Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Smart city: энергоэффективные города. Перспективы, возможности и проблемы создания таких городов в масштабах России и мира

Поиск

Smart city: энергоэффективные города. Перспективы, возможности и проблемы создания таких городов в масштабах России и мира

Команда «ЭнергоАтом»

2020


Оглавление

Предпосылки выбора темы 2

Давайте представим город будущего 2

«Аналитика на диване» (стоимость решений «Умного города») 4

Программы по поддержке Smart city 5

Объем рынка решений «Умного города» 6

Влияние решений «Умного города» на жизнь граждан 9

«Чемпионы» информатизации (кто выиграет от решений «Умного города»?) 9

Интернет вещей как базис Умного города 10

Описание технологии 11

Энергоэффективные решения на базе Интернета вещей (кейсы) 12

NB-IoT (Narrow Band Internet of Things) в руках «Билайн» 12

АСУНО (автоматическая система управления наружным освещением) на базе технологии LoRaWAN™ 14

EcoStruxure от Schneider Electric 17

Интеллектуальная транспортная система Швабе (Ростех) 19

Tesla VPP 21

Смарт-квартал как Умный город в миниатюре 23

Решения на микро-уровне 23

Оптимизация жилья в условиях макро-экономики 24

Политические аспекты проектирования смарт-городов, на примере «смарт-квартала Марьино» 24

Рост социально-культурного развития 25

Технологические решения использованные при организации инфраструктуры «смарт-квартала Марьино» 25

Организация наружного освещения 25

Организация системы отопления 26

Чистое небо над смарт-кварталом 26

Интерактивная система оповещения граждан о чрезвычайной ситуации 26

Система видеонаблюдения с алгоритмом распознавания лиц 27

Энергоэффектиность решений, внедрённых в «смарт-квартале Марьино» 27

Энергоэффективность системы энергоснабжения 27

Концепция энергосбережения при теплоснабжении «смарт-жилья» 27

Перспективы развития темы до 2035 года 28

Основные риски 28

Технологические риски 28

Политические и правовые риски 28

Экономические и финансовые риски 29

Социальные риски 29

Экологические риски 29

Способы минимизации рисков 30

Сценарный анализ выбранной темы 33

Рекомендации в рамках выбранной̆ темы 37

Список литературы 39

 


Предпосылки выбора темы

Интернет вещей как базис Умного города

Таким образом, применение технологий Интернета вещей (IoT) в городской среде позволяет создать «умный город» и принципиальным образом улучшить экономику города, повысить уровень жизни и безопасности населения за счет более эффективного управления ЖКХ, транспортом и сервисами для населения[21].

Эксперт по вопросам урбанизации Энтони Таунсенд в книге «Умные города» сравнивает развитие IoT с распространением электричества в двадцатом столетии. Как и электрификация домов, внедрение интернета вещей способно перевести жизнь горожан на новый уровень.[22]

Описание технологии

Интернет вещей (IoT) объединяет устройства в компьютерную сеть и позволяет им собирать, анализировать, обрабатывать и передавать данные другим объектам через программное обеспечение, приложения или технические устройства[23]. IoT-устройства удобны тем, что работают самостоятельно и, включенные в системы, работающие в режиме реального времени, могут принимать необходимые решения без участия человека. Как правило, основные операции происходят в облачном сервисе, что делает систему относительно независимой и требует меньших затрат энерго-ресурсов.  

По данным всемирного исследования PwC Digital IQ® за 2017 год, IoT занимал первое место среди восьми прорывных технологий, способных изменить бизнес-модели компаний или целых индустрий, опережая в этом рейтинге искусственный интеллект, дополненную реальность, технологию, связанную с созданием дронов и управлением ими, блокчейн и ряд других[24].

Оценка PWC оправдывается не только в мире, но и в России. По данным сайта tadviser.ru ежегодные темпа роста рынка IoT в России 2019-2023 росли, начиная с 2019 года (8%/год) и достигнут 29% в 2023 году [25]. IDC, в своем отчете «Возможности и тенденции интернета вещей: углубленный анализ российского рынка» (Russia Internet-of-Things Market 2019-2023 Forecast) от конца 2019 года, предсказывают более скромный рост до конца 2023 года – в 19,7%. Но и эта цифра внушительна. При этом, по итогам 2019 г. в IDC оценивают глобальные инвестиции в рынок IoT на уровне $726 млрд. По глобальному рынку интернета вещей аналитики IDC прогнозируют прохождение отметки в $1,0 трлн ориентировочно в 2022 г., и достижение уровня в $1,1 трлн в 2023 г [26].

Как уже говорилось, в городской среде IoT применим, в том числе, в сфере ЖКХ, на транспорте, в сервисах для населения. При этом, по оценке PWC экономический эффект от внедрения IoT в российских городах в период 2018-2025 гг. может достичь 375 млрд руб.[27] Наибольший вклад в такую оценку вносит эффект от оптимизации транспортной системы, снижения потребления энергоресурсов, снижение затрат на обслуживание жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В тоже время, ключевая проблема внедрения IoT — отсутствие единых стандартов. Поэтому имеющиеся решения сложно интегрируются между собой, а новые появляются медленнее, чем могли бы. Еще один нюанс — «вещи» в интернете вещей должны быть автономны, то есть иметь возможность получать энергию из окружающей среды, без участия человека.

Tesla VPP

Примеры, продемонстрированные выше, наглядно показывают, как Умные решения на базе Интернета вещей могут облегчить жизнь отдельных граждан, предприятий и целых отраслей путем их внедрения руководством города или отдельного предприятия (субъектов деятельности). Но что, если взять во внимание всю страну или даже мир? Что если взглянуть на привычную систему энергообеспечения и перевернуть ее с ног на голову, превратив каждое домохозяйство (объекта деятельности) в производителя электроэнергии. Именно на это и ориентирована распределённая система энергообеспечения под управлением виртуальной электростанции или «Интернет энергии с усовершенствованной аналитикой, моделированием, оптимизацией и цифровизацией для решений в области хранения энергии и возобновляемых источников энергии» - название данное системе Сингапурскими заказчиками соотвесвующего проекта (регулятором энергетического рынка Energy Market Authority (EMA) и многопрофильным концерном SembcorpIndustries (Sembcorp)).

Обрабатывая в режиме реального времени информацию от различных распределенных энергоресурсов, виртуальная электростанция оптимизирует выработку этих ресурсов, расположенных на определенной территории. Колебания из-за переменчивости поступлений солнечной энергии в разных местах автоматически балансируются посредством виртуальной электростанции или VPP. Станция также может быть оснащена алгоритмами прогнозирования и оптимизации спроса, которые учитывают состояние энергосистемы и рыночные условия. Все это повышает как устойчивость энергосистемы, так и снижает тарифы для конечных потребителей энергии.

Пожалуй, самым интересным и амбициозным из реализуемых проектов в этой области сегодня является Tesla VPP. Проект под условным названием Powerwall & Solar, который призван объединить солнечные панели и аккумуляторы Tesla Powerwall не менее чем 50 000 домов в Южной Австралии.

Согласно озвученным планам, виртуальная электростанция мощностью 250 МВт при суммарной емкости батарей около 650 MВтч снизит затраты на электроэнергию для ее участников на 30% и повысит надежность электроснабжения, с которым Южная Австралия испытывает большие проблемы.

Стоимость проекта оценивается в 800 миллионов австралийских долларов. Финансирование проекта осуществляется за счёт продажи электроэнергии, но на первых порах была оказана поддержка правительства с грантом в размере $2 млн и займом в размере $30 млн из Австралийского Фонда возобновляемых источников энергии.

Правительство Южной Австралии опубликовало экономическое моделирование от Frontier Economics, которое показало, что эта программа, когда она вступит в силу в 2021 году, приведет к экономии электроэнергии на 180 миллионов долларов в штате[43].

На сегодня, когда система установлена на 1100 домах, программа Tesla уже показала свою эффективность – исходя из отчета Австралийской энергетической компании AEMO система несколько раз выдержала перепады напряжения, в частности в октябре 2019, когда произошел непредвиденный сбой на крупнейшей электростанции региона в Коган-Крик. Кроме того, она показала общую доходность от первых четырех месяцев продажи электроэнергии в сеть в размере $225 000 (с середины сентября 2019 по середину января 2020 года)[44].

Решения на микро-уровне

При оптимизации жилищного комплекса делается упор на мелкую экономию, которые в итоге выливаются в большие суммы. Если смотреть на примере «смарт-квартала Марьино», то можно выделить следующие решения:

● постройка домов из композитных материалов, позволяющих быстро возводить здания;

● цена композитных материалов значительно ниже железобетонных конструкций;

● инновационные материалы позволяют экономить тепловую энергию в зимнее время года;

● экономия, за счет использования солнечной энергии;

● автоматизация водо- и теплоснабжения, позволяющая регулировать температуру в квартирах, исходя из температуры на улице;

● удешевление и облегчение обслуживания объектов службами ЖКХ.

Можно перечислять до бесконечности, но главное, чего пытается добиться руководители градостроительного комплекса – это экономическая оптимизация, которая будет экономить деньги населения и городской бюджет.

Основные риски

Технологические риски

При внедрении инновационных и IT технологий в «умных городах» возникают следующие риски:

- риск роста объёма передаваемых по сетям данных («информационный мусор»);

- риск взлома информационных систем умных городов;

- риск уязвимости в программном обеспечении умных домашних приборов (отказ обслуживания из-за атак вирусов);

- риск взлома персональных умных приборов;

- риск масштабирования проблем от утечек из-за того, что сеть умного города сводит все персональные данные воедино;

- риск технических неполадок в работе устройств (сбой в программном обеспечении, что может привести к получению недостоверной, неактуальной или информации);

- риск повышения стоимости эксплуатации оборудования иностранного производства за счёт колебаний курсов валют;

-риск невозможности обновления оборудования в случае санкций стран-партнеров.

Социальные риски

 

Определены следующие социальные риски:

- риск «цифрового» неравенства среди населения (лишение части населения доступа к информации сервисам);

- информационный элитаризм;

- риск дискриминации и исключения отдельных категорий граждан из процесса потребления общественных благ при использовании умных технологий;

- риск психологического дискомфорта умного города;

- рост проблем дилетантства при участии населения в управлении городом.

Экологические риски

Определены следующие экологические риски:

- риск роста объемов отходов и ухудшение экологии из–за быстрого устаревания техники и его утилизации;

Способы минимизации рисков

1. Финансирование «умных городов». Разработка механизмов финансирования технологий умного города.

В первую очередь необходимо обеспечить осуществление парламентского контроля реализации госпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Оптимальным выходом для привлечения инвестиций в развитие «умного города» может стать государственно-частное партнерство: только так возможно дополнительное финансирование дефицита госбюджета и привлечение частных инвестиций.

Кроме того, необходимо:

- сформировать долгосрочные инвестиционные стратегии и развивать инновационные кластеры в городах, для этого необходимо обеспечить системный подход к созданию необходимой нормативной базы и интеграции принципов «умного города» в стратегии социально-экономического развития регионов, муниципалитетов;

- оказывать государственную поддержку в реализации хотя бы пилотных проектов в городах и закрепить такой механизм на законодательном уровне;

- привлекать в финансирование энергоэффетивности в «умных» городах девелоперов, реализующих проекты и лиц, владеющими технологиями и предлагающие свои услуги при наличии соглашения с муниципалитетами об обеспечении возрата средств;

– привлекать в финансирование жителей, если их при этом убедить в эффективности умной технологии.

Для того, чтобы включить жителей в систему финансирования умных технологий, органам власти нужно проводить встречи и участвовать в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. При этом необходимо выбирать наиболее целесообразные технологии, соответствующие возможностям потребителей.

Рассмотрим наиболее эффективные схемы финансирования, которые необходимо внедрять в «умных» городах:

- сервисная модель: оператор инвестирует в проект сто процентов своих средств и гарантирует качество сервиса и за это он в дальнейшем получает деньги от государства или муниципалитета. Такая схема позволяет снижать дефицит бюджетных средств и гарантирует оператору возврат инвестиций в течение определенного срока (от пяти до десяти лет). При такой схеме дополнительно для стимулирования оператора государство может ввести льготное налогообложение для оператора.

- комбинированная схема финансирования проектов с участием публичного партнера, оператора и конечного потребителя.

- прямая схема финансирования объектов умного города. Такая схема позволяет продавать продукты, изготовленные по умной технологии, напрямую потребителям и получать с них плату.

Еще один из интересных способов возврата инвестиций в объекты инфраструктуры практикует «Ростелеком»: окупаемость вложений обеспечивается за счет экономии, полученной заказчиком от внедрения нового решения. Например, если в результате внедрения энергоэффективных технологий расходы на электроэнергию сократились, то за счет экономии муниципалитет выплачивает вознаграждение подрядчику. И тем самым выгодно и госзаказщику, и исполнителю (инвестору).

2. Безопасность «умных городов»

-создание сети аналитико-ситуационных центров управления, сети информационно-расчетных центров и многофункциональных центров.

-обеспечение надежности и безопасности работы систем управления городом, способности отвечать на новые угрозы.

- проработка аварийных режимов работы систем;

- обеспечение защиты персональных данных;

- внедрение «умной системы общественной безопасности».

3. Общественная активность при внедрении «умных» технологий и энергоэффективности.

Для стимулирования и мотивирования общественной активности в реализацию «умного» города необходимо привлечение жителей к городским процессам и обеспечение технологическими возможностями вовлечения горожан в процессы управления городом (распространение персональных гаджетов, развитие человеческого капитала, обеспечение общественной инклюзивности, развитие низовой демократии).

«Вовлеченность жителей претерпевает серьезную эволюцию от полного нигилизма, когда они в негативе воспринимают любое вмешательство в район, в котором они живут, до вовлеченности, когда люди сами ездят на завод, который производит оборудование, хотят сами выбирать конкретные типы полов, стен», — Вардан Авакян, Руководитель рабочей группы «Умный квартал»; генеральный директор, АО «Мослифт».

4. Применение новых стандартов беспроводных сетей.

Для передачи данных при использовании «умных» технологий необходимы беспроводные сети новых стандартов для снижения «информационного мусора». Так, директор ГУП «АТС Смольного» Санкт Петербурга Феликс Касаткин делает акцент на необходимости скорейшего решения вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Пока, как известно, этот процесс не реализован и пилотные проекты приходится запускать на неудобных частотных диапазонах.

5. Разработка новых стандартов формирования инфраструктуры в «микро-поселениях» и малых городах.

Необходима активная совместная работа федеральных, региональных и муниципальных органов власти для того, чтобы к 2025–2035 годам эти поселения по степени внедрения умных технологий смогли соревноваться с мегаполисами.

6. Ориентирование «умных городов» на интересы человека.

«Стратегии смарт-сити, как и цифровые технологии, должны [служить интересам] гражданина», — Сильви-Аньес Берманн, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Российской Федерации.

«Все, что мы делаем, мы должны так или иначе ориентировать на человека», — Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы; руководитель, Департамент информационных технологий города Москвы.

«Самое главное в общей политике, которая сегодня отвечает веяниям времени, современности, — это город для человека, город для креативного человека, город для человека, который хотел бы жить в этом городе и создавать что-то в этом городе», — Дмитрий Бердников, Мэр города Иркутска.

«Цель любого инвестиционного проекта, тем более проекта цифрового, современного, состоит в том, чтобы повысить качество жизни и качество услуг, которые мы предоставляем населению», — Анатолий Тихонов, Генеральный директор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

7. Нормативно-правовая база.

Активное участие Совета по развитию цифровой экономики, образованного в верхней палате Парламента, и осуществление законотворческой поддержки регионов в сфере цифровизации, особенно на ранней стадии формирования концепций законопроектов

Возможным решением проблемы актуальности и соотвествия конъюнктуре рынка нормативно-правовой базы может быть совместная работа парламента РФ с курирующими ведомствами по Цифровизации и своевременное реагирование законодательными органами (разных уровней) на сигналы бизнеса о возникающих барьерах по внедрению решений Умного города, для чего предлагается организовать общедоступный реестр барьеров для анализа и принятия решений в вышеуказанных ведомствах.


    Сценарный анализ выбранной темы Основой для составления стратегического прогноза внедрения комплексных решений в рамках «Умного города» для России до 2035 года стало качественное проведенное исследование. Проведен подробный опрос порядка тридцати экспертов с помощью анкеты, которая содержала следующие основные вопросы: - примеры энергоэффективных решений для «Умного города»; - условия ускорения и замедления развития и трансфера технологий «Умного города» в перспективе 15 лет; - перспективы в области энергоэффективности «Умных городов» в пределах ближайших 15 лет; - риски и их минимизация для развития «Умного города» в России; - доля городов с внедренными технологиями энергоэффективных «Умных городов» в России по состоянию на первое полугодие 2020 года; - прогноз доли городов с внедренными технологиями энергоэффективных «Умных городов» в России к 2035 году. - программы развития «Умного» города до 2035 года; - влияние экономики России и мира на развитие «Умного» города до 2035 года. Ниже приведена таблица со сценарным анализом внедрения комплексных решений в рамках «Умного города» для России до 2035 года (негативный, консервативный и инновационный сценарий    

 

№*

Негативный сценарий

Консервативный сценарий

Инновационный сценарий

1 Увеличение динамики появления и качества кибер-атак В связи с доступностью информации; В связи с самоизоляцией (коронавирус) Высокая Сохранение динамики и качества кибер-атак В связи с популярностью информационных систем Высокая Понижение динамики за счет быстрой вербовки кибер-преступников; создание слишком быстро меняющихся систем защиты Вычисление за счет умных технологий; гибкая система предупреждения кибер-преступлений Низкая
2 Сопротивление со стороны взрослого населения Со ссылкой на приватность и дороговизну Средняя Постепенное «привыкание» к наблюдению и контролю; интерес к внедрению В связи с течением времени; незначительном влиянии на конкретного человека; невозможностью влиять; осведомленностью о выигрыше Высокая Понимание необходимости внедрения технологий В связи с доступностью информации о технологиях: разделении подходов и ограничений Средняя
3 Уменьшение общего финансирования разработок технологий Умного города В связи с прекращением финансирования со стороны федерального бюджета и ситуацией с коронавирусом Высокая Постепенная децентрализация финансирования с сохранением объемов В связи с сокращением финансирования со стороны федерального бюджета, но заинтересованности со стороны бизнеса Средняя Увеличение финансирования при согласованности действий инвесторов В связи с полным восстановлением экономики и наличием излишков на всех уровнях Низкая
3. Снижение энергопотребления и тем самым отсутствие необходимости в энергоэффективных технологиях В связи с повторением таких ситуаций, как коронавирус. Снижение мотивации потребителей энергии к повышению энергоэффективности Низкая Сохранение энергопотребления на том же уровне до 2035 года Медленный или средний темп внедрения новых технологий и производства, которые повысят энергопотребление в России Высокая Рост энергопотребления Быстрое внедрение новых технологий и производства Средняя
4 Незначительные обязательства в области экологии Сохранение принятых на сегодня обязательств на международном уровне без усиления внутреннего контроля Средняя Обязательства в области экологии, требующие внедрения IoT в качестве средства контроля Развитие требований внутри государства при сохранении обязательств на международном уровне Высокая Амбициозные задачи в области экологии для всех, требующие внедрения IoT для снижения вреда Переход к новым обязательствам на международном уровне при поддержке со стороны бизнеса Низкая
5 Отсутствие ощущения эффективности технологий со стороны населения Низкая информированность или доступность Средняя Использование технологий населением т.к. это удобно Обучение вследствие централизованного и повсеместно внедрения Высокая Понимание очевидных выгод и преимуществ от внедрения технологий Самостоятельный поиск информации и самостоятельное внедрение соответствующих технологий Низкая
5. Замедление развития рынка промышленного IoT Дефицит инвестиций, отсутствие интереса у клиентов в массовом внедрении и переходе к новым технологиям Низкая Рынок промышленного IoT будет расти (по итогам 2019 г. он достиг почти 8 млрд руб., а в процентном отношении это составило +4% по сравнению с предыдущим годом) Темп роста сохранится примерно на таком же уровне с учетом кризиса Высокая Рынок промышленного IoT будет расти по экспоненте.   Внедрение в России 5G (именно они должны в будущем стать толчком развитию цифровых решений и промышленного IoT и лечь в основу технологий для «Умного» города)   Средняя
 

Б (2В; 3С; 2Н)

А (5В; 1С)

В (3С; 4Н)

 

* 1. Риски

2. Политика

3. Экономика

4. Экология

5. Технология


Рекомендации в рамках выбранной̆ темы

1. Сценарный анализ показал, что наиболее вероятным является консервативный сценарий. Во избежание отхода к негативному сценарию и приближению вероятности Инновационного сценария в России необходимо проводить системную информационно-разъяснительную работу с бизнесом и населением, формировать единые подходы к концепции Умного города в нормативно-правовом поле, следить за интеграцией программ «Умного города» с программами социально-экономического развития регионов, и муниципалитетов. При этом существенный вклад в развитие систем «Умного города» внесет именно востребованность умных решений населением и соответствие привлекательность рынка для частных инвесторов. Стремительно развивающийся рынок, в свою очередь, сформирует различные варианты апробированных решений, что позволит существенно снизить риски при централизованном внедрении технологий. Следует отметить, что опрос показал, что сегодня далеко не все респонденты видят целесообразность и выгоду во внедрении таких решений. Но на примере иностранных государств (проект Tesla VPP) можно смело утверждать, что люди готовы поддержать новые решения если это приводит к экономии и влияет на стабильность системы, делая жизнь более безопасной и комфортной. Важно отметить, что не внедрять системы умного города уже нельзя – это своеобразная гонка решений в поисках лучшей жизни, отказ от участия в которой может привести к существенному экономическому отставанию, перетоку лучших кадров и зависимости от иностранных решений.

2. Правительство России 2 апреля 2020 года одобрило проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. В Энергетической стратегии мало внимания уделено энергоэффективности и технологиям для внедрения решений «Умного» города.

 Основные цели Энергостратегии: обеспечение потребностей социально-экономического развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК; - развитие и диверсификация экспорта в отраслях ТЭК; модернизация, развитие и повышение доступности инфраструктуры; достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК; цифровая трансформация отраслей топливно-энергетического комплекса.

В Энергостратегии раздел «Энергосбережение и энергоэффективность» впервые встречается в главе «Оценка состояния и тенденции развития российской энергетики» и содержит следующее:

- энергоемкость экономики за 10 лет с 2008 по 2018 годы снизилась на 9,3% в основном благодаря технологическому фактору (рост энергоэффективности энергопотребляющего оборудования) и уровню загрузки производственных мощностей.

- потенциал энергосбережения в России оценивается на уровне одной трети от объема текущего энергопотребления, то есть потенциал огромен. Тем не менее тут не написано нужно ли его реализовать? Ожидается ли это? Какая будет реакция энергетики и ее роль?

Кроме того, в этом разделе написано, что потенциал текущего цикла структурных сдвигов в отношении снижения энергоемкости в основном исчерпан, в то время как технологические факторы ограничены дефицитом инвестиций, недостаточной эффективностью мер государственной политики по их мобилизации и ограниченной мотивацией потребителей энергии к повышению энергоэффективности.

В разделе по экологии и климату написано, что важным следствием политики энергосбережения станет существенное сдерживание роста парниковых газов и сокращение вредных выбросов организаций топливно-энергетического комплекса в окружающую среду. Но этот эффект несравним с потенциалом повышения климатической и экологической эффективности за счет таких мер, как энергосбережение на стороне потребителя или увеличение доли возобновляемой энергии в балансе, за что тоже, как представляется, должна отвечать Энергостратегия.

В разделе про теплоснабжение аналогично нет ничего про энергоэффективность при потреблении, а есть только про интересы ресурсоснабжающих организаций, не прописаны интересы самих потребителей. Энергоэффективность упоминается пару раз в Энергостратегии в отношении только отраслей ТЭК, хотя энергоэффективность при потреблении очень нужна и имеет огромный потенциал, а также кардинально меняет стратегию энергетики и позволяет в полной мере внедрять технологии «Умного города» в России.

Исходя из проведенного сценарного анализа, необходимо в Энергостартегии более четко прописать как именно нужно реализовывать энергоэффективность в России, какие предпринимать шаги и какие внедрять технологии, чтобы пойти по инновационному сценарию и не оказаться к 2035 году в негативном сценарии в части внедрения «Умного» города в России. А также Энергостатегия должна содержать не только влияние самого топливно-энергетического комплекса на энергоэффективность и учитывать интересы только ТЭК, но и влияние и интересы других отраслей и самих потребителей.

 


 

Список литературы

 

  1. "Умные" устойчивые города. URL: https://www.itu.int/ru/mediacentre/backgrounders/Pages/smart-sustainable-cities.aspx
  2.  «Применение технологий Интернета вещей для развития современной городской среды» // ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», 2018, URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/iot-for-cities.pdf
  3. Автоматизированная система управления наружным освещением "Горсвет" / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/448-avtomatizirovannaya-sistema-upravleniya-naruzhnym-osveshcheniem-gorsvet
  4. АСУНО для г. Омск / https://ambiot.io. URL: https://ambiot.io/showcase/omsk
  5. Беспроводной учет электрической энергии WAVIoT / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/416-besprovodnoy-uchet-elektricheskoy-energii-waviot
  6. Билайн успешно реализовал пилот умного учёта электроэнергии на базе NB-IoT / moskva.beeline.ru 02.09.2019. URL: https://moskva.beeline.ru/about/press-center-new/press-releases/details/1483829/
  7. Болтаевский А. А. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОСКВЫ: НА ПРИМЕРЕ МАРЬИНО //ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. – 2016. – С. 231-233.
  8. Борисова Е. С., Суровова И. Э. Применение механизма ГЧП для создания инфраструктура умных городов //Практический маркетинг. – 2019. – С. 122-124.
  9. Ганин И.А. Энергетическое развитие территории в условиях ограничения финансовых ресурсов/Портал энергосовет. 09.06.2015. URL: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=540
  10. Глобальные инвестиции в умные города вырастут до $88,7 млрд к 2025 году / Современная электроника. 21.07.2017. URL: https://www.soel.ru/novosti/2017/globalnye_investitsii_v_umnye_goroda_vyrastut_do_88_7_mlrd_k_2025_godu
  11. Добрынин А. П. и др. Цифровая экономика-различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 1.
  12. Иванов А. Умная дорога – будущее дорожно-транспортной инфраструктуры России / iot.ru 29.06.2017 https://iot.ru/gorodskaya-sreda/umnaya-doroga-budushchee-dorozhno-transportnoy-infrastruktury-rossii
  13. Интеллектуальная гибридная модульная система управления зданием (умный дом) «ИНСАЙТ» / Умный город. URL:https://russiasmartcity.ru/projects/305-intellektualnaya-gibridnaya-modulnaya-sistema-upravleniya-zdaniem-umnyy-dom-insayt
  14. Интеллектуальная транспортная система: «умный» город в движении / rostec.ru/ 18.07.2019 URL: https://rostec.ru/news/intellektualnaya-transportnaya-sistema-umnyy-gorod-v-dvizhenii/
  15. Интернет вещей, IoT, M2M рынок России /.tadviser.ru.17.01.2020 URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B9,_IoT,_M2M_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)
  16. Исполнения Ответственные Р. О. С. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА МАРЬИНО ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2013 год //Энергосбережение. – 1916. – Т. 33. – С. 3.
  17. Крышная солнечная электростанция (СЭС) для экономии электроэнергии от сети / Умный город. URL:https://russiasmartcity.ru/projects/134-fotoelektricheskaya-sistema-dlya-snizheniya-zatrat-na-zakupku-elektroenergii
  18. Лавров А. В., Зажигин В. В., Васильченко М. А. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ.
  19. Матюнина М. В. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ //Редакционный совет. – С. 78.
  20. Мобильный накопитель электроэнергии / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/426-mobilnyy-nakopitel-elektroenergii
  21. Мухомедьяров Р.М. Интеллектуальная транспортная система / АО “Швабе” С. 3 URL: https://p3cfo.ru/doc/presentations/2019/6.pdf
  22. Новак: Потребление электроэнергии в мире вырастет вдвое / RG.RU URL: https://rg.ru/2019/08/31/novak-potreblenie-elektroenergii-v-mire-vyrastet-vdvoe.html
  23. Основные тенденции и перспективы развития рынка Smart / https://json.tv/. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/osnovnye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-rynka-smart-city-20200115041201
  24. Познакомьтесь с нашими решениями / Schneider Electric.URL: https://www.se.com/ru/ru/work/solutions/#EcoStruxure%20Innovation%20at%20Every%20Level
  25. Половина российских компаний внедрит интернет вещей к 2021 году / cnews.ru. 16.12.2019. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2019-12-16_internet_veshchej_osvoyat_bolee
  26. Попов Е. В., Семячков К. А. Оптимизация процессов цифровизации городской среды //Проблемы развития территории. – 2019. – №. 5 (103).
  27. Построить «умный» город в России — на примере Москвы / vc.ru. 27.09.2019 URL: https://vc.ru/beeline/69227-iot
  28. ПРОЕКТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА «УМНЫЙ ГОРОД» / Минстрой России. Жилье и городская среда. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/
  29. Сервер сбора и хранения данных с приборов учета / Умный город. URL:https://russiasmartcity.ru/projects/403-server-sbora-i-hraneniya-dannyh
  30. Скобелев В. Еще совсем не зеленый. Умный город в России становится экологичным слишком медленно / www.dp.ru. 10.09.2019 URL: https://www.dp.ru/a/2019/09/10/Eshhe_sovsem_ne_zelenij__Um
  31. Смарт-Абонент - комплекс бытовой автоматизации / Умный город URL: https://russiasmartcity.ru/projects/410-smartabonent-kompleks-bytovoy-avtomatizacii
  32. СТОИМОСТЬ УМНЫХ ГОРОДОВ К 2025 ГОДУ ПРЕВЫСИТ $2 ТРЛН / cnews.ru. URL: https://smartcity.cnews.ru/news/top/2018-04-15_stoimost_umnyh_gorodov_prevysit_2_trln_k_2025
  33. Телеком: Билайн реализовал пилотный проект умного учета электроэнергии на базе NB-IoT / http://abloud.blogspot.com/. URL: http://abloud.blogspot.com/2019/09/nb-iot.html
  34. Устинова А. "ВымпелКом" тестирует гибридную IoT-сеть / comnews.ru 29.11.2018. URL: https://www.comnews.ru/content/116100/2018-11-29/vympelkom-testiruet-gibridnuyu-iot-set
  35. Что такое интернет вещей? / URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5db96f769a7947561444f118
  36. Что такое LoRaWan / Хабр. 05.12.2017. URL: https://habr.com/ru/company/nag/blog/371067/
  37. AEMO Virtual Power Plant Demonstration, Knowledge Sharing Report #1, С. 11-12 URL: https://aemo.com.au/-/media/files/electricity/nem/der/2019/vpp-demonstrations/aemo-knowledge-sharing-stage-1-report.pdf
  38. EcoStruxure™ Building / Schneider Electric URL: https://www.se.com/ru/ru/work/campaign/innovation/buildings.jsp
  39. EcoStruxure™ Grid / Schneider Electric.URL: https://www.se.com/ru/ru/work/campaign/innovation/energy.jsp
  40. EcoStruxure™ IT / Schneider Electric.URL: https://www.se.com/ru/ru/work/campaign/innovation/datacenters.jsp
  41. EcoStruxure™ Platform / Schneider Electric.URL: https://www.se.com/ru/ru/work/campaign/innovation/platform.jsp
  42. EcoStruxure™ Power / Schneider Electric.URL: https://www.se.com/ru/ru/work/campaign/innovation/power-distribution.jsp
  43. GIFFORD J. South Australia, Tesla partner for $800 million virtual power plant /.pv-magazine.com 05.02.2018 URL: https://www.pv-magazine.com/2018/02/05/south-australia-tesla-partner-for-800-million-virtual-power-plant/
  44. Kok K. et al. Smart houses for a smart grid //CIRED 2009-20th International Conference and Exhibition on Electricity Distribution-Part 1. – IET, 2009. – С. 1-4.
  45. Schneider Electric запускает умную фабрику с использованием решений EcoStruxure в Лексингтоне / tadviser.ru URL:https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:Schneider_Electric_Global_%28EcoStruxure%29
  46. Smart Cities Market Size Worth $463.9 billion By 2027 | CAGR: 24.7% / https://www.grandviewresearch.com. URL: https://www.grandviewresearch.com/press-release/global-smart-cities-market
  47. Smart cities mission, Government of India. URL: http://smartcities.gov.in/content/
  48. Smart city spending forecast to rise by 17% in 2019 / SmartCitiesWorld.net. URL: https://www.smartcitiesworld.net/smart-cities-news/smart-cities-news/smart-city-spending-forecast-to-rise-by-17-in-2019-3812
  49. Smart Meter (умные счетчики) / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/205-smart-meter-umnye-schetchiki
  50. South Australia's Virtual Power Plant, Government of South Australia URL: https://virtualpowerplant.sa.gov.au/virtual-power-plant.html

[1] Новак: Потребление электроэнергии в мире вырастет вдвое / RG.RU URL: https://rg.ru/2019/08/31/novak-potreblenie-elektroenergii-v-mire-vyrastet-vdvoe.html (дата обращения 31.08.2019)

[2] Ганин И.А. Энергетическое развитие территории в условиях ограничения финансовых ресурсов/Портал энергосовет. 09.06.2015. URL: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=540 (дата обращения 20.04.2020)

[3] СТОИМОСТЬ УМНЫХ ГОРОДОВ К 2025 ГОДУ ПРЕВЫСИТ $2 ТРЛН / cnews.ru. URL: https://smartcity.cnews.ru/news/top/2018-04-15_stoimost_umnyh_gorodov_prevysit_2_trln_k_2025 (дата обращения 17.04.2020)

[4] Глобальные инвестиции в умные города вырастут до $88,7 млрд к 2025 году / Современная электроника. 21.07.2017. URL: https://www.soel.ru/novosti/2017/globalnye_investitsii_v_umnye_goroda_vyrastut_do_88_7_mlrd_k_2025_godu (дата обращения 23.04.2020)

[5] "Умные" устойчивые города. URL: https://www.itu.int/ru/mediacentre/backgrounders/Pages/smart-sustainable-cities.aspx (дата обращения 22.04.2020)

[6] Smart Meter (умные счетчики) / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/205-smart-meter-umnye-schetchiki (дата обращения 03.06.2020)

[7] Беспроводной учет электрической энергии WAVIoT / Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/projects/416-besprovodnoy-uchet-elektricheskoy-energii-waviot (дата обращения 03.06.2020)

[8] Смарт-Абонент - комплекс бытовой автоматизации / Умный город URL: https://russiasmartcity.ru/projects/410-smartabonent-kompl



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.015 с.)