Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э . Эриксона
Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. Вместе с тем его концепция — это концепция детства, тем более продолжительного, чем более развито общество. Э. Эриксон отмечал, что продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном отношениях. Стиль воспитания определяется тем, что именно ожидает от ребенка та социальная группа, к которой он принадлежит. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Причем стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. На каждой стадии (схема 3.23) ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. 130 |
Схема 3.23
Э. Эриксон установил, что:
*~ существуют восемь возрастных стадий развития, общих для всех людей;
►на каждой стадии происходит психосоциальный конфликт, который должен быть разрешен;
►развитие — это результат взаимодействия биологических потребностей индивидов и требований общества;
*■ ядро, вокруг которого строится личность, — это приобретение эго-
идентичности.
Э. Эриксонрасширил концепцию Фрейда, перенес акцент с «оно» на Я. Если теория 3. Фрейда психосексуальная, то у Э. Эриксона скорее — психосоциальная.
Задание. Наблюдение за детьми подтверждает, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение», — замечает 3. Фрейд.
|
♦ Припомните случаи из взаимоотношений с ребенком, подтвержда
ющие данное суждение 3. Фрейда.
Задача. Э. Эриксон, изучая воспитание детей в индейских племенах, обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный.
♦ Чем определяется тот или иной стиль воспитания в культуре?
Ответ. Стиль воспитания определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежиь, — его племя, класс,
132
У общества есть ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. И тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
1. В племени сиу (охотников на бизонов) детей не пеленают, долго
кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и не
\ ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на иде-
ал своего племени — сильного, отважного охотника. Ожидается, і
что охотник будет смелым, решительным, инициативным; щедрым с соплеменниками и жестоким в отношении к врагам.
2. В племени юрок (рыбаков, собирателей желудей), наоборот, детей
рано отнимают от груди, туго пеленают,рано приучают к опрят
ности, сдержанны в общении с ними. Ожидается, что они вырас
тут молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к на
копительству.
Задача. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ребенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах.
♦ Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона.
♦ Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества?
Ответ. Человеку свойственно иметь продолжительное детство. С развитием общества продолжительность периода детства удлиняется.
Почему концепция жизненного пути личности Э. Эриксона называ
ется эпигенетической? .
Ответ. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.
|
Эпигенетическая концепция в биологии подчеркивает роль внешних факторов в развитии новых форм и структур.
Последовательность стадий — результат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями общества, к которому принадлежит человек.
Всем возрастным стадиям развития присущи кризисы. Это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.
Личностное качество, в котором заключено отношение ребенка к миру и самому себе, может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии. ' Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативность или пассивность и т. д.
Закрепленное качество может вступить в противоречие с теми или иными жизненными задачами ребенка. Разрешение противоречия ведет к раз-зитию личности.
133
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.005 с.)