Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированный модуль «Экономика»

Поиск

Интегрированный модуль «Экономика»

(Социология)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

профиля А – Педагогика

 

 

Кафедра политологии и права

 

Курс в соответствии с учебными планами факультетов

 

Семестр соответствии с учебными планами факультетов

 

Лекции 12 часов                                                    Экзамен +

 

Практические (семинарские)

занятия 6 часов                                            Зачет

 

Лабораторные

занятия –                                                       Курсовой проект (работа)

 

Аудиторных часов

по учебной дисциплине 18

 

Всего часов                                                     Форма получения высшего

по учебной дисциплине 144                            образования дневная, заочная

 

Составила Шушунова Т.Н., кандидат социологических наук, доцент

 

2014 г.

Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30 июня 2014 года. Регистрационный № ТД-СГ.021/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой политологии и права

28.08.2014 г. протокол № 1

 

 

Заведующий кафедрой

______________Г.В. Корзенко

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией кафедры политологии и права

29.08. 2014 г. протокол № 1

 

Председатель

____________ Е.В. Ефимович

 

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист учебно-методического управления БГПУ

____________ Г.И. Шкнай

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по интегрированному модулю «Экономика», включающему обязательную дисциплину «Социология».

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение обязательного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов с высшим образованием.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» обеспечивает понимание сущности социально-экономических явлений и процессов, происходящих в мире и белорусском обществе, и применение будущими специалистами полученных знаний в практической деятельности. Их изучение позволит сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Междисциплинарные связи в обязательном модуле «Экономика» определены государственной задачей реализации социально-экономической стратегии устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. Подготовка кадров высшей школы для решения задач инновационного развития и формирования экономики знаний предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода. Это позволит сформировать целостное системное мировоззрение для профессионального анализа процессов и явлений в экономике и социуме. При преподавании обязательных учебных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» в рамках обязательного модуля «Экономика» необходимо обратить внимание на выявление фундаментальной взаимосвязанности экономического и социального развития общества.

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных. Учебная дисциплина «Социология» предназначена для подготовки студентов на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям. Она направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений и приобретение практико-ориентированных умений.

Общие требования к формированию

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Минск: БГУ, 2011.

2. Безнюк, Д. К. Социология религии: пособие для студентов / Д. К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009.

3. Бурова С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: БГУ, 2010.

4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005.

5. Данилов, А.Н. Социология: Учеб. пособие / А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистемс, 2012.

6. Елсуков, А. Н. История социологии / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов.Минск: ТетраСистемс, 2012.

7. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. – Минск: БГУ, 2001.

8. Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУ, 2005.

9. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Академия, 2003.

Дополнительная:

10. Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005 – 2010 гг.) / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д. Г. Ротмана [и др.]. – Минск: БГУ, 2011.

11. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. – М. Системс, 2004.

12. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994.

13. Данилов, А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. – Минск: Беларуская навука, 1997.

14. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. – М.: Ареста, 2002.

15. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. /В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Академия, 2000—2007.

16. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1990. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Ольга, 2002.

17. Рубанов, А. В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А. В. Рубанов. – Минск: БГУ, 2011.

18. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2010.

19. Сурмач, М. Ю. Поведение молодежи: от демографических угроз к на­циональной безопасности / М. Ю. Сурмач. – Минск: Право и экономика, 2009.

20. Титаренко, Л. Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л. Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2011.

21. Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П. П. Украинец. – Минск: БГУ, 2008.

22. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. Г. Ротман и [и др.]; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009.

23. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Перспектива, 2005.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

для дневной формы получения образования

Количество аудиторных часов

Литература

Формы контроля знаний

Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия УСРС
1 Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод. 2. Общество как система: сущность, основные характеристики. 3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.   2       Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие №1, 4, 5, 8, 23. Тесты
2 Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства 1. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения. 2. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации. 3. Исторические системы социальной стратификации. 2       Презентация № 2, электронное учебно–методическое пособие № 4,5, 8,15 Тесты
  4. Социальная структура современного белорусского общества. 5. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.   2     Конспект лекций. № 4,5, 8,15 Выступления на семинаре, рефераты, дебаты
3 Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис 1.Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития. 2.Социологические школы о развитии общества и культуры. 3. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. 4. Кризис как стадия развития социальных систем.   2       Презентация № 3, электронное учебно–методическое пособие № 1, 5,8, 10,11,23. Тесты
4 Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси 1.Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности. 2. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. 3. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.   2       Электронное учебно–методическое пособие № 1, 2,8, 19, Тесты
  4. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии. 5.Общие социально-демографические характеристики населения Земли.   2       № 1, 2,8, 19, Выступления на семинаре, рефераты, тестирование
5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси 1.Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). 2.Специфика социологического анализа религии. 3.Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.   2       Презентация № 4, электронное учебно–методическое пособие № 1, 3, 4, 6, 15. Тесты
  4.Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. 5.Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.   2       № 1, 3, 4, 6, 15. Тематическая дискуссия

 

6. Возможности эмпирического социологического исследования общества 1.Социологические исследование в познании общества. 2.Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.   2       Презентация № 5, электронное учебно–методическое пособие № 1, 7, 9,10   Тесты

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

для заочной формы получения образования

Количество аудиторных часов

Литература

Формы контроля знаний

Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия УСРС 13 Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод. 2. Общество как система: сущность, основные характеристики. 3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.   4       Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие №1, 4, 5, 8, 23. Тесты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 

Название тем

Количество аудиторных часов

Всего

Лекции

Практические (семинарские) занятия Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 2 2

 

Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства 4 2

2

Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис 2 2

 

Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси 4 2

2

Тема 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси 4 2

2

Тема 6. Возможности эмпирического социологического исследования общества 2 2

 

Всего 18 12

6

         

 

 

Вопросы к ЭКЗАМЕНУ по курсу «Социология»

1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод.

2. Общество как система: сущность, основные характеристики.

3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

4. Модель устойчивого развития белорусского социума.

5. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

6. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения.

7. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации.

8. Исторические системы социальной стратификации.

9. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

10. Многообразие моделей стратификации. Маргиналы.

11. Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.

12. Социологические школы о развитии общества и культуры.

13. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.

14. Кризис как стадия развития социальных систем.

15. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.

16. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.

17. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.

18. Общие социально-демографические характеристики населения Земли.

19. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь.

20. Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.).

21. Специфика социологического анализа религии.

22. Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.

23. Социологические исследование в познании общества.

24. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.

25. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

26. Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений.

 

Интегрированный модуль «Экономика»

(Социология)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

профиля А – Педагогика

 

 

Кафедра политологии и права

 

Курс в соответствии с учебными планами факультетов

 

Семестр соответствии с учебными планами факультетов

 

Лекции 12 часов                                                    Экзамен +

 

Практические (семинарские)

занятия 6 часов                                            Зачет

 

Лабораторные

занятия –                                                       Курсовой проект (работа)

 

Аудиторных часов

по учебной дисциплине 18

 

Всего часов                                                     Форма получения высшего

по учебной дисциплине 144                            образования дневная, заочная

 

Составила Шушунова Т.Н., кандидат социологических наук, доцент

 

2014 г.

Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30 июня 2014 года. Регистрационный № ТД-СГ.021/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой политологии и права

28.08.2014 г. протокол № 1

 

 

Заведующий кафедрой

______________Г.В. Корзенко

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией кафедры политологии и права

29.08. 2014 г. протокол № 1

 

Председатель

____________ Е.В. Ефимович

 

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист учебно-методического управления БГПУ

____________ Г.И. Шкнай

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по интегрированному модулю «Экономика», включающему обязательную дисциплину «Социология».

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение обязательного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов с высшим образованием.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» обеспечивает понимание сущности социально-экономических явлений и процессов, происходящих в мире и белорусском обществе, и применение будущими специалистами полученных знаний в практической деятельности. Их изучение позволит сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Междисциплинарные связи в обязательном модуле «Экономика» определены государственной задачей реализации социально-экономической стратегии устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. Подготовка кадров высшей школы для решения задач инновационного развития и формирования экономики знаний предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода. Это позволит сформировать целостное системное мировоззрение для профессионального анализа процессов и явлений в экономике и социуме. При преподавании обязательных учебных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» в рамках обязательного модуля «Экономика» необходимо обратить внимание на выявление фундаментальной взаимосвязанности экономического и социального развития общества.

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных. Учебная дисциплина «Социология» предназначена для подготовки студентов на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям. Она направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений и приобретение практико-ориентированных умений.

Общие требования к формированию



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.01 с.)