Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе.
Схема 4.41
Задача. Юля (2,6 г.) одевается на прогулку очень медленно. На замечания воспитательницы не реагирует. По дороге домой мама обратила внимание на ее необычное состояние: молчаливость, расстроенность. После расспросов, глотая слезы, прокричала: «Ты ей скажи, своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». ♦ С чем связана такая ситуация? Ответ. Это связано с проявлением кризиса 3 лет, когда ребенок обижается на самые невинные замечания. Острая обида обнаружилась позже. Обычное замечание, с точки зрения взрослого, нанесло ребенку душевную травму. * * А Важным средством развития общения ребенка в раннем возрасте является игра. С ребенком 2—3 лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное ребенку стихотворение можно превратить в игру — драматизацию с игрушками. В 3—5 л. происходит внеситуативно-познавательное общение, когда познаются предметы и явления окружающего мира. В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком и по поводу того, чего не было в непосредственном опыте ребенка. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний и возникает желание обсуждать причины явлений. В этот период общение осуществляется в связи с развитием функций речи (коммуникативной, планирующей, знаковой). В дошкольном возрасте общение развивается: на основе игровой деятельности, а также по поводу игры. 205
Продолжение схемы Через планирующую функцию речи развитие мышления ш Ребенок сталкивается с необходимостью: '^* устанавливать контакты в игре; соблюдать нормы поведения; приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации; владеть навыками игровой деятельности, игровых действий. В 6—7 лет начинается внеситуативно-личностное общение (схема 4.44). Оно характеризуется тем, что осознаются особенности взаимоотношений сверстников со взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. На процесс общения влияют: содержание общения, связанное с потребностями ребенка; индивидуально-типологические особенности ребенка;
опыт общения ребенка; особенности общения взрослых, их пример; педагогический такт взрослого. Схема 4.44 Общение со сверстниками приобретает особый смысл. Среди многократных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным Я. На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от «Это мое», «Смотри, как я делаю» до «Каким я буду, когда вырасту» и «Что я люблю». Цель: продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Ребенку очень важна оценка сверстников, одобрение, даже восхищение. При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»: у меня есть, я умею, я делаю...Дети как бы хвалятся: «А мне купили...»,»Ау меня есть...». Все, что валено продемонстрировать сверстнику, чтобы в чем-то превзойти своего партнера. Например, вещь, игрушка, которую нельзя никому показать, теряет свою привлекательность. Благодаря этому ребенок приобретает уверенность в том, что его замечают. Для родителей малыш всегда самый хороший. И папе с мамой не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на превосходство. И это происходит в сравнении себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя. Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно. Их основная задача — доказать свое превосходство: «Смотри, какой я хороший!». Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы было кому показывать свои достоинства. Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда начинает себя вести не так, как хотелось бы, когда он начинает мешать, замечаются качества его личности. И сразу же эти качества получают суровую оценку: «Жадина ты противная!». Оценка дается на основе отдельных действий: не даешь игрушку — значит, жадина. Ростки новых отношений «мы», а не «я» должны поддерживать взрослые. Задача. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями? Ответ. Потребность быть понятым в общении, игре заставляет их высказыват ъся яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.
* * * Мальчики и девочки младшего и среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом. У них появляется интерес друг к другу и выраженная потребность в общении со сверстниками. Начинает складываться детское общество, где ребенок приобретает первые навыки среди равных участников общения. Он должен научиться согласовывать действия, особенно выполнять правила поведения, усваивать 208 свою половую принадлежность и действовать в соответствии с половой ролью. ОБЩЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками. Уже в 2 года дети знают, как следует себя вести мальчику или девочке. К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация): «Я— мальчик», «Я — девочка». Осознание своего Я включается в осознание собственной половой принадлежности. После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым. Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола. Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности: ► дети группируются по полу; *~ возникает общность интересов; *■ появляется специфическое чувство «мы» («Мы мальчики», «Мы девочки»); *- возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей. Задача. Детям 5—6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями другого пола. Мужчина был няней, а женщина — капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» ♦ Дайте прогноз возможных ответов детей. 209 Ответ. В ответах детей утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчин и женщин. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки — аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.
Стремление ребенка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания. Воображение. У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребенок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребенка. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания еще низок, возникающие образы часто далеки от реальности. В образах воображения происходит смешение: ** элементов, почерпнутых из разных источников; ** реального и сказочного, фантастического. В этом заключается не сила, а слабость воображения: из-за недостаточного опыта и критичности мышления; из-за неумения отличать возможное от невозможного. Ребенок просто старается понять, взрослые нее считают, что он сознательно фантазирует. Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение. Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение — в форме особых образов. Воображение формируется в сюжетно-ролевой игре, изобразительной деятельности, восприятии сказок, самостоятельном сочинительстве, конструировании и др. Первоначально воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий. Должна быть внешняя опора для воображения. Особенностями образов воображения являются: их яркость и эмоциональность; *- легкость возникновения; *- изменяемость по любому поводу; Для ребенка они как явление реальное. Воображение ребенка развивается: в процессе всех видов деятельности; под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения. 210 Для развития воображения необходимо: ► накопление опыта; выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания. При специальном обучении: *- происходит быстрое накопление опыта путем его обогащения, уточнения; *- вырабатывается умение создавать новые образы разными способами;
*- вырабатывается способность к коллективному творчеству. На основе воображения позднее вырастает профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления. Продуктивное воображение и творческое мышление включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих. Это единство, по мнению В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, и служит подлинным основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования (схема 4.45). Все это способствует существенным изменениям воображения и в целом познавательной деятельности ребенка. Развивается его личность в целом. Схема 4.45 Память у младшего дошкольника непроизвольная, образная. Ребенок легче запоминает то, что: ► связано с деятельностью; *~ было интересно, имело эмоциональный характер; ►на что обращено внимание в деятельности. Но младший школьник не может: ►поставить перед собой цель запомнить что-либо; *- применить какие-либо специальные приемы запоминания. Вместе с тем непроизвольное запоминание может быть очень точным, а то, что запомнилось, сохраняется в памяти длительное время. В среднем дошкольном возрасте начнет развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно-ролевой игры. 211 Взрослый должен учить приемам запоминания и припоминания. Внимание. Внимание дошкольника непроизвольное, и связано оно с особенностями объекта. Если он интересен, то ребенок сосредотачивает на нем свое внимание. Появляется новый предмет, и тотчас же он переключает внимание на него. Поэтому дети дошкольного возраста редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Произвольное внимание развивается в деятельности, когда взросльїй с помощью словесных указаний («Возьми то, соедини с тем-то...» и т. д.) удерживает внимание ребенка на том или ином предмете деятельности. По мере развития планирующей функции ребенок приобретает способность заранееорганизовывать свое внимание на том, чего требует деятельность. Делается это с помощью самоинструкции. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена деятельности позволяют поддерживать сосредоточенное внимание детей. Все познавательные психические процессы ребенка взаимосвязаны и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под руководством взрослого (схема 4.46). Схема 4.46 В совместной деятельности взрослый руководит активностью ребенка, направляет, предоставляет ему самостоятельность, осуществляет контроль развития. Опираясь на возросший уровень развития ребенка, взрослый ставит перед ним новые, более сложные задачи, которые и решает в совместных действиях. И т. д. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.
Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Например, Врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей». С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии. Таблица 4.47
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.048 с.) |