Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э . Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э . Эриксона



Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. Вместе с тем его концепция — это концепция детства, тем более продолжительно­го, чем более развито общество. Э. Эриксон отмечал, что продолжитель­ное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуаль­ном отношениях.

Стиль воспитания определяется тем, что именно ожидает от ребенка та социальная группа, к которой он принадлежит.

В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентич­ность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичнос­тью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности продолжается на про­тяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Причем стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново ос­мысливаются с позиции нового исторического времени.

На каждой стадии (схема 3.23) ребенок приобретает определенное ка­чество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.


130


Схема 3.23



 


Э. Эриксон установил, что:

*~ существуют восемь возрастных стадий развития, общих для всех лю­дей;

►на каждой стадии происходит психосоциальный конфликт, который должен быть разрешен;

►развитие — это результат взаимодействия биологических потребнос­тей индивидов и требований общества;

*■ ядро, вокруг которого строится личность, — это приобретение эго-

идентичности.

Э. Эриксонрасширил концепцию Фрейда, перенес акцент с «оно» на Я. Если теория 3. Фрейда психосексуальная, то у Э. Эриксона скорее — пси­хосоциальная.

Задание. Наблюдение за детьми подтверждает, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нра­вится матери, и оно оживленнее всего приветствуется; процесс разви­тия замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение», — замечает 3. Фрейд.

Припомните случаи из взаимоотношений с ребенком, подтвержда­
ющие данное суждение 3. Фрейда.

Задача. Э. Эриксон, изучая воспитание детей в индейских племенах, обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материн­ства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный.

Чем определяется тот или иной стиль воспитания в культуре?

Ответ. Стиль воспитания определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежиь,его племя, класс,

132


У общества есть ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. И тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

1. В племени сиу (охотников на бизонов) детей не пеленают, долго
кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и не

\         ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на иде-

ал своего племенисильного, отважного охотника. Ожидается, і

что охотник будет смелым, решительным, инициативным; щед­рым с соплеменниками и жестоким в отношении к врагам.

2. В племени юрок (рыбаков, собирателей желудей), наоборот, детей
рано отнимают от груди, туго пеленают,рано приучают к опрят­
ности, сдержанны в общении с ними. Ожидается, что они вырас­
тут молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к на­
копительству.

Задача. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ре­бенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах.

Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона.

Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества?

Ответ. Человеку свойственно иметь продолжительное детство. С раз­витием общества продолжительность периода детства удлиняется.

Почему концепция жизненного пути личности Э. Эриксона называ­
ется эпигенетической?                                                                                            
.

Ответ. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрио­нального развития. Все, что растет, имеет общий план. Исходя из это­го общего плана развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного разви­тия. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформи­руют функциональное целое.

Эпигенетическая концепция в биологии подчеркивает роль внешних факторов в развитии новых форм и структур.

Последовательность стадийрезультат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями общества, к которо­му принадлежит человек.

Всем возрастным стадиям развития присущи кризисы. Это «поворот­ные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.

Личностное качество, в котором заключено отношение ребенка к миру и самому себе, может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии. ' Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативность или пассивность и т. д.

Закрепленное качество может вступить в противоречие с теми или ины­ми жизненными задачами ребенка. Разрешение противоречия ведет к раз-зитию личности.

133



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.005 с.)