Глава IV . Попечительство о народной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV . Попечительство о народной



Трезвости

Попечительства о народной трезвости известны в России с конца XIX века и успешно зарекомендовали себя эффективной деятельностью по отрезвлению народа. Они были основаны одновременно с установлением казенной продажи спиртного Уставом 20 декабря 1894 года. Питейная госмонополия, введенная в период активного экономического роста России и просуществовавшая до первой мировой войны, неразрывно связана с личностью Сергея Юльевича Витте (1849-1915). Его позиция заключалась в том, что реформа должна преследовать прежде всего не повышение сбора налогов, а народное отрезвление. Он уделял ей огромное внимание, пытался всегда лично ознакомиться с ходом реализации реформы, посещая губернии, казенные винные лавки, винокуренные заводы и очистительные склады.

Потребление спиртного в России к тому времени неуклонно увеличивалось. Усиление алкоголизации общества в XIX веке дореволюционные исследователи связывали с началом промышленного производства дешевой картофельной водки, что сделало алкоголь, по их мнению, общедоступным. Но картофельная водка была характерна только для незерновых областей европейской части России. Особенно большое распространение она получила в прибалтийских провинциях. В хлебных областях водку делали из зерна. В Сибири же она готовилась исключительно на ржаном спирте. Все определялось стоимостью используемого материала и технологическими особенностями винокурения. Выкурка спирта из зерна эффективнее в 2,5 раза, чем из картофеля.

Статистические исследования того периода показали, что активная тяга к алкоголю была характерна для людей с самыми низкими доходами. Большие физические нагрузки усиливали ее. Процесс алкоголизации населения был обусловлен объективными причинами. В крупных городах пили в несколько раз больше, чем в деревне. Главным виновником интенсификации алкогольного потребления являлась пролетаризация населения, его урбанизация.

Вместе с введением монополии в 1895 году были приняты три закона для борьбы с пьянством: о Попечительствах народной трезвости, о взысканиях за нарушения Положения о казенной продаже питий и о карательных постановлениях о пьянстве.

Был разработан Устав Попечительств о народной трезвости, организован центральный комитет, губернские, областные и уездные комитеты. Функционировать они начали с 1895 года. На заседаниях уездных комитетов избирали участковых попечителей, активным членам комитета присваивали звание члена-соревнователя. В круг обязанностей губернских и уездных комитетов входило:

- ходатайствовать перед правительственными органами о мероприятиях, способствующих уменьшению пьянства;

- оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена на народное отрезвление;

- осуществлять надзор самостоятельно и совместно с полицейскими органами за правилами торговли крепкими напитками как в заведениях, содержимых частными лицами, так и в казенных винных лавках;

- распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков;

- организовывать для населения мероприятия, дающие возможность проводить свободное время вне питейных заведений, в чайных, столовых, читальнях при чайных, в библиотеках и пр.;

- принимать меры попечения о лечении страдающих запоем, организовывать собственные специальные больницы, амбулатории;

- издавать брошюры и листки для распространения в народе убеждения о вреде пьянства и необходимости обращаться к врачам и в больницы, а также для выяснения значения отдельных народных средств для лечения от пьянства.

Вышеперечисленные вопросы касались только той части деятельности, которой должны были заниматься комитеты. Для организации этих мероприятий требовались деньги. Комитеты имели собственный бюджет, предусматривающий в первые годы введения монополии годовую сумму в 4 млн. рублей. В результате деятельности попечительских комитетов в 1898-1899 годах в 25 губерниях было устроено 1715 чайных, 998 читален, организовано только за один 1898 год около 5280 народных чтений, устраивались театральные представления, народные гулянья и т.п.

Вскоре после начала деятельности попечительских комитетов было замечено некоторое улучшение санитарно-гигиенической ситуации, сокращение преступности на почве пьянства и даже улучшение поступления средств в казну и рост сбережений в сберегательных кассах.

К 1905 году питейная монополия охватила всю страну. На темпах реализации питейной монополии, на успешности ее проведения отрицательно сказались уход С.Ю. Витте с поста министра финансов, русско-японская война и революция. Главная цель питейной реформы – уменьшение народного пьянства – отошла на задний план. Казне нужны были деньги, и налоговые интересы от питейной монополии стали доминирующими в ущерб отрезвлению народа.

Годовой бюджет попечительских комитетов уменьшился с 4 млн. руб. до 2,5 млн. руб. По политическим соображениям многие библиотеки и чайные, устроенные попечительскими комитетами, были упразднены. Более того, в некоторых районах были упразднены и сами комитеты.

Актуально и современно звучат и сейчас слова С.Ю. Витте о том, что если правительство действительно хочет бороться с величайшим народным бедствием – пьянством, если желает проектировать меры не для мимолетного самоутешения или отвода глаз, то следует урезать питейный доход.

Итак, целью дореволюционных попечительств было, во-первых, распространение среди населения здравых понятий о вреде употребления алкогольных напитков; во-вторых, изыскание средств для предоставления возможности проводить свободное время вне питейных заведений. Так в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новгороде, Харькове для ограждения населения от злоупотреблений спиртными напитками активно учреждались городские Попечительства о народной трезвости.

Активную работу по утверждению трезвой жизни всегда вела Православная Церковь. В дореволюционной России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине. Существовало множество трудовых домов, артелей – сельскохозяйственных и промышленных, – в которых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства.

Одной из действенных форм работы дореволюционных обществ было принятие обетов трезвости.

В современной России проблема пьянства с каждым годом обостряется и ведет страну к гибели. Несмотря на то, что форм оказания помощи в избавлении от алкогольной зависимости в последние десятилетия стало гораздо больше, самих страждущих меньше не становится. Утраченная трезвость – причина многих бед. Почитание христианских ценностей, трезвый образ жизни, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и включались в значение и смысл таких понятий, как «русская душа» и «русский характер». Все эти славные традиции держались на трезвости. В царской России 43% взрослых мужчин в 1913 году были трезвенниками, в 1979 году таких мужчин оказалось 0,6%. Женщин-трезвенниц в царской России было 90%, а в 1979 году – 2,4%. В 1913 году было 95% юношей и девушек до 18 лет, не употреблявших алкоголь, а в 1979 году таких осталось 5%. К сожалению, в середине XX века алкоголь стал использоваться как средство физического и нравственного уничтожения русского народа. За последние десятилетия его потребление возросло настолько, что это грозит не только настоящему, но и будущему нашего Отечества. В настоящее время возраст приобщения к алкоголю снизился до 13 лет. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России употребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек. Впечатляют исторические факты. В 1905 году в России потреблялось 3,13 литра абсолютного алкоголя на душу населения в год. В 1913 году – 4,7 литра. Введенный в 1914 году «сухой закон» стремительно снизил среднедушевое потребление алкоголя до 0,2 литра на душу населения. В 1925 году потребление алкоголя составляло 0,8 литра на душу. С отменой сухого закона к началу Великой Отечественной войны потребление выросло до 1,9 литра в пересчете на чистый спирт. В конце 50-х – начале 60-х наша страна превратилась из алкогольно непроблемной в алкогольно проблемную страну. В 1954-57 годах потребление алкоголя вышло на уровень 1913 года и стремительно стало возрастать. В 1980 году составляло 10,8 литра, а в 2003 году уже 14,7 литра абсолютного алкоголя на душу населения, включая младенцев и стариков. Сейчас душевое потребление составляет 18 л.

Проблема пьянства – проблема духовная. Церковное Предание говорит о том, что зависимость человека от алкоголя – это, в первую очередь, действие в нем страсти винопития. Страсти – это суть демоны, как учит Церковь; если сказать иначе, это некие силы, которые оккупируют, порабощают человеческую личность, причем эти силы в первую очередь поражают волю и делают ее неспособной противостоять злу. Трезвость – естественное состояние человека, и наша задача – вернуть эту Богом данную нам трезвость. Как можно это сделать? Часто люди, считающие себя православными, обращаются с просьбой помочь им избавиться от пьянства. Но когда речь заходит о духовных средствах борьбы со страстью – покаянии, молитве и личном усердии, некоторые из них, не понимая этого, оказываются не готовы, да и не видят в этом нужды. Большинство из них, осознавая остроту проблемы и необходимость действий, ищут всевозможные средства, исключающие личный труд и усилия самого человека по избавлению от пагубного влечения. Но лекарств от страсти не существует. Для того чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, нужны усилия, самопонуждение, работа над собой. Важно это понимать. Но если человек не трудится над тем, чтобы быть лучше, он будет становиться все хуже и хуже. Ответ на вопрос о том, как человеку избавиться от власти зла, дало главное событие человеческой истории – Боговоплощение. Христос, воплотившийся Бог, принявший на Себя человеческую природу и преобразивший ее Своим Божеством, сделал возможным для человека побеждать силы зла. Поэтому каждый человек, осознавший себя побежденным, обращающийся за помощью к Богу, получает ее. Только при содействии Его благодати возможно побеждать в себе зло, освобождаясь от плена страстей.

Победа над страстью возможна только через исцеление души. К каждому человеку обращается Господь: «Приидите ко Мне, все труждающие и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11:28-30). Господь всем нам дает возможность спасения, и уже от самого человека зависит, воспользуется ли он этой возможностью.

Основная причина пьянства – религиозно-нравственная. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни способствует усугублению пьянства. Чтобы утверждать трезвость, мы должны вернуться к тем нравственным ценностям, которыми сотни лет жил наш народ. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт преображения человека и избавления его от греховных пристрастий.

Современное общество остро нуждается в возрождении идеалов трезвости, в возвращении человека к естественному состоянию духа и тела. Для этого необходимо объединение усилий и государства, и Церкви, и общественных организаций – всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной. Действовать нужно всем миром. Необходимо учитывать исторический опыт, возрождать Попечительства о народной трезвости, наполняя их деятельность новым, современным содержанием. Обобщить, осмыслить сложившиеся издавна традиции трезвения и реализовать их в конкретной работе – вот одна из важнейших задач современных Попечительств о народной трезвости.

Работа по утверждению трезвости как нравственной нормы общественной жизни в современном обществе должна проводиться системно. Создание Попечительства ставит перед собой задачу объединить те инициативы, которые уже существуют в настоящее время, и шире распространять этот позитивный опыт. В нынешних условиях Попечительство о народной трезвости необходимо как форма объединения усилий здоровых сил общества в решении насущной социальной проблемы.

В его сферу может быть включена следующая деятельность:

- организация профилактики и социальной реабилитации;

- оказание необходимой помощи страждущим и их семьям;

- распространение достоверных научных знаний о трезвости;

- организация трезвенного просвещения в образовательных, медицинских учреждениях;

- разработка и распространение учебно-методической литературы;

- создание и распространение социальной рекламы;

- формирование социальной устойчивости к порочным зависимостям у детей и молодежи;

- разработка комплексных программ утверждения трезвости на предприятиях города и области;

- организация досуга;

- мониторинг деятельности;

- законодательная инициатива.

Возрождение деятельности Попечительств о народной трезвости в настоящее время дает реальную возможность использовать, преобразуя и совершенствуя, исторический опыт, который оправдал себя комплексным подходом в решении задачи отрезвления и оздоровления общества.

В Свердловской области возрождается эта традиция. 20 марта 2008 года состоялась Учредительная конференция, по итогам которой было принято решение о создании в нашей области общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». Принято Положение, выбран совет, составлен план работы, заключено Соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви и Правительством Свердловской области (Приложение 9).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М., 2008.

Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения. Красноярск, 2004.

Введенский И.Н. Опыт принудительной трезвости. Екатеринбург, 2008.

Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. – Пг., 1916.

Мордвинов И.П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С.4-5.

Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006.

Правительственный вестник, № 58, от 12.03.1914 г.

Рачинский С.А. Письма С.А.Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М.,1899.[1]. Герасименко Н. Если не примем срочных мер, то просто пропьем страну // Российская Федерация сегодня. 2009. № 4. С.25.

Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5-7. С. 2. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1910-1914 гг.

 

 

Приложения

Приложение 1

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему

Викентию,

архиепископу Екатеринбургскому

и Верхотурскому

настоятеля храма _____________

_____________________________

иерея ________________________

 

ПРОШЕНИЕ

 

Ваше Высокопреосвященство,

 

прошу Вашего благословения на создание и организацию работы приходского общества «Трезвение» под небесным покровительством __________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Смиренный послушник

Вашего Высокопреосвященства _____________________________

Приложение 2

Утвержден ______________________________

 

______________________________

 

“______” _________________2009г.

 

Принят общим собранием участников

 

Протокол № ______

 

от «____»__________________2009г.

 

 

Устав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.04 с.)