Ознакомиться с лекционным материалом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомиться с лекционным материалом



Д-316  группа

Дисциплина: «Основы философии»

  Раздел 4.  Основные идеи мировой философии  

   Тема:  43-44.   Философия античного мира и Средневековья.      

  

                        План занятия:

Ознакомиться с лекционным материалом

Античная философия — философия древних греков и римлян — просуществовала более 1000 лет, зародившись в VI веке до н.э. и завершив свой путь в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу — Платоновскую академию.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.

Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).

Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным яв­лением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как ос­нову для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мирозда­ние, организованное согласно какому-то универсальному закону.

Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Все отдельные час­ти мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гар­монично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотич­ным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполненосмыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту.

Третьей основной чертой античной философии выступает её ра­ционализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. «Непонятное» появляется тогда, когда человек начинает раз­мышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядо­ченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления,получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания.

 

Философские рассуждения. «Ахиллес и черепаха». Ахиллес идет на неком расстоянии вслед за черепахой, причем в 10 раз быстрее ее и никогда ее не догонит. Но наша задача – не представлять себе движение чувственно, а попытаться помыслить его, разобрать или проанализировать логически, с помощью разума. Когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (ведь она идет в 10 раз медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; когда Ахиллес пройдет 1/10, черепаха за это же время пройдет 1/100 и будет на 1/100 впереди него; когда он пройдет эту 1/100, она пройдет 1/1000 и так до бесконечности.

Школы античной философии

Школы античной философии,  представители   Характеристика
Милетская школа (VI век до н.э)   - Фалес Милетский, - Анаксимандр, - Анаксимен Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего. Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи. Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет. Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.
Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)   - Пифагор, - Гераклит Эфесский, - Ксенофан Колофонский Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет. Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел. Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню. Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.
Элейская школа (VI-V вв. до н.э)   - Пармени, - Зенон, - Мелисс (Самосский),   Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности. Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом. Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов). Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно. Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.
Учение плюралистов   - Эмпедокл, - Анаксагор Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций. Эмпедокл считал этими субстанциями землю, огонь, воду и воздух (эфир), которые являются «корнями всех вещей». Движущим началом бытия он представлял взаимодействие двух космических сил: любви и ненависти (вражды). Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.
Учение атомистов (V-IV веков до н. э) - Левкипп; - Демокрит Атомисты Атомисты Левкипп и Демокрит в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека). Демокрит впервые провел параллель между устройством мироздания и человеческого организма, используя понятия «макрокосм» и «микрокосм».  в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека). Демокрит впервые провел параллель между устройством мироздания и человеческого организма, используя понятия «макрокосм» и «микрокосм».
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века ) - Протагор,  - Горгий, - Гипий Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества. Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

Д-316  группа

Дисциплина: «Основы философии»

  Раздел 4.  Основные идеи мировой философии  

   Тема:  43-44.   Философия античного мира и Средневековья.      

  

                        План занятия:

Ознакомиться с лекционным материалом

Античная философия — философия древних греков и римлян — просуществовала более 1000 лет, зародившись в VI веке до н.э. и завершив свой путь в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу — Платоновскую академию.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.

Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).

Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным яв­лением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как ос­нову для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мирозда­ние, организованное согласно какому-то универсальному закону.

Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Все отдельные час­ти мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гар­монично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотич­ным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполненосмыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту.

Третьей основной чертой античной философии выступает её ра­ционализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. «Непонятное» появляется тогда, когда человек начинает раз­мышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядо­ченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления,получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания.

 

Философские рассуждения. «Ахиллес и черепаха». Ахиллес идет на неком расстоянии вслед за черепахой, причем в 10 раз быстрее ее и никогда ее не догонит. Но наша задача – не представлять себе движение чувственно, а попытаться помыслить его, разобрать или проанализировать логически, с помощью разума. Когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (ведь она идет в 10 раз медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; когда Ахиллес пройдет 1/10, черепаха за это же время пройдет 1/100 и будет на 1/100 впереди него; когда он пройдет эту 1/100, она пройдет 1/1000 и так до бесконечности.

Школы античной философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.016 с.)