Понятие, правовая природа и место конфискации в системе мер уголовно-правового характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, правовая природа и место конфискации в системе мер уголовно-правового характера



Являясь правовым последствием совершенного преступления, уголовная ответственность реализуется в процессе применения к виновному мер уголовного наказания либо иных мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Поиск путей замены лишения свободы иными мерами воздействия на правонарушителей в современных условиях - не только уголовно-правовая, но и актуальная социальная проблема. На первый план выдвигается исправление правонарушителей без лишения свободы или в условиях ограниченной свободы, в том числе путем применения уголовно-правовых средств имущественного характера[33].

Указание в ч. 2 ст. 2 УК РФ на то, что задачи Уголовного кодекса осуществляются не только путем определения, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и установления видов наказания, но и путем установления иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений, является важным фактором развития правовой мысли. В число иных мер уголовно-правового характера Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 53 включена конфискация имущества (глава 15.1 УК РФ)[34],к иным (помимо наказания) мерам уголовно-правового ха­рактера относятся только те меры, через которые реализуется уголовная ответ­ственность В их круг входят: 1) условное осуждение, 2) условно-досрочное ос­вобождение от отбывания наказания, 3) отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК), 4) принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, 5) принудительные меры медицинского характера, со­единенные с исполнением наказания и 6) конфискация имущества.

Прежде всего, следует отметить то положительное, что с включением в раздел VI УК дополнительной главы 15.1 "Конфискация имущества" законодатель устранил один из тех технико-юридических изъянов, когда название раздела УК полностью совпадает с названием единственной главы, в нем содержащейся. В этой связи при подходе, избранном законодателем к решению интересующей нас проблемы, можно было бы пойти еще дальше и включить в этот раздел ("Иные меры уголовно-правового характера") и нормы о принудительных мерах воспитательного воздействия, а оставшийся нормативный материал об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК) рассредоточить по соответствующим главам Общей части УК.

На первый взгляд положительное можно усмотреть и в том, что, назвав раздел VI УК «Иные меры уголовно-правового характера» и поместив в нем две главы «Принудительные меры медицинского характера» и «Конфискация имущества», законодатель, хотя и не дал определения понятия мер уголовно-правового характера, установил исчерпывающий перечень таких мер и тем самым поставил точку по поводу толкования ч. 2 ст. 2 УК, которая развернулась после принятия УК РФ 1996 г.[37]

В УК РФ понятие «иные меры уголовно-правового характера» не определено, хотя в ст. ст. 2, 6, 7 УК закрепляется возможность применения за совершение преступления не только уголовного наказания, но и иных мер уголовно-правового характера. В одних работах меры уголовно-правового характера рассматриваются, как включающие все формы реализации уголовной ответственности, в других они охватывают только принудительные меры воспитательного и медицинского характера, в третьих - приравниваются к мерам уголовно-правового воздействия[38].

Иные меры уголовно-правового характера относятся к некарательным средствам уголовно-правового воздействия на лиц, совершив­ших преступление, а их сущность заключается в государственном осуждении (порицании) преступления и лица, его совершившего, выражающемся в право-ограничениях некарательного характера. Смысл этих мер заключа­ется в том, чтобы поставить осужденного в определенные рамки поведения и на основе менее значительных правоограничений обеспечить достижение целей уголовной ответственности. Они могут применяться либо в качестве альтерна­тивы реальному наказанию, либо в виде вспомогательной и дополняющей нака­зание меры уголовно-правового воздействия. В процессе применения уголовно­го закона они вплетаются в ткань системы наказаний, усиливая ее многообра­зие, расширяют возможности для индивидуализации уголовной ответственно­сти, нейтрализуют недостатки системы наказаний и, тем самым, придают ей универсальный характер[39].

Таким образом, иные меры уголовно-правового характера - это меры государственно­го принуждения, предусмотренные в нормах Общей части УК РФ, назначаемые по обвинительному приговору суда либо в процессе исполнения наказания ли­цу, признанному виновным в совершении преступления вместо наказания либо в качестве дополнительной к наказанию уголовно-правовой меры, заключаю­щиеся в осуждении лица и совершенного им преступления от имени государст­ва и правоограничениях некарательного характера и направленных на достиже­ние целей наказания. Конфискация, на наш взгляд, относится именно к иным мерам уголовно-правового характера.

В этимологическом смысле понятие конфискации, являясь производным от латинского слова «confiscatio», означает отобрание имущества в казну. Следует положительно оценить новацию законодателя, предусмотревше­го в УК РФ конфискацию имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера и ограничившего сферу ее применения только имуществом, связан­ным с совершением преступления. До принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», конфискация имущества применялась в виде дополнительного наказания и определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1 ст. 52 УК РФ). Этот вид наказания назначался за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений, в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом. Конфискация имущества применялась по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении, как правило, корыстного преступления.

Включение конфискации имущества в УК РФ на основании Федерально­го закона от 27 июля 2006 г, продиктовано не стрем­лением законодателя усилить карательный потенциал назначаемого вида нака­зания, а интересами лишения преступников незаконно приобретенных денег, ценностей и иного имущества, устранения экономической основы терроризма, организованной преступности, изъятия у них орудий и иных средств соверше­ния преступлений, то есть, в конечном итоге, стремлением предупредить со­вершение новых преступлений.

Согласно Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., конфискация определяется как «мера, назначенная судом в результате производства в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящая к лишению имущества». Каждая страна обязана и вправе принимать «законодательные и другие меры, которые могут быть необходимы, чтобы предоставить ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которых соответствует этим доходам»[40]. Как верно заметил В.В. Лунев, «отсутствие данной меры правового воздействия способствовало тому, что этим было устранено самое эффективное и самое гуманное наказание, которое несло в себе серьезное предупредительное начало»[41]. Восстановление конфискации имущества в ином качестве призвано устранить возникшее противоречие.

Законодательное определение конфискации вытекает из содержания 104.1 УК РФ, согласно которой конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства указанного в пунктах «а»-«г» этой статьи имущества. Одним из признаков, присущих конфискации имущества, является принудительный характер его обращения в доход государства. Принудительность состоит в обязательном, безвозмездном обращении по решению суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, в доход государства. Безвозмездность означает отсутствие какой-либо компенсации вместо принудительно изъятых денег, ценностей и иного имущества в доход государства.

В нынешнем виде конфискация имущества, согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства определенных видов имущества. Исчерпывающий перечень данных видов имущества содержится в самом уголовном законе. Таким образом, законодатель, во-первых, заметно изменил сферу возможного применения рассматриваемого института. В перечень преступлений, за которые может быть назначена данная мера, он включил не только деяния с неярко выраженной корыстно-насильственной направленностью (ст. 126, 209 УК), но и другие категории преступлений (ст. 275, 276, 282.1 УК). Во-вторых, в предмет конфискации оказалось включенным не только имущество, непосредственно принадлежащее осужденному, но и то, которое он успел передать другим организациям или третьим лицам. В-третьих, к предмету конфискации законодатель отнес также орудия и средства совершения преступлений. В-четвертых, была ограничена возможность обращения данной меры только на то имущество, которое было получено в результате совершения преступлений или как доход от преступной деятельности[42].

На наш взгляд, конфискация характеризуется специфически­ми признаками, отличающими ее от остальных иных мер уголовно-правового характера 1) она не является самостоятельной формой реализации уголовной ответственности, 2) не является и альтернативной наказанию мерой, а всегда сочетается с наказанием, 3) может сочетаться как с основным видом наказания, так и с совокупной мерой, то есть с основным и дополнительным видами наказаний, 4) может назначаться и при применении таких иных мер уголовно-правового ха­рактера, как условное осуждение, отсрочка отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, 5) объектом ее воздействия являются имущество, полученное в результате преступления, имущество, используемое либо предназначенное для определенной в законе преступной деятельности, а также орудия и иные средства совершения преступления, 6) может выступать в качестве меры уголовно-правового характера, ограничивающей имущественные права осужденного или третьих лиц (только в той части, которая касается кон­фискации находящегося в законном владении имущества).

В заключении сформулируем следующее определение: Конфискация имущества – это мера государственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, назначаемая по обвинительному приго­вору, определению или постановлению суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключающаяся в принудительном безвозмездном и окончательном отобрании (изъятии) находящегося в незаконном (или в закон­ном) владении у осужденного или другого лица с последующим обращением в собственность государства имущества, полученною в результате совершения преступления, и доходов от него либо имущества, используемого или предна­значенного для финансирования терроризма и организованной преступной дея­тельности, либо орудий, оборудования, иных средств совершения и предметов преступления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.006 с.)