Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности

Поиск

Высшая школа экономики

 Безопасность жизнедеятельности

ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине

Безопасность жизнедеятельности

 

ТЕМА: Криминогенные факторы опасности: экстремизм и терроризм как факторы риска и методы противостояния им.

 

 
   Обсуждено на заседании предметно-методической комиссии  «___» _________ 200__г. Протокол №____

 

 


Г. Санкт-Петербург

ТЕМА: Криминогенные факторы опасности: экстремизм, терроризм как факторы риска и методы противостояния им.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 - ый учебный вопрос: Экстремизм. Причины роста экстремизма и профилактические мероприятия экстремизма.

2 - ый учебный вопрос: Терроризм. Цель террористической деятельности. Формы и средства террористической деятельности. Правила поведения при угрозе совершения террористического акта. Профилактические меры антитеррористической направленности.

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕТОД: Лекция

ЛИТЕРАТУРА:

— Р.И. АЙЗВАН, Н.С. ШУЛЕНИНА, В.М. ШИРШОВА «Основы безопасности жизнедеятельности», учебное пособие «Сибирское университетское издательство», 2010 г.,133-135с.

— С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под ред. С.В.Белова. «Безопасность жизнедеятельности». Учебник - М.: Высшая школа, 2000. - 343 с.

— В.И.Громов, Г.А..Васильев «Энциклопедия безопасности» – М.: Высшая школа, 2000. – 1262 с.

— В.Ю.Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», серия «Высшая школа», 2004, 333с.

 

 

1- ый учебный вопрос: Экстремизм. Причины роста экстремизма и профилактические мероприятия экстремизма.

 

Актуальность темы обусловливается вызовами экстремизма, которые в начале XXI в. представляют не только угрозу национальной безопасности и целостности России, но и общемировую проблему. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. (C лайд 4)

  При этом одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Возникновение политического, религиозного, национального и иных видов экстремизма как значимого явления – это тревожный сигнал для всего общества. В течение двух десятилетий после распада Союза ССР Российская Федерация в силу многочисленных факторов объективного и субъективного порядка превратилась в узел переплетения острейших проблем.

При этом динамика преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, является негативной.

Так, если в 2003 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности, а в 2004 г. – 130 (–17,2%), то последующие годы показывают неуклонный рост числа регистрируемых преступлений: в 2005 г. – 152 (+16,9%), в 2006 г. – 263 (+73%), в 2007 г. – 356 (+35,4%), в 2008 г. – 460 (+29,2%), в 2009 г. – 548 (+19,1%), в 2010 г. – 597 (+25,2%) преступлений. В январе-мае 2011 г. зарегистрировано 280 экстремистских преступлений. (C лайд 5)

Статистические данные не отражают объективную картину распространения экстремистских проявлений в стране, поскольку преступления, совершаемые по мотивам политической, идеологической, национальной, расовой, религиозной, социальной ненависти и вражды, характеризуются достаточно высокой степенью латентности.

Экстремизм.

Под экстремизмом следует понимать социальное системное явление, в рамках которого объединенные на основе общих политических, идеологических, национальных, религиозных, расовых, социальных, экологических, экономических взглядов и убеждений представители последних совершают, движимые экстремистскими побуждениями, противоправные действия, направленные на насильственное распространение таких взглядов и искоренение взглядов, отличных от  отстаиваемых ими.

Причины роста экстремизма.

Причины роста экстремизма обусловлены действием трех главных групп факторов: (C лайд 10)

1) экономических, к которым относятся: экономические кризисы, сопровождающиеся безработицей, обнищанием большой части населения; криминализация определенной части экономики; возникновение большого социального расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств или выгодное географическое положение, что может вызвать рост сепаратистских настроений;

2) социально-политических, к которым относятся: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур; высокая коррумпированность чиновников; криминализация общества; содействие экстремистам со стороны представителей зарубежных общественных организаций, направляющих деньги на финансирование экстремистской деятельности;

3 ) идеологических, к которым можно отнести отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, разделяемой подавляющим большинством населения.

Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошедшие периоды существования Российского государства. Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся всё более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает противоправное поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по экстремистским мотивам.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи также следует включить следующие: (C лайд 11)

Ø недостаточную социальную зрелость;

Ø социальное неравенство, желание самоутвердиться;

Ø недостаточный профессиональный и жизненный опыт;

Ø невысокий (неопределенный) социальный статус.

Другие виды терроризма

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты, кроме уже названных видов, также говорят о:

Ø   терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики той или иной страны.

Ø терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди), и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске). Нередко индивидуальный террор служит детонатором террора массового. Так, например, после убийства Индиры Ганди ее телохранителем-сикхом тысячи сикхов были убиты, многие заживо сожжены индусами;

Ø уголовном терроризме, который осуществляют представители уголовного мира в отношении гражданских лиц или своих представителей с целью влияния на принятие нужных уголовному сообществу государственных решений.

К особым формам проявления терроризма следует также отнести:

Террор - применение силы или угроза её применения сильнейшей стороной по отношению к слабой (примерами террора являются: практика массовых публичных казней палачами революционного правительства Франции в 1792 году; «красный террор», «белый террор» в годы Гражданской войны, политические и национальные репрессии в фашистской Германии, Чили, Камбодже и др. странах).

Тираноборство - убийства диктаторов, совершаемые так называемыми «народными мстителями».

Профилактика терроризма

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. (C лайд 40)

Справка: Общегосударственная система противодействия терроризму (далее - ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: (C лайд 41)

Ø организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;

Ø совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;

Ø усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

В связи с этим особая роль принадлежит эффективной реализации административно - правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач: (C лайд 42-43)

Ø разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

Ø выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

Ø оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

Ø определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;

Ø разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;

Ø разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

Ø определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

Ø совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

Ø совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

Реализация указанных задач осуществляется в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

Борьба с терроризмом.

Борьба с терроризмом (C лайд 44) – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по:

Ø выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;

Ø раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы (автоматизированные системы управления).

Одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом является (C лайд 45) оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности.

Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых оперативными штабами на федеральном и региональном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Современный терроризм является одной из главных угроз человечеству. Преступления, связанные с организацией, планированием, финансированием террористических актов, вовлечением в эту деятельность граждан сурово преследуются по закону. Учитывая крайнюю социальную опасность этих видов преступлений в деятельности органов уголовной юстиции главенствующую роль имеет принцип неотвратимости наказания для любого преступника, где бы он ни находился.

Сегодня борьба с терроризмом приобрела активный, наступательный характер. В ней участвует все международное сообщество. Действенным инструментом борьбы с террористическими проявлениями, главарями террористических организаций являются спецподразделения контртеррористических служб.

Противодействие терроризму, наряду с выявлением и ликвидацией очагов организованной преступной деятельности и терроризма, целевым уничтожением боевиков в ходе контртеррористических организаций, охватывает целый ряд направлений. Среди прочих, к ним относятся: создание правовых основ и действенного межгосударственного механизма борьбы с терроризмом; перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами незаконных вооруженных формирований террористов; информационно–пропагандистская работа по формированию негативного отношения общества к террористам, их спонсорам и идейным вдохновителям; работа по нанесению морально–психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений.

Важная роль в противодействии терроризму принадлежит гражданам страны. Именно они в большинстве случаев являются объектом террористических акций. В этой связи каждый из нас обязан в психологическом и практическом отношении быть готовым к террористическим угрозам. Это означает умение распознавать признаки готовящегося террористического акта, выявлять и своевременно сообщать правоохранительным органам о его возможных исполнителях, сохранять самообладание и умело действовать в опасных ситуациях, сохраняя жизнь себе и окружающим людям.

Высшая школа экономики

 Безопасность жизнедеятельности

ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине

Безопасность жизнедеятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.13 (0.009 с.)