Прикладная информатика в социально-культурной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладная информатика в социально-культурной сфере



ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

Направление подготовки

Прикладная информатика

Профиль подготовки

Прикладная информатика в социально-культурной сфере

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Для студентов всех форм обучения

 

(ФГОС-2010)

 

 

Екатеринбург

2012


 

Рабочая программа дисциплины «Операционные системы». – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2012. – 16 с.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки: «Прикладная информатика в социально-культурной сфере».

 

Составитель: ст. преподаватель В.Н. Чечушков

Рецензент: к.т.н. Д.В. Куреннов

 

Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики.

Протокол от 25.10.2012 № 2.

 

Зав. кафедрой ______________ Н.В. Городецкая

 

 

Редактор Н.В. Шевченко

 

 

Подписано в печать               . Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,5. Тираж 20 экз. Заказ № 750.

Екатеринбургская академия современного искусства

620078, Екатеринбург, ул. Мира, 40а.

Информационно-издательский отдел ЕАСИ,

620078, Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16

 

 

© Екатеринбургская академия

современного искусства, 2012


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Общей целью изучения данного курса является освоение студентами фундаментальных знаний в области теории и практики операционных систем.

Задачи дисциплины:

- изучение общих принципов архитектуры операционных систем, типов, функций, свойств операционных систем, рассмотрение механизмов работы их базовых частей, ознакомление с основными операционными системами и перспективами их развития;

- формирование практических навыков установки, настройки и эффективного использования операционных систем и сред для решения различных задач.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Учебная дисциплина «Операционные системы» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла Б3. Данная дисциплина является продолжением дисциплины «Информационные системы и технологии». Она базируется также на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин «Информатика и программирование» и «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации».

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

· способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

· способность работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

· способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

· способность свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

· способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

· способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

· способность применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14);

· способность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

· способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

· способность применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

· способность эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);

· способность оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

· способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

· способность выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

· способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· основы архитектуры процессов вычислительных систем, сетей телекоммуникаций; сетевые протоколы;

· теоретические основы построения и функционирования операционных систем, их назначение и функции;

· профили открытых ИС, функциональные и технологические стандарты разработки программных комплексов;

· принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки программных комплексов;

· задачи и методы исследования и обеспечения качества и надежности программных компонентов; экономико-правовые основы разработки программных продуктов;

· способы организации, хранения и обработки информации на компьютере (технологию обработки информации на компьютере);

уметь:

· выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций и их подсистем;

· использовать различные операционные системы;

· формулировать требования к создаваемым программным комплексам;

владеть:

· навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах;

· навыками разработки программных комплексов для решения прикладных задач;

· навыками оценки сложности алгоритмов и программ;

· навыками использования современных технологий программирования, тестирования и документирования программных комплексов.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 учебных часа.

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

Контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная Заочная (полный срок) Заочная (сокращ. срок) Очно-заочная (полный срок)

Виды и объем учебной работы

1.1. Общая трудоемкость дисциплины 144 144 144 144
1.2. Аудиторные занятия 57 14 8 36
1.2.1. Лекции 18 6 4 8
1.2.2. Практические (семинарские) занятия 39 8 4 28
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа 87 130 136 108
1.3.1. Курсовой проект (работа)  
1.3.2. Контрольная работа 40 148
1.3.3. Расчетно-графическая работа        
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы 17   160 250
1.3.4.1. Изучение отдельных тем по литературе 50 70 120 92
1.3.4.2. Подготовка к защите лабораторных работ 20 118
1.3.4.2. Подготовка к зачету     20
1.3.4.3. Подготовка к экзамену 20 20 20 20

График изучения дисциплины

2.1. Курс 1 1–2 1 2
2.2. Семестр 2 2–3 1–2 3
2.2. Экзамен (семестр) 2 3 2 3
2.3. Зачет (семестр)
2.4. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.5. Контрольная работа (семестр) 3 2

 

 


 

П/п

Порядковый номер

Раздела, темы

Семестр

Неделя

Семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной

аттестации (по семестрам)

Лекции ПрЗ (сем.) СР 1 Введение в операционные системы 2 1–2 2 – 4 Опрос по материалам лекций 2 Загрузка и исполнение программ 2 2–3 4 – 6 Опрос по материалам лекций 3 Управление оперативной памятью 2 4–6 4 4 4 Собеседование при выполнении и защите практической работы. Опрос по материалам лекций 4 Параллельное и псевдопараллельное исполнение 2 6-7 2 2 4 Собеседование при выполнении и защите практической работы. Опрос по материалам лекций 5 Межзадачное взаимодействие 2 8-10 2 8 6 Собеседование при выполнении и защите практической работы. Опрос по материалам лекций 6 Внешние устройства 2 10-12 2 8 6 Собеседование при выполнении и защите практической работы. Опрос по материалам лекций 7 Файловые системы 2 13-14 2 4 6 Собеседование при выполнении и защите практической работы. Опрос по материалам лекций 8 Безопасность 2 15-16 – 2 4 Собеседование при выполнении и защите практической работы 9 Распределенные операционные среды 2 16-17 – 4 4 Собеседование при выполнении и защите практической работы 10 Установка операционной системы 2 17-18 – 4 4 Собеседование при выполнении и защите практической работы 11 Пользовательский интерфейс 2 18-19 – 3 2 Собеседование при выполнении и защите практической работы

Итого

18 39 50  

4.2. Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 1. Введение в операционные системы

Понятие операционной системы. Определение, назначение, состав и функции операционных систем. Классификация современных операционных систем. Понятие операционной оболочки.

Тема 8. Безопасность

Идентификация пользователей. Права доступа. Методы защиты оперативной памяти. Взаимное доверие и недоверие. Иерархия классов безопасных систем. Криптология, криптография, криптоанализ.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Операционные системы» используются следующие формы:

· лекции;

· практические работы, в рамках которых осваиваются конкретные операционные системы (методы, специфика настройки и работы с ними) для иллюстрации теоретических материалов лекций,

· контрольные работы;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, поиск дополнительного материала и эффективных способов выполнения заданий, завершение выполнения практических работ; оформление и подготовка к защите практических работ, подготовка к текущему контролю знаний и к итоговому зачету;

· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

· консультирование студентов по вопросам учебного материала и выполнения лабораторных заданий.

Для повышения результативности изучения теоретического материала применяются следующие приемы:

1) лекция читается в традиционной форме с использованием мультимедийных материалов;

2) моделируются практические задачи из предметной области;

3) применяются методики «мозгового штурма», разбора практических ситуаций.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

На самостоятельную работу студентов очной формы обучения отводится 87 учебных часов согласно приведенной ниже таблице.

Виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа, в ч. 87
Изучение теоретического курса 50
Подготовка к текущему контролю и выполнение индивидуальных заданий 17
Подготовка к экзамену 20

Основной и наиболее успешной формой изучения операционных систем являются практические занятия, на которых разбираются конкретные операционные системы, специфика их функционирования и настройки для решения прикладных задач – как пользовательских, так и связанных с предметной областью. Для преподавания дисциплины «Операционные системы» создан целостный учебно-методический комплекс, обеспечивающий предоставление информации (печатные и электронные пособия) и управление деятельностью обучаемого, включая контроль.

Разработанные практические работы включают в себя набор пошаговых инструкций, учебных задач и заданий, демонстрационный материал.

Изучаемые понятия вначале формулируются и обсуждаются на лекции, затем отрабатываются на практических занятиях и закрепляются во время самостоятельной работы. Студент должен уметь ориентироваться в специфике различных операционных систем, базовых принципах работы различных подсистем и модулей операционных систем, а также уметь устанавливать операционные системы, управлять ресурсами вычислительной системы с помощью операционной системы, оптимизировать систему для решения прикладных задач разного характера. Практический курс завершается защитой, на которой студент представляет самостоятельно изученную и апробированную операционную систему и отвечает на вопросы преподавателя и коллег, касающиеся специфики представленной операционной системы.

Лекционный материал в виде текстовых файлов, подробное описание лабораторных работ, достаточное количество учебной литературы в библиотеке, а также доступные для изучения бесплатные ресурсы Интернета, посвященные теме вычислительных и операционных систем, позволяют студентам получить дополнительные сведения для выполнения практических работ и подготовке к экзамену.

Содержание контроля успеваемости

Содержание учебного курса «Операционные системы» включает входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль представлен в форме устного опроса, цель которого проверить остаточные знания, полученные студентами в рамках ранее изученных дисциплин «Информатика и программирование», «Информационные системы и технологии».

Входной контроль охватывает тот объем учебного материала, который определяет готовность студента к изучению дисциплины. Информация о состоянии исходного уровня знаний используется преподавателем для разработки комплекса корректирующих действий, необходимых для качественного усвоения учебной дисциплины. Баллы за входной контроль в рейтинг студента не включаются.

Текущий контроль. Для реализации текущего контроля содержание учебного материала подвергается внутренней дифференциации: делению в соответствии с рабочей программой на основные разделы, успешность освоения которых студентами можно проверить.

Текущий контроль производится посредством следующих измерителей обученности студентов:

Итоговый контроль проводится в форме экзамена в конце семестра по билетам, составленным на основании изученных в течение семестра разделов учебной дисциплины.

В следующей таблице приведено количество баллов за выполнение каждой из перечисленных выше контрольных позиций.

Перечень видов работ по дисциплине «Операционные системы»

№ п/п

Виды работ

Оценка в баллах

Минимум Максимум

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Библиографический список

Основная литература

1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. М.: Форум, 2010.

Дополнительная литература

1. Храпский С.Ф. Операционные системы, среды и оболочки. Основные теоретические сведения: учебное пособие. Омск: ОГИС, 2005.

2. Дейтел Х.М, Дейтел П.Дж., Чофнес Д.Р. Операционные системы: в 2 ч. М.: Бином-пресс, 2009.

3. Иртегов Д.В. Введение в операционные системы. СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

4. Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем. Курс лекций: учебное пособие. Интернет университет информационных технологий, 2005.

5. Таненбаум Э. Современные операционные системы. 3-е изд. СПб: Питер, 2010.

6. Сетевые операционные системы. М.: Россия, 1999.

7. Николаев Ю. И. Проектирование защищенных информационных технологий. СПб.: СПбГТУ, 1997.

8. Кулаков Ю. А., Луцкий Г. М. Компьютерные сети. Киев: Юниор, 1998.

9. Назаров С.В., Гудыно Л.П. Операционные системы: Практикум. М.: Кудиц-Пресс, 2008.

 


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерные классы, компьютеры которых объединены в локальную сеть.

Доступ в Интернет с каждого рабочего места студента.

Необходимое лицензионное программное обеспечение.

Лабораторные работы, включающие в себя обучающие тексты, набор пошаговых инструкций, учебных задач и заданий, демонстрационный материал и тестовые задания, размещенные на магнитных носителях с программным обеспечением.

Библиотечный фонд, имеющий в достаточном количестве печатные пособия с методическими указаниями по выполнению практических работ и контрольных заданий.

Лекционная аудитория, оборудованная проектором.

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

Направление подготовки

Прикладная информатика

Профиль подготовки

Прикладная информатика в социально-культурной сфере

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Для студентов всех форм обучения

 

(ФГОС-2010)

 

 

Екатеринбург

2012


 

Рабочая программа дисциплины «Операционные системы». – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2012. – 16 с.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки: «Прикладная информатика в социально-культурной сфере».

 

Составитель: ст. преподаватель В.Н. Чечушков

Рецензент: к.т.н. Д.В. Куреннов

 

Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики.

Протокол от 25.10.2012 № 2.

 

Зав. кафедрой ______________ Н.В. Городецкая

 

 

Редактор Н.В. Шевченко

 

 

Подписано в печать               . Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,5. Тираж 20 экз. Заказ № 750.

Екатеринбургская академия современного искусства

620078, Екатеринбург, ул. Мира, 40а.

Информационно-издательский отдел ЕАСИ,

620078, Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16

 

 

© Екатеринбургская академия

современного искусства, 2012


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Общей целью изучения данного курса является освоение студентами фундаментальных знаний в области теории и практики операционных систем.

Задачи дисциплины:

- изучение общих принципов архитектуры операционных систем, типов, функций, свойств операционных систем, рассмотрение механизмов работы их базовых частей, ознакомление с основными операционными системами и перспективами их развития;

- формирование практических навыков установки, настройки и эффективного использования операционных систем и сред для решения различных задач.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Учебная дисциплина «Операционные системы» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла Б3. Данная дисциплина является продолжением дисциплины «Информационные системы и технологии». Она базируется также на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин «Информатика и программирование» и «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации».

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

· способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

· способность работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

· способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

· способность свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

· способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

· способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

· способность применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14);

· способность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

· способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

· способность применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

· способность эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);

· способность оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

· способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

· способность выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

· способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· основы архитектуры процессов вычислительных систем, сетей телекоммуникаций; сетевые протоколы;

· теоретические основы построения и функционирования операционных систем, их назначение и функции;

· профили открытых ИС, функциональные и технологические стандарты разработки программных комплексов;

· принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки программных комплексов;

· задачи и методы исследования и обеспечения качества и надежности программных компонентов; экономико-правовые основы разработки программных продуктов;

· способы организации, хранения и обработки информации на компьютере (технологию обработки информации на компьютере);

уметь:

· выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций и их подсистем;

· использовать различные операционные системы;

· формулировать требования к создаваемым программным комплексам;

владеть:

· навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах;

· навыками разработки программных комплексов для решения прикладных задач;

· навыками оценки сложности алгоритмов и программ;

· навыками использования современных технологий программирования, тестирования и документирования программных комплексов.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 учебных часа.

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.96.26 (0.138 с.)