Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства



Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства

1.1 Понятие опеки и попечительства, их разграничение

1.2 Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети

Глава 2. Правовое регулирование опеки и попечительства

Глава 3. Опека и попечительство в международном частном праве

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.

В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д.

Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

В рамках подобной реформы проводятся значительные мероприятия, направленные на совершенствование применения опеки и попечительства, в том числе над несовершеннолетними. Так, были разработаны и находятся в стадии обсуждения проекты Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". При разработке этих документов использовался положительный опыт российского и зарубежного законодательства в сфере правового регулирования опеки и попечительства, в частности, Германии, Франции, Швеции, Квебек, Китая, Японии, Латвии, Республик Беларусь, Казахстан, Украина и других государств.

Следует также отметить, что 2013 года объявлен годом семьи в России, и проведение реформ в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних относительно воспитания, обеспечения нормальных условий жизни, позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, в том числе при применении опеки и попечительства.

правовое регулирование опека попечительство


Заключение

 

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Отрадно, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.

Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. В то же время должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Значимые шаги в направлении регулирования различных форм устройства несовершеннолетних предприняты на федеральном уровне.


Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Соборное уложение 1649 г. / Российское законодательство Х - ХХ вв. М., 1984. Т.3.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.

.   Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета от 27 января 1996 г. N 17.

.   Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46 ст.4532.

.   Закон от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.07.1998)"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Собрание законодательства РФ.27.07.1998. N 30. Ст.3613.

.   Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст.5340.

Судебная практика

8.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" // Российская газета. N 138.19.07.97.

9. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010 г. N 4.

Литература

10. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник - М.: Юристъ, 2005. - 366 с.

11. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. - М: Бератор, 2010.

.   Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2010. N 6.

.   Еремичев И.А. Семейное право - М.: ИНФРА-М, 2010. - 122с.

.   Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2010.

.   Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1.

.   Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы - М., 2010.

.   Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве - М., 2010.

.   Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над взрослыми - М., 2010.

.   Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними по Российскому законодательству - М., 2010.

.   Михеева Л.Ю., Кузнецова И.М. Сущность опеки попечительства как формы устройства физических лиц // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. Отв. ред.В.Н. Литовкин. ОАО "Издательский дом "Городец", 2005.

.   Муратова С.А. Семейное право - М.: Новый Юрист, 2010. - 272с.

.   Неволин К.А. История российских гражданских законов. СПб., 2001. Т.1.

.   Нечаева А.М. Семейное право - М.: Юристъ, 2010. - 320 с.

.   Прокуронова С.С. Семейное право - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

.   Пчелинцева Л.М. Семейное право - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 672с.

.   Семейное право / Под ред.С. Холенева - М.: Социономия, 2005. - 111с.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства

1.1 Понятие опеки и попечительства, их разграничение

1.2 Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети

Глава 2. Правовое регулирование опеки и попечительства

Глава 3. Опека и попечительство в международном частном праве

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.

В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д.

Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

В рамках подобной реформы проводятся значительные мероприятия, направленные на совершенствование применения опеки и попечительства, в том числе над несовершеннолетними. Так, были разработаны и находятся в стадии обсуждения проекты Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". При разработке этих документов использовался положительный опыт российского и зарубежного законодательства в сфере правового регулирования опеки и попечительства, в частности, Германии, Франции, Швеции, Квебек, Китая, Японии, Латвии, Республик Беларусь, Казахстан, Украина и других государств.

Следует также отметить, что 2013 года объявлен годом семьи в России, и проведение реформ в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних относительно воспитания, обеспечения нормальных условий жизни, позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, в том числе при применении опеки и попечительства.

правовое регулирование опека попечительство


Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.021 с.)