Основным методом консервативного лечения является ЛФК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основным методом консервативного лечения является ЛФК.



Основные задачи ЛФК:

- мобилизация дуги искривленного отдела позвоночника;

- коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции.

Занятия ЛФК направлены в первую очередь на формирование рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции и препятствующего прогрессированию сколиотической болезни.

ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза; наиболее эффективно ее использование в начальных стадиях болезни.

Комплекс средств ЛФК, применяемый в режиме сниженной статической нагрузки на позвоночник, включает: корригирующую лечебную гимнастику; упражнения в воде и плавание; коррекцию положением; элементы спорта; массаж.

Занятия ЛФК проводятся групповым и индивидуальным (преимущественно при тяжелых формах) методами, а также в форме индивидуальных заданий, выполняемых детьми самостоятельно.

Методика занятий ЛФК определяется течением сколиоза. При компенсированном процессе (отсутствии признаков прогрессирования) применяется групповой метод с использованием различных видов физических упражнений, вырабатывающих правильную осанку, корригирующих сколиоз, укрепляющих мышечную систему и весь организм. При сколиозе со склонностью к прогрессированию занятия проводятся индивидуально – в и.п. лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках; используются только упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота.

ЛГ сочетают с массажем этих мышц и ношением корсета, фиксирующего позвоночник. В занятия ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника. Растянутые и ослабленные мышцы, расположенные на стороне выпуклости, необходимо укреплять, тонизировать, способствуя их укорочению; укороченные мышцы и связки в области вогнутости необходимо расслаблять и растягивать. Такая гимнастика называется корригирующей.

С целью укрепления ослабленных мышц (особенно разгибателей туловища, ягодичных мышц и мышц брюшного пресса) используютсясимметричные упражнения различного характера, способствующие воспитанию правильной осанки, нормализации дыхания, созданию рационального мышечного корсета.

Асимметричные корригирующие упражнения носят локальный характер и направлены непосредственно на коррекцию вершины искривления позвоночника. При правильном выполнении упражнений уменьшается давление на позвоночник со стороны вогнутости сколиоза; вследствие этого дуга искривления начинает выравниваться.

С целью вращения позвонков вокруг вертикальной оси в сторону, противоположную торсии, применяются деторсионные упражнения. Они также являются асимметричными и должны выполняться чрезвычайно осторожно, с учетом биомеханических характеристик спинно-мозгового сегмента, на который они направлены. Коррекция торсии достигается разворотом и поворотом туловища, таза, верхних и нижних конечностей. При этом следует учитывать основное правило: при правостороннем сколиозе любой локализации позвонки скручиваются по часовой стрелке, при левостороннем – против часовой стрелки. Например, при правостороннем сколиозе в грудном отделе в и.п. лежа на животе правая рука отводится вправо и затем за спину; голова поворачивается в противоположную сторону. Таким образом образуется деторсия и туловище поворачивается против часовой стрелки. При левостороннем сколиозе в поясничном отделе позвоночника в том же и.п. правая нога поднимается вверх и заносится над левой; при этом образуется деторсия с направлением по часовой стрелке.

При сложном S-образном сколиозе торсия носит спиралеобразный характер. Вследствие этого происходит образование переднего реберного выбухания на противоположной стороне туловища относительно заднего реберного выбухания, т.е. если при осмотре больного сзади реберное выбухание обнаруживается справа относительно позвоночного столба, то при осмотре спереди – слева от позвоночного столба.

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями используются симметричные корригирующие упражнения; асимметричные применяются индивидуально, исключительно редко.

При сколиозе II степени в занятиях корригирующей гимнастикой преобладают общеразвивающие дыхательные и симметричные упражнения. По показаниям применяются асимметричные и деторсионные упражнения; последние – с коррекционной и профилактической целью, оказывая максимальный лечебный эффект именно при сколиозе II степени.

При сколиозах III-IV степеней используется весь арсенал физических упражнений.

При сколиотической болезни противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость и ротацию позвоночника (повороты, наклоны, скручивания); упражнения, приводящие к перерастягиванию позвоночника (чистые висы) и увеличивающие компрессию позвонков (прыжки с высоты, работа с грузами в и. п. стоя).

Школьники, имеющие сколиоз, как правило, освобождаются от уроков физкультуры – с учетом вышеуказанных ограничений или полностью. Такие дети занимаются лечебной гимнастикой в поликлиниках по месту жительства.

Занятия проводятся в зале малогрупповым методом (8-10 чел.) в форме корригирующей гимнастики. Продолжительность занятия – 30-45 мин (не менее 3 раз в неделю).

Занятие ЛГ состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части решается задача подготовки организма к выполнению специальных корригирующих упражнений в основной части занятия. Применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. Методист ЛФК стремится снять у детей симптом скованности, развить свободу движения.

В этой части занятия надо провести построение группы; затем ходьба по залу, во время которой выполняются различные движения руками для развития мышц плечевого пояса и подвижности в плечевых суставах (например, махи, круговые движения). Используются различные варианты ходьбы: обычная; с подниманием прямых ног или ног, согнутых в коленях; в приседе; «прыжок лягушки»; «ход слона»; «шаги медведя»; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (следует исключить ходьбу на внутренних краях стопы, так как она провоцирует развитие плоскостопия); перекаты с пятки на носок; ходьба и кратковременный бег в различном темпе и различных направлениях («змейкой», спиной вперед). Дыхательные упражнения выполняются самостоятельно и в сочетании с движениями верхних конечностей. Далее следуют упражнения в и.п. стоя перед зеркалом: общеразвивающие для мышц шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

В основной части занятия упражнения выполняются в и.п. стоя. Применяются локальные корригирующие упражнения, направленные на исправление дуги искривления позвоночного столба и патологически измененных мышечных групп; упражнения в равновесии; дыхательные.

Занятия ЛГ проводятся в наиболее эффективных исходных положениях – лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевом. Обязательна осознанная и активная коррекция позвоночника. Выполнение упражнений начинается с дистальных отделов конечностей, постепенно переходя к проксимальным отделам. Применяются упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие созданию рационального мышечного корсета.

Вместе с ОРУ используются упражнения для коррекции позвоночника и ног, деторсионные, а также упражнения, оказывающие дифференцированные воздействия на измененные мышечные группы (симметричные и асимметричные).

Во второй половине основной части занятия выполняются упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (проверка осанки, симметричное и асимметричное поднимание и спуск по гимнастической стенке, смешанный симметричный вис, упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, упражнения на равновесие); на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание туловища из и.п. лежа на животе, руки впереди); на наклонной плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). Для повышения моторной плотности занятия группу можно разделить на две подгруппы: первая работает на гимнастической стенке, вторая – на гимнастической скамейке; затем группы меняются местами.

В конце основной части занятия ЛГ широко используется игровой метод ЛФК. Проводятся самые разнообразные (модифицированные и приспособленные для решения специальных задач коррекции) подвижные и некоторые спортивные игры. Они направлены на снятие психофизического утомления ребенка, развитие быстроты реакции, ориентировки, координации движений, обучение детей совместному взаимодействию для достижения поставленной цели.

В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение положением.

Продолжительность различных частей занятия зависит от уровня физической подготовленности детей, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп выполнения упражнений – обычно средний; в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера – медленный.

Дозировать нагрузку на занятиях корригирующей гимнастикой следует на основании оценки функциональных возможностей детей, определяя сдвиги ЧСС и ее восстановление после нагрузки. Перед началом занятия следует также оценивать общую тренированность детей путем проведения простейших функциональных проб (20 приседаний, 30 подскоков) с изучением реакции и восстановления ЧСС и АД.

О силе выносливости мышц-разгибателей туловища и мышц, обеспечивающих наклоны тела вправо и влево, судят по результатам двигательного теста. В нем определяется время удержания верхней части тела на весу в и.п. с опорой на бедра (на гимнастическом коне, столе и др.). Нормой считается: для детей 7-11 лет – 1 – 2 мин; 12-16 лет – 1,5-2,5 мин.

Силу и выносливость мышц-сгибателей туловища помогает определить следующий тест. Из положения лежа на спине нужно перейти в положение сидя без помощи рук, не сгибая ноги (они фиксируются). Нормой считается: для детей 7-11 лет – 15-20 раз, 12-16 лет – 25-30 раз (А.М. Рейзман, И.Ф. Багиров).

Прекрасным средством ЛФК при сколиотической болезни является плавание, которое оказывает оздоровительный, лечебный и гигиенический эффект. Занятия в воде обеспечивают естественную разгрузку позвоночника, вовлекают в работу большое количество мышц (живота, спины, конечностей), совершенствуют коор­динацию движений. При плавании обеспечивается симметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста позвонков.

Лечебное плавание показано почти всем детям, независимо от степени сколиоза. Оно противопоказано только при нестабильности позвоночника, когда разница между углом искривления на рентгенограмме в положении лежа и стоя составляет более 15°, а также по рекомендациям врача-специалиста (педиатра, психоневролога, дерматолога и др.).

Основным стилем плавания (Л.А. Бородич с соавт., 1988) при сколиозе является брасс с удлиненной паузой скольжения. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения; движения руками и ногами осуществляются в одной плоскости, симметрично; позвоночник максимально вытягивается; мышцы туловища статически напряжены.

При подборе плавательных упражнений необходимо учитывать степень сколиотической болезни.

При сколиозе I степени применяют симметричные плавательные упражнения: брасс на груди с удлиненной фазой скольжения, кроль на груди с помощью движений ногами, проплывание скоростных участков.

При сколиозе II-III степеней для коррекции деформации применяют (строго индивидуально) асимметричные исходные положения. Плавание в позе коррекции (после освоения техники брасса на груди) составляет 40-50% общего времени занятия.

При сколиозе IV степени первоочередной задачей является улучшение общего состояния организма ребенка, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Как правило, используются симметричные исходные положения. Для тренировки (сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц (строго индивидуально, под контролем функциональных проб) применяют проплывание коротких скоростных отрезков.

Занятие лечебным плаванием также состоит из трех частей. Подготовительная часть (6-8 мин) включает упражнения на суше и подготовительные упражнения в воде.

Основная часть (25-35 мин) включает изучение техники плавания и выполнение различных заданий, совершенствование имеющихся навыков плавания с удлиненной паузой скольжения и скоростное плавание. Для повышения эмоциональности занятия используют игры в воде.

Заключительная часть (4-6 мин) включает самостоятельное плавание, игры в воде, организованный выход из воды. В комплексной программе восстановительного лечения, наряду с корригирующей гимнастикой и оздоровительным плаванием, используют лечебный массаж: классический лечебный, рефлекторно-сегментарный или точечный.

Необходимо проведение не менее двух курсов в год, включающих 20-25 процедур, с постепенным увеличением продолжительности (от 15-20 мин вначале до 40-60 мин к 8-10-й процедуре).

При массаже необходимо дифференцированное воздействие на мышцы спины: укороченные, напряженные мышцы на стороне вогнутости дуги искривления позвоночника растягивают и расслабляют; растянутые и ослабленные мышцы на стороне выпуклости тонизируют и стимулируют.

 

Плоскостопие. Виды плоской стопы. Диагностика плоскостопия.

Задачи ЛФК при плоскостопии. Методика лечебной физкультуры при плоскостопии.

 

Плоскостопие – это деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее продольных сводов, в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.

Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы, которое характеризуется отклонением пятки кнаружи (рис. 33). Такое сочетание называется плосковальгусной стопой. При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стопы; в связи с этим основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод, и рессорная функция стопы резко снижается.

Различают продольное и поперечное плоскостопие. Данная патология наблюдается в равной степени как у людей сидячих профессий, так и у работающих в положении стоя, однако последние жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще.

В случае прогрессирования продольного плоскостопия длина стопы увеличивается – в основном вследствие понижения ее продольного свода. При развитии поперечного плоскостопия длина стопы уменьшается – за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца кнаружи (рис. 34).

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, чем больше нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте от 7 до 25 лет, а поперечное – в 35-50 лет.

По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую стопу.

Статическое плоскостопие встречается у спортсменов, занимающимся такими видами спорта, как тяжелая атлетика, художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание, – вследствие большой вертикальной нагрузки на стопу и раннего начала занятий этими видами спорта. При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнаружи лечение может быть консервативным и оперативным. Консервативное лечение сводится к ношению ортопедической обуви различных конструкций. В более легких случаях (I степень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Методика ЛФК. Основными задачами ЛФК являются исправление деформации стоп и укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток, контрактуры переднего отдела стопы.

В подготовительном периоде (в начале лечебного курса) специальные упражнения для мышц голени и стопы рекомендуется выполнять в и.п. лежа и сидя. Исключается нерациональное и. п. стоя – особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслаб­ление. Применение общеразвивающих упражнений при плоскостопии особенно важно, так как оно развивается у физически ослабленных людей.

Необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшить координацию движений.

В основном периоде добиваются коррекции положения стопы и его закрепления. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, упражнения с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции); упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, прокатывание подошвами палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются специальные варианты ходьбы: на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления (ребристые доски, скошенные поверхности и т.п.). Все специальные упражнения выполняются в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями – в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Важными средствами лечения и реабилитации при плоскостопии являются физиотерапевтические процедуры (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.), а также массаж стоп и голеней. Сложные деформации стоп требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, в нормализации походки и восстановлении пра­вильного положения стоп.

В заключительном периоде, помимо занятий ЛГ, используются массовые формы ЛФК: плавание (особенно кролем), ходьба на лыжах, катание на коньках, ближний туризм и др. Следует ограничить упражнения с отягощениями в и. п. стоя, а также прыжковые упражнения и соскоки.

При плоскостопии занятия проводятся преимущественно индивидуальным методом, реже – малогрупповым. Продолжительность занятия – 30-45 мин. Дети с плоскостопием относятся к подготовительной медицинской группе.

Специальные упражнения ЛГ направлены на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца, коротких сгибателей пальцев и большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода.

Упражнения выполняются в и.п. лежа, сидя, стоя, а также во время ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стопы (рис. 35). Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в и.п. лежа и сидя, с чередованием сокращения и расслабления мышц. В дальнейшем в занятия рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой.

Примерный перечень упражнений, выполняемых в различных исходных положениях

И. п. – лежа на спине

1) поочередное и одновременное оттягивание носков, приподнимая и опуская наружный край стопы;

2) согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны;

3) скольжение стопой одной ноги по голени другой;

4) согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток.

И. п. – сидя

1) приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;

2) захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3) подгребание пальцами матерчатого коврика;

4) захватывание пальцами какого-либо предмета и приподнимание его;

5) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола;

6) поставив стопы на наружные края, разведение коленей с максимальным сгибанием пальцев;

7) поднимание из положения сидя «по-турецки», опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп.

И. п. – стоя

1) поднимание на носках с упором на наружные края стоп;

2) повороты туловища при фиксированных стопах;

3) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;

4) полуприседания и приседания, стоя на гимнастической палке и вынося руки вперед или в стороны;

5) захватывание пальцами каких-либо предметов и приподнимание их.

Эти упражнения, кроме тренировки мышц, позволяют корригировать своды стоп и их вальгусную постановку.

Во время ходьбы

1) ходьба по двум граням наклонной плоскости, имеющей трехгранное сечение;

1) приведение переднего отдела стопы;

3) приведение наружного отдела стопы, поднимаясь на носки на каждом шагу.

Поскольку лечение и реабилитация сопряжены с большими трудностями, чрезвычайно важной является профилактика развития плоскостопия. В детском возрасте необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Очень полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, где происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы – так называемый рефлекс щажения. Большое значение для предупреждения деформаций стопы имеет рационально подобранная обувь (строго по ноге). Медиальный (внутренний) край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, а носок – просторным. Высота каблука должна быть не более 3-4 см; подметка – из упругого материала. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора обуви, необходимо уменьшить нагрузки на свод стопы при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы. В конце дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц.

 

Анатомо-физиологические основы массажа. Влияние массажа на системы организма

Влияние массажа на организм. Массажем в медицине называется равномерное механическое раздражение участков тела человека, производимое либо рукой массажиста, либо специальными приспособлениями и аппаратами.

Несмотря на такое определение, действие массажа на человеческий организм нельзя рассматривать просто как механическое влияние на массируемые ткани. Это сложный физиологический процесс, ведущую роль в котором играет центральная нервная система. Механизм действия массажа на организм человека представляет собой сложный биологи-ческий процесс, развивающийся в целостном организме.

В механизме действия массажа на организм принято выделять три фактора: нервный, гуморальный и механический.

В первую очередь массаж оказывает воздействие на центральную и вегетативную нерв-ную систему. На начальном этапе массажа происходит раздражение рецепторов, заложен-ных в коже, мышцах, сухожилиях, суставных сумках, связках и стенках сосудов. Затем по чувствительным путям импульсы, вызванные этим раздражением, передаются в центральную нервную систему и достигают соответствующих участков коры больших полушарий головного мозга. Там и возникает общая сложная реакция, вызывающая функциональные сдвиги в организме.

Этот механизм был подробно описан в работах русского физиолога И. П. Павлова: «Это значит, что в тот или другой рецепторный нервный прибор ударяет тот или другой агент внешнего или внутреннего мира организма. Этот удар трансформируется в нервный процесс, в явление нервного возбуждения. Возбуждение по нервным волнам, как по проводам, бежит в центральную нервную систему и оттуда, благодаря установленным связям, по другим проводам приносится к рабочему органу, трансформируясь, в свою очередь, в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом, тот или другой агент закономерно связывается с той или другой деятельностью организма, как причина с ее следствием».

Результат воздействия массажа на организм человека зависит в большой степени от того, какие процессы в данный момент преобладают в его центральной нервной системе: возбуждения или торможения, а также от продолжительности массажа, характера его приемов и от многого другого.

В процессе массажа наряду с нервным фактором учитывается и гуморальный (от греч. слова humor — жидкость). Дело в том, что под влиянием массажа в коже образуются и поступают в кровь биологически активные вещества (тканевые гормоны), при помощи которых происходят сосудистые реакции, передача нервных импульсов и другие процессы.

Русские ученые Д. Е. Альперн, Н. С. Звоницкий и другие в своих работах доказали, что под влиянием массажа происходит быстрое образование гистамина и гистаминоподобных веществ. Вместе с продуктами белкового распада (аминокислотами, полипептидами) они разносятся током крови и лимфы по всему организму и оказывают благотворное влияние на сосуды, внутренние органы и системы.

Так, гистамин, действуя на надпочечники, вызывает повышенное выделение адрена-лина.

Ацетилхолин выступает в роли активного посредника при передаче нервного возбуждения с одной нервной клетки на другую, что создает благоприятные условия для деятельности скелетной мускулатуры. Кроме того, ацетилхолин способствует расшире-нию мелких артерий и возбуждению дыхания. Считается также, что он является местным гормоном многих тканей.

Третий фактор воздействия массажа на организм человека — механический — проявляется в виде растягивания, смещения, давления, приводящих к усилению циркуля-ции лимфы, крови, межтканевой жидкости, удалении отторгающихся клеток эпидермиса и др. Механическое воздействие при массаже устраняет застойные явления в организме, усиливает обмен веществ и кожное дыхание в массируемом участке тела.

Действие массажа на кожу. Первым объектом воздействия массажа является кожа (рис. 1). Возникающая энергия от раздражения является начальным звеном в сложном механизме всего физиологического процесса.

Кожа составляет около 20% от общей массы человеческого тела. Значение ее для нормальной жизнедеятельности внутренних органов трудно переоценить. Она защищает организм от неблагоприятных внешних воздействий (механических, химических, микроб-ных). Сложнейшие процессы, происходящие в коже, дополняют, а иногда и дублируют функции некоторых внутренних органов.

Здоровая поверхность кожи участвует в процессе дыхания, обмена веществ, тепло-обмена, выведения из организма лишней воды и отработанных продуктов.

Кожа состоит из эпидермиса и дермы. Посредством подкожножирового слоя она соеди-няется с лежащими под ней тканями. Эпидермис, в свою очередь, состоит из двух слоев: верхнего (рогового) и нижнего.

Плоские ороговевшие клетки верхнего слоя постепенно отшелушиваются и заменяются новыми из нижнего слоя. Роговой слой отличается упругостью, плохо пропускает воду и тепло. Он хорошо проводит газы, например, кислород, и отличается высокой сопротив-ляемостью к механическим и атмосферным воздействиям. Толщина рогового слоя неоди-накова: он толще на подошвах, ладонях, ягодичной области, то есть в тех местах, на которые оказывается большее давление.

Рисунок 1.Строение кожи:1, 2 - эпидермис, 3 - пигментные клетки, 4, 5 - собственно кожа, 6 - потовая железа, 7 - жировая клетчатка, 8 - волосяной сосочек, 9 - волосяная луковица, 10 - корень волоса, 11 - волосяная сумка, 12 - канал потовой железы, 13 - сальная железа, 14 - выводные протоки потовых желез, 15 - волос.

Нижний слой эпидермиса очень чувствителен к различного рода прикосновениям. Он не содержит сосудов и получает питание из межтканевых щелей.

Собственно кожа представляет собой соединительную ткань, состоящую из двух видов волокон: коллагеновых и эластичных. В собственно коже находятся потовые и сальные железы, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные волокна, чутко реагирующие на тепло, холод и тактильные раздражения. Ее нервные окончания связаны с центральной нервной системой.

В коже имеется около 2 млн. потовых желез, особенно много их на подошвах и ладо-нях. Сама железа располагается в дерме, а ее выводная протока, проходя через эпидермис, имеет выход между его клетками. За сутки потовые железы выделяют 600-900 мл пота, состоящего в основном из воды (98-99%). В состав пота входят также мочевина, соли щелочных металлов и др. При сильных физических нагрузках в поте повышается содер-жание молочной кислоты и азотистых веществ.

Кожа выполняет очень важную для организма функцию — функцию теплорегуляции. В результате теплоизлучения, теплопроведения и испарения воды через кожу выделяется 80% образующегося в организме тепла. Температура кожи у здорового человека в различ-ных участках его тела составляет 32,0-36,6 °С.

Выход сальных желез, как правило, открывается в сумки волос, поэтому они располо-жены в основном на волосяных участках кожи. Больше всего сальных желез находится на коже лица. Холестериновые жиры, выделяемые этими железами, не разлагаются микроор-ганизмами, поэтому они являются хорошей защитой кожи от внешней инфекции. За день сальные железы вырабатывают от 2 до 4 г жира, который равномерно распределяется по всей поверхности кожи. Количество выделяемого жира зависит от состояния нервной системы и возраста.

Снабжение кожи кровью осуществляется с помощью артерий. Причем в местах, подвергающихся большему давлению, их сеть гуще, а сами они имеют извилистую форму, что предохраняет их от разрыва при смещении кожи.

Вены, расположенные в коже, образуют четыре венозных сплетения, соединенных друг с другом.

Степень насыщенности кожи кровью очень велика: в ней может находиться до одной трети всей крови организма.

Под кровеносными сосудами в коже расположена очень разветвленная сеть лимфати-ческих капилляров.

Кожа играет очень важную роль в общем обмене веществ: водном, солевом, тепловом, углеводном, жировом и витаминном.

Издавна люди заметили, что кожа одной из первых реагирует на нарушениях в работе внутренних органов. Это может проявляться в виде острой боли, покалывания, зуда или онемения на ограниченных участках кожи. Кроме того, кожа может покрыться сыпью, пятнами, пузырьками и т. п.

Воздействие массажа на кожу заключается в следующем:

1. Через кожу передается раздражение в центральную нервную систему, которая определяет ответную реакцию организма и его отдельных органов.

2. Массаж способствует удалению с поверхности кожи отживших роговых клеток эпидермиса, что, в свою очередь, улучшает работу сальных и потовых желез.

3. В процессе массажа улучшается снабжение кожи кровью и устраняется венозный застой.

4. Температура массируемого участка повышается, а значит, ускоряются обменные и ферментативные процессы.

Массируемая кожа становится розовой и упругой из-за усиленного кровоснабжения. Возрастает ее сопротивляемость механическим и температурным воздействиям. При поглаживании происходит ускорение движения лимфы в лимфатических сосудах и устраняются застойные явления в венах. Эти процессы происходят не только в сосудах, находящихся на массируемом участке, но и в расположенных рядом. Такое отсасывающее действие массажа объясняется снижением давления в массируемых сосудах. Повышая кожно-мышечный тонус, массаж влияет на внешний вид кожи, делая ее гладкой и эластич-ной. Ускорение обмена веществ в кожных тканях положительно влияет на общий обмен веществ в организме.

Действие массажа на суставы, связки, сухожилия. Суставы — одна из форм соеди-нения костей (рис. 2). Основная часть сустава, в которой, собственно, и происходит сочле-нение двух костей, называется суставной сумкой. Посредством соединительных тканей она крепится к мышечным сухожилиям.

Рисунок 2.Сустав (схема):1 - суставная сумка, 2 - внутрисуставная жидкость, 3 - надкост-ница, 4 и 5 - суставные поверхности, покрытые хрящом.

Суставная сумка имеет два слоя: внутренний (синовиальный) и наружный (фиброзный). Синовиальная жидкость, выделяемая внутренним слоем, уменьшает трение и поддержи-вает питание хрящевой ткани, которая покрывает суставные поверхности костей. В глуби-не наружного слоя или возле него находятся связки.

Под воздействием массажа улучшается снабжение сустава и близлежащих тканей кровью, ускоряется образование и движение синовиальной жидкости, и в результате связ-ки становятся более эластичными.

Вследствие перенесенных перегрузок и микротравм в суставах могут наблюдаться малоподвижность, отечность, сморщивание суставных сумок, изменение состава сино-виальной жидкости. С помощью массажа, ведущего к улучшению питания суставных тканей, можно не только избавиться от этих болезненных явлений, но и предупредить их. Кроме того, вовремя проведенный массаж предупреждает повреждение хрящевой ткани, ведущее к возникновению артрозов.

Под воздействием массажа можно увеличить амплитуду движений в тазобедренном, плечевом, локтевом, межпозвонковых суставах.

Действие массажа на мышцы. У человека более 400 скелетных мышц, они состав-ляют от 30 до 40% общего веса. При этом вес мышц конечностей составляет 80% общего веса мышц. Скелетная мускулатура покрывает все тело человека, и, говоря о красоте чело-веческого тела, мы прежде всего имеем в виду их гармоничное развитие и расположение.

Все скелетные мышцы делятся на мышцы туловища, мышцы головы и мышцы конечностей. Мышцы туловища, в свою очередь, подразделяются на задние (мышцы спины и затылка) и передние (мышцы шеи, груди и живота) (рис. 3).

Мышцы состоят из мышечных волокон, основное свойство которых — возбудимость и сократимость. Скелетную мышцу можно отнести к особым органам чувств, передающим сигналы в центральную нервную систему. На обратном пути нервный импульс, проходя через нервно-мышечное окончание, способствует образованию в нем ацетилхолина, вызывающего возбуждение мышечного волокна.

Как уже говорилось, ацетилхолин передает нервное возбуждение с одной клетки на другую, поэтому усиление его образования при массаже повышает общую работоспособ-ность мышц. По данным экспериментальных исследований, работоспособность утомлен-ных мышц после массажа может возрасти в 5-7 раз.

После сильной физической нагрузки достаточно десятиминутного массажа, чтобы не только восстановить первоначальную работоспособность мышц, но и увеличить ее. Такой реакции мышечных волокон на массаж способствует и раздражение специальных нервных волокон, содержащихся в мышечном пучке.

Под воздействием массажа в мышцах улучшаются кровообращение и окислительно-восстановительные процессы: увеличивается скорость доставки кислорода и удаления продуктов обмена. В результате устраняются ощущения одеревенелости, болезненности и припухлости мышц.

А) Мышцы тела человека спереди:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.08 с.)