Чудесное обретение иконы «Знамение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чудесное обретение иконы «Знамение»



 

Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме этого, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащую обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.

В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:

 

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.

Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование.

Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве.

В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Описание иконы

Город Курск, находившийся в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву.

Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах – изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Цветная литография подлиной иконы «Знамение»

Доска, на которой изображена Богоматерь, представляла собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 ½ вершка, вставленный в такой же формы деревянный оклад. На последнем, как выше сказано, по велению царя Феодора Иоанновича были помещены изображения: сверху иконы – Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам ее – пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями.

Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца. Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток с изречением: «премудрость созда себе домъ». За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниилъ, в левой руке которого свиток с изречением: «азъ видехъ гору каменную», Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: «се дние грядутъ, глаголетъ Господь…», и пр. Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение – «ревнуя поревновахъ о Господе». На левой стороне иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нем: «воскресни, Господи, въ покой Твой», пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписью: «азъ видехъ купину огненную»; пророк Исаия со свитком в правой руке и изречением – «се Дева во чреве прiиметъ»; судья Гедеон со свитком в левой руке, на котором написано – «сниде яко дождь на руно». Ряд пророческих ликов на иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках – «Богъ отъ юга прiидетъ».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказу были украшены серебро-позолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Федоровна украсила святую икону богатой ризой с жемчугом, драгоценными камнями и собственноручно расшитой золотом пелену красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105» (1597 г.)

Свободные от изображений поля оклада были покрыты бархатом, с вышитыми на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на иконе увеличивалось разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту и редкое благолепие. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий.

В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.

Вместе с подлинной иконой Курской Богоматери, щедро украшались верующими также и точные копии или списки с нее, к которым относились и относятся с не меньшим глубоким благоговением. Известнейшими между ними, прежде всего, являются списки, находящиеся в Коренном и курском Знаменском монастырях. Обе копии по времени их написания относятся к XVII веку, когда установлен обычай на известный срок переносить икону Знамения в названные монастыри. В отсутствие из того или другого монастыря подлинной, они устанавливаются в киотах для них предназначенных. Сохраняющееся в Коренной обители предание с вероятностью утверждает тождество местной копии с Богородичной иконой, присланной царями Иоанном и Петром Алексеевичами в курский Знаменский монастырь.

Это предание не вызывает сомнений, потому что в Знаменском монастыре нет иконы «Знамения», сооруженной царственными жертвователями. Будучи царским даром, копия чудотворной иконы в Коренной пустыни богато украшена. На кипарисной доске ее красуется сребро-вызолоченная, чеканной работы риза, унизанная жемчугом и разноцветными камнями. Венцы над изображениями Господа Саваофа и Богоматери щедро усеяны бриллиантами, аметистами, бирюзой, яхонтом и другими разноцветными камнями. Серебро-вызолоченная риза с жемчугом и разными камнями покрывает и другую копию иконы Знамения в Коренной пустыни. По сравнительному богатству и изяществу украшений заслуживает также внимания копия, находящаяся в Знаменском курском монастыре. На ней серебро-вызолоченная риза, сплошь убрана жемчугом и дорогими камнями. Бриллиантовые короны венчают изображения Богородицы и Эммануила, а на поле оклада, над главою Богоматери, сияет бриллиантовая звезда…

В Троицком белгородском монастыре есть копия иконы Знамения пресвятой Богородицы, называемая «царской – походной». Изображение на иконы покрыто небольшой серебро-вызолоченной с финифтью, ризой. Края иконы обложены чеканным с позолотою серебром и на ней около Богоматери изображены: вверху – Бог-Отец, в нижней части и по сторонам – девять пророков со свитками и текстами. Размеры иконы небольшие: длина 9 ¼ вершков, а в ширину 7 ½ вершков. История этой иконы изложена в надписи, выгравированной на задней ее серебряной доске. Надпись следующая:

«Въ 1689, году по воспоследовавшей отъ Государей Царей и великихъ князей Iоанна и Петра Алексеевичей грамоте, присланной Преосвященному митрополиту Авраамiю Белгородскому и Обоянскому марта 22 дня того же года, взята была копiя съ чудотворной иконы Знаменiя пресвятыя Богородицы Курскiя, въ полки, отправлявшiеся въ походъ въ Крымъ, въ надежду, крепкое ополченiе и защищенiе боярамъ и воеводамъ и на охраненiе полковъ и ратныхъ людей, какъ въ оной грамоте написано, которая препровождена была съ молебнымъ пенiемъ соборне въ Белгородъ; откуда отправлена въ вышеозначенное место со священнослужителями, и оттоле обратно возвращена съ молебнымъ пенiемъ въ кафедральный Белгородскiй Свято-Троицкiй соборъ и поставлена на особомъ на то устроенномъ месте».

Чудесное исцеление отрока Прохора
(преподобного Серафима Саровского)

При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611 году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615 года.

В 1615 году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.

В том же году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню». С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.

Прп. Серафим Саровский

Родившийся 19 июля 1754 (по другим данным – 1759) года в старом Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных мальчик, во Святом Крещении был наречен Прохором (в будущем – преп. Серафим) в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой Церкви. Его родители, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием. Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге.

Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. После смерти мужа Агафья Мошнина, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.

Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.013 с.)