Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процедура получения ранних воспоминаний. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В работах Адлера нет точных указаний на процедуру получения ранних воспоминаний. В связи с этим все разработки этой процедуры принадлежат его последователям и ученикам. Заметим при этом, что не существует универсального метода получения и оценивания ранних воспоминаний, с которым бы были согласны все исследователи. По мнению одних авторов, процесс получения ранних воспоминаний «важнее самой методики», по мнению других, преимущество методики в том и состоит, что она не требует от психотерапевта никаких специальных навыков. → Вопросник ранних воспоминаний The Early Recollections Questionnaire (ERQ) От испытуемого требуется записать 6 воспоминаний. Согласно процедуре, предлагается дать письменное изложение самых ранних воспоминаний. При этом подчеркиваются несколько важных моментов: 1) старайтесь быть как можно более конкретным; 2) не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз; 3) не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не уверены, что это действительно с вами случилось; 4) включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным; 5) описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет; 6) описывайте чувства, даже если они противоречивы; 7) называйте имена присутствующих в воспоминаниях людей; 8) опишите наиболее яркую часть; 9) опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые вы в это время испытывали; 10) попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения; 11) укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.
→Ч. Аллерс и коллеги приводят более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо одном событии. После того как пациент это сделает, консультант может задать уточняющие вопросы: 1) что вы чувствовали; 2) кто еще там был; 3) помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?
→Л. Хайер и коллеги описывают процедуру, которую они применяли при обследовании ветеранов войны во Вьетнаме. Их просили рассказать два ранних воспоминания о каких-либо единичных событиях, которые произошли в возрасте до 8 лет. Это могло быть любое событие, которое «засело» в голове и может быть вызвано перед «мысленным взором». Воспоминания записывались на магнитофон, а позже переписывались на бумагу. После записи каждого воспоминания испытуемого просили: 1) дать ему название; 2) выразить свои чувства по поводу этого события; 3) внести любое изменение в запомнившееся событие. В последующем анализе использовалось только первое воспоминание из двух.
→При анализе воспоминаний рекомендуется отдавать предпочтение первому из них, а последующие использовать лишь в том случае, если первое не удается удовлетворительно проанализировать. Поскольку в работах Адлера большое значение придается подробностям и формулировкам тех или иных эпизодов, некоторые исследователи настаивают на письменном изложении раннего воспоминания. Е. В. Сидоренко предлагает следующие содержательные категории для контент-анализа ранних воспоминаний. Люди, присутствующие в воспоминаниях Мать - Для анализа ранних воспоминаний имеет значение как присутствие, так и отсутствие фигуры матери в продукции. - Присутствие в материале ранних воспоминаний фигуры матери может свидетельствовать: -- о жизненном стиле избалованного ребенка. «У испорченных детей, особенно у избалованных, в раннем воспоминании почти всегда будет фигурировать мать» (Сидоренко, с. 83); -- о том, что индивид «нуждается в большем ее внимании» (Сидоренко, с. 84); -- о том, что хорошая адаптация индивида была достигнута благодаря матери. - Отсутствие фигуры матери в продукции ранних воспоминаний может быть показателем: -- того, что у индивида существует чувство, что мать им пренебрегала; -- того, что ребенок не был привязан к ней и удовлетворен своей жизненной ситуацией; -- того, что в связи с рождением в семье других детей происходила «детронизация» — свержение ребенка с «трона любви». Отец - Присутствие фигуры отца в материале ранних воспоминаний может наблюдаться в случаях: -- когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью или в связи с рождением следующего ребенка; -- когда избалованный ребенок восстает против строгого отца. - Отсутствие фигуры отца в материале ранних воспоминаний никак не анализируется.
Братья и сестры - Присутствие их фигур может говорить о: -- детронизации в связи с их рождением; -- соперничестве с ними; -- несамостоятельности и зависимости от них; -- развитии социального чувства и сотрудничества (возможно и неудачного). Двоюродные братья и сестры - Присутствие их фигур свидетельствует: -- о расширении поля социального действия индивида, распространении его за пределы собственной семьи; -- в случае, если они противоположного пола, о трудностях в полоролевом взаимодействии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.009 с.) |