Современная наука о происхождении религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная наука о происхождении религии



Наукой установлено, что никогда не существовало безрелигиозных народов. Оказывается, «нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума, что она сопровождала человека на всем его историческом пути. Вот почему человек современного типа – Человек разумный, Homo sapiens, может быть с полным основанием назван Человеком религиозным, Homo religiosus», - пишет Э.Эванс-Причард.

В отличие от XVIII и XIX вв. вопросом возникновения религии занимается наука этнография, которая появляется в XIX веке. Этнографы стали изучать древние, так называемые архаические племена, живущие в Южной Америке, Африке, Австралии. Изучая эти народы, этнограф как бы совершает путешествие в прошлое, реконструируя жизнь первобытного человека. И этнографы приходят к выводу, что все и современные племена, и те, исторические свидетельства о которых доступны археологам и историкам, религиозны. Нет ни одного факта, который бы говорил о существовании безрелигиозных народов. Более того, эти народы находятся примерно на том же уровне интеллектуального развития, что и современный цивилизованный человек. Те представления о древних народах, которые можно найти в книгах XIX века, совершенно не соответствуют действительности. Первобытность – не синоним духовного убожества, а явление стадиальное, для которого характерна своя, богатая и сложная духовная культура, соответствующая этой стадии развития. Никакой эволюции в умственном развитии за эти десятки тысяч лет не произошло. Человек остался на том же самом интеллектуальном уровне; разум его не изменился - изменилась культура, изменились социальные отношения, орудия труда, но мышление осталось точно таким же.

Далее этнографы приходят к выводу, что религия первична, она определяет всю жизнь человека, в том числе и его хозяйственную деятельность. Современный человек, даже религиозный, ориентирован на мирское. Для древнего же человека сфера священного и сфера профанного, мирского, являются двумя очевидными сферами бытия, и человек четко представлял, где порог каждой из сфер. Живя в сфере профанного, мирского, человек выполняет необходимые функции по сохранению своей жизни: охотится, собирает, пашет, сеет. Но когда человек переходит в сферу священного, то он кардинально меняется и ведет себя совсем по-другому. Человек становится собственно человеком – существом культурным. Ведь ритуальная наскальная живопись, шаманские пляски и т.п. – это то древнее искусство, которое впоследствии породит великую человеческую культуру. С культа начинается собственно культура. Действительно, и современные этнографы подтверждают, что культурный человек возникает из культа, вне культа он простой охотник, собиратель, он не создатель живописи, музыки, танцев и всего остального. Но кроме понятия священного во всех народах присутствует понятие единого Бога. Знание о всеобщей таинственной могущественной силе присутствует во всех племенах. «Одним из наиболее первичных, элементарных, универсальных понятий, созданных первобытным сознанием, является понятие о всеобщей таинственной, могущественной силе, которую меланезийцы называли «манна», ирокезы – «оренда», индейцы сиу – «ваконда», алгонкины – «маниту», малайцы – «крамат», аборигены аранда – «арунгкильта» (В. Кабо). Наука просто подтверждает справедливость прамонотеизма – концепции, утверждающей, что до языческого политеизма существовал период монотеизма. Впервые эту концепцию предложил Вильгельм Шмидт (1868-1954) - католический священник, миссионер, этнолог и лингвист, создатель Венской этнологической школы. Он посвятил обоснованию концепции первобытного монотеизма свой двенадцатитомный труд «Происхождение идеи Бога». Именно он и предложил сам термин Urmonotheismus (прамонотеизм). Подтверждал положения Шмидта и историк религий Мирча Элиаде (1907-1986): «Не вызывает никаких сомнений, - пишет он, - практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое сотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предвидения и мудрости. Оно установило моральные законы».

Доказательства бытия Бога

В западной богословской традиции рассматриваются так называемые «доказательства» бытия Бога. Следует отметить, что любое доказательство строится на некоторых аксиомах, которые признаются очевидными для всех людей. Этой посылкой может быть нечто, данное в опыте, независящее от самого человека и очевидное. Таким может быть или данное во внешнем опыте существование мира, или самосознание, внутренний опыт.

1. Онтологическое доказательство. Онтология – наука о бытии. Понятие о Боге включает в себя представление о Нем как о существе совершенном. Но совершенство состоит, кроме всего прочего, и в существовании. Не может быть совершенным то, чего нет. Бог совершенен, следовательно, Он есть.

2. Телеологическое доказательство. (греч. «телеос» - конечная цель). Порядок, мудрость и целесообразность, характерные для нашего мира с момента его возникновения, ведут к принятию существования мудрого Бога, Который не только сотворил мир, но и продолжает заботиться о нем.

3. Космологическое доказательство. Сложность этого мира не позволяет думать о его спонтанном происхождении и существовании. Человеческий разум говорит, что не может существовать творение без Творца, так как у каждого результата есть своя причина, согласно принципу причинности: нет и не может быть причин и явлений, не имеющих своей причины.

4. Историческое доказательство. Поскольку потребность человека веровать в Бога является всечеловеческим и вечным явлением, невозможно, чтобы такая вера произошла случайно, сама по себе. Следовательно, только Сам Бог может вложить в человека такую потребность.

5. Нравственное доказательство. Представления человека о добре и зле, о справедливости и его стремлении к совершенству не могут найти никакого обоснования для себя в материальном мире, поскольку в нем господствует закон причинности. Но там, где все обусловлено какой-либо причиной, не может быть свободы. В то же время является неоспоримым тот факт, что у человека есть свобода, ведь без нее не может быть никакого различия между добром и злом и не может идти речь о любви. Следовательно, источником человеческой свободы, добра и любви может быть только свобода, любовь и добро, которые есть у Бога.

6. Религиозно-опытное доказательство. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней включительно, различных рас, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, с поразительным единодушием свидетельствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личном переживании Бога. Апостолы Павел и Петр, Иустин Философ и Павел Препростый, Иоанн Дамаскин и Макарий Египетский, Александр Невский и Климент Римский, Сергий Радонежский и Андрей Рублев, Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов, Шекспир и Достоевский, Ньютон и Паскаль, Бах и Менделеев, Васнецов и Флоренский... - только некоторые имена из грандиознейшего в истории человечества опыта переживания Бога. Этих людей никак нельзя назвать невеждами или «отсталыми».

 

2. Типология религий

 

Классическим является разделение религий на:

– Естественные (природные);

– Исторические (религии откровения);

– Нетрадиционные религии.

Под естественными религиями понимаются традиционные ценностные системы, наследуемые группой людей. Эти религии не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и Священном писании. Верования передаются из поколение в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. К естественным религиям относятся: первобытные, родоплеменные и некоторые национальные, например, синтоизм, индуизм. Становление исторических религий связано с деятельностью основоположников и событием откровения. К ним относятся: зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Нетрадиционные религии (новые культы, деструктивные тоталитарные секты) получили распространение со второй половины XX в., лжепророки которых претендуют на уникальность своего учения, необоснованно заявляя о генетической связи своего учения с национальными или мировыми религиями. К таким культам относятся Свидетели Иеговы, церковь Объединения (муниты), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ), церковь Сайентологии (Дианетика), New Age (Новый век, Эра Водолея) и проч.

С точки зрения влиятельности, распространенности, значимости вклада в мировую культуру выделяются:

Локальные религии. Они распространены в пределах небольших сообществ, находящихся на архаичной ступени развития. К этому типу относятся родоплеменные, ранние формы религии.

Национальные религии являются религиозными системами народов, находящихся на цивилизованной ступени развития. Национальная религия связана с культурой и историей определенного народа и государства. К национальным религиям относятся религиозные системы, распространенные в древности (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древневавилонская религии, зороастризм), и национальные учения, сохраняющие свое влияние и в наше время (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм). Мировые религии имеют универсальное распространение. Духовное наследие, ценностные системы мировых религий стали важным компонентом всей культуры человечества. К мировым религиям относятся иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

 

3. Место религии в культуре: основные подходы

 

Религия представляет собой одно из важнейших измерений культуры. Она является фактором, определяющим категориальные структуры и особенности менталитета. Многие культурные процессы протекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формирует ценностную систему, духовно ориентирует человека, предлагает интерпретацию бытия. Именно религия во многом обуславливает сакральное измерение культурного пространства, организует иерархию ценностей.

Существует несколько подходов к пониманию места религии в культуре:

1) Религия – одна из сфер культуры, имеющая самостоятельную ценность наряду с такими ее формами, как искусство, мораль, философия. Религия - результат человеческого творчества. В западной мысли (К.Гирц и др.) религия рассматривается как система символов, смыслов и ценностей культуры, влияющих на практическое поведение человека. Вопрос об истинности или ложности основополагающих символов и смыслов при таком прагматически ориентированном подходе не является решающим для оценки их роли в действиях человека.

2) Духовный первоисток всякой деятельности человека - отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения - в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении и теологии и пр. Так, например, христианство говорит, что способность человека к творчеству была заложена в него как в «образ и подобие» Бога-Творца изначально. Первое приглашение человека к творчеству исходило из самого Бога, который предложил Адаму дать имена всему живому. Николай Бердяев считал, что человек может оправдаться перед Богом своим творческим деланием, направленным на духовное преображение, очищение мира. «Люди, - писал Гете, - дотоле бывают продуктивны в поэзии и искусстве, пока они остаются религиозными; а потом они начинают только повторять и подражать».

3) В концепции русского религиозного философа Павла Флоренского (1882-1937) свое отношение к Высшему человек выражает в форме правильно осуществляемого культа, следовательно, культ и культура - неразрывны, культ – это «бутон культуры» и всякая автономная творческая деятельность за пределами религии - внетеургична и преступна.


4. Христианская культура

 

Христианство – мировая религия, система верований, представлений и ценностей которой сформировало духовную основу европейской цивилизации. Христианство включает в себя две крупные ветви:

Православие – историческая форма развития восточного христианства, сохранившая в неповрежденном виде христианское вероучение со времен апостолов и отцов Церкви. В мире насчитывается около 300 млн. православных христиан. Католицизм – историческая форма развития западного христианства. В мире насчитывается около 1 млрд. католиков.

Христианство нередко характеризуют как конец всех религий: Бог соединился с человеком и бесконечная дистанция между Высшим и человеком, характерная для всех религий, была упразднена. Спаситель Иисус Христос, как свидетельствует христианство, дает исчерпывающий ответ на духовные искания во всех религиях мира и полноту спасения. Христианское учение излагается в Библии – собрании Книг, состоящем из Ветхого Завета (1300-100 гг. до Р.Х.) и Нового Завета, книги которого восходят к I в. от Р.Х. Канон Нового Завета сформировался в IV в.

Новый Завет состоит из:

– 4-х Евангелий (Евангелие – «благая весть») о земной жизни Иисуса Христа (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна);

– «Деяний апостолов» - рассказ о том, что было в жизни апостолов после вознесения Христа;

– «Посланий апостолов» (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла);

– «Откровение от Иоанна Богослова» или «Апокалипсис».

Все вместе это составляет Священное Писание. Но помимо этого церковь хранит опыт общения с Богом, который передается из поколения в поколения со времен апостолов. Этот опыт содержится в Предании, существующем в двух формах: письменной и незаписанной. К письменному Преданию относится Священное Писание, «Символ веры», решения Вселенских и поместных Соборов, молитвенные правила, писания Святых Отцов и др. К незаписанному Преданию принадлежат церковные установления и традиции, формы богослужения и христианской жизни, церковное искусство: музыка песнопений, иконопись, храмовая архитектура и др. Суть христианства изложена в 12 пунктах «Символа веры», принятого на соборах 325 (Никея) и 381 (Константинополь) гг.

Христианство в самой своей сущности носит характер универсализма: провозглашая достоинство и уникальность каждого отдельного человека, независимо от его национальной, социальной, интеллектуальной и половой принадлежности, христианство с самого начала объявило себя религией всех людей, всего мира. Европейская культура – плод христианской религии. Христианство является источником развития человеческих талантов и стремлений; всюду, где утверждалось христианство, наблюдался особенный духовный подъем и развивались наука, искусство, философия, общественные и государственные институты и проч.

Христианство – религия Откровения. Она была основана не мудрецом или принцем, а Самим Богом Иисусом Христом, Который, воплотившись от Девы Марии, воспринял человеческую плоть. Историчность Иисуса Христа не вызывает сомнений (свидетельства нехристианских писателей, Туринская плащаница и др). В земной жизни Иисус Христос был бездомный бедняк, не получивший никакого образования, отдал на общественное служение только 3 с небольшим года, - однако Он преклонил перед Евангельским учением весь цивилизованный мир; а его ученики-апостолы, простые безграмотные рыбаки, составили свидетельство о жизни и учении Спасителя – 4 Евангелия – непревзойденные образцы духовной мудрости и величия.

Христианство – единственная религия в мире, имеющая беспрецедентный факт мученичества. Мученик – от греч. - «свидетель»: только люди, видевшие воскресшего Бога и осязавшие Его, могли идти на смерть за Него, отказываясь от поклонения идолам и беззаботной жизни в языческом Риме.

Христианство ставит человека в такие отношения с Богом, о которых не знает ни одна религия. Оно утверждает, что у человека с Богом сыновние, родственные отношения. Искупление человеческого рода в Иисусе Христе позволяет каждому человеку вступить на путь уподобления Богу («обожение»), которое было отвергнуто Адамом после грехопадения, но в совершенстве реализовано Новым Адамом – Иисусом Христом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.017 с.)