Сказуемые подбираются подчеркнутые, передержанные, не соответствующие основному признаку подлежащего; всякое действие гиперболично: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказуемые подбираются подчеркнутые, передержанные, не соответствующие основному признаку подлежащего; всякое действие гиперболично:



В пучине след его горит [ VIII, 391 ].
———
Что бьет за странный шум в мой слух?* [ VIII, 21 ].

Так Ломоносов использует образы библейские, близкие по принципу построения:

Руками реки восплескали27.

Здесь — не случайное «влияние», в подбор близкого материала. Реализация образа совершается при этом дальнейшим развертыванием одной из сопряженных «идей»; чем сильнее словесная реализация, тем глубже семантический слом, тем более в темный план уходит ясность предметно-семантического ряда:

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет
на верьх горы высокой [ VIII, 16 ].
———
Там холмы и древа взывают
И громким гласом возвышают
До самых звезд Елисавет [ VIII, 137—138 ].

На протяжении трех последних строк совершается словесная реализация: взывает — громким гласом; возвышают — до самых звезд, причем в результате семантическая бледность подлежащих («терминов идей») холмы и древа.

При той важной роли, которую играет в оде ее звуковая сторона, «сопряжение идей» должно было опереться на нее**.

238

Для Ломоносова характерна семасиологизация частей слова; см. Грамматику, § 106: «Началом (речения. — Ю. Т.) причитаются те согласные буквы к последующей самогласной, с которых есть начинающееся какое-нибудь речение в российском языке тем же порядком согласных, например: у — жа — сный, чу — дный, дря — хлый, то — пчу, ибо от согласных сн, дн, хл, пч начинаются речения снѣгъ, дно, хлѣбъ, пчела» [VII, 428].

Слово разрастается у Ломоносова в словесную группу, члены которой связаны не прямыми семантическими ассоциациями, а возникающими из ритмической (метрической и звуковой) близости. Это выражается в повторениях и соседстве слов либо тождественных, либо сходных по основе29.

Слов тождественных:

Отца отечества отец! [ VIII, 51 ].
———
Отрада пойдет вслед отраде
<...>
И плески плескам весть дадут [ VIII, 107 ].
———
Что вихри в вихри ударялись,
И тучи с тучами спирались,
И устремлялся гром на гром [ VIII, 141 ].
———
Герою молвил тут Герой [ VIII, 23 ].
и т. д.

Слов, родственных по основе:

Долы скрыты далиной [ VIII, 10 ].
———
К хвале Твоих доброт прехвальных [ VIII, 41 ].
———
Твоей для славы лишь бы слыло [ VIII, 51 ].
———
Превысить хочет вышню Власть [ VIII, 38 ].
———
Успело твой отпор попрать [ VIII, 49].

Это выражается, далее, в том, что слово у Ломоносова окружается родственною звуковой средой; здесь играет роль и отчетливая семасиологизация отдельных звуков и групп, и применение правила о том, что «идея» может развиваться и чисто звуковым путем, путем анаграммы (напр.: мир — Рим)30.

За нами пушки, весь припас,
Прислал
что сам Стокгольм про нас [ VIII, 49 ].
———
Какую здесь достали честь,
Добычи часть друзьям дарите [ VIII, 49 ].
———
Во днях младых сильна держава,
Взмужав до звезд прославит ту [ VIII, 51 ].

239

Нередки переходы таких сгущенных в звуковом отношении строк в звуковые метафоры31.

Горят сердца их к бою жарко;
Гремит Стокгольм трубами ярко [ VIII, 46 ].
———
Стигийских вод шумят брега,
Гребут по ним побитых души [ VIII, 49 ].
———
Кумиров мерсских мрак прогнал [ VIII, 39 ].
———
Смущает мрак и страх дорогу [ VIII, 25 ].
———
Полков лишь наших слышен плеск [ VIII, 40 ].
———
За холмы, где паляща хлябь [ VIII, 19 ].
———
Горы выше облаков
Гордыя главы вздымают [ VIII, 9 ].
———
Грозных туч не опасаюсь,
Гордость что владык разят [ VIII, 12 ].
———
От устья быстрых струй Дунайских,
До самых уских мест Ахайских [ VIII, 40 ].

Этим особым уклоном в семасиологизацию звуков объясняется, вероятно, и то обстоятельство, что рифмы Ломоносова являются не звуковыми подобиями конечных слогов, а звуковыми подобиями конечных слов, причем решает здесь, по-видимому, семантическая яркость тех или иных звуковых групп, а не подобие конечных слогов: 1) голубями — голосами, 2) брега — беда, 3) рабы — рвы, 4) струях — степях, 5) вступи — вси, 6) рвы — ковры, 7) пора — творца, 8) звездами — ноздрями.

Расположение звуковых повторов совпадает иногда у Ломоносова с ритмическими членениями, подчеркивая деление ритмических рядов на периоды и противополагая друг другу эти ритмические периоды:

Победы знак, /палящий звук [ VIII, 43 ].
Российский родПлод Петров [ VIII, 108 ].
———
Тростник под с лав, /Травой покрылся [ VIII, 44 ].
———
Вас тешил мир, /нас Марс трудил,
Солдат ваш спал, /наш в брани был [ VIII, 50].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.004 с.)