Основные виды невротических расстройств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды невротических расстройств.



К основным видам невротических расстройств принято относить истерию, неврастению, психастению, навязчивые состояния:


1) ИСТЕРИЯ

 Характерна чрезвычайная яркость представлений об окружающем, причем эмоциональная окраска переживаний преобладает над рассудочностью, нарушая тем самым соразмерность реакции человека на жизненные события.

Людей с образно-эмоциональным мышлением отличает “художественный” тип, что само по себе не является патологией, но у них легко развиваются болезненные черты. Слишком эмоционально, бурно реагируя на окружающее, они подчеркивают свои симпатии и антипатии, эгоцентричны, капризны, крикливы, резки в своих движениях; если они смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно человек, страдающий истерическим неврозом, стремится привлечь внимание окружающих и с этой целью изображает себя несчастным, обиженным или, наоборот, превозносит собственные заслуги. При этом можно отметить искусственность, театральность, а нередко и фальшивость в поведении такого человека, он как бы постоянно “играет” придуманную им самим роль.

Люди с таким складом характера успешно работают, могут быть дисциплинированными, часто вызывают симпатию окружающих и действительно становятся “центром общества”.

От волнения больные истерией могут временно терять речь, слепнуть. У них расстраиваются различные функции: повышается температура, усиливается сердцебиение, исчезает аппетит, появляется рвота (без нарушения пищеварения), возникают кожные заболевания. К числу истерических расстройств могут относиться утрата или ослабление слуха, осязания и обоняния, судороги конечностей, летаргический сон, наконец, истерические припадки, которые возникают после какой-либо неприятности или волнующего события. Припадок, как правило, начинается с громкого плача, крика, хохота, сменяемых двигательным возбуждением и отдельными судорожными подергиваниями. Иногда больной во время припадка падает, у него бывают резко напряжены мышцы, в редких случаях он лежит на спине, изогнув тело дугой. Такой припадок длится от нескольких до десятков минут.

Истерический паралич также обычно является ответом на какое-то переживание. Парализуется одна или обе (очень редко все) конечности. Значительно чаще развиваются контрактуры рук или ног: отдельные пальцы неподвижно застывают в неестественном, “странном” положении. Отмечается своеобразное нарушение способности стоять и ходить: в постели больной активно выполняет все движения, но, становясь на ноги, падает “как подкошенный”. В этом наглядно проявляется характерная для истерии тенденция больных не преодолевать возникшее у них нарушение, а даже подчеркивать его.

Истерия может начаться в детстве, но чаще болезнь проявляется в возрасте 16-25 лет. Протекает она различно в зависимости от индивидуальных особенностей человека: у некоторых больных все симптомы проходят с наступлением периода зрелости, у других сохраняются на долгие годы. Под влиянием неблагоприятных жизненных ситуаций истерические проявления обычно усиливаются, при отсутствии же травмирующих обстоятельств, а также благодаря лечению болезнь значительно ослабевает и практически не мешает человеку жить и работать.

НЕВРАСТЕНИЯ

Характеризуется легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью нервных функций. Дословно этот термин означает “нервная слабость”. Больной начинает замечать не свойственную ему быструю утомляемость, затруднения при работе, требующей сосредоточения внимания и усидчивости, потерю спокойствия и внутренней уравновешенности. Появляется повышенная раздражительность. Он может из-за пустяка нагрубить, а потом, успокоившись, сожалеет, что “вышел из себя”. У таких больных утрачивается пропорциональность между силой раздражителя (незначительная неприятность) и интенсивностью реакции и аффекта (выраженная “нервная” вспышка). Усталость и одновременное возбуждение лишают человека четкости и свежести мысли, что необходимо для продуктивной и целенаправленной деятельности. Он раним, крайне чувствителен к обидам, не выдерживает сколько-нибудь горячих споров, плохо переносит яркий свет и шум.

Больные неврастенией обычно избегают длительного напряжения. Для их деятельности характерно удачное интенсивное “начало” и быстрое падение продуктивности в работе.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. Навязчивые состояния могут встречаться как при неврастении, так и при психастении, но в ряде случаев являются самостоятельным симптомокомплексом. Для этого невроза характерно появление мыслей, воспоминаний, страхов, желаний, нелепость и нереальность которых больные понимают, но избавиться, “отвязаться” от них не могут. В связи с этим постепенно меняется поведение человека.

Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии): больные боятся смерти от какой-либо определенной причины, темноты, закрытых пространств (например, театрального зала, из-за чего не посещают театр), острых предметов (которыми они будто бы могут нанести себе порезы), рукопожатия или прикосновения к дверям (“чтобы не заразиться”), покраснения лица и многого другого.

Страхи накладывают определенный отпечаток на все поведение больных, особенно в тех случаях, когда они совершают защитные от навязчивостей действия – ритуалы. Страх заболеть, например, раком побуждает больных ходить от врача к врачу, не веря, что они здоровы, настоятельно умоляя сделать им операцию. К особому виду фобий относятся навязчивые опасения, связанные с профессией. Так, например, у актеров иногда развивается страх, что на сцене они “забудут текст роли”, “упадут в оркестровую яму”. Попытки преодолеть эти состояния обычно сопровождаются одышкой, обильной потливостью, расширением зрачков, бледностью лица и другими вегетативными расстройствами. У многих больных навязчивые состояния разрастаются на почве реальных, но значительно преувеличенных опасений. Например, после смерти близкого родственника от раковой опухоли человек начинает выискивать и у себя признаки заболевания. При этом появляется необоснованное беспокойство по поводу мнимых симптомов тяжелого заболевания, которое обусловливает формирование сенестопатических и ипохондрических расстройств.

ПСИХАСТЕНИЯ

1. Развивается преимущественно у людей с “мыслительным” типом психической деятельности и как бы противоположна истерии. Больные жалуются на то, что окружающее воспринимается ими “как во сне”, собственные действия, решения, поступки кажутся недостаточно ясными и точными. Отсюда – постоянная наклонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожно-мнительное настроение, робость, повышенная застенчивость. Раньше психастению называли “помешательством сомнения”. Вследствие постоянных сомнений в правильности сделанного человек часто стремится переделывать только что законченное дело. Все это вместе взятое создает у больного тягостное ощущение собственной неполноценности. Вымышленная неприятность не менее, а, может быть, более страшна, чем существующая.

Больные психастенией часто предаются всевозможным размышлениям отвлеченного характера; мысленно в своих мечтах они способны пережить многое, но от участия в реальной действительности всячески стараются уклониться. Описано так называемое профессиональное безволие (абулия) больных психастенией, проявляющееся прежде всего на работе, при выполнении своих непосредственных обязанностей, когда человек с психастеническими расстройствами часто начинает испытывать сомнения и проявлять нерешительность. Нередко при психастении развиваются различные ипохондрические и навязчивые состояния.

Психастенические черты характера, как и многие другие невротические нарушения, могут проявляться уже в молодом возрасте. Однако отдельные и неярко выраженные проявления еще не дают основания говорить о психастении как о болезни. Если же они под влиянием психогенно травмирующих обстоятельств нарастают, усложняются, становятся главенствующими в психической деятельности человека, имеются основания говорить не о своеобразии характера, а о болезненном невротическом состоянии, мешающем человеку жить и работать.

Психастенические расстройства во время болезни носят обычно постоянный характер, но вначале больной справляется с ними сам. Если же травмирующие обстоятельства сохраняются и усиливаются, а систематического лечения нет, проявления заболевания могут нарастать.

4) РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ (терминологическое обозначение МКБ-10) объединяют различные варианты психопатического поведения, в том числе параноидное, шизоидное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное (обсессивно-компульсивное) и другие расстройства личности. В отечественной литературе они описываются главным образом в рамках психопатий.

Для них характерен патологический склад личности, развившийся на основе врожденной или рано приобретенной неполноценности нервной системы и дезадаптирующего средового влияния. Основным клиническим проявлением психопатии бывает дисгармония эмоционально-волевой сферы, обусловливающая декомпенсацию характерологических особенностей, проявляющуюся в виде патологических реакций и фазовых состояний. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации психопатий, большинство авторов выделяет следующие их типы (формы): возбудимые (взрывчатые), гипотимные (конституционально-депрессивные), гипертимные (конституционально-возбудимые), психастенические, эмотивно-лабильные (реактивно-лабильные), истерические, паранойяльные, шизоидные, неустойчивые (безвольные). Клиническая характеристика указанных типов психопатий определяется соответствующим названию ведущим симптомокомплексом, хотя в реальной врачебной практике наблюдается достаточно много смешанных (перекрестных) форм и вариантов психопатий.

Одним из важнейших критериев диагностики психопатий является их динамика. Обычно психопатические особенности отмечаются уже в детстве и без значительных изменений сохраняются в юности и зрелом возрасте. Вне декомпенсации психопатии рассматриваются как аномалии характера и не являются психическими расстройствами в прямом их понимании. Психопатические декомпенсации могут быть ситуационно спровоцированными или появляться без видимой причины. Они могут начинаться достаточно остро и продолжаться в виде относительно кратковременных реакций и пролонгированных состояний. Диагностические границы психопатий во многих случаях нечетки, что затрудняет отличие болезненных проявлений от вариантов типологической нормы с акцентуациями характера. Важнейшим критерием в этих случаях является нарушение адаптации больного к окружающей среде, объясняемое стойкими феноменологическими комплексами, характерными для определенной формы психопатии. Для диагностики психопатии особое значение имеют объективный анамнез и отграничение психопатии от психопатоподобных расстройств, наблюдаемых (тесно связанных) в структуре других психических, а также соматических заболеваний.

 

Методы патопсихологии

Используемые в патопсихологических исследованиях методи­ки характеризуются направленностью на звенья психических про­цессов. В патопсихологических методиках воссоздаются конкрет­ные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определен­ного вида деятельности, изучение которого и является целью про­водимого исследования. В психологическом эксперименте моде­лируется некая проблемная ситуация, требующая раскрытия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию элементы находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Рубинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотно­шений между элементами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных частей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических методик на качественные и психометрические, то есть служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качественных закономерностей пси­хической деятельности больных, доступны в большинстве случаев статистической обработке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью ма­териала неправомерно и приводит к ошибочным выводам (см. раздел «Психометрические методы исследования интеллекта»).

Весьма условно и деление экспериментально-психологических методик на словесные (вербальные) и предметные (невербаль­ные). Даже пользуясь невербальной методикой, исследующий, как правило, не ограничивается регистрацией полученных резуль­татов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он руководствовался, выполняя задание, интересуется рассуждениями больного по поводу проделываемой им в процес­се обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в вы­полнении заданий по невербальным методикам неизменно участ­вует система процессов внутренней речи обследуемого.

Разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции также является условным. Как правило, большинство методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большин­ство патопсихологических методик обладают широким диапазоном. Нельзя ограниченно ис­следовать только память, только внимание, только мышление. В связи с этим мы должны оговориться, что произведенная нами в этой книге группировка методик также условна и ее использова­ние продиктовано удобством изложения.

С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности те­чения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах.

Два принципа подбора экспери­ментально-психологических методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследовать ка­кие-либо проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти употребляются пробы на заучивание искус­ственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, приме­няются методики, позволяющие судить о кратковременной и дол­говременной памяти, о непосредственном и опосредованном запо­минании и т. д. Во-вторых, сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности и надежности получен­ных результатов. Данные, получаемые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно под­твердить результатами, полученными с помощью других методик.

 

 

Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная и т.д.)

- Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:

- Эксперимент

- Беседу с больным

- Наблюдение

- Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой профессионально -написанную врачом историю болезни)

- Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.


По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.

Принципы построения ППС эксперимента.

ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть. На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.

Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой особый интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного психологического исследования.Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в жизнед-ти, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен актуализировать не только умственные операции, но и его личностное отношение. ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого. => его построение не может быть жестким.Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей воспользоваться.

Беседа психолога с больным.

Состоит из 2-х частей:

1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда экспериментатор не проводит никаких экспериментов.

2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным, оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).

Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче проводится эксперимент.Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением, мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в структуру самого экспер.В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация проводится на основании системного анализа.При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально единообразной, она зависит от клинической задачи.(научной или практической).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.018 с.)