Информация об истории возникновения барокко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация об истории возникновения барокко



Архитектура барокко

Как отражение эпохи

 

  Автор: Тургунбаева Айжан Данияровна ученица 9б класса                                                                                                  Научный руководитель проекта:      Шаньшерова Марина Михайловна                                                                              «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»                                                                        учитель изобразительного искусства

 

 

2015-2016 учебный год

 

                                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….………...3

ПЛАН РАБОТЫ…………………………………………………………………………..……...4

ОСНОВАНАЯ ЧАСТЬ

1. Информация об истории возникновения барокко

1.1.Черты барокко………………………………………………………………………………..5

1.2.Барокко в России……………………………………………………………………………..5

1.3.Барокко в Европе…………………………………………………………………………….6

2. Многогранность стиля барокко

2.1.Архитектура в стиле барокко……………………………………………………………….9

2.2.Барокко в живописи………………………………………………………………………...11

2.3.Барокко в скульптуре……………………………………………………………………....12

2.4.Мода эпохи барокко……………………………………………………………………......13

2.5.Прически в стиле барокко………………………………………………………………….14

2.6. Интерьер барокко ………………………………………………………………………….15

2.7 Музыка барокко ……………………………………………………………………………16

2.8 Парковый ансамбль барокко……………………………………………………………….16

3. Барокко в современном дизайне

3.1.Современная архитектура в стиле барокко……………………………………………….17

3.2.Современная одежда в стиле барокко…………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………22

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Барокко периодически становится одним из популярных стилей. Почему? Да, потому, что барокко — своеобразный аналог слова гламур. Приверженцы барокко не желают ощущать себя рабочими лошадками, они предпочитают совсем другой стиль расслабленный, роскошный, помпезный, причудливый.

Интерьер в стиле барокко — это замысловатые и несколько вычурные предметы мебели. Ножки столов, стульев и прочих предметов изогнуты, украшены замысловатой резьбой и узорами. Сдержанные и пастельные тона дорогой и даже, роскошной обивки, множество зеркал, раздвигающих пространство, гобелены и ковры, пышные гардины, в которых нет даже намёка на простоту. В таком помещении человек чувствует себя, как во дворце, а, соответственно, себя ощущает, как особу, если не королевской крови, то, во всяком случае, очень даже высокородным экземпляром.

Меня восхищает этот причудливый и роскошный стиль. Поэтому я захотела больше узнать о разновидности барокко, проявлении этого стиля в разных направлениях жизни – моде, живописи, дизайне мебели, музыки. Именно поэтому я решила выбрать такую позитивную, и в то же время интересную тему. С определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко до сих пор непосредственным образом воздействует на культуру современности – через образцы искусства своих выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.

Я считаю, что барокко актуален и в повседневной жизни. Им можно украсить интерьер жилища, он будет уместен в украшении гостиниц, театров, банкетных залов, торговых центров. Ведь в суматохе дня должно быть что-то привлекательное и интересное.

 


ПЛАН РАБОТЫ

 

Методы работы:

√ изучение литературы

√ поиск исторических фактов

√ экскурсии по городу

 

Сроки проведения работы: с сентября по март 2015-2016 учебного года.

Этапы работы:

1 этап – изучение проблемы (сентябрь 2015)

2 этап – сбор информации по проблеме (сентябрь - октябрь 2015)

3 этап – обработка и анализ информации (ноябрь - декабрь 2015)

4 этап – оформление документации (январь - февраль 2016)

5 этап – презентация учебного проекта (март 2016)

 

Цель: обосновать популярность барокко в искусстве через многогранность его применения.

 

Задачи:

 

√ изучить литературу по теме, собрать информацию;

√ ознакомиться с историей возникновения и развития стиля барокко;

√ ознакомиться с шедеврами искусства барокко в России;

√ ознакомиться со сферой применения барокко в различных проявлениях жизни;

√ найти примеры многогранности барокко в современном дизайне;

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Информация об истории возникновения барокко

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, легкость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Барокко в России

Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.

Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

 

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740) и Елизавете (1741-1762) доминирует Растрелли. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет (см. Приложение 1 рис. 1, 2).

Барокко в Европе

Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

 Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств (см. Приложение 1 рис. 4).

К началу XVII века создаются грандиозные дворцы и храмы, удивительные по своим масштабам ансамбли площадей со стремительно уходящими в глубину и ввысь лестницами, сложнейшими, украшенными скульптурой фонтанами. Особенным размахом отличались постройки Рима: протяженность каждой из колоннад собора св. Петра, например, превышала триста метров.

В отделке интерьеров богатых дворцов стали особенно широко применять лепнину, скульптуру, живопись, самые богатые отделочные материалы, вплоть до золота.

Хотя формы различных предметов (и мебели в том числе) становятся особенно богатыми и разнообразными, логика построения целого еще сохраняется. Как бы ни была сложна и запутанна композиция архитектурного произведения или предмета, скульптура, как и конструктивные детали, имеет свое определенное место. Этот принцип мы можем легко проследить на примере роскошного спального ложа с дивной резной спинкой и простыми прямоугольными опорами или шкафа, где строго функциональный объем завершает буквально растворяющаяся в воздухе резная скульптура. Контрасты плоского и рельефного, тяжелого и легкого роднят эти предметы с архитектурой того времени. Этот период в искусстве получил название барокко, а его стилевые признаки стали называться барочными.

Усложненность и легкость — внешние признаки барочной мебели — сочетались с ее комфортабельностью и удобством: такими были, например, мягкие кресла с подлокотниками и широкими спинками. Одежду уже не надо было складывать в сундуки — для нее предназначались специальные шкафы, а для хранения белья — комоды с выдвижными ящиками. Для трапез служили разнообразные столы, круглые, квадратные, прямоугольные, а для того чтобы экспонировать красивые предметы, придумали так называемые консоли — узкие, приставленные к стене подобия столов.

Обогатилась техника украшения мебели: наряду с резьбой и росписью получает распространение инкрустация из Дерева, перламутра, черепахи и бронзовые накладки.

Влияние стиля проникало и в среду горожан среднего достатка, утилитарность в их быту все более и более стала сочетаться с эстетикой. Появилось больше самих предметов — это были столы для самых разных целей, шкафы и комоды. Наряду с традиционными табуретами уже встречались стулья и кресла. Мебель стали украшать резьбой, а иногда даже мозаикой из дерева. Но все это, разумеется, было несравненно скромнее, чем во дворцах знати.

Посуда для массового обихода из керамики, фаянса или из олова почти всегда была чисто утилитарной. Традиционный ее облик изменялся очень медленно, зачастую еще повторялись формы Возрождения и даже средневековья.

Архитектура в стиле барокко

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон (см. Приложение 1 рис. 3, 4).

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко. Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 века французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется ещё в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг (нем.) русск., Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи[5]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.    Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма (см. Приложение 1 рис. 5).

 

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи (см. Приложение 1 рис. 6).

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Мода эпохи барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это — тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Это — полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, — в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф (см. Приложение 1 рис. 7).

Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуют куафюра.

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход ещё при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующем XVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Прически в стиле барокко

  Женские прически этого исторического периода невероятно сложны, используются специальные каркасы из проволоки для этих целей. В моду входит самая известная женская прическа времен барокко — фонтанж. Интересна история ее появления. Однажды на охоте фаворитка Людовика подвязала растрепавшиеся волосы куском кружева, чтобы пряди не мешали ей. Это так понравилось королю, что он потребовал обещания юной Анжелики де Руссиль-Фонтанж, не менять прическу. Следующий день стал началом шествия «фонтанжа»: все придворные дамы явились с подобными прическами.

Первое время эта прическа была невысокой, но впоследствии фонтанж превратился в «башню» высотой в 50-60 см (есть сведения, что у венских модниц она достигала высоты более метра). Локоны завивались туго и укладывались «этажами», каждый из которых имел свое название, а один или два локона «небрежно» ниспадали на плечо. Такая прическа требовала немало времени и средств (на ароматизацию и закрепление волос шло много пудры и специальной помады), и позволить себе ее могли лишь состоятельные дамы (см. Приложение 1 рис. 8).

Модная прическа фонтанж дала название еще одному стильному предмету времен барокко. Так стали называть многоярусный накрахмаленный чепец, пользовавшийся большой популярностью. Его следовало надеть на голову, распределив пряди волос между его «этажами», закрепить шпильками и «вуаля».

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве (см. Приложение 1 рис. 9, 10).

 

Музыка барокко

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

Парковые ансамбли барокко

Главная задача сада такого стиля — заставить зрителя затаить дыхание, восторгаться и поражаться. Сад в стиле барокко — это прежде всего пространство, поэтому малый участок не подходит для его создания. Вообще разбить сад барокко очень тяжело, по­этому сегодня дизайнеры используют лишь отдельные элементы этого стиля. Для барочного сада идеален рельеф с резкими перепадами высот, холмистый. «Ступенчатость» ландшафта придаст саду неповторимость и оригинальность. К тому же на таком рельефе легче будет устроить фонтаны и каскады. Яркий пример барочного сада можно увидеть в Петергофе.

Главным элементом сада являются фонтаны, горы ка­скадов и водопадов. Вам тоже придется их устраивать.

Для того чтобы создать водопад, достаточна высота от 100 до 150 см над площадью падения. Однако если вы хотите получить эффектный водопад, то сделайте несколько уступов, причем расстояние от самого нижнего уступа до поверхности водоема должно составлять 50 см.

Фонтаны должны быть экстравагантные, с затейливыми формами и причудливыми украшениями. Вода в сооружениях с грохотом падает по невероятной траектории, поэтому если вы всерьез решили создать такой сад, то доверьте это специалистам. Здесь же около фонтанов обычно располагаются скульптуры (см. Приложение 1 рис. 11).

 

Барокко в современном мире

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Барокко свойственны контрастность, легкость, динамичность образов, помпезность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В интерьерах используется много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, лепнина, аллегорическая скульптура, множество зеркал, позолота. Цветовые контрасты – белый, желтый, бирюзовый, обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Целью моего проекта являлось: обосновать популярность барокко в искусстве через многогранность его применения. Для достижения поставленной цели я познакомилась с историей возникновения барокко, с шедеврами искусства барокко в России, со сферой применения барокко в различных проявлениях жизни, я нашла примеры многогранности барокко и в современном дизайне. Я узнала, что особенную популярность современное барокко завоевало в индивидуальном строительстве. Обращение к архитектурным тенденциям прошлых веков, преобразование и переосмысление старых приемов в соответствии с новыми требованиями, технологиями и материалами, дает возможность получить оригинальные сооружения, которые несут в себе черты барочной эпохи и соответствуют запросам нового времени. Оказывается, что для создания современных коллекций многие дизайнеры одежды предпочитают барокко, барочный стиль используют в роскошных нарядах при пышных показах на подиумах.

В результате проделанной работы, я могу сделать вывод, что искусство барокко очень актуально и в наше современное время. Сегодня можно совершенно свободно найти применение стиля барокко в дизайне современной архитектуры, одежды, прическах, мебели и др. Как и в былые времена, современный барочный наряд, имеющий пышный образ, создается только настоящими искусными мастерами. Ведь только профессионалы своего дела могут изготовить изделие, которое максимально точно будет сочетать в себе все элементы эпохи барокко.

      Данная работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, МХК, технологии, а также во внеурочной деятельности учащихся на кружковых, факультативных занятиях.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

         

1.    Энциклопедия для детей. Искусство. Часть первая. Том 7. «Авантана», 1998г.

2.    Энциклопедия для детей. Искусство. Часть вторая. Том 7. «Авантана», 1998г.

3.    Р.В.Паранюшкин. Композиция. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005г.

4.    ru.wikipedia.org/wiki

5.   www.arthistory.ru/baroque

6.   smallbay.ru/baroc.html

 

 

Приложение 1

 

Рис. 1 Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

 

Рис.2 Петергоф, Санкт-Петербург

 

 

Рис. 3 Фасад римской церкви Санта-Сусанна

 

Парк Петергоф

Рис.11. Парковый ансамбль барокко

Приложение 2

 

Архитектура барокко

Как отражение эпохи

 

  Автор: Тургунбаева Айжан Данияровна ученица 9б класса                                                                                                  Научный руководитель проекта:      Шаньшерова Марина Михайловна                                                                              «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»                                                                        учитель изобразительного искусства

 

 

2015-2016 учебный год

 

                                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….………...3

ПЛАН РАБОТЫ…………………………………………………………………………..……...4

ОСНОВАНАЯ ЧАСТЬ

1. Информация об истории возникновения барокко

1.1.Черты барокко………………………………………………………………………………..5

1.2.Барокко в России……………………………………………………………………………..5

1.3.Барокко в Европе…………………………………………………………………………….6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.094 с.)