при социалистической системе хозяйствования. Для нее был характерен тотальный административный контроль над ценами и доходами, который заключался в их централизованном планировании. Это привело к почти полному разрушению рыночного механизма, что в свою очередь «стимулировало» формирование устойчивого дефицита потребительских товаров и факторов производства. В отличие от скрытой инфляции открытая инфляция характеризуется общим повышением цен.

Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий - темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

Рост цен в инфляции издержек обусловлен "толчками" со стороны различных немонетарных факторов. В зависимости от того, что является источником "толчка", различают инфляцию зарплаты, прибылей, администрируемую инфляцию, импортируемую инфляцию и т.д. При наличии серьезной рыночной власти' (преимущественно в рамках монополистической структуры), субъект рынка "администрирует", назначает цену на свой товар, а не позволяет рынку самому ее установить. Такими субъектами могут быть разного рода монополии, объединения работников, экспортеров и т.д.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.

Разновидностью теории инфляции издержек является концепция инфляционной спирали зарплата - цены. Механизм ее достаточно прост: работники повышают цену труда, что вынуждает компании с целью сохранения прибылей повышать цены на свою продукцию, что в свою очередь побуждает работников требовать увеличения зарплаты. Если при этом растет производительность труда или потребительские качества товара, давление субъектов на цены смягчается, в противном случае - усиливается. Здесь идея инфляционной спирали взаимодействует с другой разновидностью теории инфляции издержек, объясняющей рост цен несоответствием в росте производительности труда вследствие научно технического прогресса и требованиями экономических агентов.

В инфляции издержек деньги тоже играют важную роль. Чтобы экономика могла функционировать при новом, возросшем уровне цен, количество денег в обращении должно увеличиться. Если этого не происходит, начинается спад производства, вызванный нехваткой денежных средств. Вследствие монополизации рынка цепы не понижаются, а рыночное равновесие устанавливается при той же денежной массе, но меньшем объеме производства. Деньги при инфляции издержек оказывают воздействие на характер протекания инфляционных процессов. От количества денег в обращении зависит, будет инфляция нарастать как лавинообразный процесс при сохранении прежних объемов производства, или она проявится в виде ценовых "толчков", "пиков" при сокращении объемов производства.

Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).

Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями: во-первых, путем законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса; ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка товарами и услугами.

Причина возникновения монетаристской инфляции: часто государство в силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы денег, производить эмиссию денег. Если наращивание массы денег не сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается покупательная способность денег и по определению наступает инфляция. Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией. Последнее приводит к внутренней инфляции в форме инфляции издержек за счет удорожания импортируемых товаров.

Если теоретики инфляции издержек считают инфляцию сугубо ценовым феноменом, то создатели теорий "экономики предложения" видят источник инфляции во второй переменной правой части уравнения обмена. Они считают, что спрос, количество денег в обращении могут превысить предложение не вследствие роста самою спроса или денежной массы, а вследствие сокращения предложения, изменения числа сделок в экономике. Дли сохранения равновесия, в этом случае, должны вырасти цены. Поэтому источником инфляции с точки зрения экономики предложения является падение деловой активности, подавление предпринимательства, исчезновение действенных стимулов к увеличению объемов производства. Образно говоря, инфляция издержек возникает тогда, когда экономические субъекты реализуют извечное стремление: работать меньше, а получать больше. А инфляция, связанная с предложением, появляется тогда, когда субъекты вовсе не хотят или не могут работать в сложившихся условиях.

Своеобразным синтезом теорий инфляции спроса инфляции издержек является теория структурной инфляции. Сторонники этой теории утверждают, что в экономике с олигонолистической структурой, где цены и зарплата обладают свойством односторонней эластичности, перемещение спроса из одной отрасли в другую не сопровождается соответствующим ему ростом и снижением цен, а происходит одностороннее движение в сторону повышения цен. Инфляционные процессы в этой ситуации развиваются не просто вследствие превышения спроса над предложением, как утверждают теории инфляции спроса, и не вследствие "автономного" роста цен (согласно теориям инфляции издержек), а в результате сдвигов в отраслевой структуре спроса. Избыток спроса на одни товары стимулирует рост цен и зарплаты и в тех отраслях, где спрос не является избыточным, в результате чего повышается общий уровень цен. Природа инфляции, согласно структуралистам, лежит в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства, т.е. в конечном счете, в неспособности производства и предложения достаточно быстро реагировать на потребности населения и фирм, на изменение структуры спроса, на рыночные импульсы. Сокращение спроса и денежные рестрикции лишь замораживают неразвитое, "нерыночное" состояние такой экономики. Разные отрасли в ней развиваются разными темпами, что создает узкие места и диспропорции. В такие сектора необходимо активное инвестирование, даже если оно осуществляется за счет денежной эмиссии.

Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон, в среднем, до 10 % в год. При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост в странах с развитой рыночной экономикой.

Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от 20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег. Такие высокие темпы инфляции в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Главная опасность галопирующей инфляции, что она незаметно перерастает в наиболее опасную как в экономическом, так и в социальном плане разновидность инфляции - гиперинфляцию.

Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. Такой стремительный взлет инфляции возможен только при бумажном денежном обращении и неконвертируемой денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и одновременное падение уровня производства. В связи с тем, что инфляционные ожидания - главная причина гиперинфляции, с этим трудно бороться. Можно устранить объективные предпосылки к росту цен, но они будут расти за счет исключительно ожиданий. Другая особенность гиперинфляции - быстрое сокращение реальной массы денег.

Поэтому достаточно продолжительная гиперинфляция неминуемо приводит к катастрофе всей финансовой системы. Экономика не может нормально функционировать с такими темпами роста цен. Из трех функций денег средства сохранения стоимости, единицы счета, средства обращения остается только последняя, да и то относительно. Если гиперинфляцию вовремя не остановить, то она приведет к развалу экономической системы.

Будем различать прогнозируемую инфляцию и неожиданную инфляцию. При прогнозируемой инфляции, во-первых, возникает инфляционный налог, а всякий налог удаляет экономику от эффективного использования ресурсов. Во-вторых, повышаются номинальные процентные ставки и увеличиваются номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается действие других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются в одно время, а реально выплачиваются в другое (более позднее).

Для непредвиденной инфляции верные прогнозы о будущем (о прибылях и убытках) составить невозможно. Следовательно, искажаются такие основополагающие отношения, как кредитор - заемщик, труд - заработная плата, предприниматель - прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой. Цены на продукцию фирмы растут в среднем выше ожидаемого. Руководство фирмы может предположить, что имеет место рост спроса именно на продукцию этой фирмы, т.е. она ошибочно принимает общую инфляцию за рост спроса на свою продукцию. В результате фирма может сделать ложный выбор в пользу роста выпуска своей продукции. Если так же поступят и другие фирмы, то возникнет избыточный выпуск. При неизвестных (непредсказуемых) темпах инфляции неопределенность в экономике быстро растет со временем. Поэтому с ростом непредсказуемости инфляции все долговременные инвестиционные проекты становятся чрезмерно рискованными. Выгодными становятся в основном спекулятивные вложения денег (в товары, валюту и пр.), главная привлекательная особенность которых состоит в очень коротком периоде окупаемости: через месяцы, недели, дни и даже часы. В результате такого изменения структуры инвестиций падают объемы производственных инвестиций и, следовательно, объемы выпуска, возникает угроза декапитализации экономики. Экономическая активность сдвигается от реального сектора к номинальному.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.019 с.)