Городецкая А. А. 9 «А» класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городецкая А. А. 9 «А» класс



Городецкая А. А. 9 «А»   класс

Руководитель: Емельянова Г.П.

Лабазы 2005 год

ПЛАН:

 

ВВЕДЕНИЕ.

2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1.   Воспитание молодого поэта.

2.2.   Поступление и учёба в Царскосельском лицее.

2.3.   Лицейская дружба.

2.4.   Первая любовь.

2.5.   Грустные дни расставанья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4.  БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике Балде – живет с нами и позже, в школьные годы.

«Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…»

Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Добрый и умный спутник, напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

Для своего реферата я выбрала тему  «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». Выбрала я её не случайно, ведь когда я прочитала название реферата, у меня сразу  возникло несколько вопросов, на которые мне захотелось найти ответы. Я считаю, что каждый уважающий себя ученик, почитатель творчества А.С.Пушкина должен знать:

 

Ø Как, где и при каких обстоятельствах величайший русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин, впервые почувствовал себя поэтом?

Ø Как пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на творчестве  А.С. Пушкина?

Ø Что представлял собой молодой Пушкин-лицеист?

 

Так же я считаю, что эта тема актуальна со стороны неправильного понимания места, которое занимал Лицей в жизни А.С. Пушкина. Многие из нас думают, что Лицей - это просто учебное заведение, в котором учился А.С.Пушкин, но это далеко не так.

И, поэтому, выбрав эту тему, я постараюсь раскрыть тот глубокий смысл, заложенный в названии темы моего реферата: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина».

 

 

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА

Пушкин (Александр Сергеевич) — величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. Мать Пушкина - Надежда Осиповна Ганнибал (1775—1836), была на 4 года моложе мужа. Основателем ее фамилии был «арап Петра Великого», абиссинский князек, Абрам Петрович Ганнибал. Отец Пушкина, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного, но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами. Служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.

Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Веселая жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, а дети – старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва, который писал, впоследствии, о детских годах Александра: "Только до одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме».

 Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке. От ее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие народные увеселения. Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей — женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное — гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин  вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин  пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал, чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Преждевременная начитанность в произведениях сатирических, которыми была так богата французская литература XVII и ХVIII вв., способствовала раннему развитию чувства и ума Александра, а литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович питал к Мольеру — он читал его вслух для поучения детям — возбудили в мальчики охоту пытать свои силы в творчестве, опять таки главным образом на французском языке. Между наиболее ранними его произведениями предание называет комедию «L'Escamoteur» — рабское подражание Мольеру — и шуточную поэму «La Tolyade» (сюжет: война между карликами и карлицами во времена Дагоберта), начатую по образцу многочисленных французских  пародий XVIII в. на высокий «штиль» героических поэм. Есть еще не совсем достоверное указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Сашу  с родителями. Его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление.

 

Плывет – и бледными лучами

Предметы осветила вкруг.

НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ.

 

Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбивым и тщеславным. Его прозвали французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка — но в 1811 и следующих  годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.

Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвинг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча восемьсот одиннадцатого года и остались для него навсегда верными друзьями.

Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, - помнили свое "лицейское братство", хранили каждый по своему верность мечтам юности, "лицейскому духу".

На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других забавных прозвищ.

Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами. Ну, хотя бы нашумевшая история с “гоголь-моголем”.

История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток “гоголь-моголь” и стали распивать. Одного из товарищей - Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила:

 

· Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы.

· Сместить виновных на последние места за обеденным столом.

· Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

 

Но при выпуске лицеистов  директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.

Историю с “гогель-могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

 

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине?

Помнишь ли друзей шептанье

Вокруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье,

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, скол прекрасно

Токи дымные текли!

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали,

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно,

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо...

 

В «Пирующих студентах» Пушкин так же обращается к Пущину:

 

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродни скуку:

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем

И тот час помиримся.

 

 Раздражительность, принесенная Пушкиным еще из дому, получила в лицее новую пищу, вследствие такого отношения большинства товарищей, но будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, из-за чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Александр  часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ.

Вообще последние строчки стихотворений Пушкин уже теперь приобретают особую полноту мысли, рельефность и звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время — юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и иногда зимою посещала лицей.

“Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина,- рассказывает Комаровский. - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении “К живописцу”, которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.

29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнике: 

 

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

Здесь ею счастлив был я раз

И время самое для нас

Остановилось на минуту!

Быть может, милые друзья,

ГРУСТНЫЕ ДНИ РАССТАВАНЬЯ.

 

 Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних «студентов», и вакхическая поэзия Пушкина именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность,  но не следует забывать, что среди лейб-гусар Пушкин  встретил одного из самых просвещенных людей,  П. Я. Чадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера, да и прославившийся своими проказами и «скифскою жаждою». П. Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же Пушкин видел в нем живое доказательство того,

 

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Твой колокольчик огласил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда.

Как уже было написано ранее, Пушкин и его друзья всю жизнь отмечали праздник, посвященный дню открытия Лицея. Но и после окончания учебы в Царскосельском Лицее  А.С. Пушкин продолжал помнить и любить 19-е ноября.

Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи, сочиненные Александром. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате. Я думаю, что самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение 19 ноября:

 

Отечество нам Царское Село.

 

Изучая материалы, я убедилась, что лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше меня об этом говорит сам Пушкин!

 

Прости!

Святому братству верен я.

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 

1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.

2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.

3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.

4. И. И. Пушин. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989 год.

5. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.

6. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.

7. М. И. Цветаева. “Мой Пушкин”, Москва, 1981 год.

8. Н.А. Чечулина «А.С.Пушкин. Избранные произведения», Ленинград, «Лениздат» 1968 год

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

            

     

    

А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея). Этот портрет является наиболее известным из всех изображений Пушкина. Впервые он был экспонирован на выставке петербургской Академии художеств в сентябре 1827 года. "Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз..." - написал поэт художнику.

Городецкая А. А. 9 «А»   класс

Руководитель: Емельянова Г.П.

Лабазы 2005 год

ПЛАН:

 

ВВЕДЕНИЕ.

2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1.   Воспитание молодого поэта.

2.2.   Поступление и учёба в Царскосельском лицее.

2.3.   Лицейская дружба.

2.4.   Первая любовь.

2.5.   Грустные дни расставанья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4.  БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике Балде – живет с нами и позже, в школьные годы.

«Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…»

Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Добрый и умный спутник, напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

Для своего реферата я выбрала тему  «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». Выбрала я её не случайно, ведь когда я прочитала название реферата, у меня сразу  возникло несколько вопросов, на которые мне захотелось найти ответы. Я считаю, что каждый уважающий себя ученик, почитатель творчества А.С.Пушкина должен знать:

 

Ø Как, где и при каких обстоятельствах величайший русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин, впервые почувствовал себя поэтом?

Ø Как пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на творчестве  А.С. Пушкина?

Ø Что представлял собой молодой Пушкин-лицеист?

 

Так же я считаю, что эта тема актуальна со стороны неправильного понимания места, которое занимал Лицей в жизни А.С. Пушкина. Многие из нас думают, что Лицей - это просто учебное заведение, в котором учился А.С.Пушкин, но это далеко не так.

И, поэтому, выбрав эту тему, я постараюсь раскрыть тот глубокий смысл, заложенный в названии темы моего реферата: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина».

 

 

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА

Пушкин (Александр Сергеевич) — величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. Мать Пушкина - Надежда Осиповна Ганнибал (1775—1836), была на 4 года моложе мужа. Основателем ее фамилии был «арап Петра Великого», абиссинский князек, Абрам Петрович Ганнибал. Отец Пушкина, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного, но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами. Служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.

Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Веселая жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, а дети – старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва, который писал, впоследствии, о детских годах Александра: "Только до одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме».

 Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке. От ее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие народные увеселения. Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей — женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное — гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин  вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин  пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал, чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Преждевременная начитанность в произведениях сатирических, которыми была так богата французская литература XVII и ХVIII вв., способствовала раннему развитию чувства и ума Александра, а литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович питал к Мольеру — он читал его вслух для поучения детям — возбудили в мальчики охоту пытать свои силы в творчестве, опять таки главным образом на французском языке. Между наиболее ранними его произведениями предание называет комедию «L'Escamoteur» — рабское подражание Мольеру — и шуточную поэму «La Tolyade» (сюжет: война между карликами и карлицами во времена Дагоберта), начатую по образцу многочисленных французских  пародий XVIII в. на высокий «штиль» героических поэм. Есть еще не совсем достоверное указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Сашу  с родителями. Его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.067 с.)