Как назывался союз торговых городов Северной Европы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как назывался союз торговых городов Северной Европы?



Когда произошел окончательный раскол православной и католической церквей?

4)сколько было крестовых походов?Почему они назывались крестовыми? Какова их причина?

Какие духовно-рыцарские ордена были созданы в Палестине?

Что такое ересь?

Что такое инквизиция?

Текст лекции

Феодализм -это:

1)отсутствие сильной власти (короля,императора),феодалы были хозяевами в своих феодах (даже жили по своим законам,судили крестьян,взимали с них штрафы,если они нарушали законы), наличие феодальной лестницы;

2)эксплуатация феодалами крестьян (феодал присваивает себе часть произведенного крестьянином продукта, плюс крестьянин обязан работать на участке феодала).

Классическое Средневековье в Европе (X—XIII

вв.) являлось временем расцвета феодализма.

Средневековый город. В средние века подавляющая часть

населения жила в сельской местности. Горожан было мало. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри его. С X в. происходят большие перемены. В городах главным

Занятием жителей становятся ремесло и торговля.

Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано

поступательным развитием общества. Росло население, росли и его

потребности. Возникли места обмена товарами— ярмарки (ежегодные рынки). В XII —XIII вв., на севере Европы возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным

занятием населения стала не торговля, а ремесло.

Крупным в Средние века считался город с населением 5—10 тыс.

Города и сеньоры. Все города возникали на земле феодалов. Многие

горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при

помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в

города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали

собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления,

выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для

защиты от врагов.

Люди одной профессии селились обычно вместе. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии.

По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них.

Городские общины коммуны со временем начинали сопротивляться

таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп

Расширяли права городов. Однако в подавляющем большинстве случаев

Развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями. Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими.

Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали

свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший

в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и

одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», — гласила

средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не

удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили

короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили

свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами

управляли также королевские чиновники.

Противоречия внутри городских общин. Ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были

ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде

городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали

старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали

правителей из своей среды.

Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше,

чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью

владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в

рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие

порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового

общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса

и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе

за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются

товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и

крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к

освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Раскол церкви. В Средние века в Западной Европе огромную роль

играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть

епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между

христианами Запада и Востока. Западную церковь называли

римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной

(истинной). Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г.

Организация католической церкви. По своему устройству                          католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном

были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части

города, которые молились в одном храме. Священниками становились

после особого обряда. Его проводил епископ — глава священников

епархии (области). Приходские священники избирали епископа епархии. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

Клюнийская реформа. Монашеские ордена. По мере роста богатств многие монахи забывали о строгости ичистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью,стремились к наслаждениям.Такое положение вызывало протест не только среди населения, но исреди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новыемонастыри, где возрождались строгие правила. С X— XI вв. центромборьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, гдевосстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула

всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли

продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви

запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви. Однако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первымвозник орден монахов- францисканцев. Его основателем стал итальянецФранциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным,отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другимобъединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший вИспании. Доминиканцы прославились защитой католичества.

Борьба пап и императоров Священной Римской империи. В X в.

правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили

борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско.

Первоначально в Германии не существовало четкой «феодальной

лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и

многие рыцари. Король Оттон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно

разгромил венгров. Оттон укрепил свою власть, подчинил себе многих

герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые

отношения с церковью. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля. Оттон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Оттона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров.

В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом

и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых

правителей противостоять папам оканчивались неудачей. В середине XII в.

императором стал Фридрих Барбаросса. Это был умный и решительный

человек. Он сумел несколько укрепить свою власть в Германии и хотел

вновь подчинить Италию, но его рыцарское войско было разбито

ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Поражение

императора еще более усилило значение пап.

Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена. Прекращение в

начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало

успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому

росту населения. Однако к концу XI в. это привело к острой нехватке

свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии.

Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим

способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде

всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата

Палестины турками-сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к

немусульманам, паломничество туда стало почти невозможным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.03 с.)