Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш Диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). В предложенных доныне беседах говорили мы о вредных действиях пьянства. Все слышанное вами не есть что-нибудь новое для вас: все это знакомо вам из опытов, часто повторяющихся. Чем чаще мы видим горькие плоды нетрезвой жизни; тем должны быть внимательнее к причине этого зла и тем заботливее должны беречь себя от порока нетрезвости, чтобы не испытать гибельных последствий его. А чтобы более уважать добродетель трезвости, и постоянно хранить ее, скажем ныне о благотворности этой добродетельности, или о том, как хорошо быть всегда воздержным в употреблении вина, быть всегда трезвым, и никогда не подвергаться опьянению; скольких неприятностей, огорчений и несчастий избегает постоянно трезвый человек, который или совсем не пьет вина, или всегда соблюдает строгую умеренность в употреблении его. Об этом, братия, надобно размышлять, и размышляя помнить, какие выгоды доставляет нам трезвость, чтобы не увлекаться приманкою обманчивых удовольствий, получаемых от винопития. На благотворность трезвости указывает нам апостол Петр в приведенных словах: трезвитеся, бодрствуйте. Это наставление Апостол дает в предостережение против искушений от Диавола, как показывают присовокупляемые слова: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Трезвитеся, бодрствуйте. Смотрите, как апостол раскрывает нам важность трезвости: он поставляет трезвость в основание бодрствования. Видели мы, как нетрезвость делает человека и неспящего как бы сонным или хуже сонного, лишая его здравого смысла и свободы действования: а трезвость, напротив, делает человека способным всегда внимать себе, здраво размышлять и говорить, и согласно здравому рассуждению свободно и благоразумно действовать. Кто всегда бывает трезв, тот удобно может бодрствовать над собою, во всех делах следовать правилам истины и правды и удаляться тех грехов, в которые нетрезвый так легко впадает, не владея здравым рассуждением и не будучи в состоянии бороться с искушениями греха. Правда, есть нетрезвость или опьянение и другого рода – опьянение не от вина, но от какого-нибудь душевного возмущения или порочной страсти. Так, например, в состоянии гнева, досады, мщения, злобы, человек бывает подобен пьяному, то есть теряет здравый смысл и в своих поступках не владеет собой, слепо предаваясь беспорядочным движениям своей души. Но и в состоянии гневного раздражения, или в сильном чувстве ненависти, досады, мщения, и под., трезвый человек удобнее может владеть собою, силою здравого рассуждения и твердостию доброй воли преодолевая гнев, досаду, мстительность. А нетрезвый, если предается гневу, досаде или мстительности, то делается как бы неукротимым зверем: опьянение лишает его здравого смысла и власти над собою; и потому беспорядочные душевные возмущения и страсти овладевают им без ограничения. Посмотрим же, сколькими выгодами пользуется постоянно трезвый человек, в сравнении с теми, которые любят упиваться вином и проводят жизнь нетрезвую. Трезвый человек, всегда сохраняя самосознание и власть над собою, удобно сохраняет постоянство в своих словах и поступках; одинаков он поутру и после обеда; одинаков он в своем нраве ныне и завтра. Не то бывает с человеком, предающимся нетрезвости: иначе он рассуждает и поступает, пока трезв, иначе в состоянии нетрезвости; пока трезв, он держит себя в порядке, а, предавшись опьянению, забывает долг и приличие, делается слепым рабом беспорядочных движений и страстей. Трезвый, всегда сохраняя самосознание и подчиняясь правилам долга и приличия, не испытывает скорбей и болезней того тяжкого состояния, в каком бывает склонный к нетрезвости, когда проходит опьянение, и он осознает свое падение не тяготят его сознание произвольного самоунижения и чувство раскаяния в беспорядочных действиях, допускаемых нетрезвым в состоянии опьянения и самозабвения. Трезвый, кроме случаев болезни, будучи всегда способен к занятиям и трудам, беспрепятственно исполняет свои обязанности к самому себе, и обязанности семейные и общественные; потому он и сам себя держит благопристойно, и дом у него в порядке, и дела общественной службы в исправности. А предающийся пьянству, напротив, знаете, каким является, когда бывает нетрезв: он и о доме своем не радеет, и в исполнении общественных обязанностей небрежен или непостоянен, и ненадежен. Потому, и дом нетрезвого обыкновенно бывает в упадке, и в обществе ему не доверяют, и часто делается нетерпимым на общественной службе. Трезвый своим воздержанием сберегает свое здоровье, предохраняет себя от многих болезней и содействует к продолжению своей жизни до глубокой старости: напротив, нетрезвость сама есть произвольно навлекаемая болезнь души и тела, часто бывает причиною других болезней, а с продолжением времени нередко производит тяжкий недуг запоя; часто нетрезвость быстро сокращает жизнь человека, и обыкновенно предающиеся нетрезвости не достигают естественного предела жизни. Трезвый постоянной трезвостью приобретает себе внимание, доверие и уважение от других; а предающийся нетрезвости, напротив, чрез эту свою слабость теряет доброе о себе мнение, доверие и уважение от других. Трезвитеся, бодрствуйте: ибо противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого бы поглотить. Невозможно бодрствование духа без трезвости; невозможна потому и духовная борьба против искушений диавола без трезвости. Трезвый, внимая себе и бодрствуя над собою, при помощи благодати Божией, устоит против нападений врага искусителя, а склонный к нетрезвости, каждый раз, предаваясь своему пороку, делается доступным врагу диаволу, можно сказать, со всех сторон: потому что в состоянии опьянения здравый смысл угасает, и человек делается слепым рабом своих порочных наклонностей и страстей, орудий противника диавола. Трезвый и в самых падениях скорее и легче поднимается от падения, при содействии благодати Божией; потому что он, сохраняя употребление здравого смысла и разумной власти над собой, скорее приходит к сознанию своего падения, тверже борется со своим врагом и одерживает победу. Напротив, предающийся нетрезвости, пока не одолеет наклонность к нетрезвости, не может благонадежно бороться с другими своими пороками: потому что в состоянии нетрезвости он делается как бы безоружным ввиду всех своих врагов; каждая порочная наклонность и страсть беспрепятственно поражают его. Трезвитесь, бодрствуйте. Этими словами Апостол внушает не ту только трезвость, о которой говорим, но и воздержание от всякого порочного возмущения в душе и от всякой греховной страсти, которые, помрачая смысл человека, делают его неспособным здраво рассуждать и управлять собою. Но воздержание от опьянения служит необходимым условием и для трезвости духовной. Постоянно воздерживающийся от неумеренного употребления вина через это самое приобретает навык владеть непорядочными движениями душевными, например, обуздывать гнев, досаду, мщение. А склонный к нетрезвости, напротив, если и решается быть внимательным к себе, решается удерживаться от гнева, досады, злобы и других возмущений и страстей, то может удерживаться только до первого случая нетрезвости. Сделавшись нетрезвым, он забывает свои добрые намерения и предприятия; впадая в грех опьянения, он в то же делается жалким пленником и других привычных своих грехов; легко делается нетрезвым в мыслях, в чувствах, в желаниях, в словах и поступках. Трезвость необходима человеку по требованию нашей природы: закон природы требует, чтобы человек ел и пил в меру, и употреблял только необходимое для поддержания здоровья и сил его тела; а все излишнее и вредное противно нашей природе. Неразумные животные, без сознания следуя требованию природы, строго исполняют этот закон умеренности; а человек нарушает его, не внимая внушениям природы и ее вопиющему голосу, который так громко слышится в страшных разрушительных действиях, производимых пьянством, а также и в благотворных действиях трезвости. Братия! Будьте внимательны к благотворным действиям трезвости. Смотрите, как она благодетельна для тела и для души. У трезвого и тело здорово, и все члены его свободно действуют, и все чувственные органы владеют естественною силою. У трезвого и разум не помрачается, как у пьяного; его память и воображение живы; его сердце чувствительно и к радости, и к скорби; его желания последуют руководству рассудка. Трезвый всегда способен к трудам и занятиям. Смотрите же, как превосходно состояние трезвого человека в сравнении с состоянием человека предающегося нетрезвости? От скольких невыгод безопасен трезвый человек, от скольких скорбей и трудностей таких, которым нетрезвый неминуемо подвергается, как неизбежным следствиям своего порока? По-видимому, трудно понять, как человек решается предаваться нетрезвости, имея ввиду, с одной стороны, столько выгод трезвости, а с другой стороны столько невыгод, столько скорбей и болезней, неизбежных спутников нетрезвой жизни. Отчего так нерассудительно многие произвольно лишают себя стольких благ, доставляемых трезвостью, и слепо бросаются в пропасть неисчислимых зол, предаваясь нетрезвости? Спросите самих тех, которые на себе испытали эти горькие плоды нетрезвости, что они скажут вам в ответ? Неодинаково будут отвечать: один скажет: меня товарищи завлекли; другой скажет: я примером других или обычаем многих увлекся; третий скажет: я привык к нетрезвости, обманутый приманкой удовольствия; иной: меня приучили другие прежде, чем мог я хорошо рассудить о вредных последствиях этой худой привычки. Такие и подобные ответы могут быть истинны или близки к истине; но что все они показывают? Обличают легкомыслие с обеих сторон, и со стороны склонных к нетрезвости, и со стороны тех, которые других привлекают и приучают к употреблению вина, часто не помышляя о вредных и пагубных последствиях своих поступков. Из этого видите, братия, как необходимо помнить и здраво размышлять и о достоинстве трезвости, источника столь многих, необходимых нам благ, и о зловредности пьянства; видите, как это необходимо, для того, чтобы не предаваться легкомысленно винопитию, зная, как оно опасно и часто гибельно бывает по своим последствиям, и чтобы заботливо хранить трезвость, помня, как благотворна и необходима нам эта добродетель, сколько скорбей и бед она устраняет от нас, и как много благ доставляет нам на пути этой жизни. Родители и попечители детей! Вам особенно надобно помнить и часто рассуждать о добродетели трезвости и о пороке нетрезвости или пьянства. Чаще говорите и объясняйте вашим подрастающим детям, - как благотворна и необходима каждому человеку трезвость и воздержание от неумеренного употребления вина, а того лучше совершенное неупотребление вина. Вы знаете, как часто молодые люди от умеренного употребления вина незаметно переходят к неумеренному; как часто умеренное употребление вина через повторение обращается в привычку, а привычка в страсть, которая зловредно господствует над человеком и порабощает его пороку пьянства. Поэтому детям и юношам всего лучше совсем не употреблять опьяняющих напитков, чтобы, в противном случае, порок пьянства, с продолжением времени, неприметным образом не возобладал над ними, чему так много примеров. Показывайте чаще вашим детям, как благотворна, и как почтенна трезвость; как она украшает юношу и мужа, как возвышает его мысли и чувства; как делает его способным ко всему доброму; как она угодна Богу и приятна людям; как счастлив тот человек, который, будучи постоянно трезв, всегда внимает себе, все делает со здравым рассуждением, всегда владеет собою, и, благоговея перед Богом, во всем покоряет свою волю заповедям Божиим. Сказывайте и раскрывайте вашим детям, - какое несчастие человеку и однажды сделаться нетрезвым, и однажды лишиться здравого смысла, потерять власть над собою, подвергнуться опьянению до самозабвения! Как это противно Богу и добрым людям! Как это унижает человека! Как вредно по своим последствиям! Родители и попечители детей! Будьте внимательны к слову Божию. Уважайте трезвость, любите трезвость, храните трезвость, как необходимое условие к сохранению вашей чести и вашего достоинства. Будьте примером трезвости для ваших детей. Трезвитеся, бодрствуйте. Последуя заповеди апостольской, и сами вы будете наслаждаться добрыми плодами трезвости, и дети ваши, слушая наставления о трезвости, в вашей трезвой жизни будут видеть живой пример трезвости и благотворное действие ее на благосостояние вашего дома и на ваши добрые отношения семейные и общественные. Наставления, подтверждаемые близким примером, производят на детей наилучшее действие. Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте, и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Ибо вы сами достоверно знаете, пишет апостол Павел, что день Господень так придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность! Тогда постигнет их внезапная пагуба. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ниже тьмы. Итак да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронею веры, и любви, и шлемом надежды спасения. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (I Сол. 5, 2-10). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь.
1. См.: Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М., 2008. С. 41. 2. Там же. С. 18. 3. Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С. 41-42. 4. Герасименко Н. Если не примем срочных мер, то просто пропьем страну // Российская Федерация сегодня. 2009. № 4. С.25 5. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XI, п.16. 6. Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5-7. С. 2. 7. Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Указ. соч. С.183-184. [8]. Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С. 187. [9]. Рачинский С.А. Письма С.А.Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М.,1899. С. 57. [10]. Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5-7. С. 2. [11]. Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Указ. соч. С.183-184. [12]. Там же. С.189-195. [13]. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. – Пг., 1916. [14]. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения. Красноярск, 2004. С. 19. [15]. Введенский И.Н. Опыт принудительной трезвости. Екатеринбург, 2008. С.17. [16]. Введенский И.Н. Указ. соч. С. 22. [17]. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, № 28, от 22.07.1910 г. [18]. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, № 39, от 23.09.1912 г. [19]. Там же, № 8, от 19.02.1911 г. [20]. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, № 11, от 13.03.1911 г.
[21]. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, № 35, от 26.08.1912 г. [22]. Там же, № 33, от 17.08. 1914 г. [23]. Правительственный вестник, № 58, от 12.03.1914 г. [24]. Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Указ. соч. С. 281. [25]. Там же. [26]. Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5-7. С. 2.
[27] Мордвинов И.П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С.4-5. 1 См.: Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества: монография / А. Л. Афанасьев. – Томск: Томск. гос. ун-т. систем упр. и радиоэлектроники, 2007. С. 53-59, 147-152. 2 Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. Л. 187, 208-232. 3 Кудряшова И. Как создавались общества трезвости. Из истории обществ трезвости в Екатеринбургской епархии // http://trezv1.narod.ru/dec/a13.htm, свободный.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.008 с.) |